Конспект занятия «Народы севера — саами»

1
0
Материал опубликован 15 October 2017

Конспект занятия «Народы Севера –саами»

Автор работы:

Курсова Наталья Юлионасовна воспитатель Ι квалификационной категории

Цель: Воспитывать бережное отношение к истории своего края.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с родным краем.

Уточнить знания о жизни народностей Севера – саамов (их занятиях, особенности быта и культуры;

Воспитывать любовь к поэзии.

Воспитывать у детей толерантное сознание;


 


 

Предварительная работа:

Посещение праздника Севера.

Чтение произведений Ю. Рытхэу «про оленей», народные сказки «Айога», «Кукушка».

Рассматривание иллюстраций.

Интеграция образовательных областей:

Познание,

Коммуникация,

Социализация,

Чтение художественной литературы,

Художественное творчество,

Музыка.

Ход занятия

1.

Воспитатель: Дети к нам в детский сад пришла посылка.(рассматривание красиво украшенного ящика).

От кого она, я пока не знаю. Сейчас мы вскроем её, может быть вы сами отгадаете, кто её прислал?

2.

Рассматривание вещей по порядку:

Унты из оленьего меха.

Сумка – киса, украшенная бисером, лоскутками яркой ткани.

Меховая шапка.

Рисунки рукавиц, рыб.

Воспитатель: Догадались, кто нам выслал эти вещи?

Ответы детей: Дети саамов.

Воспитатель: Как вы догадались?

Ответы детей: по вещам в ящике.

Воспитатель: Где живут саами?

Ответы детей: на севере.

Воспитатель: Как вы узнаете их, встретив на улице?

Ответы детей: по внешнему виду.

Воспитатель: Давайте рассмотрим портрет саама. У саамов – черные прямые волосы, узкие черные глаза, смуглая кожа.

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о занятиях саамов?

Ответы детей: разводят оленей, зверьков, ловят рыбу. (показ слайдов)

Воспитатель: Верно, но в наши дни саами занимаются не только этой работой. Многие из них – врачи, учителя, инженеры. Это люди различных профессий.

3.

Воспитатель: В нашем крае есть село Ловозеро. В нем живут саами. Этот народ мастера на все руки. Они издавна шьют красивые вещи из оленьего меха. Их охотно покупают в магазинах, даже отправляют на выставки. (рассмотреть лопарки, рукавицы, пимы, коврики).

Воспитатель: Сейчас в наше время они живут в таких же домах, как и мы, но раньше они жили в хижинах, которые назывались – кувакса. Они сооружали их из бревен и покрывали шкурами оленей.

У саамов есть свой родной язык. Например, здравствуйте на их языке звучит так – «Тирв парнэ», а оленей они зовут «хор-хор-хор». Саами прекрасные оленеводы. Они занимаются своим коренным делом по сей день.

Воспитатель: у саамов есть свои сказания, сказки, рассказы, написанные на саамском языке.

Саами – веселые и добрые люди. Любимое развлечение саамом – это саамский футбол, в который играют девочки и женщины. А ещё они очень любят петь, плясать и веселиться. Песни они сочиняют сами о том, что видят вокруг, воспевая прекрасную, суровую природу родного севера:

«Мчат олени все быстрее

Вьётся снег из – под копыт

А на кончике хорея

Солнце красное блестит.

Всюду, всюду снег искрится

Все быстрей оленей бег

Говорят саами: солнце –

Самый лучший человек.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю за столы. Давайте попробуем тоже смастерить красивый коврик по узорам саами. Детям предлагается принять участие в коллективной работе. Украшаем холст наклеиванием подручного материала (кусочки кожи, материи, бисер, ленточки.) Это происходит под звучание саамских наигрышей.

4.

Воспитатель: Молодцы! У нас с вами получился очень красивый коврик.

Я надеюсь, что вы узнали много нового о жизни коренных народов севера- саами.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.