Конспект занятия «Народы севера — саами»
Конспект занятия «Народы Севера –саами»
Автор работы:
Курсова Наталья Юлионасовна воспитатель Ι квалификационной категории
Цель: Воспитывать бережное отношение к истории своего края.
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с родным краем.
Уточнить знания о жизни народностей Севера – саамов (их занятиях, особенности быта и культуры;
Воспитывать любовь к поэзии.
Воспитывать у детей толерантное сознание;
Предварительная работа:
Посещение праздника Севера.
Чтение произведений Ю. Рытхэу «про оленей», народные сказки «Айога», «Кукушка».
Рассматривание иллюстраций.
Интеграция образовательных областей:
Познание,
Коммуникация,
Социализация,
Чтение художественной литературы,
Художественное творчество,
Музыка.
Ход занятия
1.
Воспитатель: Дети к нам в детский сад пришла посылка.(рассматривание красиво украшенного ящика).
От кого она, я пока не знаю. Сейчас мы вскроем её, может быть вы сами отгадаете, кто её прислал?
2.
Рассматривание вещей по порядку:
Унты из оленьего меха.
Сумка – киса, украшенная бисером, лоскутками яркой ткани.
Меховая шапка.
Рисунки рукавиц, рыб.
Воспитатель: Догадались, кто нам выслал эти вещи?
Ответы детей: Дети саамов.
Воспитатель: Как вы догадались?
Ответы детей: по вещам в ящике.
Воспитатель: Где живут саами?
Ответы детей: на севере.
Воспитатель: Как вы узнаете их, встретив на улице?
Ответы детей: по внешнему виду.
Воспитатель: Давайте рассмотрим портрет саама. У саамов – черные прямые волосы, узкие черные глаза, смуглая кожа.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о занятиях саамов?
Ответы детей: разводят оленей, зверьков, ловят рыбу. (показ слайдов)
Воспитатель: Верно, но в наши дни саами занимаются не только этой работой. Многие из них – врачи, учителя, инженеры. Это люди различных профессий.
3.
Воспитатель: В нашем крае есть село Ловозеро. В нем живут саами. Этот народ мастера на все руки. Они издавна шьют красивые вещи из оленьего меха. Их охотно покупают в магазинах, даже отправляют на выставки. (рассмотреть лопарки, рукавицы, пимы, коврики).
Воспитатель: Сейчас в наше время они живут в таких же домах, как и мы, но раньше они жили в хижинах, которые назывались – кувакса. Они сооружали их из бревен и покрывали шкурами оленей.
У саамов есть свой родной язык. Например, здравствуйте на их языке звучит так – «Тирв парнэ», а оленей они зовут «хор-хор-хор». Саами прекрасные оленеводы. Они занимаются своим коренным делом по сей день.
Воспитатель: у саамов есть свои сказания, сказки, рассказы, написанные на саамском языке.
Саами – веселые и добрые люди. Любимое развлечение саамом – это саамский футбол, в который играют девочки и женщины. А ещё они очень любят петь, плясать и веселиться. Песни они сочиняют сами о том, что видят вокруг, воспевая прекрасную, суровую природу родного севера:
«Мчат олени все быстрее
Вьётся снег из – под копыт
А на кончике хорея
Солнце красное блестит.
Всюду, всюду снег искрится
Все быстрей оленей бег
Говорят саами: солнце –
Самый лучший человек.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю за столы. Давайте попробуем тоже смастерить красивый коврик по узорам саами. Детям предлагается принять участие в коллективной работе. Украшаем холст наклеиванием подручного материала (кусочки кожи, материи, бисер, ленточки.) Это происходит под звучание саамских наигрышей.
4.
Воспитатель: Молодцы! У нас с вами получился очень красивый коврик.
Я надеюсь, что вы узнали много нового о жизни коренных народов севера- саами.