Урок на тему «Корни и корневые системы» (6 класс)
Учитель |
Мартьянова Юлия Алексеевна |
|
Предмет |
Профильный труд (сельскохозяйственный труд) |
|
Класс кол-во человек |
6 класс 7 человек |
|
Тема |
Виды корней и типы корневых систем |
|
Тип урока |
Открытие новых знаний |
|
Цель урока |
Создать условия для формирования новых знаний о видах корней и корневых систем. |
|
Задачи урока |
- формировать умение описывать и характеризовать виды корней и корневых систем, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; -корригировать произвольное внимание и память на основе выполнения коррекционных заданий; - воспитание у обучающихся уважительного отношения к труду в сельской местности, желания участвовать в трудовом процессе. |
|
Формируемые БУД |
Личностные: уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; Регулятивные: умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) Предметные: научиться наблюдать и описывать материалы для работы. |
|
Оборудование |
Презентация, коррекционно-развивающие задания и материалы. |
|
Планируемые результаты |
Знать: отличительные признаки корневых систем. Уметь: описывать особенности внешнего вида корней и корневых систем. |
|
Этапы урока (время, цель) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент (1-2 мин) Цель: включение обучащихся в учебную деятельность -приветствие, психологический настрой; |
Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
|
-приветствуют учителя, садятся за свои рабочие места; |
2. Озвучивание темы урока (3-5 мин) -чтение стихотворения;
-опрос;
-озвучивание темы урока; |
Слайд 2. Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен Под землею корешок, но не может жить на свете Без него любой цветок! В. Жак. Ребята, о чем это стихотворение? Без чего не могут жить растения? Слайд 3. Тема нашего урока «Виды корней и типы корневых систем». |
-слушают стихотворение;
-отвечают на вопросы;
-записывают тему урока; |
3.Актуализация знаний обучающихся (3-5 мин) Цель: подготовить обучающихся к восприятию нового материала на основе имеющихся знаний -коррекционное задание (рассказ с ошибками). |
Слайд 4. Ребята, давайте повторим строение дерева. Листья, ветви, ствол, корень. Давайте еще раз вспомним, без какой части не может жить растение? Правильно, без корня. Рассказ с ошибками. Мне нравятся уроки технологии. Особенно люблю работать с посудой. Недавно мы узнали о строении растения. Нелегко даются знания, но я знаю, что любое растение состоит из туловища, рук, ног. Ошибки выделены в тексте жирным шрифтом. Необходимо исправить их. |
-рассматривают слайд и отвечают на вопрос;
-работают с раздаточным материалом; |
4.Изучение материала (10 мин) Цель: создать условия для решения учебной задачи и нахождения путей ее решения -введение в тему;
-просмотр презентации. |
Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? Предположительные ответы учащихся Слайд 5. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно? Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана? Этой силой обладают корни. Слайд 6. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепкие. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать. А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь. Слайд 7. Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. Слайд 8. При прорастании семени первым делом развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни. Слайд 9. Все корни одного растения образуют корневую систему. По мере прочтения текста выделить главный корень, придаточные корни, боковые. Слайд 10. В зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 метров. Как бы не бушевала буря, корневая система держит растение как якорь. А еще корень ищет в почве и доставляет растению необходимые вещества. Слайд 11. У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 метров, достигая грунтовых вод. Слайд 12. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза- 110 метров. Слайд 13. Ребята, давайте подумаем, какова же роль корней в жизни растений? Корни закрепляют растение в почве, снабжают его водой и минеральными солями, проникая на большую глубину. Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. В чем состоят эти различия? Слайд 14. Если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие - это стержневая корневая система. Слайд 15. Если главный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система. Стержневую корневую систему имеют многие овощные культуры, например, щавель, морковь, свекла. Мочковатая корневая система характерна для полевых культур и луковичных овощных культур - пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др. |
-отвечают на вопрос;
-прослушивают информацию, с просмотром презентации;
-анализируют и отвечают на вопросы; |
Физминутка (3-5 мин). Цель: снятие напряжения - организация выполнения упражнений;
|
Проведение динамичной музыкальной физминутки. |
-выполняют упражнения; |
5. Закрепление (10-12 мин). Цель: закрепление полученных знаний -фронтальный опрос;
-работа по карточкам;
-самостоятельная работа с раздаточным материалом; |
Давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал. 1. Что появляется первым при прорастании семян: зародышевый корень или побег? (Сначала зародышевый корень, он быстро растет и закрепляет молодое растение, затем начинает расти зародышевый побег); 2. Как называется корень, появившийся из зародышевого корня? (Главный корень) 3.Что происходит с главным корнем? (Он ветвится и образует сеть корней, которую называют корневой системой) Слайды 16-18. Закончите предложения. 1.Через корень растение получает из почвы … и …. (Воду и минеральные соли) 2.Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется…. (Мочковатая корневая система) 3.На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни. (Боковые корни) Собери картинки, наклей на лист, подпиши культуры и корневую систему. Щавель, пшеница, морковь, лук, ячмень. |
-отвечают на вопросы;
-выполняют задание по карточкам;
-разукрашивают и подписывают; |
6. Итог урока (3 мин). Цель: анализ достижения цели урока; -проведение игры «Разноцветные ладошки»
|
- К концу подходит наш урок, Давайте подведем итог. Я предлагаю вам сыграть в игру «Разноцветные ладошки». Я читаю предложение, если верно, то вы показываете зеленую ладошку (на столах разных цветов карточки с изображением ладошек), если не верно, показываете красную ладошку. Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. (Зеленая ладошка). Различают три вида корневой системы: стержневую и мочковатую и придаточную. (Красная ладошка). Правильный ответ. Различают два вида корневых систем: стержневую и мочковатую. Если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие - это стержневая корневая система. (Зеленая ладошка). Если главный корень незаметен среди других - это боковая корневая система. (Красная ладошка). Правильный ответ: если главный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система. |
-играют в игру; |
7.Рефлексия (2-3 мин). Цель: соотнесение цели урока и его результатов
-оценивание; |
А сейчас, ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, выбрав нужный фразеологизм. Фразеологизм - это сочетание слов, употребляемое в переносном смысле. Слайд 19. Шевелить мозгами. Хлопать ушами. Слайд 20. (Слушать невнимательно, не понимать, о чем идет речь, пропустить что-то важное). (Думать, соображать). -Оценки за работу на уроке. Слайд 21. Урок, ребята, окончен, спасибо за внимание. |
-выбирают нужное выражение;
-работают с дневниками. |