Методические рекомендации «Коррекционная работа при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с ТНР с заповедниками России»

6
3
Материал опубликован 28 August 2020

Коррекционная работа при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с ТНР с заповедниками России

Крупенникова О.А., Клименко Н.А.

воспитатели МБДОУ № 148 г. Ульяновск

 

Методическая разработка посвящена проблеме ознакомления дошкольников с ТНР с заповедниками России. Рассмотрены задачи, формы, методы коррекционной работы по данной теме. Подробно представлен материал по речевому и психомоторному развитию детей. Данная разработка может быть использована педагогами коррекционных дошкольных образовательных учреждений в работе по изучению с детьми родного края.

 

Острота проблемы взаимоотношений человека и природной среды непосредственно связана с вопросом перспективы сохранения жизни на планете. Степень актуальности проблемы экологической безопасности возрастает в связи с бесконтрольным развитием промышленной сферы производства, нещадной эксплуатацией природных ресурсов [5].

Глубокий и всесторонний анализ сложившегося характера взаимоотношений социума и природы привёл учёных к выводу о необходимости перехода гуманистически – щадящему стилю взаимодействия человека с окружающей средой обитания. Человечество обязано гарантировать сохранность природной среды, необходимой для выживания последующих поколений.

Сегодня структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условия её реализации определяет ФГОС. Основные направления экологического образования предполагают её интегрированный характер в образовательной деятельности, образование в режимных моментах, самостоятельной деятельности и взаимодействие с родителями с целью познания ребёнком всего живого, воспитания правильного отношения к природе и умение обращаться с живыми существами [1].

Природные заповедники, являющиеся резервами дикой природы, формируют уникальную образовательную среду. Основная задача заповедников – это осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.

В условиях работы в группе компенсирующего детского сада при экологическом образовании необходимо учитывать специфику и направленность работы в логопедических группах.

Специфика работы воспитателя в группах для детей с ТНР состоит в том, что он должен решать не только общеобразовательные, но и коррекционные задачи. Работа по экологическому воспитанию неразрывно связана с коррекционной работой по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи. Ребенок сможет передать свои мысли, впечатления, представления связно, грамотно в том случае, если он научился наблюдать и видеть, замечать мир, который его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы.

В логопедической группе проблема развития речи стоит наиболее остро, является для работающего в ней педагога предметом пристального внимания. У детей с тяжёлым недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Кроме того, у детей с ОНР не достаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение), а также моторика [2].

В связи с этим, цель нашей работы: использовать ознакомление детей с заповедниками нашей страны как эффективное средство развития и коррекции речемыслительной деятельности детей.

Коррекционно – развивающие задачи, которые мы выделяем:

- развитие у детей познавательного интереса, экологического мышления;

-развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение), мелкой и общей моторики;

- расширение, обогащение, активизация словаря по теме;

- способствовать развитию просордической стороны речи;

- способствовать развитию фонематического восприятия;

- развитие связной речи через составление описательного рассказа.

Образовательные:

- формирование первоначальных знаний о заповеднике, как особо охраняемой территории;

- развитие желания больше узнать о животных и ореоле их обитания, о растениях заповедников;

- дать представления детей о том, почему и как люди берегут редких животных и растения;

Воспитательные:

- Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к природе.

- Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.

- Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Методы и приёмы коррекционной работы при ознакомлении дошкольников с заповедниками России

Первоначально на экологических занятиях дети знакомились с заповедником, его работой, интересными видами животных и растений, постигали простейшие экологические закономерности. На занятиях использовались видеоматериалы: слайды, презентации, альбом «По заповедным местам России» (рис.3, рис.4) Детям раскрывалась неповторимость и красота заповедной природы.

Работа с настольно – печатными играми, экологическими мозаиками, кроссвордами (рис.1, рис.2) и практическими игровыми пособиями стимулировала развитие у детей логического мышления, памяти, внимания, речи.

В дидактических играх дети уточняли, закрепляли, расширяли имеющиеся представления. Многие игры подводили к классификации и обобщению.

Подвижные игры природоведческого характера были связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.

Большое имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражали впечатления, полученные в процессе занятий и в повседневной жизни. А игровые упражнения были направлены на закрепление полученных знаний. Многие упражнения имели сюжетный характер. Это делало их интересными для детей [4,5].

Чтение художественных произведений для детей помогало обогащать их знаниями о животном мире, учило глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Использование биоэнергопластики активизировало естественное распределение биоэнергии в организме ребенка, стимулировало интеллектуальную деятельность, способствовало развитию координации движений, мелкой моторики, активизировало психические процессы [3].

Психогимнастика создала богатый потенциал для развития сферы эмоций. С её помощью снималась усталость и возбуждение, превратив детей в лебедей, ящерок, лягушат и вызвав при этом нежность и восхищение к этим образам. В образе птиц или веселых рыбок дети могли подвигаться и задуматься, почему не надо их ловить [8].

Весь коррекционный материал распределён по трём блокам: речь, психические процессы, моторика (см. таблицу).

Работа по первому блоку включает в себя материал на развитие фонематического слуха, лексики, грамматики, интонационной выразительности, связной речи.

Работа по второму блоку содержит материал на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, психогимнастику.

Третий блок состоит из игр на развитие мелкой и общей моторики.

При формировании коррекционного часа можно выбираются игры из каждого блока. При этом необходимо учитывать принцип взаимосвязи речи, движения, психических процессов.

Итак, природа заповедников эмоционально воздействует на детей, развивает желание узнать больше; развивает исследовательские навыки, умение наблюдать, делать выводы; побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа заповедников – эффективное средство экологического образования и обширный материал для коррекционной работы по развитию речемыслительной деятельности детей с ТНР.

t1598635681aa.jpg

Рис.1. Кроссворд «Заповедник Денежкин Камень»

t1598635681ab.jpg

Рис.2. Кроссворд «Кроноцкий аповедник»

t1598635681ac.jpg

Рис.3. Иллюстрация из альбома «По заповедным местам России»

t1598635681ad.jpg

Рис.4. Иллюстрация из альбома «По заповедным местам России»


 

Практический материал для коррекционных часов с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

по теме «Заповедники России»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Д/и «Кто быстрее отгадает?» - учить отгадывать по внешнему виду растений, например, колокольчик, лилия и т.д.

Разгадывание загадок о животных родного края. - развивать экологические представления о животном мире

«Ознакомление с заповедными местами» Беседа. - воспитывать патриотические чувства, расширять знания о редких и исчезающих видах животных и растений.

Викторина «Знаем и любим родной край» - обобщение представлений о природе родного края, развитие речи детей, расширение кругозора.

Игровая обучающая ситуация «Путешествие по стране» - закрепить представление о заповедниках, обитателях, приспособительных особенностях.

Просмотр видеоматериала «Обитатели …заповедника» - расширять кругозор детей, познавательный интерес, активизация словаря

Игра «Назови, какой лес» - расширять знания о лесах, видах лесов. 

Игра с мячом «Угадай животное по описанию».

Игра «Чей, чья, чьи?»

Игра «Слова – родственники».

Слова: заяц, зайчонок, заячий, заюшка.

«Птицы, рыбы, звери» - упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

«Кого чем угостим - знать, чем питаются животные и птицы.

Игра с мячом «Я знаю…» - формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

 

«Что где растёт?» - Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.


 

«Живая и неживая природа». -Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

«Отгадайте, что за растение» - обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.

«Природа и человек» - закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что даёт человеку природа.

«Придумай сам» - Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.

«Назови три растения (птицы, т.д.)» - упражнять в классификации предметов.

«Закончи предложение» - учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

«Что будет, если …» - учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.

«Стоп!» - упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них. (Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём)

«Какая, какое, какой?» - учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

«Назови насекомое с нужным звуком» - развивать фонематический звук, быстроту мышления.

«Загадывание желаний» - помочь детям выразить свою индивидуальность, высказывая самые заветные мечты, и в то же время учить их соизмерять свои действия с окружающей природой; закрепить знание экологической заповеди «Не навреди».

(Если бы я был ежом…)

«Чья семья?»

«Кто кем был?»

«Чей это хвост?»

д/и тихо-громко

д/и догонялки (далеко звук и близко)

упр. лесная дорожка (назвать 1 звук в словах-картинках на дорожке)

 

 

Раскрась животных

Рисование животного по трафарету

Штриховка

Пальчиковая гимнастика:

*

Вот деревья:

Клен, рябина, липа,

Дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта,

Мы в лесу встречаем вас.

Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.

Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке.

 

*

Животных следы мы как книгу читаем.

В лесу кто живет мы легко отгадаем:

Вот лисьи следы,

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Медвежьи, ежиные.

Вот беличьи, рысьи,

А это – оленьи.

Какое большое в лесу население!

Ладонями рук дети изображают открытую книгу.

Закрывают «книгу».

Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных.

Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз.

 

 

 

*

У тропинки под рябиной

(сжимают и разжимают пальцы)

Сеть раскинул паучок,

(стучат пальцами по столу)

Нить прозрачной паутины

(держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок.

(наматывают воображаемую нить на кулак)

 

*

Кто в лесочке живет?

Под корягой – старый крот,

За горой – лисенок,

В ельнике – лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать.

Переплести пальчики, имитируя лес.

Загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца.

 

 

Сжимать и разжимать кулачки.

 

Подвижные игры:

*«Сокол и лиса» - расширять знания детей о диком животном и хищной птице. Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

*«Цветы» - называть и различать цветы.

*«Охотник и куропатка» - учить детей играть в игры народов Севера; развивать лов кость, умение ориентироваться в пространстве.

 

 

 

*«Хитрая лиса» - развивать у детей выдержку, наблюдательность, упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

 

*«Белки в лесу» - упражнять в спрыгивании и лазании.

*«Не намочи крылья» - Развивать точность движения рук, скорость двигательной реакции, внимание; приучать действовать организованно; показать, что все явления в природе взаимосвязаны и не случайны; объяснить, как активность насекомых зависит от погодных условий.

 

*«Ястребы и ласточки» - развивать внимание, быстроту реакции; повышать познавательный интерес, познакомить с поведением птиц в природе.

*«Пожар» - развивать скорость двигательной реакции, ориентирования в пространстве, знакомить детей с правилами обращения с огнем в лесу; акцентировать внимание на наносимый пожаром непоправимый вред всему живому

 

 

 

 

 

Физминутки:

 

*Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись - (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны - (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому - (руки вверх, помахать ими).

 

 

 

* Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

 

 

 

 

*Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)

Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)

Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)

Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове – в виде рог лося)

Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)

Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)


 

Продуктивная деятельность:

*Оригами «Рыбки», «Птицы», «Животные», «Цветок» *Лепка «Птицы», «Змея» (из соленого теста), «Рыбы» *Аппликация «Нерпа», «Морошка»

 

 

*Рисование «Рыбы», «Орлан», «Незабудочник», «Деревья»; (нетрадиционным способам) «Жители заповедника»

*Рисование силуэтов по трафаретам и штриховка

 

Биоэнергопластика:

*«Яйцо в гнездышке» - ребенок держит каштан или орех – руки как гнездышко, потом катает предмет между ладонями: одна сверху другой и наоборот.

* «Колючий ёжик» - массажные щетки и проводим по ладоням ребенка.

* «Намотай – размотай» - «паучок» наматывает и разматывает ниточку (ребёнок на вдохе нитку на пальчики, на выдохе разматывает).

* «Лягушка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,

на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)

* «Змейка» Ладонь сжата в кулак. Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем опять сжимается, производя движение вперёд-назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/и «Помоги найти дорогу» - развитие мышления

Д/и «Чей след?» - учить обобщать, сравнивать, анализировать.

Слушание голосов птиц и животных – развитие слухового восприятия

Д/и «Чей силуэт?», «Чья тень?» - развитие зрительного восприятия

Д/и «Собери портрет» - мышление и восприятие

Игра «Так бывает или нет?» - учить детей ориентироваться в реальной действительности, развивать логику и мышление.


 


 

 

Игра «Назови ласково» - упражнять детей в образовании слов с уменьшительно-ласкательных форм слов.

«Угадай, кто спрятался за деревом» - развитие воображения

«Продолжи ряд», «Пищевые цепочки» - развитие логического мышления, 

«Летает — не летает» - развитие объема внимания

«Хорошо – плохо» - установление причино-следственных связей

Найди отличия» -  развитие объема внимания

«Что неправильно? - развитие внимания

Игра «Угадай, кто нарисован». - зашумлённые картинки.


 


 


 


 

«Угадай, какая птица поёт?» - умение определять по звуковой записи голоса птиц.

«Узнай по объявлениям»

-продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Четвертый лишний.

Мама найди своего детеныша.

Картинки – нелепицы.

Лабиринты.

 

«Собери первоцвет из частей»

 

Экологические этюды по психогимнастике:

*«Паутинка»

(Я – легкая паутинка. Мне спокойно и приятно висеть, прицепившись к ветке дерева, но вдруг меня оторвал порыв ветра. Стало страшно. Я летела-летела и, постепенно мне стало очень хорошо и радостно лететь и кружиться над землей)

 

*«Капелька»

(Я – чистая голубая капелька. Я живу на небе на тучке вместе с другими капельками. Мы летаем высоко-высоко, но капелек стало очень много и мы начали падать вниз на землю. Ой! Я падаю! Я оказалась на поляне среди цветов. Как красиво!)

 

*«Ручеёк»

(Я – веселый звонкий ручеек. Я бегу себе между деревьев, кустов, травы. Ой! Передо мной большой камень, который перегородил путь. Что же делать? Надо поискать другой путь! Я нашел! Как хорошо плескаться и журчать дальше!)

 

*« Божья коровка»
Я божья коровка. Я помогаю моим друзьям растениям бороться с вредителями. 
Ой! Кажется, меня кто-то поймал!
Ура! Меня отпустили!

 

*«Цветочек»
Не заметный я пока маленький росточек,
Только скоро из меня вырастет цветочек!
Не топчи меня ногой, не ломай ладошкой!
Я тоже вырасту большой!
Подожди немножко

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеренбург: АРТ ЛТД, 2012.

3.Крупенчук О.И., Воробъева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.

4. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

6. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

7. Сидорова У.М. формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005 г.

8. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М.: Сфера, 2001.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за насыщенный и ценный ресурс! Актуально!!!

28 August 2020

Очень интересная разработка. Спасибо.

29 August 2020

Большое спасибо за оценку!

1 September 2020

Похожие публикации