Творческая работа «Ознакомление с родным краем детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность»
Ознакомление с родным краем детей старшего дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность.
воспитатель первой квалификационной категории
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 14 комбинированного вида» городского округа Шуя
Мельникова Наталья Владимировна
Ребёнок рождаясь, попадет в новый мир, полный загадок и опасностей, но в тоже время интересный и непредсказуемый. Исследовательская деятельность, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, потому что он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребёнок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой стороны - вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Именно в дошкольном возрасте, пока ребёнок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, то есть упорядочить свои представления о мире.
Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир. Поэтому приоритет в рабате с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
И сегодня, я хочу рассказать о том, как мы строим свою работу по опытно – экспериментальной деятельности.
Одним из условий решения задач по опытно – экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно – пространственной среды.
Наш центр опытно – экспериментальной деятельности оснащен всем необходимым для формирования познавательного интереса детей.
приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты);
природный материал (камешки, , шишки, спил и листья деревьев, глина, песок, ракушки, мох, семена и т.д.);
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная и др.;
утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.);
технические материалы (гайки, скрепки, болты, детали конструктора и т.д.);
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);
прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито, свечи и др.).
Во всех наших начинаниях нашими союзниками являются родители.
С начала учебного года были организованы беседы и консультации с целью поддержания интереса у детей к экспериментированию и наблюдению, а так же повышения уровня компетентности родителей в детской опытно – экспериментальной деятельности, оказание помощи в организации экспериментирования с детьми дома.
Родители положительно отнеслись к этому предложению. Стали активно направлять детей на выполнение заданий. Приобретали необходимые принадлежности для проведения опытов в домашних условиях и для деятельности в группе.
Занятия по экспериментированию проходят в увлекательной форме для детей: работа в «лаборатории», встреча с героями, путешествия, с использованием художественного слова (загадывание загадок, чтение отрывков из художественной литературы и т. д).
В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов:
Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).
Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями происходящими в природе или жизни (если это являлось целью).
Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды: дневнике наблюдений, картографе, коллекции, макете и т.д.
В нашем уголке по экспериментированию «живёт» забавная, любознательная обезьянка Чуча, которая очень помогает нам в организации опытно –экспериментальной деятельности. Обезьянка Чуча приносит задания, делится своими проблемами, задает вопросы. В ходе экспериментирования может дать совет, спросить у детей, почему они поступили именно так, а не по-другому. Тем самым обезьянка «играючи» развивает у детей любознательность, пополняет знания об окружающем мире и желание довести начатый опыт до конца.
Познавательно - исследовательскую деятельность мы включаем в календарно - тематическое планирование и стараемся раскрыть тему недели в этой интересной для детей деятельности. Вот некоторые названия из тематических недель:
1. Человек часть природы. Продукты питания.
2. От зерна до каравая.
3. Все профессии важны.
В тематическом планировании была включена неделя: «Всё о родном крае». Эта тема показалась нам очень важной и интересной, поэтому под эту тему был разработан проект «Наш родной край». Начали мы, как всегда, с выяснения уровня знаний о родном крае наших воспитанников.
В ходе беседы выяснилось, что дети, знают, в каком городе они живут, называют свой адрес. Но на вопрос, почему наш край называется текстильным и чем наша область прославилась, дети затруднялись ответить. Так же не различают дети названия тканей, из которых сшита их одежда и не знают как появляется рисунок на ткани.
Исходя из этого, мы выделили цель проекта:
через опытно – экспериментальную деятельность содействовать развитию знаний о родном крае как «текстильном крае».
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Развивать эстетическое восприятие, интерес и эмоциональную отзывчивость на явления окружающей жизни города Шуя Ивановской области, произведения классического и народного искусства.
Познакомить детей с текстильными традициями Ивановского региона, с новыми способами работы с тканью (окрашивание ткани, нанесение рисунка на ткань).
Обучить детей рационально распределять время, составлять план своих действий, уметь делать вывод в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками, педагогом.
Создать необходимые, безопасные условия для свободных опытов и исследований.
Привлечь родителей к совместной деятельности.
В ходе работы по проекту были проведены следующие мероприятия:
Беседы на тему: «Край родной - мы гордимся тобой» (просмотр слайд-шоу старинных и современных зданий, в том числе производственного назначения).
Экскурсия в музей имени М.В. Фрунзе.
Рассматривание альбомов с тканями «Ситцевая палитра». Дети познакомились с происхождением ситцевых тканей и их назначением (платья, халаты, скатерти, рубахи и т.д.)
Ребята заметили, что рисунок на ткани зависит от предназначения вещи, которая будет сшита из этой ткани (будничная или праздничная, для детей или взрослых), рассматривали ткани, из которых сшита одежда друзей, кукол и т. д.
В опытно-экспериментальном уголке был проведён опыт по добыванию натуральных красителей (сок моркови, свеклы, смородины). Дети производили окрашивание белой ткани в разные цвета.
5. На следующем этапе детям было предложено выступить в роли художников. Ребята самостоятельно придумывали рисунки и наносили их на высохшую, окрашенную ткань, использовали при этом штампы-печати, гуашь.
6. Вместе с детьми было сшито одеяльце для кукол в стиле «Лоскутное шитьё». Дети самостоятельно подбирали ткань, составляли рисунок.
Итогом недели стала выставка, в которой активное участие принимали родители вместе с детьми под названием «Ситцевая радуга» сшили красивую одежду для кукол.
В результате работы над проектом дети узнали о том, почему наш край называется текстильным, о новых способах работы с тканью, научились окрашивать и наносить рисунок на ткань.
Если в начале работы по проекту дети отвечая на вопрос - «Почему наш край называется текстильным?» и «Чем он прославился?»
Ответ могли дать 30% наших воспитанников, то к концу недели 70% детей давали расширенный и углублённый ответ. Ребята свободно высказывали своё мнение и могли самостоятельно придумать рисунок и нанести его на ткань, используя доступные им материалы.
Мы стараемся в рамки каждой тематической недели включать такие познавательно-исследовательские проекты.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребёнка дошкольника, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добыты самостоятельно, всегда являются осознанными и самыми прочными.