12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пермякова Надежда Викторовна94
Работаю педагогом-психологом в МАДОУ «Платошинский детский сад «Солнышко». В должности педагога-психолога 8 лет.
Россия, Пермский край, с. Платошино Пермский муниципальный район
5

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития ВПФ

«Утверждено»

Педагогическим советом

Заверено заведующей

МБДОУ Платошинский

детский сад

_____________ Г.В. Мосунова

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития ВПФ.

 

Цель коррекционно-развивающей работы:

Развитие высших психических функций, создать условия для усвоения детьми общеобразовательной программы.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

Развитие внимания:

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания.

Развитие восприятия:

1) развивать восприятие геометрических фигур;

2) развивать точность восприятия;

3) развивать цветоразличение;

4) развивать восприятие длительности временного интервала;

5) развивать представление о частях суток;

6) развивать представления о временах года;

7) развивать пространственные представления;

8) развивать наблюдательность.

Развитие мышления:

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность.

Развитие памяти:

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности.

Развитие речи:

1)Развивать словарный запас

2)активизировать пассивный словарь

3)развивать связную речь

Развитие воображения и творческих способностей.

Развитие тонкой моторики рук.

Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

- групповые,

- индивидуальные.

Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.

Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие ВПФ, работа в тетради, упражнения на релаксацию, рефлексия.

Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, речи: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.

Так же в программу я включила упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.

Занятия рекомендуется проводить с группой детей не более 6-7 человек. Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю педагогом-психологом.

По окончании коррекционно-развивающих занятий проводится итоговая диагностика, определяющая динамику в развитии психических процессов у детей.

В период коррекции даются рекомендации педагогам и родителям для индивидуальной работы с детьми по развитию их познавательных способностей.

Календарно-тематическое планирование

п.п.

Содержание занятия

Сроки проведения

Кол-во часов

 

Игра «Знакомство»

Обсуждаем правила группы

Корректурная проба

Работа в тетрадях

Игра «Нос, пол, потолок»

Рефлексия

1-я неделя октября

1

2.

Игра-разминка «Приметы осени»

Игра «Подбери парную картинку»

Пальчиковая гимнастика «Улитка»

Работа в тетрадях

Игра «Сесть-встать»

Игра «Какой фигуры не хватает»

Упражнение «Полет высоко в небе» с 12

Рефлексия

2-я неделя октября

1

3.

Игра-разминка «Овощи»

Корректурная проба

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Работа в тетрадях

Игра «Будь внимателен» с 13

Выложи по образцу

Упражнение «Путешествие в волшебный лес» с 14

Рефлексия

3 неделя октября

1

4.

Игра-разминка «Фрукты»

Корректурная проба

Работа в тетрадях

Игры с песком на выбор из папки «Игры с песком»

Выложи картинки по порядку, найди лишнюю

Пальчиковая гимнастика на выбор из папки «Пальчиковая гимнастика»

Упражнение «Тихое озеро»

Рефлексия

4 неделя октября

1

5.

Игра-разминка «Волшебный мешочек» Дикие животные

Корректурная проба

Работа в тетрадях

Игра «Изобрази явление» с 10

Игры с песком

Игра «Чем похожи и чем отличаются»

Игра «Запомни и найди»

Рефлексия

1 неделя ноября

1

6.

Игра-разминка «10 слов». Домашние животные

Работа в тетрадях

Игра «Найди и нарисуй недостающую фигуру»

Пальчиковая гимнастика «Гусеница»

Рисование по точкам

Игра «Право, лево, верх, низ» с использованием геом. фигур разных размеров и цветов.

Игры с песком

Рефлексия.

2 неделя ноября

1

7.

Игра-разминка «Птицы»

Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика «Гусеница»

Запомни картинки

Найди лишнее

Игра «Хлопни в ладоши, если…»

Упражнение «Тихое озеро»

Рефлексия

3 неделя ноября

1

8.

Игра-разминка «Природные явления»

Копирование образца

Пальчиковая гимнастика «Капитан»

Работа в тетрадях

Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов)

Найди отличия

Игры с песком

Рефлексия

4 неделя ноября

1

9.

Игра-разминка «Зима»

Расставь значки

Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика «Капитан»

Игра «Сыщик»

Придумай загадку

Игры с пуговицами (на выбор из папки «Игры с пуговицами»)

Рефлексия

1 неделя декабря

1

10.

Игра-разминка «Приметы зимы»

Что изменилось?

Работа в тетради

Пальчиковая гимнастика «Домик»

Нарисуй и зачеркни с 24

Раздели предметы на группы

Упражнение «Плывем в облаках»

Рефлексия

2 неделя декабря

1

11.

Игра- разминка «Перелетные и зимующие птицы»

Выложи буквы так, как только что видел

Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика «Домик»

Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)

Цветное лото

Упражнение «Порхание бабочки» с 7

Рефлексия

3 неделя декабря

1

12.

Игра- разминка «Новогодний праздник»

Найди отличия

Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика (повторение)

Анализируем ряды с 30

Что будет, если

Упражнение «Необычная радуга» с 29

Рефлексия

4 неделя декабря

1

13.

Промежуточная диагностика.

3 неделя января

 

14.

Игра-разминка «Летает, не летает. Транспорт»

Корректурная проба

Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»

Четвертый лишний

Разгадывание загадок

Дорисуй фигуры

Рефлексия

4 неделя января

1

15.

Игра-разминка «Части суток»

Расставь знаки

Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Аналогии с 69

Комбинирование (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур)

Дорисуй чтобы получилась картинка

Рефлексия

1 неделя февраля

 

16.

Игра-разминка «Деревья»

Хлопни в ладоши, если…

Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Дорисуй, что бы получилась сюжетная картинка

Залатай коврик

Игры с пуговицами

Рефлексия

2 неделя февраля

 

17.

Игра-разминка «Насекомые»

Картинки-загадки с 46

Запомни и нарисуй

Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика «Гвозди»

Зашифрованные слова

Игры с песком

Рефлексия

3 неделя февраля

 

18.

Игра–разминка «Семья»

Корректурная проба

Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика «Гвозди»

Зашифрованные слова

Найди недостающую фигуру

Игры с песком

Рефлексия

4 неделя февраля

 

19.

Игра «Приметы весны»

Расставь точки на своей карточке так, как ты видел

Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Сложи узор

Выложи по образцу

Упражнение «Полет высоко в небе»

Рефлексия

1 неделя марта

1

20.

Игра –разминка «Части тела»

Придумай загадку

Работа в тетрадях

Найди ошибку

Составь целое из частей

Найти 5 предметов одного цвета

Упражнение «Воздушный шарик»

Рефлексия

2 неделя марта

1

21.

Игра-разминка «Инструменты»

Расставь знаки

Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Сделай за 1 минуту

Раздели предметы на группы

Пантомима

Рефлексия

3 неделя марта

1

22.

Игра «Посуда»

Графический диктант

Работа в тетрадях

Лабиринт

Найди 10 отличий

Найди подходящую заплатку

Упражнение «Погладим котенка»

Рефлексия

4 неделя марта

1

23.

Игра-разминка «Грибы»

Графический диктант

Работа в тетрадях

Зачеркни лишнее

Пальчиковая гимнастика (повторение)

Лабиринт

Упражнение «Шапка-невидимка»

Рефлексия

1 неделя апреля

1

24.

Я положил в мешок…. Вспомнить ягоды

Нарисуй по точкам

Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика. По желанию ребенка

Реши логические задачи

Раскрась одинаковые фигуры одинаковым цветом

Игры с песком

Рефлексия

2 неделя апреля

1

25.

Игра «Приметы весны»

Продолжи ряд

Работа в тетрадях

Логические задачи

Пальчиковая гимнастика

Отгадай загадки

Лабиринт

Рефлексия

3 неделя апреля

1

26.

Игра «Приметы лета»

Корректурная проба

Найди ошибку

Работа в тетради

10 слов

Назови слова со звуком …(П, Р, Ч….)

Дорисуй фигуры

Рефлексия

4 неделя апреля

1

1 неделя мая диагностика.

Приложение к программе.

Пальчиковая гимнастика.

ГУСЕНИЦА.

Этот странный дом без окон (руки над головой домиком)

У людей зовется кокон (руками обнимаем себя)

Свив на ветке этот дом (круговые движения указательными пальцами)

Дремлет гусеница в нем (большой и указательный образуют круг)

Спит без просыпа всю зиму (Спим)

Но зима промчалась мимо (руками изображаем птицу)

Март, апрель, капель, весна (разгибаем пальцы по одному)

Просыпайся соня-сонюшка (потягиваемся)

Под весенним ярким солнышком!

КАПИТАН.


Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
 

ДОМИК

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом - шалашик-домик, 
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. 
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят. 
 


КОШКА И МЫШКА

Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.

Рыбка

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»).

ГВОЗДИ.
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.

Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.

Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу. 

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

ДОМ
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
Солнце было,
Дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл

Руки над головой "домиком".
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
"Стряхивающие" движения

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. 

Список литературы:

Опубликовано


Комментарии (1)

Воробьева Ирина Александровна, 23.06.18 в 19:14 0Ответить Пожаловаться
Полезный материал не только для психологов. Данный материал можно использовать воспитателям и логопедам.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.