Методические рекомендации «Направления работы по формированию графомоторных навыков у детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста»
Направления работы по формированию графомоторных навыков у детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями, недоразвитием речевого аппарата и т. д.
Проблема развития графических навыков у детей с нарушением познавательной сферы в наше время является актуальной. Эта проблема начала детально разрабатываться в отечественной специальной психологии в 60-70-х гг. За рубежом эта категория детей называлась «дети с трудностями обучения», «неприспособленные», «педагогически запущенные», «дети с минимальными повреждениями мозга».
Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированности движений, в том числе мелкой моторики руки.
Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка,
во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.
Работу по формированию графических навыков рекомендуется проводить в нескольких направлениях:
1 Направление
Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации
1.1 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением:
Формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук, сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке. (Приложение №1)
Формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук. Например: «Кулак – ладонь», «Камень – ножницы». Затем усложнять чередования: «Кулак – ребро – ладонь», «Камень – ножницы – бумага».
1.2 Формирование дифференцированных движений пальцев рук:
Дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги).
Обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии.
Например: «Наряди елку», «Разложи фрукты», «Сапожок», «Ботинок».
Обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в каждое, через одно, через два, через три), расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении. Шнуровка в направлении крест – накрест. Например: «Дождик», «Лесенка», «Качели».
В упражнениях должны сочетаться сжатие, растяжение, расслабление кисти; использоваться изолированные движения каждого пальца.
2 Направление
Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания
1.1 Развитие зрительного восприятия
Дети учатся собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей), узнавать и называть собранный предмет.
Обучение соотнесению геометрических форм с предметами.
Например: «Подбери, что круглое? (колесо, мяч), что овальное? (рыба, ежик), Что квадратное? (часы, стол) и т.д.
1.2 Развитие зрительного внимания
Формировать умение выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции), где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме.
Например: «Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг».
3 Направление
Развитие пространственной ориентировки
1.1 Развитие ориентировки в пространстве
Дети учатся передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях. Например: «Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?» и т.д.
1.2 Развитие ориентировки на плоскости
Обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и по речевой инструкции.
Например: «Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу» и т.д.
4 Направление
Формирование базовых графических навыков и умений
Дети учатся проводить различные линии по образцу: непрерывную линию (сначала пальцем, а затем карандашом), между волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между линиями от 2,5 до 1,5 см.), непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; сплошные линии с переходами (от прямой к волнистой, от прямой к ломаной и обратно), не отрывая карандаш от листа бумаги.
Ребенка просят провести линию посередине прямой или фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается. (Приложение №2)
Дети учатся обводить по контуру различные предметы, используя трафареты, линейки. Например: «Зоопарк», «Радуга», «Птичий двор».
Дети изображают предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу. Например: «Дорисуй неваляшку», (дом, забор, снеговика и т.д.).
Обучение штриховке в направлениях сверху вниз и слева направо по образцу и речевой инструкции. (Приложение №3)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.
5 Направление
Совершенствование базовых графических умений и навыков
Выполнение заданий на тетрадном листе в клетку по образцу и речевой инструкции:
Учатся проводить различные линии: наклонные, диагональные, прямые, перекрестные, петлеобразные.
Например: «Дорисуй забор», «Продолжи забор».
Учатся копировать точки (простого рисунка), изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность фигур.
Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется. (Приложение №4)
6 Направление
Совершенствование навыка штриховки,
закрашивания контуров предметов
Дети учатся срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов.
Например: ребенок обводит предмет по контуру на листе бумаги и заштриховывает его в заданном направлении по речевой инструкции.
При выполнении графических заданий надо уделять внимание формированию у детей навыка правильной позы: держать оба плеча ровно, локти располагать так, чтобы они опирались о стол равномерно: ноги согнуты под прямым углом в коленях, придерживать лист бумаги левой рукой (если ребенок левша, то правой рукой).
Данные направления работы рекомендуется использоваться систематически, в течение учебного года. Необходимо учитывать возраст и возможности детей при выборе задания и нагрузки.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.
Библиография
Гаврина С. Ю., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. и др. Развиваем руки - чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития», 2007.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей
5-7 лет. Пособие для логопеда. Москва. «Владос», 2003.
Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. Москва. «Эксмо-Пресс», 2001
4.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития/
Под редакцией Б. П. Пузанова. Москва, “Academia“, 2001.
5. У. В. Ульбенкова, Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994.