Коррекционный урок по сказке «Цветик-семицветик» (2–4 класс)
Цель урока: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини.
Образовательные задачи:
учить раскрывать и формулировать тему и идею произведения;
формировать) у учащихся умения понимать авторский замысел;
формировать умение в речи передавать свои впечатления, свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь.
Коррекционно-развивающие задачи:
коррекция внимания (произвольного и непроизвольного), развитие устойчивости внимания;
коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной);
коррекция и развитие различных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, установления логических и причинно-следственных связей;
коррекция и развитие зрительных восприятий;
развитие слухового восприятия;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости)
коррекция и развитие личностных качеств учащихся эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные принципы: честность, порядочность, сострадание, трудолюбие;
воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:
-компьютер,
- проектор,
- презентация "Цветик-семицветик" - викторина по сказке В.П.Катаева,
- цветные карандаши, простой карандаш,
- карточки на каждого ребёнка,
- образцы для учителя,
- цветные лепестки.
Предварительная работа: чтение сказки "Цветик - семицветик", заучивание слов из сказки: "Лети, лети лепесток"…
Используемый материал:
Чтение сказки В. Катаева "Цветик - семицветик" - воспитатель Иваненко К.В., МДОУ N46 "Центр развития ребенка - детский сад "Надежда", г. Норильск.
Урок внеклассного чтения в 3-м классе по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик" Соколова Любовь Владимировна, учитель начальных классов Волкова И.Н., Цыпина Н.А. "Почитаем-поиграем" /ознакомление с художественной в сочетании с творческой продуктивной и игровой деятельностью/.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Все ребята встали в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Мы желаем всем добра
Доброго утра, доброго дня,
Доброго вечера, доброй ночи,
Потому что мы добрые очень.
II. Ведение в тему.
- Ребята, к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся. Сегодня у нас с вами необычный урок коррекции «Путешествие в сказку…». А в какую сказку вы мне сейчас сами скажите, отгадав загадку.
- «В какой сказке встречается цветок, который исполняет желания?» Правильно «Цветик-семицветик».
- Сказку мы читали заранее. Помните, что происходило в сказке? Мы с вами будем вспоминать сказку, постараемся понять смысл сказки, оценить поступки и желания главной героини и будем выполнять задания.
III. Основная часть
Слайд 1. Викторина по сказке В.П.Катаева «Цветик-семицветик».
Слайд 2. Портрет
- А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни? /Ответы детей/
Сколько у него было лепестков? Какие лепестки были у цветика-семицветика? Раскрасьте цветок.
Выполнение задания 1 «Раскрась цветик-семицветик». Карточка №1.
Слайд 3. Как звали главную героиню сказки?
Слайд 4. Где Женя взяла волшебный цветок?
- Послушайте предложение: Женя вышла за калитку после того, как поблагодарила старушку. Что Женя сделала раньше, а что позже: сначала поблагодарила старушку, а потом вышла, или сначала вышла за калитку, а потом поблагодарила старушку?
Слайд 5. На какой цветок был похож цветик-семицветик?
Слайд 6. Какая часть цветка обладала волшебной силой?
Слайд.7. За какими продуктами Женя ходила в магазин?
Слайд 8. Что случилось с баранками?
- Послушайте предложение: К Жене пристала незнакомая собака после того, как она купила баранок. Подумайте и скажите, что было раньше: Женя купила семь баранок или к ней пристала собака?
Слайд 9. Куда отправил Женю жёлтый лепесток?
Слайд 10. Какую любимую мамину вещь разбила Женя?
Каким было следующее желание Жени? Каким цветом понадобился ей лепесток? /красный/.
Выполнение задания 2 «Собери вазу».
- Вам необходимо собрать из кусочков вазу. У Миши, Раи и Димы задание немного легче, у них меньше кусочков.
Слайд 11. Почему мальчишки не взяли Женю играть в папанинцев?
Что загадала Женя? Каким цветом лепесток ей понадобился? /синий/.
Слайд 12. Что чуть не погубило Женю на Северном полюсе?
Слайд 13. Каких животных повстречала Женя на Северном полюсе?
Для чего Женя оторвала следующий лепесток? Каким он был цветом? /Зелёный/.
Что увидела девочка во дворе? Что пожелала Женя, оторвав следующий лепесток? Каким цветом он был? /Оранжевый/.
Слайд 14. Что почувствовала Женя, когда на неё посыпались все игрушки мира?
И следующее желание Жени было.... Использовала какой лепесток? /Фиолетовый/.
Выполнение задания 3 «Запомни и назови». Карточка №2.
- Рассмотрите предметы, изображённые на карточке, а затем закройте листом бумаги.
- Назовите предметы, про которые можно сказать: «зелёный», «пушистый», «круглое», «металлические», «весёлое», «плетёная», «колючая».
Физкультминутка
Давайте остановим на немного нашу героиню и отдохнём. Встаньте, пожалуйста, поставьте ноги на ширине плеч, руки внизу. Я буду говорить слова, и показывать движения, а внимательно смотрите и повторяйте за мной.
К солнцу руки поднимаем –
Вырастаем, вырастаем.
Дети к солнцу потянулись.
Потянулись – дотянулись.
Солнце плавно опустилось,
Спать за горку закатилось.
Плавный выдох – ручки вниз,
Ещё раз – и не ленись. / И тихонечко садись./
Тихонько садитесь на свои места.
- Продолжаем наш урок.
IV. Продолжение основной части.
Слайд 15. Где Женя спряталась от игрушек?
Выполнение задания 4 «Соедини линией». Карточка №3.
- Возьмите карточку. Вспомните, какого цвета бывают изображённые на ней предметы. Соедини линией изображение каждого предмета с лепестком соответствующего цвета.
Выполнение задания 5 «Найди предмет». Карточка №4.
- Возьмите карточку. Найдите на картинке два предмета, про которые можно сказать:
лёгкий – тяжёлый;
гладкий – пушистый;
длинный – короткий;
мягкий – твёрдый.
Выполнение задания 6 «Какой звук в слове». Карточка №5.
- У вас на столе лежат лепестки цветика-семицветика. Возьмите карточки с нарисованными стебельками цветков, где в середине написаны буквы Р, Н, И, Л.
- Разложите лепестки вокруг середины каждого цветка так, чтобы в названии цвета лепестков была указанная буква. Делайте так: называйте цвет лепестка, слушай есть ли в нём звук, который мы обозначаем буквой Р (Н, Л, И).
Выполнение задания 7 «Переставь игрушку». Карточка №6.
- Возьмите карточку. Как сделать так, чтобы пирамидка стала крайней, не переставляя её с места?
Слайд 16. Почему Витя не согласился поиграть в салки с Женей?
Слайд 17. Женя бережно оторвала последний голубой лепесток и воскликнула «Вели, чтобы Витя…
V. Домашнее задание.
Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик – семицветик?
VI. Подведение итога. Рефлексия.
- Ребята, мы вспомнили с вами сказку, выполнили все задания. А теперь ответьте на вопросы.
- Какое из желаний девочки было самым лучшим? Почему? Почему исполнение остальных желаний не принесло ей большой радости? Как вы думаете, могла ли Женя лучше использовать лепестки цветика - семицветика?
- Чему же учит эта сказка? /высказывания детей/
- Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
- Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Давайте, скажем: “Мы – молодцы, мы думали, мы старались”.