12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Распопова Светлана Юрьевна1838
Россия, Калмыкия респ., Лагань
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

Урок литературного чтения, 2-й класс. Тема: В.Катаев. "Цветик-семицветик"

Цели:

  • познакомить детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева “Цветик-семицветик”;
  • обогащать речь учащихся;
  • учить работать с текстом;
  • развивать мышление, внимание, память;
  • развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения;
  • учить анализировать сказку, выбирать нужный отрывок для чтения и пересказа.
  • развивать фантазию, наблюдательность; воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.

Применение компьютера: портрет писателя В.П.Катаева, фрагменты текста проецируются на мониторе.

І. Организация класса
Вы скакали, словно мячики,
Мои девочки и мальчики,
А сейчас звонок звенит,
Успокоиться велит,
Приготовить книги, ручки
Для урока «почемучки»!

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Ребята, возьмитесь за руки, постарайтесь почувствовать тепло ладошек,
улыбнитесь друг другу.
Улыбка располагает к приятному общению.
Я желаю вам интересной, увлекательной и продуктивной работы на уроке.

2. Создание эмоционального настроя.
На доске таблица :
внимательный
аккуратный
самостоятельный
любознательный
активный
рассеянный
веселый
модный
рассудительный

Рядом с таблицей – портрет ученика.

Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?
Ответы учащихся.
Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.

Слайд1Учитель (У): - Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы?

- Цветы приносят нам радость. - Когда мы хотим доставить людям радость, мы дарим цветы. - Когда мы ходим создать уютный уголок дома, в школе, украсить беседку мы сажаем наши любимые цветы. - Когда мы видим красивые цветы, мы радуемся, восхищаемся. - С цветами и жить веселее, интереснее. - Цветы – это лекарство от тоски. - У: Молодцы, ребята, мне понравились ваши ответы!
3. Актуализация знаний.
Учитель:А теперь расшифруйте, что записано на доске?ЧСКАТАЕВБПОЛДСКАЗКАЙЦУКЦВЕТИКГШЩЗХСЕМИЦВЕТИКЫФЦЙ Учитель: Что это за слова?
Дети: Катаев. Сказка: “Цветик-семицветик”.
Слайд2Учитель Вы правы, это тема нашего урока! Сегодня мы прочитаем сказку о цветке необыкновенном, он не только красив, но и волшебный. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение. Ознакомление с творчеством ---– , работа над ----– сказки ---– умение делать ---– , чему---– -----.

Слайд3Дети: Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки “Цветик – семицветик” и сделать вывод, чему учит сказка.
 

4. Работа по теме урока.
Слайд4-6

1. Беседа об авторе. Прежде чем мы начнем говорить непосредственно о сказке, я хотела бы вам рассказать немного о писателе В.П. Катаеве.
Возможно, многие из вас видели мультипликационный фильм по этой сказке, но мало кто знает что-нибудь о самом авторе. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаев. Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 72 года. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам

 

2. Перед вами книжная выставка. Все книги,В. Катаева, только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками.
А сегодня на уроке мы познакомимся с его произведением «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки.

Беседа с учащимися
- Ребята, давайте прежде разберемся, чем же отличается такая сказка от народной сказки? Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Как обычно они начинались? Кем писались, сочинялись народные сказки?
(ответ 1: Верно. Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора).
- Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества (УНТ). В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло. Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки?
(ответ 2: Правильно, ребята! Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!)
- Все сказки делятся на
три большие группы. Давайте назовем их.
(ответ 3: Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных).
- Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы?
(ответ 4:
В сказках о животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках часто рассказывается о житье-бытье простого народа, о их героических или, наоборот, о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как жадность, глупость и т.д.)
Слайд 7-8

 

3. Словарная работа. В сказке нам встретятся слова и выражения, которые требуют объяснений. Попробуем их объяснить. а) Объясните значение выражений:

по сторонам зевать;
– галдели, как попугаи;
– взяла досада.

б) Подбери близкие по смыслу слова:

Растяпа – …., велеть – …, превосходный – …, симпатичный – …, уродливый – …, отнять – …,   смирные – ….

Слайд9в) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова: мечта и желание ?
Работа над близкими по содержанию словами
мечта и желание.

1 ученик: Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное. Мечта– игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует.

2 ученик: Желание-это чувство, когда тебе очень хочется чего-то, что не существует на самом деле, его у тебя нет, а тебе хочется иметь, оно дает тебе радость.

Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев?

4. Чтение текста сказки (сначала учителем, затем учащимися), обсуждение, анализ содержания сказки.
- 5. Физминутка(
Когда Женя оказалась на полюсе.)
Учитель: Закроем глаза и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы снежинки и под музыку исполняете танец снежинок.

Ребята, мы прочитали с вами сказку «Цветик-семицветик». Понравилась вам сказка? Чем именно?
СЛАЙД Вы внимательно слушали и читали сказку. А теперь ответьте на вопросы, выберите правильный ответ.
1. Как звали главную героиню пьесы – сказки «Цветик-семицветик»?

а) Мария б) Катя в) Женя

2. Кого встретила героиня, когда гналась за собакой?

а) волшебницу б) ведьму в) старушку

3. Сколько медведей вышло к Жене на Северном полюсе?

а) один б) тринадцать в) семь

4. Какой недуг был у мальчика Вити в сказке «Цветик-семицветик»?

а) был хромой б) болела рука в) был в гипсе

5. Что подарила старушка Жене, чтобы её утешить?

а) наливное яблоко б) горошину в) цветик-семицветик

6. Что стала делать Женя, когда остался один лепесток?

а) лить слёзы б) думать и рассуждать в) хлопать в ладоши

МОЛОДЦЫ СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ

 

5. Работа над названием сказки.

Учитель: Почему сказка с таким необычным названием? Дети: Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета.У радуги7 цветов

Учитель: А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни? (ответ 5: , например: это весьма необычное появление старушки; волшебные свойства цветка (умеет исполнять желания, достаточно произнести заклинание «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток...» 7сказочное число, встречается в сказках( 7 богатырей, 7 гномов,7 козлят. В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.

Учитель: Мы часто сравниваем авторскую сказку с русской народной. – Есть ли такая среди русских народных сказок, которая чем-то похожа на данную? Дети: (заполняют таблицу и делают вывод).

Цветик-семицветик” В.П.Катаева

По щучьему велению”. Русская народная.

Волшебный цветок

Волшебная щука

Исполняются все желания

Исполняются все желания

Счастливый конец сказки

Счастливый конец сказки

- Что сказала волшебница по секрету Жене? Найдите и зачитайте.

- Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память.

Сколько лепестков Женя использовала?

-Давайте вспомним, на что были использованы лепестки

СЛАЙД И ЦВЕТОК НА ДОСКЕ

1) Жёлтый - на баранки.

2) Красный - на вазочку.

3) Синий - на Северный полюс.

4) Зелёный - чтобы вернуться с Севера.

5) Оранжевый - на игрушки.

6) Фиолетовый - чтобы игрушки убирались.

7) Голубой - на мальчика.

- Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?

- А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу

цвет лепестка

желание

чувство

разумное или нет

-На что был потрачен первый лепесток?

- Какая неприятность случилась с Женей?

- На что потратила девочка второй лепесток и почему?

- Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.

Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?

- На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?

-Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?

-Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?

- Какое желание она загадала, чтобы их позлить?

- Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?

- На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?

Учитель: Обратимся к заполненной таблице.

лепестки

желание

чувство

разумное или нет

желтый

вернуться домой

радость

разумное

красный

склеить вазу

облегчения

разумное

синий

попасть на полюс

страха

глупое

зеленый

вернуться с полюса

радости

разумное

оранжевый

иметь все игрушки

испуг

глупое

фиолетовый

отправить игрушки

облегчения

разумное

голубой

вернуть здоровье

радость

разумное

Сделаем вывод о желаниях девочки.

Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых.

Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание.

1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки?СЛАЙД

2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?

Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.

Вывод: шесть лепестков были пущены на ветер, они вызваны завистью, желанием быть лучше других, а седьмой лепесток был истрачен на то, чтобы помочь в беде другому человеку.

Одна из заповедей Библии гласит о том, что «возлюби ближнего своего как самого себя». Ближний - это человек, который находится в беде, которому нужна помощь. Человек живёт не для одного себя и не для своей пользы, но прежде всего для пользы тех, кто возле него, для блага ближнего.

Жизнь дана на добрые дела.

У: Чему же учит эта сказка? Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог.

Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят

 

- Каждый выберите себе лепесток того цвета, который вам нравится и запишите на нем свое самое заветное желание.

- Кто из вас хочет рассказать о своем сокровенном желании?

- Соберите свой цветик – семицветик.

- Чему научила вас сказка?

- Когда появляются желания, сначала думай, потом совершай. Главное стремиться самому осуществлять свои желания, и совсем необязательно для этого иметь цветик-семицветик. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить в трудную минуту на помощь другим.

 

- Сказка учит заботиться о других людях.

- У: Какую же мудрую мысль хотел донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?

- Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).

- У: А как автор описывает последнее желание Жени? (Выборочное чтение.)

Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!

В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать цветик-семицветик на компьютере и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой вариант ответа).

СЛАЙД ПРОДОЛЖИ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Самым счастливым является тот, кто…

а)... радуется за себя, живёт своим счастьем;

б)… радуется не только за себя одного, но и за других, живёт общим счастьем;

в) … радуется за других, не думает о себе, живёт только общим счастьем.


 

IV. Домашнее задание.

-Написать сочинение Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик – семицветик?
 

IV. Рефлексия.

Учитель: Зачем нам нужен был этот урок?

За что ты можешь похвалить себя?

За что можно похвалить своих одноклассников?

Ответы детей.

Учитель: Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: “Я – молодец, я думал, я старался”.

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.