Коррекционно-развивающее занятие для детей с интеллектуальными нарушениями, в том числе ТМНР «Колобок и его приключения на уроке»
Коррекционно-развивающее занятие для детей с интеллектуальными нарушениями, в том числе ТМНР «Колобок и его приключения на уроке»
Цель занятия:
Развитие коммуникативных навыков и сенсорных восприятий у ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
сформировать и развить навыки взаимодействия с окружающей средой.
способствовать развитию моторики (как мелкой, так и крупной).
усилить сенсорные восприятия через тактильные и зрительные стимулы.
развивать внимание и концентрацию у ребенка.
Материалы:
Мягкие и безопасные игрушки различных форм и текстур.
Набор простых пазлов.
Карточки с изображениями профессий.
Музыкальные инструменты (например, бубенцы или маракасы).
Ход занятия:
Приветствие и настройка на занятие (5 минут):
При приветствии важно не только произнести слова, но и обратить внимание на невербальные элементы: улыбку, контакт глаз, дружелюбную осанку.
Учитель: Привет, Саша! Как ты себя сегодня чувствуешь?
Ребёнок: У меня всё хорошо!
Учитель: Очень рада это слышать! Что нового? Ты что-то интересное делал на выходных?
Ребёнок: Да, я катался на санках с горки.
Учитель: Это замечательно! Я уверена, что тебе было весело. А теперь посмотри, пожалуйста, в гости к нам зашел Колобок, давай споём ему нашу песенку и начнём урок.
(На мелодию популярной детской песни «Какой чудесный день»)
«Привет, привет, Колобок!
Готовы мы играть.
Пусть начнётся наш день,
Будем вместе мечтать!»
Начало дня с комфортного и позитивного приветствия помогает ученикам настроиться на продуктивную работу. Песни не только усиливают чувство принадлежности и участия, но и способствуют разогреву речевых навыков и улучшению настроения. Таким образом, создание тепла и дружелюбия в классе закладывает основу для успешного учебного дня.
Игры на развитие сенсорных восприятий (10 минут):
Учитель: Саша, как здорово у тебя получается петь! Молодец! Сегодня мы будем играть в интересную игру, чтобы развивать наши сенсорные восприятия, а Колобок посмотрит и тоже научится играть. Ты готов?
Ребенок: Да, готов!
Учитель: Отлично! Мы будем играть в игру под названием "Угадай, что это?". Я закрою у тебя глаза и буду давать тебе разные предметы. Твоя задача – ощутить их и попробовать угадать, что это такое. Начнем?
Ребенок: Конечно, звучит весело!
Учитель: Хорошо, вот первый предмет. Потрогай его руками и скажи, что ты чувствуешь.
Ребенок: Это что-то круглое и гладкое… Кажется, это апельсин!
Учитель: Правильно! Это апельсин. Молодец! Теперь попробуем другой предмет. Вот он.
Ребенок: Это… Мягкое и пушистое. Может быть, это игрушечный мишка?
Учитель: Да, ты угадал! Хорошо справляешься. Теперь давай попробуем что-то, что можно понюхать. Попробуй угадать по запаху.
Ребенок: Пахнет сладко… Это шоколад, да?
Учитель: Верно, это шоколад! У тебя отличное обоняние. А теперь попробуем что-то на слух. Я издам звук, а ты попробуй угадать, что это.
(Издает звук колокольчика)
Ребенок: Это колокольчик?
Учитель: Да, правильно! Все эти игры помогают нам больше узнавать об окружающем мире через наши чувства. Ты сделал отличную работу!
Ребенок: Это было весело! Когда мы сможем снова поиграть в такие игры?
Учитель: Мы можем играть каждый день, когда у нас будет немного времени. Сенсорные игры помогают нам лучше понимать мир вокруг и развивать наши способности. Спасибо, что играл со мной сегодня!
Использование мягких игрушек с различными текстурами. Ребенку предлагается прикоснуться, сжать, похлопать и потрясти их. Учитель комментирует действия, помогая ребенку ассоциировать слова с действиями («Это мягкое», «Потряси игрушку» и т.д.).
Развитие моторики через пазлы и сортеры (10 минут):
Учитель: Саша, сегодня у нас есть еще много интересных пазлов. Давай попробуем собрать вот этот с изображением Колобка, думаю ему будет интересно посмотреть, что получится у тебя в итоге. Что сначала нужно сделать?
Ребенок: Нужно найти уголки и края.
Учитель: Отлично! Уголки и края обычно легче всего распознать, потому что у них одна или две прямые стороны. Давай попробуем вместе их собрать.
(После того как несколько кромочных элементов собраны)
Учитель: Теперь, когда у нас есть рамка, давай посмотрим на кусочки с похожими цветами или с частями картинки, которые ты узнаешь.
Ребенок: Вот, кажется, у этого кусочка есть желтый цвет, как у Колобка.
Учитель: Молодец! Тебе удалось разгадать подсказку. Давай попробуем поставить его на место. Помни, что детали можно переворачивать, если они не подходят сразу.
Учитель: Саша! у тебя замечательно получилось собрать пазлы и Колобку очень приятно наблюдать за твоей работой. Смотри, сегодня у нас есть еще коробочка с разными отверстиями и фигурками. Посмотри, какие фигурки у тебя в руках. Как думаешь, куда они подойдут?
Ребенок: Это кружочек, он должен подойти сюда.
Учитель: Правильно, молодец! Круглая фигурка должна пройти через круглое отверстие. Какие ещё фигуры ты видишь?
Ребенок: Вот треугольник. Я сейчас попробую его вставить.
Учитель: Внимательно посмотри, как он должен быть расположен. Если он не проходит с первой попытки, попробуй его повернуть. Отлично, вот и получилось!
Развитие моторики у детей – это важный аспект общей образовательной и коррекционной работы. Пазлы и сортеры играют в этом процессе значительную роль, поскольку они помогают детям развивать мелкую моторику, пространственное воображение, координацию глаз и рук, а также способствуют улучшению когнитивных навыков.
Такие игры способствуют развитию не только моторики, но и других важнейших навыков: концентрации, логического мышления, способности решать задачи и находить решения в различных ситуациях. Задача взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы мягко направлять ребенка, поддерживать интерес и вовремя подбадривать его успехи.
Коммуникативные упражнения с карточками (10 минут):
Игра "Вопрос-ответ":
Цель: Развитие навыков формулировки вопросов и расширение словарного запаса.
Процесс: Перед Сашей кладутся несколько карточек с людьми разных профессий. Колобок начинает плакать и жалуется на боль в животе.
Учитель: Саша, выбери карточку того, кто может помочь колобку.
Ребенок : Доктор.
Учитель: Что делает доктор?
Ребенок : Лечит людей.
Учитель: Отлично, как ты думаешь, в чем заключается работа доктора, когда он лечит людей?
Ребенок : Доктор осматривает больных, чтобы понять, в чем проблема.
Учитель: Верно. А что еще может делать доктор, чтобы помочь больным?
Ребенок : Он выписывает лекарства, чтобы люди выздоравливали.
Учитель: Да, и лекарства здесь очень важны. А что еще может использовать доктор в своей работе?
Ребенок : Он может делать прививки, чтобы предотвратить болезни.
Учитель: Правильно, прививки помогают защититься от многих болезней. Какие качества, по-вашему, должны быть у хорошего доктора?
Ребенок : Он должен быть добрым и заботливым.: И еще умным, чтобы знать, как лечить.
Учитель: Прекрасные ответы! Хороший доктор действительно должен быть и добрым, и умным. А как ты думаешь, где доктора учатся своей профессии?
Ребенок : В медицинском университете.
Учитель: Верно, стать доктором нужно много учиться. Спасибо тебе за активное участие, ты прекрасно рассуждаешь! Думаю, доктор окажет помощь Колобку и он будет здоров.
Карточки являются универсальным инструментом, который может значительно разнообразить обучение и сделать его более увлекательным и продуктивным.
Преимущества данного метода:
Индивидуальный подход: Возможность адаптировать упражнения под уровень и интересы каждого ребенка.
Активность и вовлеченность: Дети более активно участвуют в игровом процессе, чем в традиционных формах обучения.
Многозадачность: Одновременно тренируются различные аспекты языковых навыков: говорение, слушание, чтение.
Музыкальная пауза (5 минут):
Использование музыкальных инструментов для ритмических упражнений. Ребенок сопровождает простую музыку игрой на маракасах или бубенцах.
Учитель следит за ритмом, помогая ребенку чувствовать музыку и выразить себя через звуки.
Учитель и ребенок занимаются ритмическими упражнениями с использованием маракасов и бубенцов. Эти занятия помогают ребенку не только прочувствовать ритм, но и выразить себя через музыку.
Учитель: Колобок здоров и весел. Давай мы с тобой попросим его спеть нам песенку, а мы будем играть вместе с музыкой для него. У тебя есть маракасы, а у меня – бубенцы. Готов?
Ребенок: Да, готов!
Учитель: Отлично! Давай сначала послушаем музыку. Это поможет нам понять, какой ритм нам нужно будет поддерживать. Слушай внимательно и пробуй почувствовать ритм внутри себя.
(Звучит песенка Колобка)
Учитель: Слышишь, как музыка как будто бы стучит внутри тебя? Давай попробуем вместе простучать этот ритм на маракасах. Смотри на меня и повторяй.
Ребенок: (Смотрит на учителя и пробует играть в такт) Так?
Учитель: Именно так! Ты молодец! Смотри, если я стучу медленно, значит и ты играешь медленно. Если я ускоряюсь, то и ты стараешься ускориться. Попробуем поменять темп?
Ребенок: Давай!
Учитель: Отлично! Теперь я буду вести, а ты присоединяйся. Готов?
Ребенок: (Кивает)
(Учитель и ребенок начинают играть вместе)
Учитель: Замечательно! Ты почувствовал ритм музыки?
Ребенок: Да, я почувствовал!
Учитель: Ты отлично справляешься. Теперь попробуй сам вести ритм, а я подстроюсь под тебя. Начинай, когда будешь готов.
Ребенок: (Начинает играть ритм на маракасах)
Учитель: (Следует за темпом ребенка) Отлично, ты настоящий музыкант! Чувствуешь, как ты можешь управлять музыкой?
Ребенок: Да, это весело!
Учитель: Очень хорошо! На сегодня мы закончили, но в следующий раз мы обязательно продолжим. Продолжай слушать музыку и играть. Чем больше ты практикуешься, тем лучше ты справляешься!
Ребенок: Спасибо! Жду следующего занятия!
Такое занятие помогает ребенку развивать музыкальные и ритмические навыки, учиться концентрироваться и выражать себя через музыку.
Завершение занятия и обратная связь (5 минут):
Учитель: На сегодня всё. Перед тем как мы разойдемся, я хотела бы услышать твои мысли и впечатления о прошедшем занятии. Какие были сложности или, возможно, моменты, которые особенно понравились?
Ученик : Мне понравилось, как мы работали с карточками и музыкальными инструментами, было интересно помогать Колобку и весело играть на маракасе.
Учитель: Очень хорошо, что поделился своими мыслями и впечатлениями. Давай попрощаемся с Колобком и пригласим к нам еще. До свидания, Саша! Хорошего дня и увидимся на следующем занятии.
Методические рекомендации:
Использовать методики поощрения и положительного подкрепления при любом успехе ребенка.
Обеспечить вариативность материалов и упражнений в зависимости от состояния и настроения ребенка в день занятия.
Акцентировать внимание на эмоциональный отклик ребенка, стремясь создать устойчивую положительную ассоциацию с учебным процессом.
Поддерживать обратную связь с родителями для координации усилий в домашней обстановке.
Таким образом, индивидуальное занятие сочетает в себе сенсорные, моторные и коммуникативные упражнения, направленные на всестороннее развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями. Гибкость и адаптивность – ключевые элементы, позволяющие оптимизировать процесс обучения с учетом особенностей каждого ребенка.
Важно учитывать, что каждое занятие должно быть максимально адаптировано под индивидуальные особенности ребенка. Это означает, что учитель должен уделять внимание не только физическому и психологическому состоянию, но и предпочтениям и интересам ребенка. Использование знакомых и любимых предметов может значительно повысить вовлеченность и интерес к занятиям.
Также целесообразно вводить элементы игры, которые способствуют естественному взаимодействию и уменьшению стресса. Например, можно использовать игровые сценарии, в которых ребенок выступает в роли персонажа, что поможет развить его воображение и коммуникационные навыки в непринужденной обстановке.
Не менее важно создать у ребенка чувство достижения. Для этого можно устанавливать небольшие, но достижимые цели в ходе занятия, что поможет укрепить уверенность в себе и желание продолжать обучение. Регулярные похвалы и позитивные комментарии играют здесь ключевую роль.
Наконец, для успешного выполнения задач занятия необходимо постоянно отслеживать прогресс и вносить корректировки в план обучения. Регулярные оценки и адаптации обеспечат рост и развитие ребенка, учитывая его уникальные потребности и способности.