"Коррекция заикания у детей старшего дошкольного возраста"
Тема проекта: «КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Лищенко Татьяна Владимировна МОУ «Бендерский детский сад № 43»
В настоящее время одной из актуальных проблем является постоянный рост количества детей имеющих речевые нарушения. На наш взгляд, преодоление заикания возможно при комплексном подходе с обязательным включением логопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей. Коррекционные упражнения помогают коррегированию общей моторики, психических процессов, развивают такие качества как сосредоточенность, сообразительность, умение согласовывать свои движения с правилами, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений мышечных групп. Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение и имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и коррегирования его общей и речевой моторики.
Вопросам заикания посвящено немало работ многих авторов М.С Самойленко, Л.И. Беляковой, Г.А. Волковой, В.А. Гиляровского, А.И. Скрытник и многих других и, тем не менее, недостаточно используются коррекционные упражнения в работе с детьми разными специалистами, это актуализирует проблему моего проекта. Проблема, которую мы освещаем в своем проекте – это возможно ли использование коррекционных упражнений на занятиях по логопедической ритмике для преодоления заикания, и их эффективность. Цель проекта: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние коррекционных упражнений на преодоление заикания. Объект исследования: процесс преодоления заикания у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: коррекционные упражнения для преодоления заикания. Профессиональная значимость в том, что возможно активное использование коррекционных упражнений для преодоление заикания. Эта работа будет более эффективной, если: - коррекционные упражнения будут систематически включаться в логоритмические занятия; - работа будет строиться в соответствии с дидактическими принципами.
Важнейшими элементами музыкально – ритмических занятий являются сигналы: слово, музыка, жест. Музыка как сигнал особенно широко используется в коррекционных целях. Двигательные, музыкально – двигательные, музыкально – речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительностью выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению.
Примерное занятие с заикающимися детьми, направленное на тренировку речи и других психических функций, может иметь такую схему: 1) вводные упражнения: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе; 2) распевание: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, сочетания пения с тактированием, координации пения с движениями рук; 3) пение: для автоматизации звуков, воспитания координации пения с ходьбой, с маршировкой на месте; для развития ритмического слуха, слухового внимания, памяти, понимания характера музыки; 4) упражнения на воспитание произвольного внимания (специальное стимулирование воспитания, быстрая и точная реакция на зрительные раздражители, развитие волевой сферы заикающегося); 5) упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями для выработки произвольного управления своими мышцами; 6) слушание музыки с последующими упражнениями для развития музыкальной памяти; 7) игра-драматизация для воспитания яркой образности, эмоциональности; 8) заключительное упражнение (спокойная ходьба в колонне).
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ Нами был составлен критериально-оценочный аппарат, где мы выделили действенный и эмоционально-чувственный критерии, которые позволил определить уровень тяжести заикания. дети с низким уровнем тяжести заикания должны уметь выполнять серийные действия, без промедления переключаться с одного вида движений на другой, следовать инструкции, отличаться повышенной работоспособностью, уметь сдерживать себя, общаться как со взрослыми, так и с детьми. К детям с высоким уровнем тяжести заикании мы отнесли тех, кто не умеет вслушиваться в инструкцию, сосредотачиваться и своевременно реагировать на сигналы, не умеет выполнять серийные действия, сдерживать себя, обладает повышенной возбудимостью и импульсивностью.
Особо следует отметить работу с использованием упражнений, которые формируют умение создавать замысел, предвосхищать серию движений. Эти упражнения очень сложные и требуют определенного опыта и навыка. В этих упражнениях необходимо самостоятельно продумать и показать действия, а затем снова воспроизвести в первоначальной последовательности. Количество действий 3-5. В этих упражнениях ребенок не мог придумать больше трех движений. нам приходилось стимулировать его, предлагая придумывать вместе. Только спустя 5-6 занятий ребенок смог самостоятельно придумать упражнение, состоящее из четырех движений. На протяжении всей работы мы подбадривали его, создавали ситуацию успеха. И все упражнения проводились в порядке возрастающей сложности. мы стали замечать, что у Тимофея произошли незначительные изменения: он стал более сдержанным, общительным, перестал бояться новых людей и чаще идет с ними на контакт. Для того чтобы выяснить была ли наша работа эффективной мы организовали повторное экспериментальное обследование. ЛОГОПЕД
Выводы : С целью определения возможности использования коррекционных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием нами была организована коррекционная работа. Мы провели обследование ребенка, и полученные данные, позволившие нам наметить пути фронтальной и индивидуальной коррекционной работы, которые реализовали в ходе формирующего эксперимента. Проведение контрольного эксперимента позволило оценить эффективность проделанной работы. мы пришла к выводу, что проводя логоритмические занятия с заикающимися детьми необходимо большое место отводить коррекционным упражнениям, которые воспитывают устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ наша работа посвящена актуальной проблеме использования коррекционных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием, поскольку исправление данного речевого дефекта ограничивается только логопедической помощью, однако эффективнее будет комплексный подход в преодолении нарушения. Свой проект мы посвятили рассмотрению причин возникновения заикания, раскрыли его виды. И пришли к выводу, что причины могут быть самые различные, поэтому взрослым необходимо очень внимательно относиться к детям, так как они сами могут стать причиной возникновения данного дефекта. Рассматривая вопрос пришли к выводу о том, что логопедическая ритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон Использование коррекционных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с заикающимися детьми дошкольного возраста были рассмотрены нами , где пришли к выводу, что занятия по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания очень необходимы и полезны, так как дети часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо неуверенно и это усиливает дефект, а именно логоритмические занятия с включением коррекционных упражнений помогают его исправить, а положительного результата можно достичь только при хорошо продуманной слаженной работе всех специалистов.
На этапе эксперимента было проведено обследование, сущностью которого было выявление степени тяжести заикания. После проведенного исследования я выяснила, что у мальчика средняя степень заикания. Исходя из этого, мы организовали развивающую работу с использованием на логоритмических занятиях коррекционных упражнений. Включив задания на устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений, я отметила в своих наблюдениях и экспериментальном исследовании положительные изменения. Полученные данные служат основанием для подтверждения выдвинутой нами гипотезы. Действительно, возможно активное использование коррекционных упражнений для преодоление заикания. Непременным условием при этом является: - систематическое включение коррекционных упражнений в логоритмические занятия; - работу строить в соответствии с дидактическими принципами. На наш взгляд, исследование этой проблемы может быть продолжено. Так, например, можно опробовать другие средства логоритмики. Все это позволит более глубоко изучить данную проблему педагогической науки и помочь специалистам более эффективно организовать работу по преодолению заикания.
Видео-фрагмент индивидуальной работы (парадоксальной гимнастики) учителя- логопеда с ребёнком, страдающим заиканием