Космонавтом стать хочу, пусть меня научат!

7
0
Материал опубликован 22 April 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»

с. Малоенисейское, Бийского района


учебно-исследовательская работа

Космонавтом стать хочу, пусть меня научат!

t1619106490aa.gif


Автор проекта:

ученик 2 класса МБОУ «Малоенисейская СОШ»

Чепрасов Александр – 8 лет

Руководитель:

Карташова Н.А.,

учитель начальных классов



Малоенисейское

Паспорт проектной работы

Название проекта

Космонавтом стать хочу, пусть меня научат!

Авторы проекта

Чепрасов Александр

Руководитель проекта

Карташова Наталья Анатольевна

Этапы работы над проектом

Теоретическая часть

Практически-экспериментальная часть

Заключение

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрен вопрос: Как стать космонавтом? Любой ли человек может отправиться в открытый космос? Изучим вопросы: что такое космос? Открытие космоса? Какие экзамены нужно сдать чтобы стать космонавтом? А самое главное на примере моего папы (кандидата в космос) узнать, сможет ли он стать космонавтом? Проведем анкетирование среди младших школьников. Проделаем опыты с невесомостью в домашних условиях. Сделаем необходимые выводы.

Вид проекта

Учебно-исследовательский

Цель проекта

исследовать профессию космонавта и понять, может ли наш кандидат (мой папа) стать космонавтов

Задачи проекта

Изучить необходимую литературу по данной теме

Провести анкетирование по исследуемому вопросу среди младших школьников

Подготовить список испытаний для папы, как для будущего космонавта.

Создать буклет «Как стать космонавтом»

Сделать вывод о проделанной работе

Необходимое оборудование

Компьютер

Предполагаемый продукт проекта

Реферат



Введение

Космос - это всегда загадочно и интересно, а если он тебя привлекает с самого раннего детства это еще и любопытно.

В детском садике, куда я ходил, часто проходили мероприятия о космосе. Когда я пошел в 1 класс, побывал на экскурсии в планетарии. Там мне посчастливилось не только полюбоваться красотами космоса и посмотреть фильм о нём, но и надеть настоящий скафандр. После этого я решил стать космонавтом.

Что же нужно знать для того чтобы попасть в космос и побывать на настоящих космических станциях? Какими физическими способностями нужно обладать? Какая профессия должна быть? И вообще что нужно уметь, чтобы стать космонавтом? Эти вопросы и многие другие я исследую в данной работе на примере моего папы. И отвечу на самый главный мой вопрос: может ли мой папа стать космонавтом?

Тема, выбранная нами актуальна на сегодняшний день, так как изучение космоса и его освоение является в современном мире одним из важных вопросов.

Объект исследования – космос

Предмет исследования – профессия космонавт

Цель исследования: исследовать профессию космонавта и понять, может ли наш кандидат (мой папа) стать космонавтов?

Гипотеза: предположим, что полететь в космос может любой человек

Задачи исследования:

Изучить необходимую литературу по данной теме

Провести анкетирование по исследуемому вопросу среди младших школьников

Подготовить список испытаний для папы, как для будущего космонавта.

Создать буклет «Как стать космонавтом»

Сделать вывод о проделанной работе

Для реализации поставленных задач я использовал следующие методы:

Теоретические

изучение литературы по данной проблеме;

анализ собранного материала;

обобщение.

Эмпирические

Анкетирование

Математические

Диаграммы

Таблицы

Практическая значимость:  собранный мною материал может быть использован на уроках окружающего мира и во внеклассной, внеурочной работе на мероприятиях о космосе.


Глава I. Теоретическая часть Космос и его исследование (краткая справка)

Перед тем как приступить к исследованию по данной теме, необходимо определиться, что же такое космос и для чего его исследуют?

Впервые о космосе я узнал из мультфильмов: «Белка и стрелка», «Лунные приключения», «Крайний космос», «Главный звездный», «День космонавтики», «Тайна красной планеты». Просмотрев их пробовал конструировать макет ракеты, делал скафандр из коробок, а потом решил посмотреть научные фильмы о космосе. Что же я из них узнал?

Что же такое космос?

Ещё в далёкие времена древние греки называли Мир (или Вселенную) Космосом, что в буквальном переводе означает «порядок». Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория, дающая человеку возможность исследовать ряд вопросов, касающихся мироустройства, познать законы окружающего мира.

«Современное понятие космос включает всё пространство Вселенной, в том числе и Землю, околоземное и межпланетное пространство».

Космос – то же что и понятие Вселенная.

Каковы задачи исследования космоса? Расширение границ познания об окружающем мире, практическое использование резервов космоса.

Вселенная — совокупность всего, что существует физически.

Ближний космос — исследуемый человеком.

Дальний космос — мир звёзд и галактик.

Космонавтика — теория и практика полётов в космос.

После исследования этих вопросов были рассмотрены другие. А именно:

Кто первым ввёл термин «космонавтика»?

Ответ: Впервые термин «космонавтика» появился в названии научного труда Ари Абрамовича Штернфельда «Введение в космонавтику», который был посвящён вопросам межпланетных путешествий.

Кто является основоположником практической космонавтики?

Ответ: С.П.Королёв

Кто является основоположником космического двигателестроения?

Ответ: В.П.Глушко

Как называется аппарат, предназначенный для полёта человека в космос?

Ответ: космическая ракета (реактивный летательный аппарат)

Дата 4 октября 1957 года стала началом космической эры. В этот день в Советском Союзе был запущен на орбиту первый искусственный спутник Земли «Спутник-1». Это был шар массой 83 кг.

Что же такое спутник? В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения. Луна — спутник Земли. Земля — спутник Солнца. Когда мы употребляем слово «спутник», мы обычно имеем в виду созданный человеком космический корабль, вращающийся вокруг Земли. Искусственные спутники отправляются в космос с различными целями. Некоторые используются для научных исследований, другие собирают информацию для прогноза погоды. На некоторых спутниках установлены теле— и радиоантенны. Спутники могут быть использованы в навигации и картографии. Созданные человеком спутники дают ученым представление о состоянии живых организмов в условиях космоса.

Между запуском первого искусственного спутника Земли и полётом человека в космос, орбитальные полёты совершили животные. Они стали первопроходцами, ценой своей жизни, доказавшие, что живые существа могут летать к звёздам.

Россия открыла человечеству дорогу в космос в 1961 году запуском корабля "Восток" с Юрием Гагариным на борту. С тех пор реализовано около 250 космических программ, в космосе побывали 514 космонавтов и астронавтов из 36 стран мира.

Космонавт это профессия?

В наше время существует множество профессий. Все профессии важны, все профессии нужны. Бывают профессии увлекательные, сложные, есть профессии серьёзные и веселые. Но есть такая особая профессия, которая одновременно и увлекательная, и романтическая, а ещё ответственная, почетная и трудная. Это – профессия космонавт.

Профессия эта относительно «молодая». Она появилась во второй половине двадцатого века, практически одновременно с зарождением космической отрасли. Еще в 1959 году в нашей стране начался отбор кандидатов в так называемые «астронавты», но с 1960 года уже во всех документах закрепилось название профессии «летчик-космонавт». Хотя в Соединенных Штатах Америки людей этой профессии продолжают называть астронавтами.

Звание первого космонавта планеты принадлежит Юрию Алексеевичу Гагарину, который 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества орбитальный полет на космическом корабле «Восток». За прошедшие с того знаменательного момента годы в космическом пространстве побывало более пятисот человек. Они находились не только на орбите Земли, но и побывали на Луне. Увеличилась и продолжительность полетов. Если первый полет Гагарина продолжался 108 минут, то в наши дни космонавты и астронавты могут находиться в космосе более года.

К будущим космонавтам предъявляются очень высокие требования. Космос — это, конечно, интересно и занимательно, но пребывание в космосе требует особой закалки. Космонавт должен иметь очень хорошее, практически идеальное здоровье. Когда ракета поднимается в космос, космонавты испытывают сильные перегрузки. Вес их тела в этот момент увеличивается в несколько раз. А когда они оказываются на орбите, их ожидает другой «противник» — невесомость. При длительном пребывании в невесомости мышцы человека слабеют, кости становятся хрупкими. Поэтому космонавты во время длительного полета постоянно тренируются и носят специальные костюмы, помогающие смягчить вредные последствия невесомости. Здоровье космонавтов должно быть отличным еще и потому, что в космосе нет больниц и «скорую помощь» туда не вызовешь. Поэтому космонавты в обязательном порядке изучают основы врачебных профессий, чтобы уметь оказать друг другу первую помощь в непредвиденных ситуациях.

Если в первые годы космической эры космонавтами становились, в основном, профессиональные летчики, то в наши дни в эту профессию приходят и инженеры и ученые и врачи. На космической орбите проводятся различные научные эксперименты, осуществляется визуальное наблюдение за поверхностью нашей планеты и даже налаживается производство различных материалов, которые можно изготовить только в условиях невесомости. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга.

Профессия космонавт – это профессия не только дня сегодняшнего, но и профессия будущего. Космическая техника непрерывно совершенствуется. И уже строятся планы о пилотируемом полете на Марс. В наши дни летательные аппараты в космос запускают не только государственные организации, но и частные компании. Постепенно развивается космический туризм. Пока это очень дорогое удовольствие, но наступит такой день, когда любой из нас сможет ощутить себя космонавтом и увидеть красоту нашей планеты с высоты космической орбиты.


Какие требования предъявляются к будущему космонавту?

Итак, если профессия космонавт – это ваш твердый выбор, вы должны в первую очередь тщательно следить за своим физическим состоянием. Крепкое, практически идеальное здоровье – главное требование к будущему кандидату. У вас не должно быть никаких хронических заболеваний и вредных привычек. Кроме того, вы должны обладать идеальным зрением. Здоровье космонавта должно быть отличным еще и потому, что в космосе не найдешь больницу. Именно поэтому будущие пилоты обязательно должны владеть основами медицинской помощи в различных ситуациях. Помимо физического здоровья, предъявляются высокие требования и к здоровью психическому. Будущий космонавт должен уметь сохранять трезвую голову и не поддаваться панике в любой ситуации. Кроме того, он не должен быть подвержен различным депрессиям и приступам тоски. Ведь находиться так далеко от дома неопределенное время сможет не каждый. Помимо идеального физического и психического здоровья, другое главное требование к будущему космонавту –английским свободное владение языком. Именно на нем общаются на Международной космической станции, которая создана усилиями многих стран. На ней постоянно находятся космонавты из разных уголков мира, периодически сменяя друг друга. Кроме того, у вас должно быть высшее образование по какой-либо технической, медицинской или военной специальности, в которой вы разбираетесь лучше всех. Ведь в космосе надо проводить множество научных экспериментов, поэтому там не нужны певцы, артисты и представители других творческих специальностей.

.Плюсы профессии. Когда вы принимаете решение о своей будущей специальности, очень важно тщательно изучить все ее плюсы и минусы. Что касается работы космонавта, конечно, у нее много достоинств: вы увидите то, что видели очень немногие в мире; будете принимать участие в научных экспериментах и можете открыть что-то новое, что поможет развитию всего человечества; получите возможность прикоснуться к будущему; будете выглядеть героем в глазах родственников и друзей; своими глазами увидите звезды. Все это возможно только для космонавтов, ни одна другая профессия не позволит столько увидеть и узнать. Однако не стоит забывать, что при всей романтичности этой работы она связана со множеством опасностей и трудностей.

Минусы профессии

Конечно, профессия космонавт для детей – одна из самых заманчивых и увлекательных. Однако при этом вам обязательно надо понимать, какие минусы она с собой несет, и быть готовым к ним. Это: долгая и упорная работа перед первым полетом; большое количество опасностей во время космического путешествия; долгая разлука с семьей и друзьями; вред, наносимый здоровью долгим пребыванием в невесомости. Кроме того, вы должны знать, что, невзирая на уровень технического прогресса, на Земле невозможно создать условия, полностью повторяющие космические. Несмотря на такое количество тренировок, космонавт, попав на орбиту, должен быть готов ко всем трудностям, которые могут возникнуть. В заключение. Однако если вы все же решите, что хотите связать свое будущее с космонавтикой, начинайте уже сегодня делать шаги к своей мечте. Начните активно заниматься спортом, учить английский и физику. Читайте литературу по теме и каждый день узнавайте что-то новое. Возможно, именно вы сделаете важнейшие открытия, которые приблизят человечество к освоению новых планет, и станете тем специалистом, с именем которого будет прочно связана профессия космонавт. Все в ваших руках, и только от вас зависит, какое будущее у вас будет!

Ниже представлен рисунок № 1 «Требования к кандидатам в космонавты» в России. С этими данными будут в практической части сравнены данные моего папы



Рt1619106490ab.png ис.№ 1

Глава II. Практически-экспериментальная часть 2.1 . Анкетирование

Одним из основных этапом нашей работы стало анкетирование учащихся по данной теме. Нам необходимо было понять, заинтересует ли наше исследование других ребят. В опросе приняли участие учащиеся 1-4 классов и учителя начальной школы. Всего 118 человек.

Опрашиваемым были предложены вопросы:

Знаете ли вы, что такое космос? Да/Нет/Не знаю

Известна ли вам наука изучающая космос? Да/Нет/Не знаю

Хотели ли вы полететь в космос? Да/Нет/Не знаю

Знаете ли вы, кто такой космонавт? Да/Нет/Не знаю

Известно ли вам, что космонавт это профессия? Да/Нет/Не знаю

Хотели бы вы стать космонавтами? Да/Нет/Не знаю

По результатам диаграммы № 1 нам стало понятно, что тема выбрана правильно и учащимся, познакомившимся с нашим проектом, будет интересно познакомиться с профессией космонавт.

Диаграмма 1

1. Знаете ли вы, что такое космос? Да/Нет/Не знаю

t1619106490ac.gif

Диаграмма 2

2. Известна ли вам наука изучающая космос? Да/Нет/Не знаю

t1619106490ad.gif

Диаграмма 3

3.Хотели ли вы полететь в космос? Да/Нет/Не знаю

t1619106490ae.gif

Диаграмма 4

4. Знаете ли вы, кто такой космонавт? Да/Нет/Не знаю

t1619106490ac.gif



Диаграмма 5

1. Известно ли вам, что космонавт это профессия? Да/Нет/Не знаю



t1619106490af.gif



Диаграмма 6

Хотели бы вы стать космонавтами? Да/Нет/Не знаю




2.2. Исследование и сравнение требований к кандидатам в космонавты

Изучив необходимую информацию в различных источниках, нами была составлена таблица, в которую мы внесли основные требования к кандидатам в космонавты. Далее были проведены исследования нашего кандидата (папы).

Данные приведены в таблице № 1

Основные требования к кандидатам в космонавты

Космонавт


(Кандидат папа)

Российское гражданство

+

+

Возраст до 35 лет

+

37

Высшее образование по инженерным, научным или летным специальностям (специалист/магистр)

+

-

Опыт работы по специальности – не менее 3 лет

+

-

Знание английского языка

+

-

Хорошая физическая подготовка

+

-

Отсутствие хронических заболеваний

+

+

Необходимые психологические качества

+

+

Антропометрические данные




Масса тела (50-90 кг)

76 кг

93

Рост в положении сидя: (80-99 см)

80 см

117

Ширина бедер в положении сидя: до 41 см

38 см

45

Поперечный размер плечевой области: до 52 см

50 см

48

Рост в положении стоя: 150-199 см

180 см

175

Расстояние между углами подмышечных впадин: до 45 см

40 см

44

Обхват груди: 94-112 см

98 см

107

Длина ступни: до 29,5 см (46-й размер обуви в России)

26 см

28


По результатам исследования можно сделать вывод, что наш кандидат не проходит сразу по нескольким параметрам. (См. в табл № 1)

В газете «Комсомольская правда» нами была обнаружена статья: «Из чего состоят экзамены для космонавтов» по возможности мы постараемся проверить нашего кандидата по этим параметрам.

Таблица № 2 Экзамен для будущих космонавтов

Упражнения на выносливость:


Космонавт

Бег на 1 км – не более 3 мин 35 сек


Или лыжная гонка 5 км – не более 21 мин


Плавание вольным стилем 800 м – не более 19 мин



Наш кандидат

10 мин

35 мин

22 мин


Упражнения на оценку силы:

Космонавт

Подтягивание – не менее 14 раз

Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях – не менее 20 раз

Угол в упоре на брусьях – не менее 15 сек

Отжимание

Наш кандидат

5

10

7

10

Упражнения на скорость

Космонавт

Бег 60 м – не более 8,5 сек


Челночный бег 10х10 м – не более 26 сек


Прыжки в длину с места – не менее 2 м 30 см


Плавание 25 м - не более 19 сек


Наш кандидат

10.7 сек

32 сек

2м 20см

25 сек

Упражнения на ловкость

Космонавт

Прыжки на батуте - успеть развернуться на 360 градусов, высота прыжка не менее 60 см


Прыжки в воду с трамплина вниз головой высота 3 м

Ныряние в длину – не менее 20 м



Наш кандидат

Не пройдено

Не пройдено



Оценка работы с тренажерами на борту космической станции:

Бег на беговой дорожке – 11 мин

Работа на велоэргометре – 5 мин с небольшой нагрузкой, 3 мин отдых, 5 мин с максимальной нагрузкой

Наш кандидат

Не пройдено

Не пройдено




Подводя итоги по данной таблице можно сказать, что из-за того что в домашних условиях нет возможности проверить нашего кандидата по некоторым параметрам можно считать экзамен не пройден.

К тому же измерение давление показало 144/86. Это высокое давление для космонавта.


Проведение опыта с невесомостью в домашних условиях

Каждый космонавт ощущает невесомость в космосе или в специальном тренажёре. А можно ли проверить невесомость в домашних условиях. Это мы постараемся проверить в экспериментах.

Опыт 1. Невесомость на Земле

Все мы на Земле чувствуем силу тяжести – силу притяжения Земли. Каждый предмет на Земле имеет вес. «Вес» предмета – это то, как мы ощущаем давление этого предмета на опору, которая не дает предмету падать под действием силы тяжести к центру Земли.

Я провел такой опыт. Положила на руку камень. Он кажется тяжелым, «у него большой вес». Вес – это то давление, которое чувствует моя рука, преграждая камень путь к Земле. Я убираю руку – камень падает на землю. Пока он будет падать, веса у него не будет, ведь он не давит ни на какую опору. А когда камень упадет на землю, он опять станет весить. Потому что опорой, преграждающей путь к центру Земли, будет служить почва под моими ногами (Приложение ).

В тот момент, когда камень падал, он был в невесомости.

Оказывается, казалось бы, чисто космическое понятие «невесомость», на самом деле нам хорошо знакомо.

Как же почувствовать невесомость в домашних условиях?

Мы испытываем невесомость каждый раз, просто подпрыгнув – в момент, когда летим вниз. Во время прыжка вверх состояние невесомости длится один короткий миг. Мы испытываем невесомость, качаясь на качелях, – в тот момент, когда они на секунду застыли перед тем как поменять направление движения и опуститься вниз.

Парашютисты ощущают состояние невесомости, но испытывают они его только в начале падения, когда скорость растёт. Как только скорость становится постоянной, состояние невесомости прекращается. Я подумала о том, что прыжок с парашютом в земных условиях можно попробовать заменить спуском на лифте. Я живу в частном доме, лифт – непривычное для меня сооружение, но мы с родителями нашли возможность провести этот опыт. Действительно, в начале спуска я испытала необычное ощущение легкости в организме (Приложение ).

Опыт № 2 «Видимая» невесомость

Невесомость можно даже зафиксировать в домашних условиях при помощи обычных пружинных весов.

Я провел два опыта, мне помогал папа.

Опыт 1. На весы мы подвесили мой школьный рюкзак. Папа поднял весы на вытянутой руке вверх. Весы показали 4 кг. Папа резко опустил руку вниз. Я заметил, что стрелочка на весах поднялась вверх, к нулю, показав, что вес рюкзака при падении уменьшился (Приложение).

Опыт 2. Я встал на напольные пружинные весы. Мой вес – 26 кг. Затем я резко присел, стрелка приблизилась к нулю, показав, что я стал невесомой (Приложение 1).

Также невесомость можно «увидеть», проделав опыт с водой, налитой в пластиковую бутылку.

В бутылке проделали отверстие и налили воду. Я подняла бутылку вверх, вода лилась струйкой из отверстия. Я бросил бутылку с небольшой высоты. Пока бутылка падала, струйка не текла. Вода при падении бутылки стала невесомой.


Выводы по второй главе

На собственных опытах мы убедились, что космонавтам стать может не каждый. убедилась в том, что на Земле можно испытать состояние невесомости, причем, не только в специально созданных условиях, но и в домашних.


Заключение

Цель, поставленная нами, полностью достигнута. Нам удалось найти методы чтобы хотя бы частично проверить может ли любой человек: мой папа, дядя или дедушка стать космонавтом. Гипотеза, поставленная нами не подтвердилась. Не каждый человек может пройти испытания и стать настоящим космонавтом.

Чтобы стать космонавтом, нужно иметь крепкое здоровье, быть сильным, выносливым, много трудиться над собой:

Мне бы очень хочется побывать в центре подготовки полётов, в Звёздном городке. Там будущие космонавты готовятся к полету в космос. Затем космодром Байконур - стартовая площадка ракет. Именно отсюда полетел Юрий Гагарин. Его глазами смотрело всё человечество. Им гордилась наша страна.

Мне очень долго ждать, пока сбудется моя мечта, но уже сейчас нужно хорошо учиться, заниматься спортом. Много читать, ведь юному астроному не обойтись без хороших книг. Я думаю, что Юрий Алексеевич Гагарин тоже начинал с этого, чтобы стать космонавтом и чтобы им гордилась вся великая наша страна.


Список литературы

В.Л.Горьков. Космическая азбука. Книга о космосе– Детская литература, 1994 г.

Г.В. Железняк «Космос» Серия «Вопрос-ответ», Москва 2008 г.

И. Павловой, Т. Парфеновой, В. Дородницына «Иллюстрированная энцеклопедия для мальчиков, Москва 2007 г.

Т. А.Шорыгина Детям о космосе.   - Сфера, 2013 г.

В. Шаталов, М. Ребров «Космос: Рабочая площадка», Москва 19

Н.И.Гордиенко Космонавтика. Иллюстрированная энциклопедия. – Эксмо. Наше слово

https://tass.ru/spec/stat_kosmonavtom.

http://www.gctc.ru/ ФГБУ "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина",

. http://www.gazeta.ru/lifestyle/education

http://www.lawinrussia.ru/node/

http://earth-chronicles.ru/news

http://top-antropos.com/history

http://www.outer-space.ru/human/

http://ru.wikipedia.org/wik

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.