Конспект интерактивного занятия для детей средней группы «Космос вчера, сегодня и завтра»
Конспект интерактивного занятия для детей средней группы
Тема: "Космос вчера, сегодня и завтра"
Ковалева Наталья Тихоновна
Воспитатель
МБОУ Лицей № 3
г. Воронежа
Назначение: Конспект непосредственно образовательной деятельности предназначен воспитателям детского сада для ознакомления средней группы дошкольников с миром Космоса.
Цель: Создать условия для развития познавательной активности детей с использованием экспериментально-исследовательской деятельности. Ознакомление детей с Космосом.
Задачи:
Воспитательные: воспитание любви к своей планете, внимательного отношения к человеку.
Образовательные: познакомить детей с понятиями «космос», «звезда», «созвездие», «космонавт», «скафандр», «ракета»; сформировать представление о Солнечной системе.
Развивающие: формирование у детей целостной картины мира, развитие творческого мышления.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, картинки с изображением первых космонавтов, ракеты, созвездий, Млечного пути, космоса, спутника.
Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики». Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть (Мотивационный этап)
1. Игра-приветствие «Здравствуй, солнышко родное!»
Задача: формировать положительные эмоции, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе.
Дети вместе идут по кругу и произносят слова:
Здравствуй, солнышко родное! (останавливаются, машут руками вверху)
Здравствуй, небо голубое! (разводят руки в стороны)
Здравствуй, матушка-земля! (кланяются низко, отводят руку в сторону)
Здравствуйте, мои друзья! (здороваются друг с другом)
Воспитатель: приветствует детей космической музыкой и интересуется, знают ли дети о знаменательной дате - 12 апреля. Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, день сегодня прекрасный и не совсем обычный. Я пригласила к нам на занятие одного очень интересного гостья, который скоро появится здесь. Он узнал, какие вы любознательные дети, и сразу захотел с вами познакомиться.
2. Сюрпризный момент
(Раздается стук в двери, воспитатель выходит посмотреть, кто же пришел)
Лунтик: Здравствуйте, дети, меня зовут Лунтик. Ребята, а вы знаете, что такое космос? Кто расскажет, что это такое?
Дети: Космос — это всё пространство за пределами Земли со всеми его составляющими.
Лунтик: Верно, Космос -это необъятный мир, который находится за пределами Земли. Нет ему конца и предела.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о Космосе. Знаете ли Вы, что такое Космос?» (ответы детей)
Воспитатель: А на какой планете мы живет?» (ответы детей)
Воспитатель: «Правильно, Земля. А знаете ли вы, как выглядит наша планета из космоса? Как голубая звездочка».
Воспитатель: «А почему Земля голубая?» (ответы детей)
Воспитатель: «Потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озерами. Ребята, а если мы с вами выйдем днем на улицу, что мы увидим на небе?» (ответы детей)
Воспитатель:. А знаете ли вы, что наша планета Земля постоянно движется и вращается она вокруг Солнца. Вокруг Солнца вращаются и другие планеты: Меркурий, Сатурн, Марс, Венера, Юпитер, Уран, Нептун. Все эти планеты образуют Солнечную систему.
Воспитатель: Ребята, Лунтик хочет проверить вас на сообразительность и просит отгадать загадки. Готовы? (ответы детей), и мы посмотрим, кто самый догадливый:
Загадки (о Космосе)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды)
Крыльев нет у этой птицы
Но нельзя не подивиться
Лишь распустит птица хвост
И поднимется до звезд.
(Ракета)
Основная часть (Деятельностный этап)
Воспитатель: Для полета нам нужна ракета. Но у нас нет ракеты. Как нам быть? (ответы детей)
Лунтик: Верно, мы можем ее сделать сами. Как вы думаете, из чего можно построить ракету? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а я предлагаю вам построить космический корабль-ракету. Посмотрите на схему. Из каких фигур состоит ракета?
3. Дети строят ракету по схеме.
Воспитатель: Молодцы, какая красивая у нас получилась ракета. Ракетам к полету готова!
Воспитатель: Космонавт должен знать, как устроена ракета, ведь ему придется в ней летать далеко от Земли. Давайте попробуем разобраться в ее устройстве. Ракета стартует на двигателях первой ступени. Когда все топливо этой ступени расходуется, ступень отсоединяется от конструкции и падает на землю. Вес ракеты становится намного меньше. Начинают работать двигатели второй ступени, затем третьей и т. д. Корабль оказывается на орбите, когда отсоединяется последняя ступень. Таким образом, корабль, как по ступеням лестницы, поднимается в космос.
Эксперимент: чтобы понять, почему ракета поднимается в космос, проведем эксперимент. Запуск ракеты похож на запуск шарика. Из шарика вырывается воздух, а из ракеты вырывается газ, который толкает ее вверх, в космос.
Воспитатель: но в космос могут полететь только сильные, ловкие, подготовленные люди, поэтому нельзя здесь без тренировки. Мы с вами тоже пройдем подготовку к космическому полету.
4. Интерактивная физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)
Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (ходьба на месте).
Воспитатель: - Замечательно ребята! Теперь к полету мы готовы.
Воспитатель: «Ребята, а для чего людям нужны ракеты?» (ответы детей)
Воспитатель: «Этот уникальный летательный аппарат нужен людям для исследования космоса, других планет, поиска планет, пригодных для проживания человека. А теперь давайте представим, что человек сел в ракету, поднялся в космос. А может ли он выйти из ракеты в космосе? Что ему для этого нужно?» (ответы детей)
Воспитатель: «Правильно, человеку нужен скафандр (воспитатель показывает изображение космонавта в скафандре), который снабжает человека воздухом и поддерживает температуру тела, ведь в космосе нет воздуха и человеку там нечем дышать».
Воспитатель: «А знаете ли вы, кто этот человек?» (ответы детей)
Воспитатель: «Правильно, это космонавт. Это первый человек, который отправился в Космос на космическом корабле. Юрий Алексеевич Гагарин облетел вокруг нашей планеты всего за 2 часа и вернулся на землю целым и невредимым. После этого великого события люди поняли, что человек может находиться в космосе. Ребята, а как вы думаете, можно ли было запустить человека в космос, не проверив, возможность его возвращения на землю?» (ответ детей)
Воспитатель: «Конечно, так рисковать жизнью человека было нельзя. Перед полетом первого человека в космос летали животные. Знаете ли вы, какие животные осваивали космос?» (ответы детей)
Воспитатель: «Это были собаки Белка и Стрелка, которые облетели землю и вернулись на землю. Для полета Белке и Стрелке даже сшили специальные костюмы красного и зеленого цвета». Лунтик хочет проверить ваши знания и приготовил для вас трудные вопросы.
5.Игра «Угадайка».
Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)
Небесное тело, которое вращается вокруг Солнца? (Планета)
Какие планеты ты знаешь в Солнечной системе?
Какая из них самая большая? (Юпитер)
Какую планету называют красной? Почему? (Марс)
Как называется летательный аппарат? (Ракета)
Ты бы хотел стать космонавтом? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Лунтику очень понравилось наше занятие, он вместе с Вами много узнал о Космосе. Но ему пора возвращаться домой, и он прощается с Вами.
Заключительная часть (Рефлексивный этап)
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали? Что такое «космос»? Вы смогли выполнить задания? Что было трудным? Что больше всего вам понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: Сколько интересного вы сегодня узнали! Полученными знаниями вы сможете поделиться со своими друзьями, рассказать маме и папе.