12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бойко Алла Анатольевна90
Учитель высшей категории. Стаж работы-25 лет
Россия, Ростовская обл.
Материал размещён в группе «Мониторинг качества знаний»

Факультативное занятие «Письмо вчера, сегодня… а завтра?»
Тема записана на доске

Учитель: Письмо, письмецо, весточка. Оно как птица, вспорхнувшая с моей ладони, чтобы опуститься на твою. Оно как незримая нить, протянутая от моего сердца к твоему сердцу.
Напиши мне, как прежде,

Просто так напиши…

Торопливо, небрежно пусть

Строка не бежит,

Голубою волною в белой пене листа

Пусть побудет со мною,

От прибоя устав.

Пусть слова будут те же

В полуночной тиши,

Напиши мне, как прежде,

Просто так напиши…


Когда могли бы родиться эти строки, Что вы можете сказать о человеке, написавшем их?
Прогнозирующий ответ: действительно, письма дают возможность поговорить с дорогим человеком, несмотря на разделяющее расстояние.
Учитель: Ребята! Как звучит тема нашего занятия?
Сегодня мы познакомимся с текстами эпистолярного жанра. Будем учиться редактировать тексты писем. Постараемся возродить удивительное искусство, позволяющее душам сблизиться, услышать и понять друг друга. Одним словам, мы будем учиться писать письма. В конце занятия мы должны ответить на вопрос: «Нужны ли письма завтра?»


 


Учитель: Ребята писали ли вы сами письма? Если да, то с какими трудностями вы сталкивались? Хранятся ли в вашем доме письма от родственников, друзей
Откройте словари и определите лексическое значение слова – письмо. Да, ребята, а вот как В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет значение слова «письмо» : « сообщение на бумаге, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому».

Учитель: Удивительно, не правда ли!?
Многие из вас и не предполагали, что, читая письма из семейного архива, сами того не замечая, беседовали с тем человеком, который писал когда - то эти письма!

Учитель: Ребята! Перенесемся в те далекие времена, когда не было письменности. Как же люди обходились без письма?
Ответ: Существовало предметное письмо, сигналы – символы.
Например: Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко. В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана – тамтама.В Европе при приближении опасности на холмах зажигались сигнальные огни. Огонь на 1 холме был виден на 2 и т. д.В Африке сообщали новости и звали в гости языком свиста. Также существовало узелковое письмо.

Учитель: Но языки сигналов не могут «принять на себя» все, что людям надо сообщать друг другу. Для того, чтобы осуществить полноценную связь, надо было совершить настоящий подвиг – создать письменность.
Ребята. Недавно мы познакомились со стихотворением «Песнь о Гайавате» Генри Лонгфелло, котором рассказывалось об одном замечательном изобретении легендарного вождя индейцев. Что это за изобретение. Пиктографическое письмо – рисуночное письмо.
В настоящее время, где вы встречаетесь с пиктограммами?
(Смайлы –
sms, этикетки со значками на одежде)
Далеко не все можно выразить с помощью рисунков. Нужно правильно прочесть это письмо.
До появления бумаги на Руси использовался дешевый писчий материал – береста, березовая кора. Посмотрите на письмо, написанное во время судебного заседания в конце 12 века (стр. 42 – 43 В.Л. Янин «Берестяная почта столетий»)


 


Учитель: Но всегда ли мы знаем, как правильно писать письмо?
Давайте познакомимся с этикетом написания писем. Желание людей «правильно» писать письма вызвало в 18 веке к жизни разнообразные «Письмовники» (сборник образцов для составления писем). Первый полный письмовник был создан при Петре 1 (1708год). Бесспорной была помощь «Письмовников» в официальной переписке – они предлагали в готовом виде образцы разнообразных прощений, писем к высокопоставленным лицам и прочих бумаг, где несоблюдения строго установленной формы могло прямо повлиять на исход дела.
У вас на партах находятся памятки «Современный этикет написания писем». Какое из требований вызвало у вас наибольшие трудности? Почему.

Памятка «Современный этикет написания писем».
1. Случайно попавшийся под руку клочок бумаги вырванный из ученической тетради, или пожелтевший от времени лист – неуважение к адресату. Поэтому для письма выбирайте хорошую писчую бумагу.
2. Обращение размещают на середине строки, а основной текст начинают писать на 2 – 3 см ниже обращения, отступив на 2 см от левого края. Это расстояние должно быть одинаковым на всем протяжении письма. Внизу листа также оставляют 2- 3 см. Даже если осталось дописать совсем немного, лучше начать писать с чистого листа.
3. Исписывать обе стороны листа не принято.
4. Постскриптум (
P.S) размещают в конце письма, после подписи. Подпись ставят и после постскриптума.
5. Личные письма обычно пишут от руки, но если вы напечатали его на машинке или набрали на компьютере, перед подписью напишите несколько слов ручкой. Приглашение, поздравление, соболезнование, лучше полностью писать от руки.
6. Некрасиво выглядит текст, написанный пастой или чернилами разного цвета. Если ручка по какой – либо причине перестала писать, лучше переписать все заново.
7. Не стоит писать письма в дурном расположении духа. А уж если вы не смогли сдержать эмоции, а выплеснули их на бумагу, не спешите отправлять послание сразу, перечитайте на следующий день: может быть, появится желание внести поправки или вовсе не отсылать его, чтобы впоследствии не было стыдно за свои слова.
8. Исправление и зачеркивания придают письму неряшливый вид, а ошибки, описки и небрежность стиля свидетельствует о неграмотности автора. Поэтому следует сначала написать черновик, перечитать проверить (а при необходимости и заглянуть в орфографический словарь), и затем переписать набело.
9. Старайтесь писать разборчива и очень мелко иначе адресату придется вооружиться не только терпением, но и лупой.
10. Складывают письма текстам внутрь и подбирают размер конверта так, чтобы оно умещалось в нем по ширине без боковых перегибов.
11. Получив письмо, на него надо обязательно ответить в течении недели. Если у вас нет возможности написать подробно, отправьте почтовую карточку или открытку с кратким сообщением.
12. Полученные личные письма принято или хранить вскрытом от посторонних глаз месте или уничтожать. Особенно это касается любовных посланий.

Учитель: А сейчас прочтем несколько писем. Вы только вслушайтесь, какие чувства царят в письме нашего великого земляка Антона Павловича Чехова (читают ученики).
Из письма А.П. Чехова Лике Мизиновой:
« Милая Лика, Ваша сердитое письмо, как вулкан, извергло на меня лаву и огонь, но тем не менее все – таки я удержал и читал с большим удовольствием. Во - первых, я люблю получать от Вас письма, во - вторых, я давно уже заметил, что если вы сердитесь на меня, то это значит, что Вам очень хорошо.
Милая, сердитая Лика, Вы сильно нашумели в своем письме, но ни слова не сказали, как Вы живете, что у Вас нового, как здоровье, как пение и т.д.
Что касается меня, то я по -прежнему живу в Ялте, скучаю и жду весны, когда можно будет уехать…
Идет дождь. Скучно. Писать не хочется…
Присылайте мне и впредь заказные письма. Расходы на заказ я возвращу Вам в Мелихова провизий, закусками и всякими удовольствиями, какие только пожелаете.
Жму Вам руку.
Ваш А. Чехов»


Учитель: Какие эмоции, чувства вызвало у вас это письмо? Да, письма делают разлуку менее горькой. Часто это размышления, наблюдения, эмоциональные признания, иногда и исповедь души.


За 17 месяцев разлуки 78 писем написал своей жене А.С. Пушкин. Они необычайно искрени, полны любви и нежности.

Из письма А.С. Пушкина:
«Гляделась ли ты в зеркало и убедилась ли ты ,что с твоим лицом ничего сравнивать нельзя на свете ,а душу твою люблю еще более твоего лица…»
«Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург, к тебе …
Кроме тебя, в моей жизни мне утешения нет …»
Столетие миновало с той поры, когда были написаны эти строки.

Учитель: У меня в руках письмо солдата Марка Тихоновича Смолянец (раздать на парты письма ксерокопии и показать оригинал)

Письмо солдата Марка Тихоновича Смолянец:
Румыния, 3 августа 1944 года.
«Здравствуй Танечка, с приветом к тебе твой муж, Марк Тихонович. Сообщаю тебе, Танечка, что я твое письмо получил и Макаров адрес, за которые тебе спасибо. Благодарю за то, что ты не забываешь обо мне. Еще привет Вере, Грише, Маше желаю им добра. Дорогая, любимая моя Танечка, еще я выслал тебе 600 рублей. Извини Таня, что тебе пишу маленькое письмо, т. к нет времени.
Я Макару тоже написал письмо. Новостей нет у меня интересных, видел двух знакомых (киблицких), но ты их не знаешь. Таня, опиши мне, что в селе делаете, кто есть, кого нет. Таня, дорогая, очень сильно скучаю за тобою. Таня тебе интересно, какое у меня обмундирование? Хорошее, получил хорошие кожаные сапоги, шинель, брюки, рубашку. Я, Таня, живу хорошо, за меня не переживай, пиши чаще. Целую тебя твой муж».


Учитель: Какие чувства в душе вызвало у вас это письмо? Что вы можете сказать об этом человеке? Ребята, это удивительно, в руках вы подержали настоящее письмо 1944 года. Прочитав его, мы побеседовали с человеком, солдатом ВОВ.
Учитель: Письмам справедливо отданы целые тома в собраниях сочинений всех литературных классиков. И это не просто рукописные автографы. Каждое письмо содержит не только важную информацию о жизни человека и его эпохи. Одно – две странички частной переписки говорят о человеке больше, чем сотни его биографий.
Целые романы создавались в виде переписки, например роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
А что же наш век? Век покорения атома. Век сверхмощных технологий и компьютеризации. Век, «в котором люди научились многому, но… разучились писать письма». К сожалению, мы так мало стали писать друг другу письма. Возможно, это одна из причин того, что мы стали менее воспитанными. Владение эпистолярным жанром предполагало наличие в человеке высоких и нравственных качеств – глубокого уважения к другому человеку, вежливости, такта. Владение словом помогало владеть собой.

Учитель: Письмо – это текст, который создается для того, другого, которому интересно общение с тобой, твои проблемы, твои мечты, а запись строится движением «смятенной души» (М. Цветаева).
Итак, письмо…
Зачем его пишут?
* Рассказать о себе (письмо – представление)
* Поведать о каком -нибудь событии (письмо - сообщение)
* Выразить благодарность (письмо - благодарность)
* Обратиться с просьбой (письмо - просьба)
* Дружеские
* Письма родственникам
* Письмо – исповеди
* Любовные
* Официальные
Очень сложно перечислить все виды писем. На этом занятии мы поговорим о личных письмах, а о деловых письмах (его строении, языковых средствах) мы поговорим на следующем занятии (Деловое письмо пишется по определенной форме).
Разница между личным и деловым письмами в том, что для них нельзя составить готовых образцов. Мы уже говорили сегодня, что Владимир Иванович Даль определил письмо как беседу. Как раз точнее под это определение попадает именно личное письмо. А раз это беседа, то разве можно кому – то диктовать: «Говори сейчас именно то и именно так!??
Но письмо – это текст и строится по общим законам текста.
Назовите их.


 


* Вступление
* Основная часть
* Заключение.
Есть и специфические особенности.

Примерный план личного письма.
1. Приветствие и обращение
2. Изложение того, что хочешь написать и вопросы о том, что хочешь узнать
3. Заключение
4. Подпись
5. Дата

Учитель: А теперь поработаем в группах. У вас карточки с текстами писем. Прочтите письма, найдите в них зачин, основную мысль и заключение.
Вариант 1:

Мой милый друг,прошу тебя отвечать как можно скорее на это письмо…Я услышал от твоего брата и от твоей матери ,что ты болен :правда ли это ?..Скорее ,скорее ответ…

(В. Жуковский - А. Пушкину, Апрель 1825)
Вариант 2:

Милостивый государь, Александр Христофорович!
Государю императору угодно было через ваше сиятельство дозволить мне печатать «Историю Пугачёва» в одной из типографий, зависящих от его высокопревосходительства М .М. Сперанского: осмеиваюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою дать знать о том куда следует.
С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть милостливый государь.

Вашего сиятельства Покорнейший слуга Александр Пушкин.
Вариант 3:

Дорогой мой Вася!
Итак, мой сын-лётчик. Твоим рукам стал послушен штурвал самолёта,твоей стихией становится воздух. Вместе с тысячами молодых патриотов ты смело и гордо входишь в семью крылатых соколов, а в скором
времени, пересев на истребитель или бомбардировщик, будешь боевым Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя счастья нашего народа. Помни, что я всегда рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был
До свидания, Вася , крепко обнимаю тебя.

Твой отец М. Водопьянов.
Учитель: Ребята, существуют характерные признаки личного письма . Давайте прочтём. (1 человек прочтёт.)
Характерные признаки личного письма.
* Включение в письмо не только общеупотребительных слов, но и просторечий, архаизмов, профессионализмов.
* Речь письма синтаксически довольно разнообразна. Есть простые короткие предложения и неполные предложения, предложения с однородными членами, с обобщениями, вводные слова, междометия. Есть и сложные предложения. По цели высказывания предложения разнообразны (повествовательные , вопросительные , побудительные)
* Используются образные средства: сравнение, эмоционально -окрашенные эпитеты , экспрессивные синонимы.
* Частое употребление личных местоимений, обращение

* Использование риторических вопросов.
* Слышится взволнованный тон.


Учитель: Проанализируйте предложенные вам письма. Подчеркните приветствие, какими словами заканчивали письма, как их подписывали в разные времена. Сравните приветствие. Что изменилось?

20век «Глубокоуважаемый Иван Алексеевич.

……………..
Остаюсь искренне Вас уважающий В. Семёнов-Тян-Шанский» ( Письмо В. Семенова к Бунину)

18век «Милостивый государь Иван Иванович!

……………..
Всепокорнейший слуга Михайло Ломоносов» (Письмо Ломоносова к Шувалову 1754 год)

17век « Вселюбезенейшей и паче живота телесно дражайщей моей матушке, и государыне царице и великой княгине Наталии Кирилловне.

…………….

Недостойный Петруша» (Петр 1 письмо матери царице Наталье Кирилловне).
Учитель: Да ребята, разные века - разные приветствия и заключительные слова. В 17,18,19в это слова книжного стиля, показывающие почтение, уважение к адресату. В 16-17веках подписывались, принижая себя, показывая в этом почтение и уважение к другому лицу(твой раб, покорнейший слуга. А сейчас в письмах - разговорный стиль.
Физкультминутка.

Учитель: Ребята! Возьмите карточки. Вставьте предложенные приветствия и придумайте слова прощания, которые кажутся вам наиболее подходящими для данных речевых ситуаций.
1
Добрый день
… Василий Сергеевич! Вы вряд ли помните меня…
До свидания
2Здорово

.братишка, наконец – то ты к нам приедешь!
Пока
3.Салют

…… Витек! Ты просто молодец, что написал мне письмо!
Чао
4.Здравствуйте

……… Виктория Павловна, с нетерпением ждем вашего приезда.

До скорого свидания. До скорой встречи.
5. Здравствуй

..внучек. Что – то давно от тебя не было писем.

С нетерпением жду ответа.
6.Приветствую вас

…….соотечественники! В этот торжественный день.

С уважением
7.Приветствую Вас

. мадам! Всегда готов Вам помочь, поэтому спешу Вам сообщить…

С уважением
8. hallo

..старик! Неужели ты совсем «расклеился» и не пойдешь с нами, как в прошлом году, на байдарках?!

С нетерпением жду ответа
(Для справок: здравствуй, здравствуйте, привет, салют, здорово, приветствую вас, приветствую Вас, добрый день, hallo.).

Как вы думаете, что может стать содержанием писем, имеющие такие приветствия и прощения?
1 – Забытая встреча
2 – Приезд друга, планы о совместном отдыхе
3 – Обмен новостями
4 – Приезд на важное событие
5 – Расспросы о жизни внука
6 – Горестное событие
7 – Предоставление помощи
8 – Сожаление

Итак, чтобы письмо получилось, надо:
* Вспомнить этикет написания.
* Представить себе адресата.
* Продумать цель.
* Продумать композицию.
* Отобрать языковые средства.
* Продумать тон, стиль, меру откровенности письма.
* Постарайтесь, чтобы письмо было беседой, а не скучным перечислением последних событий в вашей жизни.
В письме мы открываем себя иначе, с иных сторон, чем при личном общении. Обращаясь к письму, мы вспоминаем родной язык, стараемся, чтобы речь наша была выразительной и правильной, придумываем свои языковые обороты и яркие примеры. А как порой важно выбрать единственное необходимое и возможное слово.
А теперь напишите письмо мне.


Темы две:
1 – Ну и занятие было сегодня (интонация восхищения)
2 – Ну и занятие было сегодня (интонация разочарования).
Воспользуйтесь памятками. Прежде чем писать, восстановите мысленно путь, пройденный за это занятие. Призовите себе на помощь двух верных помощников: Внимание и Воображение, восстановите с их помощью самые памятные участки пройденного пути.
Давайте вспомним, как подписывать конверты.
Зачитать 2 – 3 письма.
Остальные прочтем на следующем занятии.


Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого существа составляет возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаем свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию.
До середины 20 – века письмо было основным средствам общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас Интернет, вследствие чего, к сожалению, письмо все реже используется людьми как средство общения. А ведь это не совсем справедливо. Конечно, и у телефона, и у компьютерной сети свои преимущества – не нужно долго ждать, возможно мгновенное соединение абонентов, с этим никто не спорит. В самом деле, нет ничего проще, как набрать номер телефона, перекинуться парой фраз: «Ну, как дела, Что новенького?» Даже поздравления с праздником или с Днем рождения передаются по телефону. Бесспорно, это быстро, не надо многословия. Но по телефону можно лишь констатировать какой – то факт, сообщить основную информацию, а как же чувства, раздумья, эмоции, слова, и все то, что так легко можно передать на бумаге.
Но пройдет немного времени и содержание поздравления почти забудется. То ли дело, когда поздравление будет письменное! К нему можно будет обратиться и по прошествии времени, вновь перечитать. Может быть, даже всплакнуть от избытка нахлынувших чувств. Письмо можно хранить годами, время от времени перечитывая его и вспоминая того, кто его писал.
Не зря в музеях хранится переписка великих людей (поэтов, писателей, политических деятелей), т.к по письму можно судить о характере человека, его взаимоотношении с другими людьми.
Так нужны ли письма завтра? В 19 – веке, умению писать грамотные и красивые письма обучали специальные учителя.
В 20 – в. Мы практически потеряли это умение.

Быть может, 21 век снова научит нас не только сообщать информацию, но и раскрывать душу в письме к любимому человеку.

Учитель: Когда я готовилась к этому занятию, у меня родились такие строчки:
Мы те слова, что произносим

Не понимаем их порой.

А за письмо мы отвечаем,

 Оно диктуется душой.

И пусть всегда нам хочется писать влюбленным, близким и родным. Эпистолярный жанр не должен умереть, письмо всегда остается живым.

 

Опубликовано в группе «Мониторинг качества знаний»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.