Внеклассное мероприятие «Край мой Вятский»
КРАЙ МОЙ ВЯТСКИЙ
Цель: повысить познавательный уровень обучающихся об истории и культуре родного края
Задачи:
способствовать расширению и углублению знаний о Вятском крае
способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой Родине.
развивать у обучающихся желание больше узнавать о своем крае
Оборудование: предметы народных промыслов, портреты знаменитых земляков, раздаточный материал (жетоны, клей, маркеры, бумага, ручки)
Правила: участники делятся на команды. Правильно отвечая на вопрос, получают жетон. Победитель-команда, набравшая большее количество жетонов
ХОД
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
- Что такое Родина для каждого из нас? /ответы учащихся/ Кто такой патриот?
Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди, которые нас окружают.
Патриот - это человек, который любит свою родину, свой край, то место где он родился, живет. Но любить это еще и знать особенности природы хозяйства своего региона, людей прославивших и прославляющих его.
Наша родной край -Кировская область/Вятский край/. Сегодня – это край, дающий стране мощные железнодорожные краны, цветной прокат, провода, автомобильные шины, кабель, меховые изделия, это край, где развита химическая, микробиологическая, лесная отрасли промышленности, имеющий производственные связи с странами.
Вятский край является красивейшей частью России с богатым культурным и историческим наследием.
КОНКУРС 1 Викторина «Моя родина в цифрах и факта»
1.С какого года Вятская губерния считается самостоятельной административной единицей Российского государства
а) 1796
б) 1600
в) 1690
2. Сколько раз за свою история г. Киров менял своё название?
а) 3
б) 4
в) 2
3. В каком году была образована Кировская область?
а) 1934
б) 1897
в) 1950
4. Сколько районов в нашей области?
а) 30
б) 39
в) 26
5. Сколько соседей у Кировской области?
а) 3
б) 4
в) 9
КОНКУРС 2 «Промыслы старые, забытые и современные»
Жители Вятского края издавна славились своими кустарными изделиями, из всевозможных материалов – дерева, бересты, стружки, мхов, мочала, соломы, глины. В руках народных умельцев материалы превращались в чудесные вещи, предметы домашнего обихода.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.(Матрешка)
2.Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Мы игрушки знатные
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся! (Дымковская игрушка)
3. Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры!
Все в букетах белых роз,
Может вывел их мороз?
Что за скатерть получилось!
Может это все приснилось? (Кружева)
4. Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)
5. Корзиночки-плетеночки для ягод и грибов,
Тарелочки ажурные для пышек и блинов,
Подставочка под чайничек, поднос для пирогов,
Конфетницы и хлебницы, и вазы для цветов,
Кошелочки овальные, лукошки для яиц,
Клубочницы для кружева и для вязальных спиц.
Из какого материала изготавливают эти изделия? /Из лозы/
Сообщение. Большинство промыслов хорошо развиты и в наши дни: дымковская игрушка, кукарские кружева, вятская матрешка, изделия из капа, изделия из дерева, вязание и вышивка, и другие. Издавна славятся вятские мастера лозоплетения. Лоза – это гибкие ветви ивы и черемухи. Из этого материала современные мастера делают мебель - кресла-качалки, столы, диваны, стулья, ширмы, детские коляски, а также вазы, хлебницы, кашпо, абажуры – всего около пятидесяти видов изделий. Мастера изготавливают красивые предметы из бересты, соломки. Изделия из соломки – шкатулки, ларцы, декоративные панно - сохраняют естественный золотистый цвет и тепло этого материала. Соломка как отделочный материал используется при инкрустировании деревянных ларцов и шкатулок. Неповторима по красоте и оригинальна вятская матрешка, инкрустированная соломкой.
Главная ценность в любом краю – это люди. Наша область - это край трудолюбивых, талантливых, мужественных людей. Имена известнейших в России людей кровными узами связаны с нашим краем. Это летчики- космонавты В.П. Савиных и А.А. Серебров, маршал Советского Союза И.С. Конев, государственный деятель С.М. Киров, основоположник теории межпланетных сообщений и ракетной техники К.Э. Циолковский, писатели М.Е. Салтыков- Щедрин, А.И. Герцен, А.С. Грин, В.Г. Короленко. А кто ж в России не знает великого певца Ф.И. Шаляпина, художников братьев В.М. и А.М. Васнецовых, композитора П.И. Чайковского, уроженцев Нолинска народного артиста Бориса Чиркова, государственного деятеля Вячеслава Михайловича Молотова (Скрябина).
КОНКУРС 3. «Они прославили наш край»
Кто автор строк?
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! /Заболотский Н.А/
Сообщение: Заболотский Николай Алексеевич(1903-1958г.)- поэт, переводчик. Родился близ Казани. Но когда мальчику исполнилось 7лет, семья переехала в Уржумский уезд Вятской губернии. В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи.
Заболотский - автор нескольких сборников стихов. Его перу принадлежит перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» , на современный язык переложенное «Слово о полку Игореве»
«Алые паруса». «Блистающий мир», «бегущая по волнам! – 3 крупных произведения нашего земляка.Кто автор этих строк? / Александр Грин/
Сообщение: Александр Грин, настоящая его фамилия Гриневский, родился 23 августа 1880 года в городе Слободском Вятской губернии. Начальное образование Грин получил дома. Уже в пять лет он сам прочитал «Путешествие Гулливера в страну лилипутов» Джонатана Свифта и увлекся книгами о дальних странах, приключениях, пиратах и индейцах. Писать стихи начал в детстве. Во втором классе написал стихотворение, в котором высмеял учителей, за что был исключен из реального училища. После окончания Вятского городского училища, он уехал из Вятки, но возвращался сюда еще не один раз. Жизнь Александра Грина была полна тягот и лишений, а книги рассказывают о мужестве, самоотверженности и любви, поэтому любимы для многих поколений русских читателей.
В Кирове имя Грина носят набережная реки Вятки, областная детская библиотека, есть музей. /
Его друзья шутливо называли царем леса. В природе художник искал силу и радость, естественность и гармонию. Это нашло отражение и в его картинах «Лесные дали», «Дубовая роща» , «Утро в сосновом бору» Как фамилия этого художника? /Шишкин И.И/
Сообщение. Шишкин Иван Иванович – живописец, пейзажист. Родился в Елабуге Вятской губернии. Учился в Московском училище живописи, затем петербургской Академии художников. Жил и работал Германии, Швейцарии, Петербурге.
4 Новостей немало в мире,
Вот одна из основных,
На «Союзе Т-4»
Наш товарищ ……../Савиных /.
Сообщение: Виктор Петрович Савиных – уроженец Кировской области. Совершил свой первый полет в космос в марте 1981 года, став 100-м космонавтом планеты Земли и 50-ым советским космонавтом. Он трижды побывал в космосе в качестве бортинженера. Во время второго полета в 1985 году вместе с Владимиром Джанибековым они вернули космическую станцию, которая не подавала никаких признаков, к жизни. Сегодня В.П.Савиных – Почетный гражданин города Кирова и Кировской области. Он крепкими узами связан с родной Вятской землей.
Он всю свою жизнь считал себя вятским. Хотя сам родился в Казани, а выходцами из вятских крестьян были его родители. Его творчество- целая эпоха в развитии русского м мирового оперного искусства. Кто этот певец? /Шаляпин Федор Иванович/
Родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятского края. Учился в Вятской духовном училище, Вятском духовном училище, петербурской Академиии художеств. Мастер сначало бытового, затем исторического жанра, былинно-сказочный композиций. Его картины известны во всем мире. Как зовут этого художника? /Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)/
Спортсменка – конькобежка, заслуженный мастер спорта. Родилась в Вятке. Многократная чемпионка Европы, СССР, три раза становилась чемпионкой мира. Почетный гражданин г.Кирова. / Мария Григорьевна Исакова (1918-2011г )/
Сообщение: Родилась я в Хлыновке – небольшом селе, отделённом от г.Вятки речушкой, на лед которой впервые встала на коньки. Потом семья жила рядом со стадионом «Динамо». Девочка лазила через забор, каталась на чужих коньках – брала у подруг и соседей . Способности девушки оценил руководитель спортивной школы «Юный динамовец», и вскоре у Маши появились собственные коньки. Говорили, что фактически свой конькобежный стиль Исакова нашла интуитивно, и это тоже показатель большого спортивного потенциала. Регулярные тренировки довольно быстро дали результат: на первом старте Мария установила два городских рекорда. В подарок за победы девочка из небогатой семьи тогда попросила галоши.
За свою спортивную карьеру Мария Исакова стала трёхкратной абсолютной чемпионкой мира, шестикратной абсолютной чемпионкой СССР, 23-кратной чемпионкой страны на отдельных дистанциях, 10-кратной рекордсменкой мира, 22-кратной рекордсменкой СССР. Она получила 84 медали, 32 из которых золотые, в том числе 8 — мирового уровня.
Великий русский ученый, изобретатель, разработавший теорию космических полетов, живший в Вятке и учившийся в Вятской мужской гимназии ? /Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935)/
Сообщение. Родился в Рязанской области, но жил в Вятке. В вятский период много мастерил: изготовил водный велосипед, на котором катался по Вятке, построил аэростат из бумаги, модель летательного аппарата с крыльями и зародилась идея реактивного двигателя. Основоположник космонавтики.
В каком виде спорта прославилась наша землячка, чемпионка мира Оксана Домнина? (Фигурное катание).
Назовите крупного военачальника, маршала, дважды Героя Советского Союза, нашего земляка. (И.С.Конев).
Сообщение: Родился 16 (28) декабря 1897 года в Лодейно Никольского уезда Вологодской губернии (ныне — Подосиновского района Кировской области).
Иван Степанович Конев — легендарный советский полководец, маршал, дважды герой Советского Союза.
Свой воинский путь Иван Конев начал ещё до революции, с честью пройдя через трудные революционные годы, и годы Великой Отечественной войны показал себя как профессиональный, справедливый и смелый военачальник. Его соратники отзывались о нём как о бесстрашном командире, который не оставит в беде своих солдат. Конев обладал уникальной памятью, и имел особый дар видеть сражение, глядя на карту он мог представить расстановку войск, молниеносно принять решение и, если нужно отстоять своё мнение перед вышестоящим руководством. Львовско-Сандомирская операция, возглавляемая маршалом Коневым, внесена в военные учебники как одна из самых успешных и тактически верно проведённых. Конев смог окружить 8 дивизий немцев, он освободил западные земли Советского Союза. Именно за эту операцию он был награждён званием Героя Советского Союза.
КОНКУРС 4. «Вятские-хватские».
Людей вятского края часто называли: «свистоплясами», «Ванями», «толоконниками», «ротозеями», «лаптем щи хлебают», «на авось и хлеб сеют». Конечно все это шутки. но немногие могут и посмеяться над собой и похвалить себя.
(Задание « Соедини начало и конец пословицы).
Вятский народ – хватский, | семеро одного не боятся, а один на один -все котомки отдадим |
Вятские - парни хватские, | лаптем щи хлебают. |
Мы вятские - мужики хватские, | когда семеро с ложкой, мы с поварежкой. |
Вятский - он хватский: | из семерых с телеги хоть один да свалится. |
Вятские - ребята хватские, семеро на возу, один бросает (сено), | и кричат: "Не заваливай!!! |
Мы вятские -- ребяты хватские: нам одного яица мало | подавай пару. |
Заключение. Рефлексия
Подсчет жетонов. Определение победителей
– Что нового узнали о Вятской земле? Что особенно понравилось? Появилось ли у вас чувство гордости за свой край? Что бы вы хотели изучить более подробно?
Мы вятские, мы хватские, | / Маргарита Котомцева./ |
Ребята, уходя, вы можете поработать умельцами и украсить нашу традиционную вятскую зимнюю обувь – валенок. Если вам было комфортно, интересно прикрепите картинку к валенку.