Внеклассное мероприятие «Мой край родной»

9
0
Материал опубликован 22 April 2023 в группе

Внеклассное мероприятие «Мой край родной»

(Маленькая жемчужина в ожерелье Родины)

Автор: Тихонова Ольга Юрьевна, учитель начальных классов

Организация: МБОУ «ЦО №49»

Населенный пункт: Тульская обл. Ленинский р-н п. Октябрьский (Богучарово)

Тема занятия: «Мой край родной»

Тип занятия: открытие новых знаний.

Цели и задачи занятия:

1. Расширение и углубление знаний обучающихся о «малой родине» - историческом прошлом посёлка «Богучарово».

2. Воспитание чувства гордости за свою страну, за малую родину – небольшой посёлок, ставший родиной А.С. Хомякова.

3. Углубление знаний об удивительном архитектурном ансамбле, расположенном на территории посёлка.

4. Воспитывать чувство восхищения красотой природы края, бережное отношение к ней.

5. Развивать познавательные интересы, стремление беречь историческое наследие своего села, закреплять знания о людях, его прославивших.

6. Воспитывать интерес, уважение и любовь к народным промыслам нашего района, традициям.

7.Развивать связную речь, логическое мышление.

Оборудование и материально – техническое обеспечение: проектор, фото с изображениями богучаровской усадьбы А.С. Хомякова, исторических памятников, животного и растительного мира, глобус, физическая карта Тульской области, запись Гимна Тульской области, книги о Ленинском районе и селе «Богучарово», о А.С. Хомякове, стихи и фотографии О.Тихоновой, альбомные листы и фломастеры для каждого ученика.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас будет интересный разговор.

- Почему мы любим свою Родину? (Потому что это самая красивая страна!)

Какой видели нашу землю космонавты? На что она похожа? (На светло-голубой шар).

Ребята, посмотрите на глобус. Покажите нашу страну. Как она

называется? (Россия)

II. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

Россия — большое и сильное государство, в котором много городов, озёр, рек, лесов. Мы гордимся нашей великой страной. Но у каждого из нас есть своя малая родина — тот уголок земли, где мы родились и выросли, где находится наш родной дом, маленькая жемчужина в большом ожерелье Родины.

Как называется главный город нашего региона? (Тула)

Вы уже много знаете о нашем славном городе оружейников. Оружейное производство было открыто в Туле в начале 18 века. Именно тульское оружие прославило город и стало основой для появления тульского герба.

t1682168582aa.jpg

В основании герба лежит ярко-красный щит французского образца. По форме щит напоминает прямоугольник, углы которого скруглены, на нижней грани щита имеется заостренный выступ.

В центре щита изображены скрещенные лезвия серебряных шпаг. Лезвия расположены в форме Андреевского креста из угла в угол. Поперек скрещения лезвий слева направо лежит ружейный ствол, он тоже изображается серебряным. А в верхней и нижней части щита изображены золотые молотки.

t1682168582ab.png

По сути, флаг является тем же гербом: красный фон, золотые молоты и серебряные клинки с оружейным стволом. Однако в левом верхнем углу также находится медаль "Золотая Звезда", которой Тула была удостоена как город-герой.

Есть у Тулы и свой Гимн – торжественная песня. Давайте послушаем его и, конечно, подпоём. (Звучит «Тульская оборонная», слова В.Гурьянова, музыка А.Новикова).

Сколько районов входит в состав Тульской области? (22). В каком районе мы живём? (в Ленинском). Покажите его на карте Тульской области.

Знаете ли вы, что каждый год у нас в Тульской области проходят соревнования по полёту на воздушных шарах? (Ответы детей, дополнение учителя).

Представьте, что мы летим на таком воздушном шаре. Но …что это? Узнали?

t1682168582ac.jpg

Да, это наше Богучарово!

1-й ученик:

Средь берёзовых лесов и садов цветущих

Наше Богучарово – нет на свете лучше!

Живописные места, с детства сердцу милые,

Всё помогут пережить и наполнят силою.


Догадались, о чём мы будем говорить?

(О нашем посёлке – Богучарове).

Да, Богучарово – наша малая родина. А что такое малая родина? (Это такое место, где родился и живёт человек).

Какова цель нашего занятия? Что вы хотите узнать? (Ответы детей)

III. Открытие новых знаний.

Давайте посмотрим на карту Тульской области. Как называется наш посёлок? (П.Октябрьский, но все называют его как раньше – Богучарово). Найдите его на карте, покажите.

t1682168582ad.jpg

А кто знает, почему наш посёлок так называется? (Дети затрудняются ответить).

До 17 века село Богучарово в Тульском уезде носило название Далматское. Помещик этого села, Богучаров, женившись на внучке сокольничего царя Алексея Михайловича, устроил усадьбу в Далматском и назвал его Богучарово.

В 18 веке село перешло во владение семьи Хомяковых, известным представителем которой являлся философ А. С. Хомяков.

Давайте совершим экскурсию по нашему посёлку. Что вы видите?

t1682168582ae.jpg

Это наш храм и колокольня!

2-й ученик:

Здесь много лет мерцают свечи,

И певчих льются голоса.

Молитва о любви, о вечном

Взлетает прямо в небеса.

Учитель: Верно. А кто помнит, как он называется? (Храм Сретенья Господня). Что вы о нём знаете? (Дети затрудняются ответить).

Если любишь свое село и гордишься им, надо знать не только стихи о нем, но и его историю.

Жил когда-то на этой земле Алексей Степанович Хомяков – писатель, поэт, учёный. Нет, он не родился в Богучарове, но лето проводил всегда именно здесь вместе со своей семьёй. Любил охотиться в своих угодьях, иногда вместе с писателем И.С. Тургеневым.

В 1836 году в честь победы над Наполеоном на месте старого обветшавшего храма был воздвигнут новый. Деньги на строительство были выделены матерью Алексея Степановича Хомякова, которая впоследствии была похоронена в церкви. Тут же, рядом со зданием храма, захоронены воины, умершие в госпитале от ран, полученных во время войны с наполеоновской Францией.

С 1832 по 1860 год Алексеем Хомяковым в Богучарове были написаны многие философские и исторические сочинения, стихотворения и статьи, здесь бывали Николай ГогольНиколай ЯзыковМихаил Погодин и многие другие видные деятели того времени.

Храм в Богучарово замечателен еще и тем, что строился крепостным Хомяковых - Сергеем Александровым.

Позднее Алексей Степанович хлопотал за Александрова, отправил его на свои деньги в Петербург для получения звания вольного художника. Но, к сожалению, след архитектора-самоучки затерялся: до Петербурга он не добрался…

Сейчас в здании дома Хомяковых находится музей, в котором мы недавно были на экскурсии. Давайте вспомним.

t1682168582af.jpg

t1682168582ag.jpg

Дети узнают здание музея, комнаты, в которых побывали, делятся рассказами об увиденном.

А что вы знаете о нашей колокольне?

t1682168582ah.jpg

Она высокая и красивая, во время больших праздников можно услышать, как на ней звонят колокола.

Уч.: Давайте сравним её с другой фотографией.

t1682168582ai.jpg t1682168582aj.jpg

Похожи? А кто видит разницу? (Дети затрудняются ответить).

Эта другая колокольня, находится она в Италии, в Венеции, около собора св.Марка. Очень высокая и красивая! Наша колокольня – уменьшенная копия венецианской кампанилы. Спроектирована она была по заказу сына А.С. Хомякова – Дмитрия. Построил её крупный петербургский архитектор Н.В. Султанов вместе с художником П.В. Жуковским (сыном поэта В.А. Жуковского). В 1894г. строительство колокольни было закончено.

В начале XX века прославленная венецианская кампанила рухнула. В 1912г. её восстановили.

А вот её богучаровская «внучка» жива до сих пор, полюбоваться ею приезжает множество туристов. Вместе с храмом, господским домом, тремя прудами и парком она составляет ценный архитектурный комплекс.

Ежегодно в день рождения А.С. Хомякова, 13 мая, здесь проходит традиционный фольклорный праздник. Наша школа тоже принимает в нём участие.

А что это за здание? (Дети узнают Дом культуры).

t1682168582ak.jpg

t1682168582al.jpg

3-й ученик:

Над полями и лесами

Проплывают облака.

Вот красуется пред нами

Богучаровский ДК.

Расскажите, что вы о нем знаете, как часто мы там бываем. (Рассказы ребят об экскурсиях в замечательную библиотеку на интересные мероприятия, о праздничных концертах, в которых мы тоже принимаем участие, смотрим фильмы).

3-й ученик:

Здесь библиотека в курсе всех событий.

Приезжайте в гости, сами всё увидите!

1-й ученик:

Промыслы народные не забыты нами:

Вышивки, картины, бисер и вязание.

Кто-то вдруг стихи полюбит, кто-то станет рисовать.

Кто – научится быть дружным, никогда не унывать.

Человеку пожилому дарят книгу для души.

И о мире чудном, новом,

Интересном, незнакомом

Прочитают малыши.

Что особенно запомнилось вам на последней экскурсии в библиотеку? (Рассказы детей).

Приближается празднование Дня Победы. Наша школа всегда готовится к этому великому дню. А старшие школьники идут на возложение венков к этому памятнику.

t1682168582am.jpg

Кто расскажет, где он находится? Кто здесь захоронен? (Ответы детей).

Братская могила расположена на краю поля близ д.Севрюково, с захоронением 42 воинов, погибших в боях в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

В нашем посёлке много ветеранов ВОВ, защищавших Родину в эти тяжёлые годы. Мы храним их портреты в зале Воинской славы, их рассказы о войне. Помним их имена, занесённые в эту книгу «Солдаты победы». (Ознакомление с 4 томом книги, содержащим фамилии наших земляков).

Мы любим наш посёлок, в котором так легко дышится, где нам хорошо среди друзей. Недаром говорится (читаем пословицы на доске):

«Всякому мила своя сторона», «Везде хорошо, а дома лучше», «Своя земля и в горсти мила». Какие ещё пословицы вы знаете? (Ответы детей).

Знаменита наша земля и природными красотами: живописными прудами, берёзовыми рощами, яблочными садами.

Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем селе, тем больше мы будем любить его. Давайте посмотрим фотографии нашего посёлка.

(Дети узнают на фото пруды, вспоминают их названия: верхний – Горельский, средний – Даченский, Нижний пруд, кусочек леса у Дома культуры).

Вдоль этого пруда, Верхнего, при А.С. Хомякове были построены парники и теплицы.

t1682168582an.jpg

t1682168582ao.jpg

А этот, Средний пруд, был предназначался для отдыха.

t1682168582ap.jpg

Берёзовая аллея! По ней мы ходим в школу.

t1682168582aq.jpg

Кто отгадает, где сделана эта фотография? (Около Дом культуры).

Сразу и не вспомнишь, кажется, что это глухой лес.

t1682168582ar.jpg

А вот какие многоснежные бывают у нас зимы! Что вы можете сказать о нашем климате? (ответы детей)

Красивы наши места! Не зря А.С. Хомяков проводил здесь большую часть своей жизни. И принимал в гости множество друзей.

Жители посёлка тоже любят выращивать на своих участках красивые декоративные растения. Узнайте и назовите их!

t1682168582as.jpg t1682168582at.jpg

Дети называют тюльпаны, розу, садовые ромашки, жасмин, бархатцы, петунью и другие садовые растения.

t1682168582au.jpg

t1682168582av.jpg

t1682168582aw.jpg t1682168582ax.jpg

А подсолнух – садовое растение? (Нет, его выращивают в поле, значит – полевое растение).

t1682168582ay.jpg

Знаменитые богучаровские сады известны далеко за пределами нашей Тульской области. Один московский учёный-селекционер даже вывел новый сорт яблонь «Богучаровское» и «Память воина»!

2-й ученик:

Воздух пахнет травами,

Слышно птичье пенье.

А грибы, а ягоды!

Просто загляденье!

t1682168582az.jpgt1682168582ba.jpg

Кто знает, как называются эти грибы? (Подосиновик, подберёзовик). Это съедобные грибы? Назовите другие съедобные грибы наших лесов. (Маслята, сыроежки, белые грибы, скрипица, боровик).

t1682168582bb.jpgt1682168582bc.jpg

А это что за красавцы? ,Поганка, мухомор – красивые, но ядовитые грибы).

3-й ученик:

Здесь в траве ежи шуршат,

Чайки над прудами,

Словно на море, летят!

Бьют бобры хвостами.

Несколько лет назад на наших прудах поселились чайки и дикие утки. Кто видел этих птиц?

t1682168582bd.jpg

В этом пруду, Нижнем, действительно живут бобры. Кто их видел? Что вы про них знаете? (Ответы детей).

t1682168582be.jpg

В наших прудах водится много разной рыбы. Назовите, кто это? (Дети узнают окуня, плотву, щуку).

t1682168582bf.jpg

t1682168582bg.jpg

t1682168582bh.jpg

Какие ещё рыбы обитают в наших водоёмах? (Карась, линь, лещ, карп, пескарь, ёрш).

t1682168582bi.jpg

А это что за птицы греются на солнышке? Где их выращивают? Каких ещё домашних животных выращивают жители нашего посёлка? (Ответы детей).

t1682168582bj.jpg t1682168582bk.jpg

Кто узнал этих насекомых? Каких ещё насекомых можно встретить в наших полях и лесах? (майский жук, жук-носорог, жужелица, божья коровка, ночные бабочки, стрекозы, осы, шершни, кузнечики, медведки, комары, мухи).

Красива и разнообразна наша природа. И мы должны сделать всё, чтобы сохранить её на долгие годы. Чтобы наши потомки тоже могли любоваться ею, изучать и преумножать такую красоту!

IV Обобщение новых знаний.

А сейчас проверим, что вы запомнили из всего увиденного сегодня. Поиграем!

Задание 1, в парах: «Буквы рассыпались».

На каждом столе карточки с буквами или слогами. Составить слова, вспомнить, что о них говорили. (Богучарово, Хомяков, подсолнух, «Богучаровское», бабочка, тюльпаны, ромашка, жасмин, библиотека, памятник, храм, музей, теплицы, колокольня, мухомор).

Задание 2. Возьмите альбомный лист и фломастеры. Нарисуйте любимый уголок нашей малой родины. На обратной стороне листа напишите, о чём ещё вы хотели бы узнать? (Рисунки дети прикрепляют на доску с помощью магнитов).

VI. Рефлексия.

- Что нового узнали на сегодняшнем занятии?

- Что вас особенно удивило?

- Что, по-вашему, мы должны делать, чтобы наша малая родина процветала?

Наш разговор подошёл к концу. Мне очень хочется верить, что вы узнали и запомнили много интересного о нашем Богучарове. Пожелаем друг другу новых знакомств с нашей малой родиной – маленькой жемчужиной в ожерелье нашей огромной России!

- Наше занятие окончено. До свидания!



Литература и интернет-ресурсы:

1. SYL.ru: https://www.syl.ru/article/397509/gerb-tulyi---kak-on-vyiglyadit-i-chto-simvoliziruet

2. Н.И. Троицкий. Село Богучарово. Родина А.С. Хомякова: историко-археологическая записка. Тула: Изд. дом «Ясная Поляна», 2009. – 40с.

3. А.Г. Белов, В.В. Куликов. Ленинский район – золотое кольцо Тулы. Тула: Изд.дом «Пересвет», 2009. – 228л., ил.

4.Книга «Солдаты Победы. 1941-1945г.г.». 4 том. Тула: ЗАО «Репроникс», 2004. – 670 с.

5. Прогулки по провинции. Богучарово: Венецианская... | Дзен

dzen.ru›a/YQBfCTK-F3YM1alJ

6. Усадьба Богучарово - АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ arch-heritage.livejournal.com›1227473.html

7. О.Ю. Тихонова (автор разработки). Стихи. Фотографии из личного архива.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.