Внеклассное мероприятие «Мой край родной!» (3–4 классы)
Муниципальная казённая общеобразовательная организация
Большекандалинская средняя школа
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области
Разработка занятия по теме: "Мой край родной!"
Учитель начальных классов: Кирюхина Валентина Ивановна
Данное мероприятие предназначено для детей младшего школьного возраста.
Цели и задачи: познакомить детей с историей родного края, воспитание бережного отношения к истории родного края, формирование навыка размышления над увиденным, формирование патриотических чувств.
Оформление: старинные предметы из школьного музея, ромашка для игры, костюм Петрушки.
Ход занятия:
(Класс превращается в старинную избу)
Ведущий: Здравствуйте, люди добрые, красные девицы, добры молодцы, гости дорогие! Честь вам и почтение всем без исключения. Как говорили в старину: «Добро пожаловать! Милости просим к нашему порогу!». В старину любили и умели хорошо поработать, но умели и развлекаться, отдыхать. Собирались по разным поводам: на гулянья, посиделки, святки, свадьбы, рождения… Сегодня мы свами вспомним и поговорим о нашем родном крае селе Большая Кандала. Узнаем прошлое нашего села и поближе познакомимся друг с другом.
(Появляется Петрушка)
Петрушка: Я – Петрушка! Да, да, да! Вот пришёл я к вам сюда. И скажу вам без прикрас – я соскучился без вас!
Ведущий: Ну вот пожаловал. Ребята, вы узнали Петрушку? Без него ни один праздник не обходится. И сейчас явился, не запылился. Здравствуй, Петрушка!
Петрушка: Давно не виделись. Меня - то небось заждались.
Ведущий: Да, Петрушка, соскучились без тебя. Вот видишь, ждёт тебя публика.
Петрушка: Не вижу никакого бублика.
Ведущий: Да не бублика, а поздоровайся с публикой.
Петрушка: А, ну, так бы сразу и сказали. Здравствуйте, дорогие зрители! А подраться со мной не хотите ли?
Ведущий: Как тебе не стыдно?
Петрушка: А что я такого сказал? Здравствуйте, дорогие зрители. Состязаться со мной не хотите ли?
Ведущий: А мне послышалось другое. Прости, а в чём хочешь состязаться?
Петрушка: Ну, например, кто громче заорёт, или кто откроет шире рот?
Ведущий: Знаешь, Петрушка. Я скажу тебе заранее, не нужны нам такие соревнования!
Петрушка: Я просто пошутил. О чём вы тут говорили до меня?
Ведущий: Да вот хотели вспомнить, какой была Большая Кандала в прошлом?
Петрушка: А что ж, это очень интересно. (Садится к детям, выходит рассказчик в костюме бабушки и рассказывает историю родного края)
Село моё! Село родное!
Мой старый дом. Моё подворье.
Кусты сирени у крыльца.
Скамейка старая отца.
Колодец с воротом скрипучим,
Водой холодной – самой лучшей.
Тепло хранит мой старый дом.
Растёт рябина под окном.
Мне всё до боли здесь знакомо.
Всё это свыше дано - Богом.
(Материал составлен на основе воспоминаний старейших жителей села. В зависимости от возраста детей учитель корректирует содержание материала.)
Село Большая Кандала одно из старейших сёл Старомайнского района, Ульяновской области. Ориентировочно село возникло в конце 60-х годов 17 века. Одним из основателей его был «бобыльский сын» из-под города Нижнего Ломового (ныне Пензенская область) Савелий Лаврентьев.
О названии села Большая Кандала в народе бытует несколько легенд. Суть одной из них такова. Когда-то в этих краях лежал тракт, по которому гнали этапом арестантов, закованных в кандалы. В одном из селений, лежащем на тракте, стояла кузница, где у арестантов перековывали кандалы. Село это впоследствии так и назвали Новиковка (от слов «снова, заново и ковать»). Отправляясь дальше, большая часть колодников оставалась на ночлег в селе, которое в дальнейшем и получило название Большая Кандала. Село, где останавливалась малая их часть, назвали Малая Кандала.
В зависимости от рассказчика, отдельные факты могут меняться, но при этом остаётся главная суть – названия сёл Большая Кандала и Малая Кандала произошли от русского слова «кандалы» т.е. «оковы», «цепи». К сожалению, многие легенды и предания не учитывают реальных исторических событий. Архивные документы утверждают, что Большая Кандала своё название получила по речушке Кандалке, на берегу которой и ставили свои избы поселенцы.
Но вот тут-то и возникает вопрос. На который до сих пор не найдено точного ответа – где берёт своё начало название реки Кандалка?
Но есть ещё несколько толкований названий этих сёл. Кандала слово татарское и переводится оно как клоповка, что в простонародье означает тюрьма; монгольское кандалак – «поперечный»; тюргское кандала – «трава донник». Есть и такая версия, согласно которой название реки произошло по кондовому (конда – сосна) лесу, что с давних пор рос вдоль реки.
В середине 17 века Российское государство расширило и укрепило свои границы. По велению царя Алексея Михайловича, московское правительство вынуждено было приступить к строительству Закамской укреплённой линии. Состояла она из лесных завалов, земляного вала со рвом на открытых местах и небольших укреплённых городков с немногочисленными стрелецкими гарнизонами.
Предполагается, что первыми поселенцами нашего села были служилые люди царя. Все они были государственными крестьянами. Поселились они на Хохловке (позже улица Заречная, в настоящее время здесь ни осталось ни одного дома). По рассказам старожилов там была крепость со рвом, земляным валом, огороженная стеной из брёвен. До сих пор там есть местность, которую называют «валы».
Интересно то, что в Москве в середине 17 века был Хохловский переулок, который расположился на месте урочища Хохловка, где после воссоединения Украины с Россией (1654 г.) селились украинцы; Бутырская улица – здесь в 17 веке была деревня Бутырки, которая принадлежала И.Н.Романову, дяде царя Михаила. Может быть, переселенцами и были названы самые первые улицы нашего села по их прежнему месту жительства.
Так некоторые старые названия улиц, несмотря на переименование 1967 году, бытуют и сегодня.
Названия улиц с. Большая Кандала старожилы объясняют так:
Хохловка – самая первая улица села, где жили служилые люди – хохлы;
Подбор (улица вдоль реки) – дома в этой улице ставили на дубовом подборе, чтобы в жилище не попадала влага;
Загумки – за гумном (крыты ток, где молотили хлеба);
Якимовка – первый дом здесь построил Аким;
Наяновка – жили люди нахальные, бестыжие, «наяны»;
Шемеловка – жили богатые люди Шемеловы;
Мёртвая – улицы, по которой уносили покойников на кладбище;
Конец – конец села; селились люди больные, старые, которые долго не будут жить.
Наше село русское. Основным занятием жителей села было земледелие. Сеяли озимую рожь, овёс, просо и очень редко гречиху горох. Пшеницу не сеяли. Из технических культур коноплю и лён.
В архивных документах Ульяновской областной библиотеки имени И.Н. Ульянова есть такие сведения:
Село Грязнуха и Большая Кандала составляли одну общину «Пашню пахали и сенными покосами и всякими угодьями владели вопче», а лес хоромный и дровяной рубили в Майнском, в Кандалинском и в Тиинском чёрных и боровых лесах «опричь бортнаго деревья», т.е. крестьяне рубили лес везде, где только мог заприметить человеческий глаз.
Крестьяне сёл Грязнухи и Большой Кандалы пришли сюда «от голоду и хлебного недороду» из Нижегородского, Гороховетского, Костромского, Унженского уездов (до 1678 г. – перепись).
Крестьяне села Большая Кандала имели в своём владении пахотной земли на каждый ясак по 18 десятин и сенных покосов по реке Кандалке на 3000 копен. В 1696 г. Они уплатили оброка 42 рубля, а в 1698 г. сумма оброка уже возросла до 54 рублей 15 алтын (в 17 веке из фунта серебра выходило 10 рублей 24 копейки на наши деньги, в 54 руб. заключалось5 фунтов серебра или 185 рублей на наши деньги, алтын был 3 коп.); в 1699 г. крестьяне были переведены с оброка на тягло, причём стали вносить уже 50 ясаков в год (т.е. почти в 1 ½ более).
Техника земледелия была низкой. Для обработки земли использовались двузубые сохи, деревянные бороны, «железные сошки» (предшественницы плуга). Зерновые культуры убирали серпами, косами и граблями. Снопы сжатого хлеба укладывали для первой сушки в поле: рожь в крестцы (в 30 – 40 снопов), стоянки (10 – 15 снопов); яровые – в бабки, в пятки; горох – в копёшки (в 100 – 150 снопов). С полей снопы зерновых культур увозили на гумно, где складывали в копны и клади, затем сушили в овинах; обмолот вели в основном цепами. Веяли зерно в крестьянских хозяйствах на ветру лопатой, мололи на ветряных и водяных мельницах. Хранили зерно в сусеках. Жители села занимались и огородничеством. Сажали картофель, коноплю, тыкву. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, коз, птицу. Занимались пчеловодством.
Кандалинцы были работящими и довольно способными людьми. В селе были развиты различные промыслы. Сельчане занимались бортничеством, гнали смолу и дёготь. В 1765 году при селе возник каземский винокуренный завод, состоящий под ведомством особо учреждённой в Москве при камер-коллегии винокуренной экспедиции.
Село Большая Кандала - удельное село. В 1798 году проводилась перепись Казанской удельной экспедиции советником Осипом Петровым.
13 декабря 1798 года прибыл в село Большую Кандалу, отстоящую от Малой Кандалы в 6-и верстах, и по прибытии учинена по ревизским сказкам перекличка, по которой оказалось мужеска – 229, женска – 268 душ.
Потом на текущий год утверждён в выборных крестьянин Пётр Тимофеев.
В оном селе церкова деревянная во имя Святаго Михаила Архангела, дворов удельных крестьян 85, расположены в разных улицах. В дачах земля чернозём и по показанию крестьян плод приносит посредственный.
По данным 1859 года в селе Большая Кандала было 344 двора, 2600 жителей. Административно село относилось к Ставропольскому уезду (130 вёрст), Самарской губернии (200 вёрст).
После отмены крепостного права село становится волостным.
В селе открывается церковно-приходская школа. До этого в селе было училище. К, сожалению, никаких сведений об училище мы не имеем. Школа была двухклассная с трёхлетним обучением. С 1911 года стало четырёхлетнее обучение. Детей водили в церковь, приходил на урок и поп, учил Закону Божьему, молитвам и церковному пению. Основные предметы, кроме перечисленных; славянское и русское чтение, арифметика, чистописание, давались сведения по истории. Школа находилась при церкви. Учитель подчинялся попу.
Ещё была земская школа напротив теперешнего СДК. Она сгорела от молнии в 50-х годах 20 века.
Крестьяне, привыкшие к старому укладу жизни, ещё недопонимали большого значения просвещения, поэтому учиться детей грамоте пускали с неохотой. Часто дети, не освоив даже часть учебной программы, бросали школу. В крестьянских семьях, в первую очередь, ценились трудовые качества, поэтому детей больше приучали к тяжёлому крестьянскому труду.
Интересно, что на всю Большекандалинскую волость в 1884 году было бондарей -7, валяльщиков - 6, 1- коновал, 1- маляр, пастухов - 10, 27- пильщиков, 1 - столяр, 3 - кузнеца, 17 - портных, 29 - плотников, 8 - мельников, 9 - корчевников, 1 - печник, 7 - сапожников, 19 - смолокуров, 2 - стекольщика, 44 - угольщика,1 - щерстобик, 1- старьевщик, 1- тряпичник, 2 - шорника, 88 - пасечников, 1 - охотник и т.д. А 45 человек ходили в отхожие промыслы, 126 человек считались нищими.
В селе Большая Кандала в 1884 году было 623 двора, 3390 жителей; мужского пола 1661, от 18 до 60 лет – 838, женского пола 1730, от 16 до 55 – 859. Число грамотных – 151 человек мужского пола, 27 человек женского пола.
В 1895 году тщанием прихожан была построена деревянная церковь на каменном фундаменте. В ней было 2 престола: «во имя живоначальные Святой троицы, а в пределе во имя Архистратига Божия Михаила».
Вокруг церкви была чугунная ограда, росли тополя и акация. Служба в церкви проводилась по праздникам. По маленьким праздникам звонили в маленький колокол, по большим – в большой колокол (600 пудов весом).
На Вознесение и на Троицу верующие жители села с попом и певчими ходили с иконами и херувимами в поле, где посажены рожь и просо. Там в поле и проходила служба. В 1934 году церковь закрыли, а потом сняли колокола. Обряды проводили в сторожке. Венцы были сделаны из лыка. Попом был Сунгуров Александр Михайлович. В 1937 году был арестован, реабилитирован в 1989 г. Певчие: Обмелюхин Александр Петрович, Краюхин Иван Степанович, Силантьев Кузьма Андреевич (учитель).
Летом 1954 года с церкви снимали купола с крестами. Купола три дня лежали около церкви, потом их куда-то увезли.
На месте этой церкви была другая, она сгорела от молнии. Днём была служба, поп читал, и, если бы люди не вывели его из церкви, то он бы сгорел.
В центре села (где сейчас СДК) была построена каменная церковь, оставалось только крышу покрыть. Началась революция и её разрушили, а кирпич растащили.
О том, как жили большекандалинцы, лучше всего говорят цифры. Так в 1897 году сельская община имела 5716 десятин земли (из них 5450 пахотной), 12 смолокуренных заводов, 1 маслобойку, 9 ветряных мельниц. В селе было 3785 человек. Мужского пола – 1870, женского пола – 1915.
В начале 20 века село Большая Кандала достигает наиболее высокого числа жителей. Так по данным 1910 года в селе в 954 дворах проживало 4656 человек. Мужского пола – 2229, женского пола – 2427.
Экономика села базировалась в основном на самообеспечении, но хорошим стимулом деятельности сельчан были базары, которые проходили в селе по пятницам. Здесь можно было продать излишки своих продуктов и различные изделия или приобрести необходимый товар. Что привозили на базар крестьяне и ремесленники из других сёл.
В селе до сих пор сохранились старинные, с замысловатыми узорами кирпичные здания. Их осталось 12. В основном избы в селе были деревянные с соломенной и тесовой крышей. Что способствовало распространению пожара. В 1930 г. накануне Вознесения ребятишки Краюхина Ивана Степановича во дворе варили яйца и сожгли дом. Была сильная жара. Сгорели две улицы – Конец и Бутырки. Это 120 домов.
Первого мая 1945 г. в Подборе сгорело 16 домов. Примеров можно привести много. В центре села была пожарная каланча с колоколом. Как только звенел колокол, люди в страхе выбегали из домов и спешили на помощь. Когда в селе не было пожарки, по ночам ходили сторожа со «стукалками». Много было трудностей, и холод, и голод, и революция, и Великая Отечественная война.
Петрушка: Почтенная публика! Коль речь пошла о старине, подумать вам не в муку, то ответьте мне, что такое слово «бука»? (бука – фантастическое существо, которым пугали маленьких детей)
Чулан – кухня.
Аршин – мера длины 0,71 см.
Баять – говорить, рассказывать.
Грош – монета, достоинством 0,5 коп.
Колобок – изделие из теста.
Лохань – деревянная посуда.
Лыко – часть коры.
Сажень – старинная мера длины 2,13 м.
Цеп – молотило, орудие для молотьбы снопов.
А какие еще, ребята, вы знаете старинные слова?
Ведущий: Спасибо, Петрушка. Старинные слова вы знаете. А теперь давайте вспомним старинную игру «Краски». Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Заходит один из покупателей. Покупатель стучит:
- Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришёл?
- За краской.
- За какой?
- За … (н - р, голубой, называет любую краску). Если этой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки. Поноси да назад принеси!» Если Покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает Покупатель, который набрал больше красок.
Ведущий: А теперь вспомните пословицы и поговорки, где упоминаются числа 1 и 7.
- Семь раз отмерь – один раз отрежь.
- Семеро с ложкой – один с сошкой.
- Одним махом семерых убивает.
- Семеро наваливают – один тащит.
- Семеро одного не ждут.
Правильно говорится в народной пословице «Семеро одного не ждут». Сейчас мы проведём игру и сами в этом убедимся
(Делается ромашка из 7 лепестков, выходят 8 учеников)
Под русскую народную музыку дети начинают ходить вокруг ромашки. Когда музыка заканчивается – срывают лепесток. Тот, кому не хватило лепестка, выбывает. Остальные выполняют задания, записанные на обратной стороне лепестка.
Н – р: Назвать самую часто встречающуюся фамилию жителей нашего села; назвать формы имени – Иван; назвать названия деревьев, которые чаще встречаются около домов; перечислить названия улиц села; спеть частушку; перечислить профессии, часто встречающиеся; назвать старинные имена людей…и т.д.
Ведущий: Село наше певучее, очень любят жители села петь песни и частушки. Без них не обходится не один праздник. Звонкие голоса звучат отовсюду. А вы. Ребята, не хотите ли показать своё мастерство?
(Дети поют частушки)
1.У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи.
2.Ох, кошка, брысь!
На пороге не садись:
А то миленький пойдёт,
Спотыкнётся – упадёт.
3.Посылала меня мати
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И давай плясака.
Больно рано будят – то!
По утрам, по холоду
Посылают по воду.
Ведущий: Издавна на посиделки девицы-красавицы приносили с собой рукоделье. Пряли. Ткали, вязали узоры, вышивали. Парни выбирали тех, кто был сноровистее, искуснее. Вот сейчас и посмотрим, как наши девочки покажут свою ловкость да умение. Им предстоит смотать клубок.
Доказали свою сноровку. А теперь, девочки, выберете себе мальчиков-помощников. Задание «Заплети косу».
Петрушка: А загадать ли вам,
Сударыни красны девицы
Да добры молодцы
Да семь загадок.
1.В воде родится, а воды боится. (соль)
2.И комковато, и ноздревато,
И мягко и ломко,
А всех милей. (хлеб)
3.Залезла Варвара
Выше амбара.
Не ест, не пьёт,
Всё в небо глядит. (труба)
4.В лавке пятак –
Не вынешь никак. (сучок)
5.По сеням ходит,
А в избу не идёт. (дверь)
6.Маленько, кругленько.
А за хвост не поднять. (клубок)
7.Цветное коромысло над лесом повисло. (радуга)
Петрушка: Отдохнули на славу, а сколько интересного узнали про наше родное село. Ну а теперь пришла пора побаловать наших гостей чайком.
Именно так себя должен вести гостеприимный хозяин.
(Ученик поёт песню)
1.А я чай накачаю,
Сладкий сахар наколю,
Приходите, заходите,
Я вас чаем угощу.
Припев: Ой, чай, чай, чай.
Русский сладкий чай.
2.Ой, чай, самовар
Золотого цвету.
За присест 12 чашек –
Усталости нету.
Припев: Ой, чай, чай, чай.
Русский сладкий чай.
3.Всем полезно, скажем прямо,
Молочко и масличко,
Чай со сливками покрепче –
Вот оно, здоровичко.
Припев: Ой, чай, чай, чай.
Русский сладкий чай.
4.Если холодно - согреет,
Жарко – жажду утолит.
Заболеешь или устанешь,
Крепкий чай надо попить.
Припев: Ой, чай, чай, чай.
Русский сладкий чай.
(Чаепитие)