12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Михайловна35
Россия, Воронежская обл., Кантемировка
1

Урок «Краски и звуки в поэзии А. Фета»

Михайлусова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ Михайловской ООШ

Предмет: Литература

Тема урока: Краски и звуки в пейзажной лирике А.Фета

Тип урока: урок-практикум с применением проектной технологии.

Цели урока:

обучающие: познакомить учащихся с пейзажной лирикой А.А.Фета; показать красоту картин природы, созданных с помощью поэтического слова;

развивающие: развивать внимание, умение анализировать стихотворение, сравнивать, делать выводы, продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами языка;

воспитательные: воспитывать культуру общения; любовь к природе, разви­вать эстетический вкус, коммуникативные способности во время работы в группах.

Прогнозируемые результаты

личностные:

учить проверять себя;

учить давать оценку своим действиям;

учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

учить анализировать и выделять общее;

учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

вспомнить, что известно о Фете;

актуализировать знание терминов, относящихся к стихосложению;

учить анализировать стихотворения;

отрабатывать навык выразительного чтения лирического стихотворения.

Дидактические средства: учебник, словарик поэтических троп (выразительных средств), карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: мультимедийная презентация, цветные карандаши (фломастеры), стикеры.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие.

 

 Деловая игра «5 фактов».

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 Сообшаю 5 фактов из своей жизни, один из которых неверный; дети должны угадать, какой неверный?

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 

 

 Высказывают свои предположения, обмениваются позитивными репликами.

 

Личностные: формировать доброжелательное отношение к другому человеку, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

умение строить умозаключения, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать быстрое знакомство с детьми.

Настроить на позитивное общение.

Актуализация знаний,

постановка учебной задачи

Фронтальная бесада:

1)о поэте;


 


 


 

2)формулирование темы и целей урока;


 

3)об анализе стихотворений;


 

4)о знании соответствующей терминологии

Слайд 1. Портрет А.А. Фета.

Краткая беседа о личности поэта, его уникальности (похож на поэта? – поэт – военный офицер – помещик; поэт-мечтатель – практик).

С Фетом вы уже знакомы. Кто вспомнит его стихи?

Напоминаю строки некоторых стихотворений. О чем писал Фет?

Попробуйте сформулировать тему урока. Какие цели себе поставим?

Слайд 2. Тема, цели.

Что значит проанализировать стихотворение? (тема, идея, образы, выразительные средства – записать на доске).

Вспомним выразительные средства, которые используют поэты в стихах. (Словарик).

 

Рассматривают портрет, воспринимают информацию учителя.


 

Вспоминают стихи.


 


 

Формулируют тему, цель урока.

Вспоминают, что входит в схему анализа стихотворения.

Ученики вспоминают выразительные средства, при необходимости используют словарик.

Личностные:

знание истории, культуры своего народа, своего края.


 

Метапредметные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные:

вести/поддерживать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Проверка субъективного опыта учеников

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила»

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовывает проведение исследования текста стихотворения А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила» по схеме.

Визуализация восприятия (просмотр видеофрагмента)

Слайд 3.

Перед прослушиванием: попытаться понять, что хотел нам сказать Фет этим стихотворением?

Ответы: передать чувства человека (это идея)

Словарная работа: гудёт, рог, глашатай, сладостен.

Перечитаем про себя. Определим тему.

Перечитаем вслух. Какие образы возникают? (ель, ветер, листья, звук рога, лирический герой)

Какие видим краски, слышим звуки?

Какие выразительные средства помогают всё увидеть и услышать? (эпитеты – мертвые, бедного; метафора – рукавом; олицетворение – завесила; антитеза – первые две строки 3-й строфы, повторы – ветер, перечисления, аллитерация, ассонанс).

Общий настрой стихотворения оптимистический и ли нет?

Определяют и записывают в тетрадях основные положения схемы анализа лирического стихотворения.

 

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

формулировать устное или письменное сообщение; кратко излагать результаты совместной деятельности

Создать ситуацию выбора, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в закреплении полученных знаний.

Валеологическая пауза

Упражнения на синхронизацию полушарий головного мозга

Слайды 4-5.

«Кулак-ладонь»

«Ухо-нос»

«Капитан»

«Победитель»

Просмотр нескольких картинок с оптической иллюзией.

Что видите?

Выполняют упражнения, расслабляются, улыбаются.

Эффект: активизируется правое полушарие, отвечающее за творчество, нестандартные решения.

Разрядка, переключение внимания, подготовка к дальнейшей творческой работе.

Составление мини-проекта

Мини-проект «Поэтический альбом А. Фета»

Слайд 6.

Делит учеников на группы по 4-5 человек. Каждой группе задание создать страничку «Поэтического альбома А. Фета».

Раздает карточки с заданием для групповой работы.

В каждой группе выбирается:
1
чтец – готовит выразит. чтение стихотворения

1 иллюстратор – готовит иллюстрацию к стихотворению;

1 информатор – ищет художественно-выразительные средства готовит анализ стихотворения по плану:

-тема, идея;

- основные образы;

- звуки и краски в стихотворении;

- выразительные средства;

- общее впечатление.

1 техник – готовит представление своей страницы на уроке по плану:

1 поэт – сочиняет двустишье об отношении к творчеству А.Фета.

 

Работа над составлением и представлением своей страницы по группам. Распределение по ролям. Взаимопомощь друг другу.

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Метапредметные:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенных приёмов анализа.

Создание мини-проектов – страничек «Поэтического альбома А. Фета». Демонстрация умения работать в группах.

Презентация мини-проектов.

 

Выступления ребят, защита проектов.

Выслушивает, поощряет, корректирует выступления учащихся

Слушают выступления, готовятся к самооценке и оценке выступлений других групп.

Личностные:

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Метапредметные:

умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные:

умение действовать по образцу при составлении собственных высказываний в пределах заданной тематики.

Защита созданных проектов. Демонстрация умения презентовать свои работы.

Оценочная деятельность

Заполнение оценочных листов

Выслушивает, сравнивает со своими листами оценки.

Собирает оценочные листы.

Оценки выставляет с учетом мнения детей.

Оценивают свои выступления и выступления своих товарищей по плану

1.Как, выразительно или нет, читалось стихотворение.

2.Как аккуратно выполнены иллюстрации.

3. Анализ стихотворения: полный или нет?

4.Удачно ли составлено двустишье?

5.Вклад каждого ученика в создание страницы

Личностные:

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Метапредметные:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Предметные:

умение работать в соответствии с намеченным планом.

 

Домашнее задание

 

1.Найти в учебнике рассказ о Фете и подготовить его пересказ.

2. Выразительное чтение стихотворений из учебника (при желании - наизусть).

 

 

 

Подведение итогов

Фоном звучит романс на стихи А. Фета.

Слайд 7.

Выполнены ли поставленные нами задачи?

- Понравился ли вам урок?

- Что больше всего вам запомнилось на уроке?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- Нарисуйте смайлик на стикере, поднимите и покажите его всем, поднимите его.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу и работу учителя.

 

 

Рефлексия

Слайд 8.

Осуществляет обратную связь с учащимися, благодарит их за работу на уроке.

 Сегодня на уроке:

- я узнал, открыл…

- я научился…

- я могу похвалить себя…

одноклассников…

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.