12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Татьяна Михайловна35 Россия, Воронежская обл., Кантемировка |
Михайлусова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ Михайловской ООШ
Предмет: Литература
Тема урока: Краски и звуки в пейзажной лирике А.Фета
Тип урока: урок-практикум с применением проектной технологии.
Цели урока:
обучающие: познакомить учащихся с пейзажной лирикой А.А.Фета; показать красоту картин природы, созданных с помощью поэтического слова;
развивающие: развивать внимание, умение анализировать стихотворение, сравнивать, делать выводы, продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами языка;
воспитательные: воспитывать культуру общения; любовь к природе, развивать эстетический вкус, коммуникативные способности во время работы в группах.
Прогнозируемые результаты
личностные:
учить проверять себя;
учить давать оценку своим действиям;
учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
учить анализировать и выделять общее;
учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
вспомнить, что известно о Фете;
актуализировать знание терминов, относящихся к стихосложению;
учить анализировать стихотворения;
отрабатывать навык выразительного чтения лирического стихотворения.
Дидактические средства: учебник, словарик поэтических троп (выразительных средств), карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: мультимедийная презентация, цветные карандаши (фломастеры), стикеры.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие.
Деловая игра «5 фактов». | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Сообшаю 5 фактов из своей жизни, один из которых неверный; дети должны угадать, какой неверный? | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.
Высказывают свои предположения, обмениваются позитивными репликами.
| Личностные: формировать доброжелательное отношение к другому человеку, умение выражать эмоции. Метапредметные: умение строить умозаключения, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать быстрое знакомство с детьми. Настроить на позитивное общение. |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи | Фронтальная бесада: 1)о поэте;
2)формулирование темы и целей урока;
3)об анализе стихотворений;
4)о знании соответствующей терминологии | Слайд 1. Портрет А.А. Фета. Краткая беседа о личности поэта, его уникальности (похож на поэта? – поэт – военный офицер – помещик; поэт-мечтатель – практик). С Фетом вы уже знакомы. Кто вспомнит его стихи? Напоминаю строки некоторых стихотворений. О чем писал Фет? Попробуйте сформулировать тему урока. Какие цели себе поставим? Слайд 2. Тема, цели. Что значит проанализировать стихотворение? (тема, идея, образы, выразительные средства – записать на доске). Вспомним выразительные средства, которые используют поэты в стихах. (Словарик).
| Рассматривают портрет, воспринимают информацию учителя.
Вспоминают стихи.
Формулируют тему, цель урока. Вспоминают, что входит в схему анализа стихотворения. Ученики вспоминают выразительные средства, при необходимости используют словарик. | Личностные: знание истории, культуры своего народа, своего края.
Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Предметные: вести/поддерживать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Проверка субъективного опыта учеников | Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила»
| Организовывает проведение исследования текста стихотворения А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила» по схеме. Визуализация восприятия (просмотр видеофрагмента) Слайд 3. Перед прослушиванием: попытаться понять, что хотел нам сказать Фет этим стихотворением? Ответы: передать чувства человека (это идея) Словарная работа: гудёт, рог, глашатай, сладостен. Перечитаем про себя. Определим тему. Перечитаем вслух. Какие образы возникают? (ель, ветер, листья, звук рога, лирический герой) Какие видим краски, слышим звуки? Какие выразительные средства помогают всё увидеть и услышать? (эпитеты – мертвые, бедного; метафора – рукавом; олицетворение – завесила; антитеза – первые две строки 3-й строфы, повторы – ветер, перечисления, аллитерация, ассонанс). Общий настрой стихотворения оптимистический и ли нет? | Определяют и записывают в тетрадях основные положения схемы анализа лирического стихотворения.
| Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: формулировать устное или письменное сообщение; кратко излагать результаты совместной деятельности | Создать ситуацию выбора, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в закреплении полученных знаний. |
Валеологическая пауза | Упражнения на синхронизацию полушарий головного мозга Слайды 4-5. | «Кулак-ладонь» «Ухо-нос» «Капитан» «Победитель» Просмотр нескольких картинок с оптической иллюзией. Что видите? | Выполняют упражнения, расслабляются, улыбаются. | Эффект: активизируется правое полушарие, отвечающее за творчество, нестандартные решения. | Разрядка, переключение внимания, подготовка к дальнейшей творческой работе. |
Составление мини-проекта | Мини-проект «Поэтический альбом А. Фета» Слайд 6. | Делит учеников на группы по 4-5 человек. Каждой группе задание создать страничку «Поэтического альбома А. Фета». Раздает карточки с заданием для групповой работы. В каждой группе выбирается: 1 иллюстратор – готовит иллюстрацию к стихотворению; 1 информатор – ищет художественно-выразительные средства готовит анализ стихотворения по плану: -тема, идея; - основные образы; - звуки и краски в стихотворении; - выразительные средства; - общее впечатление. 1 техник – готовит представление своей страницы на уроке по плану: 1 поэт – сочиняет двустишье об отношении к творчеству А.Фета.
| Работа над составлением и представлением своей страницы по группам. Распределение по ролям. Взаимопомощь друг другу. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Предметные: расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенных приёмов анализа. | Создание мини-проектов – страничек «Поэтического альбома А. Фета». Демонстрация умения работать в группах. |
Презентация мини-проектов.
| Выступления ребят, защита проектов. | Выслушивает, поощряет, корректирует выступления учащихся | Слушают выступления, готовятся к самооценке и оценке выступлений других групп. | Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Метапредметные: умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: умение действовать по образцу при составлении собственных высказываний в пределах заданной тематики. | Защита созданных проектов. Демонстрация умения презентовать свои работы. |
Оценочная деятельность | Заполнение оценочных листов | Выслушивает, сравнивает со своими листами оценки. Собирает оценочные листы. Оценки выставляет с учетом мнения детей. | Оценивают свои выступления и выступления своих товарищей по плану 1.Как, выразительно или нет, читалось стихотворение. 2.Как аккуратно выполнены иллюстрации. 3. Анализ стихотворения: полный или нет? 4.Удачно ли составлено двустишье? 5.Вклад каждого ученика в создание страницы | Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Предметные: умение работать в соответствии с намеченным планом. |
|
Домашнее задание |
| 1.Найти в учебнике рассказ о Фете и подготовить его пересказ. 2. Выразительное чтение стихотворений из учебника (при желании - наизусть). |
|
|
|
Подведение итогов | Фоном звучит романс на стихи А. Фета. Слайд 7. | Выполнены ли поставленные нами задачи? - Понравился ли вам урок? - Что больше всего вам запомнилось на уроке? - Довольны ли вы своей работой на уроке? - Нарисуйте смайлик на стикере, поднимите и покажите его всем, поднимите его. | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу и работу учителя. |
|
|
Рефлексия | Слайд 8. | Осуществляет обратную связь с учащимися, благодарит их за работу на уроке. | Сегодня на уроке: - я узнал, открыл… - я научился… - я могу похвалить себя… одноклассников…
|
|
|