Урок литературы в 5 классе «Времена года в поэзии Ф. Тютчева и А. Фета»

1
0
Материал опубликован 18 March 2016

Урок литературы в 5 классе


(по программе Г.С. Меркина)

 

Цель: познакомить учащихся с краткой биографией этих поэтов, с темой природы в их творчестве; показать особенности поэтического языка, обучать анализу лирического произведения; учить вслушиваться и всматриваться в то, что нас окружает, любить природу; развивать навыки выразительного чтения.

Форма урока - составление хрестоматии «Времена года»

4 группы ребят – 4 времени года

Форма обучения – кооперировано-групповая.

Группы учащихся – гетерогенные.

Наглядность:

1. 4 газеты: «Волшебница-зима», «Весна-утро года», «Ох, лето красное», «Очей очарованье»

2. Оформление стола: календарь, букет, выставка рисунков, стихи поэтов.

3. Выставка книг о природе «Природа – наш друг, а с другом надо дружить».

4. Схема анализа лирического произведения.

5. Стол для редакции (они работают над составлением хрестоматии)

 

Ход урока

«Наша русская природа – чем

дольше смотришь, тем милей»

Л. Татьяничева

1. Вступительное слово учителя.

Стихи русских поэтов открывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы и язык поэзии, любить все живое. Поэзия – великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

Природа… Мы произносим это слово и сразу представляем прекрасные и таинственные картины: и зиму, чародейку волшебницу, и весенние ручейки, и гром первый, и зреющую ниву, и осенние картины увядания природы.

Себя не видят синие просторы,

И в вечном холоде светлы, чисты,

Себя не видят снеговые горы,

Цветок своей не видит красоты.

С. Щипачев

А помогают нам увидеть эти картины русские поэты, и среди них – Ф. И. Тютчев и А. А. Фет.

О разных временах года писали Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, прекрасные мгновения подметили великие лирики в природе. И мы постараемся это доказать.

Зима

Еще вчера на солнце млея,

Последним лес дрожал листом.

Сегодня вдруг исчезло лето;

Бело, безжизненно кругом.

А. Фет

1 группа. Звучит музыка. П. И. Чайковский «Времена года» (январь)

 

1. Сочинение – миниатюра ученицы о зиме «Зимняя сказка»

 

2. Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Фета «Мама, глянь -ка из окошка», его анализ и предложение включить в хрестоматию.

Зима... Какого она цвета?

Какою она вам видится?

Какую картину наступления зимы вы представляете, читая стихотворения А. А. Фета?

Как соотносятся мир природы и мир человека?

Увидеть первый снег, пушистый и белый, ребятам помогла картина Н. Крымова «Зима» (беседа по картине).

 

3. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою», его анализ и предложение включить в хрестоматию.

Какие чувства и настроения передает Ф. Тютчев в стихотворении «Чародейкою зимою»?

При помощи каких художественных средств автор рисует красоту зимнего леса?

Передает настроение этого стихотворения картина Л. Бродской «Таежный мороз» (беседа по картине)

 

4. Слово руководителю группы. Она подводит итоги участия ребят в подготовке урока, предлагает стихи и рисунок, занявший первое место в конкурсе рисунков о зиме, в хрестоматию (весь материал передается в редакцию).

Весна

Зима недаром злится,

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится,

И гонит со двора.

Ф. Тютчев

 

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна,

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась.

Ф. Тютчев

 

2 группа. Звучит музыка. П. И. Чайковский «Времена года» (март)

1. Сочинение - миниатюра ученицы «Музыка весеннего леса».

 

2. Чтение стихотворения А. Фета «Уж верба вся пушистая».

 

3. Руководитель группы. Мы хотим предложить в хрестоматию два стихотворения на одну тему – весенний дождь – это стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза» и А. Фета «Весенний дождь».

Ф. Тютчев и А. Фет вводят слуховые образы, они дополняются зрительными и создают неповторимые картины, вызывающие в наших сердцах чувство радости жизни.

 

4. Выразительное чтение наизусть стихотворений, предложенных ребятами, и их сопоставительный анализ.

С помощью, каких художественных средств поэты показывают стремительность движения грозы и дождя?

Какое душевно состояние переживает лирический герой данных стихотворений?

Какова роль цветовых эпитетов?

 

5. Слово руководителю группы. Она предлагает стихи в хрестоматию, подводит итоги конкурса рисунков, привлекает внимание ребят к газете и останавливает внимание на картинах художников.

Лето

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет.

Ф. Тютчев

 

3 группа. Звучит музыка. П. И. Чайковский «Времена года» (Июнь)

1. Сочинение - миниатюра о лете «Любимое время года»

 

2. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака» и его анализ.

Укажите художественные средства, которые помогают создать образ лета.

В какие цвета окрашена картина лета?

 

3. Чтение стихотворения А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…» и его анализ

Помогает увидеть поле зреющей ржи картина И. Шишкина «Рожь».

 

4. Слово руководителю группы. Она подводит итоги и предлагает стихи и рисунок в хрестоматию.

Осень

Вот и летние дни убавляются,

Где же лета лучи золотые?

А. Фет

 

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело

Дохнул сентябрь…

А. Фет

 

4 группа. Звучит музыка. П. И. Чайковский «Времена года» (сентябрь)

1. Сочинение - миниатюра ученицы «Унылая пора очей очарование…»

 

2. Чтение стихотворения Ф. Тютчева « Есть в осени первоначальной» и беседа по вопросам:

Какие приметы первоначальной осени отмечает поэт?

В каких словах и выражениях автор показал, что работы окончены?

Найдите олицетворение, метафору, сравнения.

 

3. Чтение стихотворения А. Фета «Ласточки пропали» и беседа по вопросам:

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Как автор выражает свое отношение?

Какой период в осени описан?

 

4. Руководитель группы рассказывает о работе своей группы. Передает подготовленный материал в редакцию.

Учитель: Стихи А.Фета Ф.Тютчева превращаются в звуки, в свет, в запахи. Они широко открывают двери в мир природы, охватывают прекрасные мгновения. Они хотят сказать нам: «Смотри, как много в природе прекрасного, как великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись, порадуйся».

Вадим Шефнер

Миг.

Не привыкайте к чудесам,-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,-

Ничто не повториться!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

Через одно мгновенье.

Умеют и наши ребята вслушиваться и всматриваться в мир окружающей природы (чтение стихов, написанных учениками).

Весенние мотивы.

 

Весна.

Пришел долгожданный апрель,

Звенит ледяная капель,

Нам солнце с небес улыбается,

И птицы веселые песни поют

И радостно, дружно гнездышки вьют.

Богданович С.

 

Весна пришла.

Набухают почки на деревьях,

Расцветают первые цветы,

Прилетают в гости с юга птицы,

Зазвенели громкие ручьи.

Солнце светит с неба очень ярко,

Всех ребят манит весна к себе,

Подари ты все свои подарки

Нашей школьной дружной детворе.

Радиковская А.

Осенние зарисовки.

Поздняя осень.

Ветер осенний несется по полю,

Катятся листья гурьбой,

Вот и закончилось птичье застолье,

Все улетают домой.

Анохин С.

Учитель знакомит ребят с выставкой книг о природе.

Слово редактору хрестоматии. Она знакомит с обложкой и форзацем и показывает оформление хрестоматии.

Задание на дом. Написать сочинение-миниатюру.

1 группа. В зимний лес за сказкой.

2 группа. Что увидели птицы, прилетевшие с юга.

3 группа. Разговоры поспевающих колосьев

4 группа. Краски осени.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.