Статья на тему «Креативное мышление и глобальные компетенции» (5–9 классы)
Креативное мышление и глобальные компетенции
В современном мире всё больше необходимы люди с умением нестандартно мыслить, которые способны принимать участие в решении межкультурных проблем и влиять на развитие общества. Это, в свою очередь, выдвигает требования к образованию. Ещё в школьном возрасте у детей должны развиваться креативное мышление и глобальные компетенции, подразумевающие возможность самостоятельно и эффективно решать различные ситуации. Особенно это актуально для уроков истории и обществознания.
В ходе изучения истории школьники изучают исторический опыт разных стран и анализируют его, формируя собственные ценности. На уроках обществознания у детей воспитывается гражданская позиция, правовое самосознание и патриотизм. Таким образом, в содержании этих дисциплин заложено развитие знаний, умений и навыков, составляющих основу успешного пребывания в социуме.
Глобальные компетенции включают понимание мировых проблем, межкультурных различий и аналитическое мышление. Для их формирования необходимы условия, которые можно создать, используя определённые формы учебной деятельности.
Практические проблемные задачи. В ходе решения задач, имитирующих сложные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни, обучающиеся открывают новые умения и навыки на основе уже имеющихся знаний.
Осмысленное чтение, когда школьники не просто читают текст, а делают маркировку, отвечают на вопросы по тексту, составляют таблицы, схемы, планы, аннотации.
Коммуникационная деятельность. Уроки истории и обществознания прекрасно подходят для проведения дебатов, диспутов, круглых столов, квестов, которые ребята могут организовывать самостоятельно. В ходе их обучающиеся не только учатся правильно общаться, грамотно отстаивать свою точку зрения, но и работают с различными источниками информации.
Игра. Деловые и ролевые игры, основанные на реальных событиях, которые происходят в мире, могут детям быстрее понять, как действовать в той или иной ситуации в современном мире.
Развивая глобальные компетенции, важно учитывать индивидуальные способности учащихся. Не все дети могут самостоятельно справляться с такими заданиями, где необходимо приводить примеры, разные точки зрения на проблему, обосновывать собственное мнение. Учитель не должен оказывать давление в этом случае, а выступать помощником, мягко направляя и поддерживая школьников.
Креативное мышление – это способность человека создавать что-то новое либо находить нестандартные способы решения тех или иных проблем. Конечный продукт такого мышления – это новейшие изобретения, идеи. Надо отметить, что никто не рождается с креативным мышлением, его необходимо развивать. В школьном возрасте для этого есть все предпосылки, так как дети открыты ко всему новому и необычному, обладают любопытством и богатым воображением. Кроме того, они не склонны действовать по правилам, поэтому с удовольствием будут искать новые способы и идеи. Задания на креативное мышление хорошо вписываются в изучение истории и обществознания.
Один день из жизни исторической личности. Ученикам 5-7 классов можно предложить описать в рассказе один день из жизни крестьянина, земледельца, феодала, царя или современного политического деятеля. При этом нужно описать не только его занятия, но одежду, обстановку, пищу и т.д. Школьники постарше могут воспользоваться компьютерными технологиями и создать страничку исторического героя в социальной сети. Важно продумать аватар, посты, которые он будет публиковать, а также с кем вести переписку.
Доклад путешественника. После изучения какой-либо страны на уроках истории дети должны подготовить презентацию-экскурсию об этом государстве либо отдельном его городе.
Изготовление наглядного пособия. В ходе изучения новой темы по обществознанию можно предложить обучающимся изготовить собственные наглядные пособия: карточки, плакаты, схемы и т.д.
Видеообращение. Рассматривая проблемную тему на уроках обществознания, ученики могут вступать в диспуты, отстаивая свою точку зрения. Итогом должно стать видеообращение к сверстникам, содержащее обоснование своего мнения.
Это лишь малая часть тех заданий, которые учитель может предложить обучающимся на уроках истории и обществознания для формирования глобальных компетенций и развития креативного мышления. Стоит лишь посмотреть по сторонам, и вы увидите, как сама жизнь ежедневно подкидывает идеи для нестандартных форм работы в школе.