Презентация «Критерии подбора репертуара в работе с детским хором»
Критерии подбора репертуара в работе с детским хором. Преподаватель хоровых дисциплин Руководитель хора «Радость» ДМШ им. Р. М. Глиэра Паршина Юлия Александровна
Репертуар − самый важный и стержневой вопрос «жизни» детского творческого коллектива. Обратимся к этимологии: Репертуар – от французского «repertoire» – список – это совокупность произведений, исполняемых коллективом, солистами в концертной деятельности.
Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях. И так как самым наглядным показателем работы детского хора являются его выступления, успех концерта зависит от многих причин: достигнутый хором исполнительский уровень, настрой коллектива, степень подготовки к данному концерту, акустика зала, репертуар.
Несколько правил для подбора репертуара, что бы достичь успеха на концертных выступлениях. Программа должна быть: разнообразной доступной для восприятия и исполнения, но не упрощенной богатой исполнительскими красками, но не усложненной нести в себе учебно-исполнительские задачи и одновременно быть высокохудожественной, не теряя притом детскости
Главные репертуарные принципы: накопление репертуара постоянное обновление репертуара.
Принцип накопления репертуара: Часто хоры к каждому своему выступлению готовят новую программу. Но необходимо заботиться и о том, чтобы часть репертуара хора состояла из хорошо «впетых» произведений, неоднократно исполняемых на концертах. Что-то в репертуаре держится дольше, что-то меньше, что-то изживает себя, но основной фонд остается. Условие накопления — неустанное совершенствование, поиск новых исполнительских красок, неустанная работа над музыкальным образом. Постоянное исполнение одних и тех же произведений позволяет проследить рост коллектива, сделать то, чего никогда не добиться при первом прочтении произведения.
Художественная ценность произведений: Выбирая произведения для разучивания, руководитель хора должен думать и об их художественной ценности. В этом смысле проще всего обстоит дело с классикой, народной музыкой, известными произведениями русских и зарубежных мастеров. Очень большая и кропотливая работа проводится ведущими дирижерами в подборе такого репертуара. Что касается сочинений, созданных сравнительно недавно, тут оценки носят чаще всего субъективный характер и не могут быть безусловными.
Тем не менее, художественный вкус руководителя подчас подсказывает ему правильный выбор произведений, даже впервые исполняемых. Хоровой коллектив тоже участвует в оценке произведений. Для этого совсем не обязательно устраивать обсуждение, — сам ход разучивания произведения, рост интереса к нему или спад — прекрасный барометр его художественной ценности. Нередко появляются такие произведения, которые по настоящему воспринимаются не только слушателями, но даже исполнителями лишь после второго, третьего исполнения.
I. Включение в репертуар классики и народной музыки: Обязательное условие творческого роста любого хорового коллектива и в исполнительском отношении, и в смысле общемузыкального развития хористов. У хора, исполняющего произведения только современных авторов, исполнительский уровень значительно ниже, чем у хора, который работает с классическими произведениями и народной песней. Сложности в подборе классического репертуара для детского хора существуют, т.к. мастерство юных хористов только развивается, а произведений для однородного детского хора русскими композиторами-классиками написано не так уж много. Особенно это касается хоров a cappella. Есть, конечно, ряд произведений для детского хора a cappella у Ц. Кюи, М. Анцева, М. Ипполитова-Иванова. Для детского хора с сопровождением у В. Калинникова есть хоровые произведения, которые отличаются необычностью интонационного строя, имеют очень «богатый» аккомпанемент, помогающий детям создать музыкальный образ, но несколько сложны в исполнительском отношении.
II. Можно включать в детский репертуар ряд женских хоров a cappella произведения с умеренным диапазоном, такие, например, как обработки народных песен А. Лядова, В. Соколова, А. Алябьева. III. Многочисленные обработки и аранжировки русской и зарубежной классики также расширяют репертуар детского хора.
IV. Особое место в репертуаре детского хора должна занимать имитация, полифония. Именно благодаря приобретению навыков пения полифонических произведений хористы получают интенсивное хоровое развитие, осознанно исполняют каждый свою хоровую партию. Лучшие каноны при всей простоте их исполнения могут украсить концертный репертуар коллектива. При этом работа над канонами способствует развитию навыков, необходимых при исполнении полифонических произведений. В западной литературе много канонов (В. Моцарт, И. Гайдн, Б. Барток). Ряд канонов есть и в русской музыке. Например, М. Анцев «Кукушка».
Принципы подбора репертуара При выборе хорового репертуара следует учитывать ряд факторов: Произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения Подразумевается доступность диапазона, чисто вокальные возможности исполнения.
Ведь встречаются еще факты, когда мало подготовленный коллектив исполняет произведения, которые ему явно не удаются в вокальном и техническом отношении (например, произведения с высокой тесситурой). Результат при не правильном подборе: в хоре может появиться резкий надсадный звук от напряжения и перенапряжения голоса. Часто это происходит, когда дети, стараются изо всех сил и поют громче своих возможностей, что приводит к довольно печальным последствиям: травмированию голосовых связок (сухость гортани, появление узелков на связках) и даже к хроническим заболеваниям голосового аппарата. Вот почему выбор репертуара — очень ответственное дело для дирижера. Здесь необходимо помнить об охране детского голоса. Правильный выбор репертуара в сочетании с вокальными распеваниями может по-настоящему помочь развитию голоса ребенка. В то же время ошибки в выборе репертуара приводят к торможению развития голоса, а в самом худшем варианте — к пагубным последствиям для голоса и, естественно, для здоровья.
Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют. Здесь наряду с музыкальной формой произведения огромное значение имеет его текст. Очень важно, задевает ли он струны детских сердец или поется равнодушно, без особого вникания к красоте слова, смыслу фраз. Часто можно встретить песни с словами, которые не могут увлечь, заинтересовать детей. Встречаются произведения, в которых текст плохо сочетается с музыкой, например стихи — для младшего возраста, а музыка — усложненная — для трех-четырехголосного хора без сопровождения.
Доступность исполнительско-техническая. Речь идет о том, насколько дети подготовлены в техническом отношении для исполнения того или иного произведения.
Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это непременно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в неких вариантах даже отчуждение от хорового пения. Но сложные произведения обязаны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы, но это произвеение должно быть интересно хористам и это даст даже некое облегчение в работе, така как дети будут стремиться как можно лучше работать и будут прислушиваться к каждому слову дирижера. В то же время огромное количество легких произведений обязаны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не провоцирует профессиональный рост.
Произведение должно соответствовать возрастному уровню хористов. И если это не так, исполнение бывает плохим и вызывает недоумение зрителей.
Примерный список репертуара – хоры младших классов Народные песни: Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек», «Веснянка» Русская народная песня «Посею лебеду на берегу», «Тыне стой колодец», «Ах вы, сени, мои сени», «Калинка», «Среди долины ровныя», «Комара муха любила» Польская народная песня «Висла», «Кукушка» Произведения русских композиторов: Р. Глиэр «Травка зеленеет», «Здравствуй, весна» С. Рахманинов «Ночка» Ц. Кюи «Царскосельская статуя», «Весна», «Вербочки» М. Ипполитов-Иванов «Цвет Вишни из цикла «пять японских стихотворений», «Кукареку, петушок» А. Гречанинов «Призыв весны», «Пришла весна», «Радуга» Н. Римский-Корсаков «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко», «Песня птиц» из оперы «Снегурочка» А. Цфасман «Здорово, здорово» М. Ройтерштейн «Матушка весна» Ю. Чичков «Тигр вышел погулять»
Я. Дубравин «Огромный дом», «Песня о земной красоте» Т. Хренников «Колыбельная Светланы» из спектакля «Давным – давно» В. Гаврилин «Мама» Г. Струве «Школьный корабль» Н. Потоловский «Подснежник» Е. Крылатов «Заводные игрушки», «Крылатые качели» В. Шаинский «Зимняя сказка» С. Смирнов «Мама», «Милая мама», Колыбельная» Н. Карш «Ночная музыка», «Рыбка», «От зари и до зари» В. Сапожников «Крошка пони» М. Славкин «Уходит лето» Произведения зарубежных композиторов: И. Брамс «Колыбельная» Ф. Шуберт «Морская тишина» Г. Гендель «Слава лету» хор из оперы «Теодора» Ф. Мендельсон «Лесная песнь» Л. Бетховен «Пастушья песенка».
Примерный список репертуара – хоры старших классов Народные песни: Латышская народная песня «А я жу-жу», обр. В. Власова. Русская народная песня «Во лузях», обр. А. Лядова. Русская народная песня «Как по морю», обр. А. Свешникова. Русская народная песня «Милый мой хоровод», обр. В. Попова. Русская народная песня «Ты река ль моя, реченька», обр. А. Лядова Произведения русских композиторов: Р. Глиэр «Вечер», «Над цветами и травой», «Сладко пел душа соловушка» С. Рахманинов «Задремали волны», «Ангел» М. Анцев «Задремали волны» А. Балакирев «Не пенится море» Э. Григ «Весна» А. Гречанинов «Подснежник» Н. Римский-Корсаков «Не ветер вея с высоты» М. Парцхаладзе «Тучи плывут»
Б. Моукроусов «Море шумит» А. Новиков «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир» Я. Дубравин «А ты говоришь..» С. Смирнов «Россия», «Ave maria», «Праздник на все времена» Произведения зарубежных композиторов: В.- А. Моцарт «Цветы», «Летний вечер» Ф. Шопен «Желание» Л. В. Бетховен «Весенний призыв», «Прославление Бога природою» Р. Шуман «Вечерняя звезда» Ф. Грубер «Рождественская песня»
Заключение. Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя в частности. И, наоборот, случайно составленный репертуар чаще всего приводит к тяжелым последствиям – распаду хора. Вот почему с такой тщательностью должна продумываться руководителем хора репертуарная политика, особенно в первое время существования коллектива.