Работа с одаренными детьми Критерии экспертной оценки признаков одаренности учащихся
Работа с одаренными детьми
Критерии экспертной оценки признаков одаренности учащихся:
- Легкость и быстрота достижения высоких результатов в том или ином виде деятельности (быстро и легко усваивает новые способы деятельности);
- Активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности);
- Умение решать творческие задачи (в поисках новых способов выходит за рамки поставленной задачи).
Уровни проявления одаренности учащихся
1 разряд - высокий уровень проявления одаренности (все критерии оценки проявляются постоянно);
2 разряд – уровень выше среднего (все критерии оценки проявляются часто, но не всегда);
3 разряд – средний уровень (все критерии оценки в равной степени как проявляются, так и не проявляются);
4 разряд – уровень ниже среднего (критерии оценки проявляются достаточно редко);
5 разряд – низкий уровень (критерии оценки не проявляются совсем).
Условия применения метода экспертной оценки одаренности учащихся педагогами.
Учитель должен быть психологически грамотен, т. е. осознавать поставленную перед ним задачу одаренности школьников.
Учитель должен объективно устанавливать соотношение между этой оценкой и знакомым учителю школьным распределением учеников по степеням их успеваемости.
Оценка должна основываться на продолжительном знакомстве учителя с учениками.
Оценка должна быть многосторонней, т. е. основываться на независимых характеристиках экспертной группы учителей.
Оценка одаренности школьников требует сравнения с другими, которые в остальных отношениях находятся в однородных условиях (группа, класс, возраст).
Экспертная оценка признаков одаренности учащихся
1 этап
Экспертная оценка уровня проявления одаренности учащихся:
фамилии подлежащих распределению учеников размещаются в алфавитном порядке в 1-ой колонке бланка, заполняемого педагогом;
учащиеся определенного класса распределяются по разрядам одаренности (1- высокий уровень проявления одаренности, 2- уровень выше среднего, 3 – средний уровень, 4- уровень ниже среднего, 5 – низкий уровень);
в пределах каждого разряда фамилии учащихся записываются в колонках по степеням одаренности;
полученное таким образом распределение учащихся позволит не только выявить одаренных учащихся (1 разряд), но и определить степени одаренности (расположение в колонке по степени убывания).
Экспертная оценка уровня проявления одаренности учащихся:
2 этап
Диагностическая методика «Интеллектуальные и творческие способности»
Цель: определение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Уважаемый коллега! Эта шкала поможет Вам оценить степень развитости основных интеллектуальных и творческих способностей учеников. Мы думаем, что в этом Вам помогут Ваша наблюдательность, знание детей и объективность.
Перед Вами список качеств, степень выраженности которых нужно оценить у каждого ребенка по следующей уровневой системе:
Высокий уровень - данное качество проявляется всегда.
Уровень выше среднего – данное качество проявляются часто, но не
всегда.
Средний уровень - данное качество в равной степени как проявляется, так и не проявляется.
Уровень ниже среднего – данное качество проявляется, но достаточно редко.
Низкий уровень – данное качество не проявляется совсем.
Диагностическая методика «Черты личности».
Цель: определение степени развитости определенных черт личности учащихся.
Уважаемый коллега! Эта шкала поможет Вам оценить степень развитости определенных черт личности учеников. Мы думаем, что в этом Вам помогут Ваша наблюдательность, знание детей и объективность.
Перед Вами список черт, степень выраженности которых нужно оценить по следующей уровневой системе:
Высокий уровень - данная черта проявляется всегда.
Уровень выше среднего – данная черта проявляются часто, но не
всегда.
Средний уровень - данная черта в равной степени как проявляется, так и не проявляется.
Уровень ниже среднего – данная черта проявляется, но достаточно редко.
Низкий уровень – данная черта не проявляется совсем.
Показатели |
В |
В.с. |
С |
Н.с. |
Н |
1. Память- способность ребенка быстро запоминать и удерживать долгое время в памяти различную информацию. |
|||||
2. Внимание- способность ребенка быстро концентрироваться, настраиваться на деятельность и долгое время ею заниматься не отвлекаясь. |
|||||
3. Способность к анализу и синтезу - способность ребенка быстро «раскладывать» предложенную информацию на составляющие части или, наоборот, из нескольких частей собирать целое (делать вывод). |
|||||
4. Продуктивность мышления - способность ребенка находить большое количество решений на любую поставленную перед ним проблему. |
|||||
5. Перфекционизм (старательность) – стремление ребенка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам. |
|||||
6. Гибкость мышления – способность ребенка быстро изменять свое поведение, вносить коррективы в свою деятельность, в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и умения из различных областей жизни. |
|||||
7. Оригинальность мышления – способность ребенка выдвигать новые, нестандартные идеи, видеть необычное в обычном. |
Показатели |
В |
В.с. |
С |
Н.с. |
Н |
1. Самооценка – реальная оценка своих личностных качеств и способностей. |
|||||
2. Эгоцентризм- направленность на себя. |
|||||
3. Демонстративность - желание всегда быть в центре внимания. |
|||||
4. Эмоциональность- восприимчивость, чувствительность к явлениям окружающего мира |
|||||
5. Произвольное поведение - умение подчинять свои желания требованиям и необходимости. |
|||||
6. Способность к оценке - критичность мышления. |