Мастер-класс «Основные репетиционные приемы работы с детским эстрадным ансамблем. Стилистические особенности репертуара»

0
0
Материал опубликован 23 April 2019

Методическая разработка мастер-класса для педагогов

«Основные репетиционные приемы работы с детским эстрадным ансамблем. Стилистические особенности репертуара».

Загудаева С.А., педагог дополнительного образования

МБОУДОД ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги

 

Цель мастер-класса состоит в том, чтобы познакомить педагогов, музыкальных руководителей с основными репетиционными приёмами работы с детским эстрадным ансамблем и со стилистическими особенностями репертуара.

Задачи:

- представить основные вокально-репетиционные приёмы работы с детьми на показе разнохарактерного репертуара.

- показ методики обучения многоголосному пению на примере русских народных песен и спиричуэлсов.

Целевая аудитория: мастер класс рассчитан для педагогов общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования (вокал), музыкальных руководителей детских эстрадных студий.

Организационные параметры мастер-класса:

Мастер-класс представляет собой одну встречу, которая проводится в любое время в течение года.

Рекомендуемое время встречи: 60 минут. Количество участников: от 10-20 человек.


 

Необходимые условия проведения: для подготовки и проведения мастер класса необходим зал для демонстрационной работы, стулья, инструмент (фортепиано), аппаратура, микрофоны.


 

План проведения:

Представление педагога. Знакомство с участниками. (5 мин.)

Рассказ об эстрадном искусстве, о важности эстрадного пения, востребованности этого вида искусства в данное время. ( 5 мин.)

Рассказ о студии. ( 5 мин.)

Демонстрация основных приемов распевания. ( 10 мин.)

Особенности пения в ансамбле. Методика работы с вокальным ансамблем. Демонстрационные приёмы работы с преподавателями ( 15 мин.)

Показ концертных номеров, как результат работы с детским ансамблем. Ансамбль и солисты (15 мин.)

Подведение итогов и рефлексия. (5 мин.)


 


 

Ход мастер-класса:

Педагог рассказывает о себе. Знакомство с участниками. Объявление темы и плана мастер-класса.

В системе музыкальной педагогики эстрадная - самая молодая. Профессиональному эстрадному образованию в нашей стране немногим более 20 лет. Соответственно детская эстрадно-музыкальная педагогика насчитывает 12-13 лет.

В историческом масштабе - это период становления. Специалистов, имеющих профессиональную подготовку, немного, не хватает репертуарной, методической литературы.

В то же время интерес детей, родителей, наконец, зрительской аудитории к этому виду художественного творчества чрезвычайно велик. Свидетельство тому - множество конкурсов юных исполнителей эстрадной песни, где со всей очевидностью проявляются как несомненные успехи в развитии жанра, так и некоторые негативные тенденции в работе педагогов, которые зачастую действуют интуитивно, не зная специфики методики преподавания эстрадного вокала, хореографии, актерского мастерства.

Дети принимаются в студию на основе специального отбора и прослушивания, в ходе которого выявляются музыкальный слух, чувство ритма, умение двигаться под музыку. В процессе обучения воспитанники получают знания по таким предметам, как вокал, (ансамбль, соло), сольфеджио, актерское мастерство, хореография, хип-хоп, английский язык.

Рассказ о студии: состав, занятия, предметы. Вокальный класс и сольное пение. Цели задачи.

В вокально-эстрадной студии "Весёлая компания" обучаются дети в возрасте от 4 до 15 лет. Программа вокально-эстрадной студии "Весёлая компания" является комплексной и органично соединяет в единое художественное целое творчество вокалиста, танцора, актера, музыканта, подчиняя их индивидуальное творчество общей задаче создания музыкального миниспектакля, "шоу-номера".

Вокально-эстрадная студия "Весёлая компания" - разновозрастное творческое объединение, которое обогащает ребенка за счет содержания своей деятельности, структуры разнообразного использования своеобразных приемов воздействия на развитие творческой личности. В основе организации деятельности студии лежат эмоционально-нравственные связи между участниками, дружелюбные отношения и взаимопомощь, взаимная ответственность за конечный результат.

Общая направленность процесса предполагает реализацию следующих дидактических принципов:

- индивидуальность подходов к детям;

- активизация их восприятия, образного мышления и творческой инициативы;

- комплексное освоение эстрадно-песенного материала;

- последовательность в освоении.

В студии работает педагогический коллектив, состоящий из преподавателей высокой квалификации, налажен продуктивный учебный процесс, намечены конечные результаты.

Основная задача педагога - дать возможность детям почувствовать себя спокойно и непринужденно, осознать, что на каждого направлено благожелательное и требовательное внимание.

Занятия проводятся в следующем режиме:

- вокал - 3 раза в неделю по 1 часу (ансамбль, 1 час сольный);

- хореография (ритмика) - 3 раза в неделю по 1 часа (групповые);

- актерское мастерство - 1 раза в неделю по 1 часу (групповые);

- сольфеджио - 2 раза в неделю по 1 часу (групповые);

- английский язык 1 час в неделю (групповые);

- отработка номеров 1 час в неделю (групповые).

 

Начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с небольших, несложных дуэтов, переходя к работе над более сложными произведениями. Также важна параллельная работа с каждым как с солистом. Где ребёнок может выразить себя более раскрепощено и ярче.

Особенности пения в ансамбле.

Ансамбль - это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных моментов ансамблевого звучания. Оно подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом, приравнивать, подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ

1. Прежде нужно аранжировать песню (написать многоголосную партитуру для своего состава, учитывая диапазон ансамбля, включая подголоски), при этом:

- определить ее ладовую структуру, в чем поможет правильное выявление опорных нот - это опорные тоны или мелодические узлы, которые выделяются в напеве различными средствами:

приходятся наиболее протяжные длительности, повторы звуков, унисон (простой или октавный), к ним стремиться все динамическое развитие напева. Именно опорные тона могут быть использованы в качестве подголоска;

- с большим вниманием отнестись к поэтическому тексту; выявить музыкально-слоговой ритм песни, который должен быть единым у всех певцов ансамбля;

- выявленные возможные в песне гармонические сочетания могут быть предложены исполнителям в качестве ориентира при разведении на голоса. При пении на голоса должны воссоздаваться присущие данному произведению ладовые, фактурные, метрические и гармонические особенности;

- подголоски должны сочиняться с учетом характера мелодическо-ритмического основного напева.

а) Помимо основного напева, необходимо учитывать тесситурное удобство голосов (выбирая наилучшую тональность для всех голосов).

б) Необходимо учитывать приемы цепного дыхания, стилевые особенности многоголосия, добиваться плавности голосоведения.

в) Если певец не владеет единой манерой звукообразования, его голос звучит пёстро, все гласные формируются по-разному. Под единой манерой формирования звука подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью округленности гласных.

г) Надо опираться на музыкально-слуховые восприятия, необходимо развивать у участников ансамбля слухо-голосовую координацию, добиваться при варьировании естественности, осмысленности и красоты в мелодических линиях голосов и сочетании их между.

Показ распеваний. Работа с участниками. Исходим от истоков. Затем расширяем уровень сложности упражнений, объясняя при этом задачи каждого распевания.

Демонстрация основных приемов работы.

Представление коллектива (где выступают, в каких конкурсах участвовали)

Распевание по системе Сэта Риггза. Упражнения на вибрацию губ или звук «р». (В данном упражнении мы решаем следующие задачи: чистота интонации, равномерное дыхание, распределение дыхания на длинную фразу, равномерный выдох, пение фразы). Трихорд и развёрнутое трезвучие. Далее упражнение можно варьировать.


 

Упражнение на слоги «Бру – Бро- Бра –Брэ- Бри Бри – Бра – Бро – Бру»– на ровность гласных, выработки унисона, вибрато, равномерного дыхания. Начинаем с одноголосия, затем добавляем второй голос, затем третий.

Упражнение на слог «Прэ-ля». Здесь важен быстрый темп, неизменное положение гортани при двух полярных гласных «Э» и «Я», горизонталь – вертикаль.

Упражнение на слоги «Зо – ви – ё – ра». Учим детей многоголосию, умению держать свой голос и слышать его. Также в этом упражнении работаем над филировкой звука, штрихам, нюансами.

Упражнение на исполнение D43 с разрешением на слоги «Лё» и «Дэй».


 


 


 

Тоническое трезвучие по цепочке сольфеджируя нотами.

Упражнение. Повтор слога «До» делает язык и челюсти подвижными и гибкими, исполнитель должен следить за тем, чтобы они были лишены всякого напряжения. (Приём staccato).

Упражнения на мелкую технику и на исполнение мелизмов.

Упражнение на соединение штриха staccato c legato. Начинаем с одноголосия, затем добавляем второй голос.


 


 


 


 


 


 

Упражнение на staccato, быстрый темп, ощущение диафрагмы и равномерное дыхание.


 

Упражнение. «Чихалка». Рот большой на улыбке. Рука на животе, на отдачу. Упражнение на staccato.

Упражнение на слог «двэ-ли» рассчитано на мелкую технику, артикуляцию, подвижность и полётность голоса и положение гортани.


 

Скороговорки на 1 - 2 – 3 нотах.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

Белые бараны били в барабаны,

Бум, бум, били – били, чуть ворота не разбили.

Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ

 


 


 


 

Работа с педагогами. Разучивание произведений.


 

«Ой ты Порушка – пораня». Разучиваем слова песни с педагогами и детьми. Разучиваем 1 голос, затем выучиваем второй голос (который поётся в терцию), затем разучиваем и добавляем 3 голос. Соединяем произведение, работаем над текстом, фразами, нюансами, характером. Исполняем 2 куплета в концертном варианте.


 

«Спиричуэлс». Раздать ноты. Работа над музыкальным материалом, выстраивание аккордов, нюансы, ритм, динамика.


 

Показательные выступления ансамбля и солистов.


 

Стилистические особенности репертуара.

Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.

При выборе произведения необходимо учитывать следующие параметры: количество голосов; их тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).

Эти же принципы лежат в основе вокальных аранжировок.

Способ звукоизвлечения при работе в разных стилях не изменяется!

Обязательно применяем народные песни. Народная песня — наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь. Это главный источник развития всех музыкальных навыков, многоголосия. Народная музыка обладает выразительными средствами и музыкальными особенностями:

мелос (от речитативного, например, южнославянский эпос, до богато орнаментального, например, лирические песни ближнесредневосточных музыкальных культур);

многоголосие (гетерофония, бурдон, полиритмичное сочетание попевок в ансамблях африканских народов, немецкая хоровая аккордика, грузинская квартосекундовая и среднерусская подголосочная полифония);

ладозвукорядная система (от примитивных малоступенных и узкообъёмных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»);

ритмика (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений, переменный размер);

формы (строфы, куплеты, произведения в целом; парные, симметричные, асимметричные, свободные и другие).

Менее чем за век из народных традиций негритянского развлекательного музицирования получила широкое развитие американская музыка, называемая джазом.

Сегодня джаз включает в себя огромное количество стадей: от архаичного народного блюза, рэгтайма, нью-орлеанского джаза и диксиленда, через свинг, би-боп и современный джаз к абсолютно свободным формам фри-джаза и электронной музыки.

"Если вы слушая эту музыку,не притоптываете ногой - Вам никогда не понять,что такое ДЖАЗ" (Луи Армстронг).

Как и всякая профессиональная музыкальная традиция, джаз берет свое начало из народных источников. Его происхождение теряется в веках, но известно, что черные рабы, насильно оторванные от родной культуры своих предков, выработали новые формы песни-повествования. Черная музыка в Америке сохранила много черт африканского музицирования, такие, например, как ритмическая четкость и коллективная импровизация.

Это:

1. СПИРИЧУЭЛ И ГОСПЕЛ - духовные песнопения негров

2.БЛЮЗ - изначально развлекательная музыка,исполняемая бродячими исполнителями,какправило с текстом о нелегкой жизни чернокожего населения.

3. РЭГТАЙМ - фортепианная танцевальная музыка

Наиболее известная форма ранней афроамериканской музыки - религиозные напевы с текстами,основанными на Ветхом Завете. Более позднее образование - госпел,основанный на текстах Нового Завета.

Спиричуэл/Spiritual (англ. духовный)-архаический духовный жанр хорового пения североамериканских негров. Предположительно происходит от одноголосых фольклорных негритянских песен-гимнов, исполнявшихся в респонсорной манере еще на заре колониальнолй эпохи, а в 19 в. развившихся в самобытную законченную форму многоголосия под влиянием христианской псалмодии белых переселенцев. Изучение спиричуэла и блюза фольклористами,начавшееся приблизительно в начале 19 в., способствовало пробуждению общественного интереса к негритянской музыке и возникновению многочисленных профессиональных хоров и вокальных ансамблей, исполнявших спиричуэлы. На этой основе сложилась концертная разновидность спиричуэла задолго до концертных форм блюза и интрументального джаза. В негритянском фольклорном спиричуэле обнаруживается импровизация. как и блюз, спиричуэл считается одним из главных истоков джаза.


 


 


 


 

Подведение итогов и рефлексия.

Сегодня мы посмотрели занятие с эстрадным ансамблем, рассмотрели репетиционные приёмы.

Обратная связь от участников по вопросам:

Что было нового, полезного для вас?

Можно ли применить это на ваших занятиях?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.