Статья на тему «Кроссенс-технология на уроках английского языка» (5–11 классы)

12
1
Материал опубликован 30 March в группе

 

 

 

Корнилова Наталья Геннадьевна,

учитель английского языка

МБОУ СОШ №3

г. Дятьково

Брянская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая разработка задания,

направленного на развитие креативного мышления учащихся

 

 

Кроссенс-технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024

Пояснительная записка

 

Креативность — это значит взять

уже известные элементы и 

соединить их уникальным образом.

Жак Фреско

В настоящее время современное общество требует от системы образования не просто знающего человека, а личность, способную творчески мыслить, находить нестандартные решения и ориентироваться в современном мире, умеющую обучаться в течении всей жизни, т.е обладающую определенной функциональной грамотностью. Это важная задача требует от ребенка критического мышления.

Критическое мышление включает в себя умение принимать  и обрабатывать информацию, использовать ее в реальной жизненной ситуации;  способность выбирать нужное из огромного потока информации, делать аргументированные выводы. 

Чтобы воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не просто давать ему готовую информацию, а побуждать его делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы.

Технология «Кроссенс» позволяет:

- развивать логическое, образное и ассоциативное мышление, воображение;

- проявить нестандартное мышление и креативность;

- развивать коммуникативные и регулятивные умения;

- формировать навыки работы с информацией;

- повышать мотивацию к изучаемому предмету.

Этот метод был придуман Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко. Слово «кроссенс» создано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Во время разгадывания кроссвордов, то имеем дело с пересечением слов, а кроссенс (crossense) переводится с английского как «пересечение смыслов». Но если в кроссворде все клеточки пусты, то в кроссенсе они уже заполнены картинками. 9 изображений расположены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей. Центральная же объединяет по смыслу сразу несколько и является целью рассуждений цепочки. Связи могут быть как глубинными, так и поверхностными. Задача учащихся - отыскать ассоциативные связи между изображениями, которые на первый взгляд не связаны друг с другом, объяснить и дать название кроссенсу. Все это требует от них не только стандартной эрудиции, но разностороннего развития, ассоциативного мышления и сообразительности.

Выделяют два вида кроссенса: базовый и кроссенс высокого уровня. В базовом варианте изображения несут прямой смысл и его нужно просто объяснить. Кроссенс высокого уровня создается путем замены прямых образов на косвенные, и такой кроссенс как ребус нужно разгадывать.

Познакомившись с опытом передовых педагогов-новаторов, которые используют кроссенс-технологию в своей педагогической практике, у меня появилась идея создать свой дидактический материал для индивидуальной и групповой развивающей работы учащихся на уроке по разным темам (Family, Seasons, School, Ecology, Healthy lifestyle и т.д.).

 

Название: Кроссенс - сет

Цель: развитие креативного мышления учащихся с помощью кроссенс-технологии.

Задачи:

- активизировать мозговую деятельность;

- повышать уровень воображения и креативного мышления учащихся;

- формировать навыки работы с инормацией;

- развивать умение выстраивать ассоциативные связи между картинками;

- формировать познавательный интерес к разгадыванию и созданию ассоциативных головоломок;

- развивать коммуникативные и регулятивные умения учащихся;

- воспитывать чувство коллективизма и любознательность.

Участники: учащиеся 5 – 11 классов.

Большой набор тематических картинок делает возможным использование данного дидактического материала с учащимися среднего звена и старше.

Предметы: Данный дидактический материал может использоваться как мотивирующее, развивающее и закрепляющее пособие на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку. Кроме того, кроссенс может быть составлен по теме классного часа, праздничного мероприятия, стать способом организации коллективного творческого дела.

Данных материал также можно использовать и на других предметах школьного цикла – литература, биология, история, музыка и др.

Способы использования:

- на этапе определения темы урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

- для определения и постановки проблемы;

- на этапе закрепления материала (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

- на повторительно-обобщающем уроке для организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут  содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине);

- в качестве творческого домашнего задания ((составление кроссенса в печатном или электронном виде на определенную или на свободную тему).

Кроссенсы актуальны как для самостоятельной, так и для совместной деятельности с учащимися.

 

 

 

Правила использования дидактического пособия:

Подготовительный этап.

Педагог знакомит учащихся с правилами разгадывания кроссенсов и предлагает его решить любым из вариантов. Существует два вида решения кроссенсов: «улитка» и «солнышко». Первый предполагает чтение кроссенса сверху вниз и слева направо, затем двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Второй вид чтения подразумевает разгадывание кроссенса путем установления ассоциативных связей между каждой внешней картинкой квадрата и центральной.

Создание и разгадывание кроссенсов различной тематики можно использовать индивидуально, в парах, в группах и коллективно.

Первый вариант.

Учитель представляет учащимся готовый кроссенс и объясняет порядок его разгадывания. Необходимо определить, о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Ученики высказывают предположения, обсуждают мнения и приходят к правильному ответу. Педагог показывает кроссенс с ответом, проводит рефлексию.

Второй вариант.

Педагог знакомит детей с алгоритмом составления кроссенсов: выбор темы, подбор картинок, размещение их на игровом поле. Затем предлагает учащимся картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате. Учащиеся, работая индивидуально или в группе, рассматривают все картинки, отбирают подходящие на их взгляд картинки, и располагают картинки на игровом поле вокруг центральной тематической картинки. Затем учащиеся объясняют готовый кроссенс.

В качестве разнообразия иногда использую прием смены групп. Когда одна группа составляет кроссенс, затем переворачивает центральную картинку, а другая группа должна попытаться разгадать кроссенс

Ожидаемые результаты:

- Развивает креативное, логическое и образное мышление.

- Показывает, насколько хорошо учащиеся поняли тему.

- Способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений.

- Повышает инициативность, креативность и развивает воображение.

- Формирует навык работы с информацией, учит анализировать, аргументировать и устанавливать причинно-следственные связи.

- Повышает мотивацию к изучению предмета и развивает способность самовыражения.

Учащиеся открывают для себя новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, делятся идеями, взглядами, представлениями. Использование на уроках методов и приемов кроссенс-технологии позволяет создать ситуацию успеха.

Оборудование: Наборы тематических картинок, набор готовых кроссенсов.

 

t1711785417aa.jpg

 

 

t1711785417ab.jpg

 

t1711785417ac.gif

t1711785417ad.jpg

 

t1711785417ae.gif

 

t1711785417af.jpg

 

Публикация фотографий учащихся осуществляется с разрешения их законных представителей.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Кроссенсы набирают оборот! Отлично! Благодарю за распространение опыта работы!

30 March

Похожие публикации