Статья на тему «Кроссенс-технология на уроках английского языка» (5–11 классы)
Корнилова Наталья Геннадьевна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ №3
г. Дятьково
Брянская область
Дидактическая разработка задания,
направленного на развитие креативного мышления учащихся
Кроссенс-технология
2024
Пояснительная записка
Креативность — это значит взять
уже известные элементы и
соединить их уникальным образом.
Жак Фреско
В настоящее время современное общество требует от системы образования не просто знающего человека, а личность, способную творчески мыслить, находить нестандартные решения и ориентироваться в современном мире, умеющую обучаться в течении всей жизни, т.е обладающую определенной функциональной грамотностью. Это важная задача требует от ребенка критического мышления.
Критическое мышление включает в себя умение принимать и обрабатывать информацию, использовать ее в реальной жизненной ситуации; способность выбирать нужное из огромного потока информации, делать аргументированные выводы.
Чтобы воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не просто давать ему готовую информацию, а побуждать его делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы.
Технология «Кроссенс» позволяет:
- развивать логическое, образное и ассоциативное мышление, воображение;
- проявить нестандартное мышление и креативность;
- развивать коммуникативные и регулятивные умения;
- формировать навыки работы с информацией;
- повышать мотивацию к изучаемому предмету.
Этот метод был придуман Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко. Слово «кроссенс» создано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Во время разгадывания кроссвордов, то имеем дело с пересечением слов, а кроссенс (crossense) переводится с английского как «пересечение смыслов». Но если в кроссворде все клеточки пусты, то в кроссенсе они уже заполнены картинками. 9 изображений расположены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей. Центральная же объединяет по смыслу сразу несколько и является целью рассуждений цепочки. Связи могут быть как глубинными, так и поверхностными. Задача учащихся - отыскать ассоциативные связи между изображениями, которые на первый взгляд не связаны друг с другом, объяснить и дать название кроссенсу. Все это требует от них не только стандартной эрудиции, но разностороннего развития, ассоциативного мышления и сообразительности.
Выделяют два вида кроссенса: базовый и кроссенс высокого уровня. В базовом варианте изображения несут прямой смысл и его нужно просто объяснить. Кроссенс высокого уровня создается путем замены прямых образов на косвенные, и такой кроссенс как ребус нужно разгадывать.
Познакомившись с опытом передовых педагогов-новаторов, которые используют кроссенс-технологию в своей педагогической практике, у меня появилась идея создать свой дидактический материал для индивидуальной и групповой развивающей работы учащихся на уроке по разным темам (Family, Seasons, School, Ecology, Healthy lifestyle и т.д.).
Название: Кроссенс - сет
Цель: развитие креативного мышления учащихся с помощью кроссенс-технологии.
Задачи:
- активизировать мозговую деятельность;
- повышать уровень воображения и креативного мышления учащихся;
- формировать навыки работы с инормацией;
- развивать умение выстраивать ассоциативные связи между картинками;
- формировать познавательный интерес к разгадыванию и созданию ассоциативных головоломок;
- развивать коммуникативные и регулятивные умения учащихся;
- воспитывать чувство коллективизма и любознательность.
Участники: учащиеся 5 – 11 классов.
Большой набор тематических картинок делает возможным использование данного дидактического материала с учащимися среднего звена и старше.
Предметы: Данный дидактический материал может использоваться как мотивирующее, развивающее и закрепляющее пособие на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку. Кроме того, кроссенс может быть составлен по теме классного часа, праздничного мероприятия, стать способом организации коллективного творческого дела.
Данных материал также можно использовать и на других предметах школьного цикла – литература, биология, история, музыка и др.
Способы использования:
- на этапе определения темы урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
- для определения и постановки проблемы;
- на этапе закрепления материала (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
- на повторительно-обобщающем уроке для организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине);
- в качестве творческого домашнего задания ((составление кроссенса в печатном или электронном виде на определенную или на свободную тему).
Кроссенсы актуальны как для самостоятельной, так и для совместной деятельности с учащимися.
Правила использования дидактического пособия:
Подготовительный этап.
Педагог знакомит учащихся с правилами разгадывания кроссенсов и предлагает его решить любым из вариантов. Существует два вида решения кроссенсов: «улитка» и «солнышко». Первый предполагает чтение кроссенса сверху вниз и слева направо, затем двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Второй вид чтения подразумевает разгадывание кроссенса путем установления ассоциативных связей между каждой внешней картинкой квадрата и центральной.
Создание и разгадывание кроссенсов различной тематики можно использовать индивидуально, в парах, в группах и коллективно.
Первый вариант.
Учитель представляет учащимся готовый кроссенс и объясняет порядок его разгадывания. Необходимо определить, о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Ученики высказывают предположения, обсуждают мнения и приходят к правильному ответу. Педагог показывает кроссенс с ответом, проводит рефлексию.
Второй вариант.
Педагог знакомит детей с алгоритмом составления кроссенсов: выбор темы, подбор картинок, размещение их на игровом поле. Затем предлагает учащимся картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате. Учащиеся, работая индивидуально или в группе, рассматривают все картинки, отбирают подходящие на их взгляд картинки, и располагают картинки на игровом поле вокруг центральной тематической картинки. Затем учащиеся объясняют готовый кроссенс.
В качестве разнообразия иногда использую прием смены групп. Когда одна группа составляет кроссенс, затем переворачивает центральную картинку, а другая группа должна попытаться разгадать кроссенс
Ожидаемые результаты:
- Развивает креативное, логическое и образное мышление.
- Показывает, насколько хорошо учащиеся поняли тему.
- Способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений.
- Повышает инициативность, креативность и развивает воображение.
- Формирует навык работы с информацией, учит анализировать, аргументировать и устанавливать причинно-следственные связи.
- Повышает мотивацию к изучению предмета и развивает способность самовыражения.
Учащиеся открывают для себя новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, делятся идеями, взглядами, представлениями. Использование на уроках методов и приемов кроссенс-технологии позволяет создать ситуацию успеха.
Оборудование: Наборы тематических картинок, набор готовых кроссенсов.
Публикация фотографий учащихся осуществляется с разрешения их законных представителей.
Кияйкина Наталья Федоровна