12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Барышников Денис Вадимович505
Россия, Удмуртская респ., Якшур-Бодья

Пояснительная записка

Основной государственный экзамен по истории (ОГЭ) - это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по истории.

ОГЭ проводится с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), а также с использованием специальных бланков для записи ответа на задания КИМ.

ОГЭ по истории - сложный и специфический экзамен. В отличие от наиболее близкого ОГЭ по обществознанию, история - более комплексный, объемный и информативный предмет. Подготовка ОГЭ по истории является актуальной задачей, как для учащихся, так и для учителей. ОГЭ по истории России охватывает исторический материал с древности до наших дней. Для успешной сдачи экзамена требуется знания огромного количества фактов, терминов, хронологии. При этом надо усвоить и уметь анализировать разные аспекты истории.

Программа курса подготовки к ОГЭ по истории России составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Цель программы: подготовка учащихся к экзамену по истории через актуализацию знаний по основным темам курса; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.

Задачи программы:

сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;

акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для них трудными, сложными;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации.

Требования к результатам

Личностные результаты:

формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);

формирование исторической компетентности;

осознание своей идентичности как гражданина страны;

локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;

учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов;

уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение;

уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации;

выбирать средства для организации своего поведения;

запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Предметные результаты:

учащиеся должны знать: основные понятия и термины, используемые в исторической науке;

основные этапы и особенности исторического процесса в России;

содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории;

основные хронологические рубежи, календарные даты истории России;

составлять хронологические и синхронистические таблицы; читать историческую карту с опорой на легенду;

составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

раскрывать, чем объясняются различия; излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;

определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку; решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.

Содержание курса

Введение. 1 час

Общая характеристика особенности КИМов по истории, специфика проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ОГЭ.

Тема «История России с древности до конца XIII в.». 12 часов

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с финно-угорскими и балтийскими племенами.

Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог), скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.

Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.

Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого, «Русская Правда», Категории населения. Владимир Мономах.

Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.

Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.

Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское княжество.

Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада.

Культура XII-XIII веков. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Повторительно-обобщающий урок по теме «История России с древности до конца XIII века». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.

Тема «История России с начала XIV до конца XVI вв.». 11 часов

Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь.

Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III.

Россия при Иване IV. Регентство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного.

Расширение территории России в XVI веке. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война.

Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г.

Культура России в XIV-XVI веков. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.

Повторительно-обобщающий урок по теме «История России с начала XIV до конца XVI веков». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.

Тема «История России XVII-XVIII веков». 10 часов

Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья.

Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протопоп Аввакум.

Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.

Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII века.

Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I и А.Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне.

Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П.А. Румянцев. Г.А. Потемкин. Ф.Ф. Ушаков. А.В. Суворов. Разделы Польши.

Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.

Повторительно-обобщающий урок по теме «История России XVII-XVIII веков». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.

Литература:

П.П. Епифанов, О.П. Епифанова «Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца XVIII века». - М.: Просвещение,1989.

А.Н. Сахаров «История России конец XVII – XIX век» - М.: Просвещение, 2010.

А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко «История России XX – начало XXI века.- М.: Просвещение, 2009.

М.Н. Чернова, В.Я. Румянцев «Работа с документами на уроках истории». - М.: Айрис пресс 2008.

Сахаров «История России XX – начало XXI века» - М.: Просвещение, 2010.

Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2010.

А.С. Орлов, Т.Л. Шестова. Основы курса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.

ОГЭ 2017. История. Типовые тестовые задания. Курукин И.В., Тараторкин Ф.Г., 2017.

ОГЭ 2017. История. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Артасов И.А., Мельникова О.Н. и др., 2016.

ОГЭ 2017. История. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Артасов И.А., Мельникова О.Н. и др., 2017.

ОГЭ 2017. История России. Задания повышенной сложности. Практикум. Гевуркова Е.А., 2017.

ОГЭ 2017. История. История российской культуры. Практикум. Чернова М.Н., 2017.

Я сдам ОГЭ! История. Практикум и диагностика. Артасов И.А., Кирьянова-Греф О.А., Орлова Т.С., 2017.

Каледарно-тематическое планирование

п/п.

Дата

Наименование тем курса

Количество часов

Форма занятия

1.

 

Введение.

1

Вводная лекция

2.

 

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия.

1

Лекция с элементами беседы

3.

 

Занятие, общественный строй, верования восточных славян.

1

Лекция с элементами беседы

4.

 

Возникновение государственности у восточных славян.

1

Лекция с элементами беседы

5.

 

Русь при первых князьях: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

1

Лекция с элементами беседы

6.

 

Русь при первых князьях: Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

1

Лекция с элементами беседы

7.

 

Культура древней Руси.

1

Лекция с элементами беседы

8.

 

Феодальная раздробленность: причины, особенность.

1

Лекция с элементами беседы

9.

 

Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности.

1

Лекция с элементами беседы

10.

 

Борьба Руси с иноземными захватчиками.

1

Лекция с элементами беседы

11.

 

Культура XII-XIII вв.

1

Лекция с элементами беседы

12.

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «История России с древности до конца XIII в.».

1

Практическая контрольная работа

13.

 

Решение тестовых заданий по теме «История России с древности до конца XIII в.».

1

Практическая контрольная работа

14.

 

Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель.

1

Лекция с элементами беседы

15.

 

Политика московских князей в первой половине XV в.

1

Лекция с элементами беседы

16.

 

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

1

Лекция с элементами беседы

17.

 

Россия при Иване IV .

1

Лекция с элементами беседы

18.

 

Опричнина Ивана Грозного.

 

Лекция с элементами беседы

19.

 

Расширение территории России в XVI в. Ливонская война.

1

Лекция с элементами беседы

20.

 

Смута. Земский собор 1613 года. Итоги Смутного времени в России.

1

Лекция с элементами беседы

21.

 

Культура России в XIV-XVI вв.

1

Лекция с элементами беседы

22.

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «История России с начала XIV до конца XVI вв.».

1

Лекция с элементами беседы

23.

 

Решение тестовых заданий по теме «История России с начала XIV до конца XVI вв.».

1

Практическая контрольная работа

24.

 

Первые Романовы.

1

Практическая контрольная работа

25.

 

Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке.

1

Лекция с элементами беседы

26.

 

Внешняя политика России в XVII веке.

1

Лекция с элементами беседы

27.

 

Культура России в XVII веке.

1

Лекция с элементами беседы

28.

 

Россия при Петре I.

1

Лекция с элементами беседы

29.

 

Период дворцовых переворотов.

1

Лекция с элементами беседы

30.

 

Внутренняя политика Екатерины II.

1

Лекция с элементами беседы

31.

 

Россия в войнах второй половины XVIII века.

1

Лекция с элементами беседы

32.

 

Культура России в XVIII веке.

1

Лекция с элементами беседы

33.

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «История России XVII-XVIII вв.».

1

Практическая контрольная работа

34.

 

Решение тестовых заданий по теме «История России XVII-XVIII вв.».

1

Практическая контрольная работа

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.