12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мрыхина Мария Владимировна33

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шаминская средняя общеобразовательная школа»

Семикаракорского района Ростовской области

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Доноведения» 2 класс,

базовый уровень основного общего образования

34 часа

 

Учитель Мрыхина Мария Владимировна

2016 – 2017 учебный год

Введение.

Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.

Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.

Наш Донской край – это непросто русский край, это казачий край. По убеждению большинства учёных и преподавателей, всего населения области убеждено в том, что казачество – это часть русского народа, имеющая свои уникальные черты и особенности. Дон обладает богатейшим природным, историко-культурным, фольклорно-этнографическим населением. Культурное богатство области представлено памятниками, начиная от древнегреческой колонии Танаис и заканчивая современными памятниками. Донские казаки сыграли большую роль в обороне России от внешних врагов. Военная деятельность казачества наложила своеобразный отпечаток на повседневный быт, архитектуру, народное творчество. Богатое фольклорное наследие донских казаков представлено в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», других его бессмертных произведениях.

В настоящее время, в связи с возрастанием роли регионов в жизни государства и общества, становится более актуальной задача изучения природы истории родного края в начальной школе.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе документов:

1) Программа вариативного курса «Доноведение» 2 -4 классы (Е.Ю.Сухаревская, Ростов – на Дону «Баро – Пресс» 2008 г.)

2) Базисный учебный план.

 

Программа рассчитана на 34 учебных недель ( 34 часов в год, 1 учебный час в неделю)

 

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края» 2- 4 класс, М.П.Астапенко,

Е.Ю. Сухаревская, 3-е издание Ростов-на-Дону «Баро- Пресс» 2012 г.

2.Рабочая тетрадь «Доноведение» 2 класс.Е.Ю. Сухаревская, Ростов-на- Дону «Баро – Пресс»2012г.

3.Методические разработки уроков и праздничных мероприятий. 2 класс. Е.Ю.Сухаревская,

Е.А. Зыбина, Т.Г. Степагова, А.г. Ткаченко. «Баро –Пресс» 2008 г.

4.Электронное приложение «Доноведение» 1-4 класс, Е.Ю. Сухаревская

5.Технические средства: компьютер, проектор, экран.

Цель курса:

Формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи:

1.Образовательные:

- пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края.

2. Развивающие:

-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;

-формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историк о- культурного потенциала Донского края.

3.Воспитательные.

- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственн6ым эталоном;

-воспитание уважен6ия к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» ( начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигатся за счёт интеграции содержания.
В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено единство системы « природа-человек-общество» Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

История Донского края – часть истории Отечества.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и необходимости их охраны.

Принцип спиралевидности.

Обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов.

Во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. На самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.

Программа обучения в 3-4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Структура курса.

Вся программа выстроена из 5 взаимосвязанных блоков:

▪ Я и окружающий мир.

▪ Природа Донского края.

▪Человек и природа.

▪Жизнь на Дону.

▪Яркие страницы истории земли Донской.

Виды коллективной учебной деятельности

- парная работа ( носящая односторонний характер- сильный помогает отстающему; двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка)

-групповая работа в малых группах ( по 2-3 учащихся в каждой);

- командные игры ( класс делится на команды).

Содержание программы. 2 класс (34 ч.)

 

Тема раздела

Количество

часов

1

Я и окружающий мир.

5 ч.

2

Природа Донского края.

18 ч.

3

Человек и природа.

4ч.

4

Жизнь на Дону.

7 ч.

 

Итого:

34ч.

 

 

 

Учебно – тематический план на 2013-2014 г.г.

Тема

Кол-во часов

число

Образовательные задачи

Виды деятельности

 

Я и окружающий мир -2ч.

1

С чего начинается Родина… презентация

1

01.09

1.Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села ( города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.

1.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

2

Школа- светлая гавань детства.

1

08.09

 

Жизнь на Дону – 1ч.

3

С днём рождения, родной город (село)! Экскурсия по родному городу (селу)

1

15.09

1.Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями.

1.Составление альбома о родном городе(селе).

2.Выставка рисунков, фотографий.

3.Праздничное представление.

Я и окружающий мир -1ч.

4

Дорога от дома до школы

(экскурсия)

1

22.09

1.Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:

–правила перехода через проезжую часть;

-сигналы светофора;

-правила посадки и высадки из общественного транспорта;

-дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др.

1.Игры «Мы на проезжей части»,

«Мы пассазжиры»

2.Рисование макета»Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

 

Природа Донского края – 10 ч.

5-

6

Природа (экскурсия)

«Учимся наблюдать»

Викторина «Живая и неживая природа родного края»

1

1

29.09

06.10

1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края.

1.Наблюдение предметов живой и неживой природы.

7

Город и природа

( экскурсия)

1

13.10

1.Систематизировать знания детей о природе родного города( села)

1.Исследовательская деятельность по проблемам:

«Флора родного города(села)»,

«Фауна родного года (села)».

8-9

10

Что за дерево такое? презентация

Кустарники

(экскурсия)

2

1

20.10

10.11

17.11

1.Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края ( 3-4) вида.

2.Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека ( на примере растений родного края)

1.Игра «У кого детки с этой ветки ?»

1.Сбор трав и изготовление гербария.

2.Композиционное панно из растений.

11-12

Травушка-муравушка

2

24.11

01.12

1.Исследовательская деятельность по проблемам»Дерево моего края», «Кустарники моего края»

13

Растения и мы. презентация

1

08.12

1.Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека.

2. показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли.

3.Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.

1.Игра «Фитоаптека»

2.Изготовление справочника лекарственных трав.

14

Краски Тихого Дона. презентация

1

15.12

1.Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.

1. Чтение стихов о родном крае.

2.Рисование пейзажей родного края.

Я и окружающий мир -2ч.

15

Моё имя, отчество, фамилия. презентация

1

22.12

1.Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону.

2.Углубить понятие «семья».

3.Рассмотреть на основе знаний уч-ся понятие «семейная родословная»

1.Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия».

2. Мини – сочинение «Любимый семейный праздник».

16

Что ты знаешь о роде своём.

1

29.12

Жизнь на дону – 3

17

Обряды на Дону. презентация

1

12.01

1.Дать общее представление о зимних обрядах на Дону.

1.Изготовление новогодних игрушек;

маски для колядования, куклы – Масленички.

18

Зимние обряды.

презентация

1

19.01

19

Зимние обряды (праздничное мероприятие)

1

26.01

Природа Донского края – 8ч.

20

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

1

02.02

1.Расширить представление о животном мире родного края.

1. Наблюдение за животными в природе, дома.

2.Посещение краеведческого музея.

21

Домашняя мохнатая азбука

1

09.02

1.Расширить представления о домашних животных родного края ( 3-4 представителя каждого вида)

2. Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.

1. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»

2.Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»

22

Мой домашний милый друг.

1

16.02

1.Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве РО.

2. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.

1. Наблюдение за животными дома.

2.Мини-сочинение о своём домашнем животном.

23

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.

презентация

1

01.03

1.Закрепить правила безопасного обращения с животными.

1. Изготовление книжки-малышки «Мой мохнатый друг»

24

Родные просторы.

(экскурсия)

1

15.03

1.Познакомить с особенностями поверхности родного края

(холмистая поверхность)

1.Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.

2. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»

25

Чем богаты наши недра.

презентация

1

29.03

1.Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.

1.Рисование иллюстраций к сказкам:

«Сказка о каменном угле»,

«Кто главнее?»

26

Что такое почва?

1

05.04

1.познакомить с понятием «почва», её составом, образованием.

2. Проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.

1.Опыты:

исследование состава почвы.

27

Почва нам и стол и дом.

(экскурсия)

1

 

Человек и природа -4 ч.

28

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.

(экскурсия)

1

12.04

1.Познакомить с общими представлениями о природных сообществах.

1.Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

29

Человек- хозяин природы?

1

19.04

1.Показать влияние человека на природное сообщество.

1. Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества

30-31

Спасём и сохраним!

(открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы)

2

26.04

03.05

1.Закрепить знания уч-ся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.

1. Ролевое театрализованное представление.

Жизнь на Дону – 3ч.

32

День освобождения

(экскурсия в исторический музей) презентация

1

10.05

1.Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.

1. Изготовление рисунков, поделок, посвящённых данной тематике.

33-34

Вместе -дружная семья.

(праздничное мероприятие) презентация

1

17.05

24.05

1.Сплочение людей разных национальностей, населяющих Донской край.

1. Разучивание и показ танцев, песен народов, населяющих родной край.

2.Национальная кухня (ознакомление с национальными традиционными блюдами)

 

Ожидаемые результаты.

К концу года учащиеся 2 класса должны знать:

-название своего региона( края, области), района, хутора;

-уметь находить место своего района на карте Ростовской области;

-признаки времён года, характерных для РО;

-названия растений ( 5-6), названия животных (4-5), обитающих в краях РО;

-названия растений и животных РО занесённых в Красную книгу;

-обряды на Дону ( 3-4)

- краткую историю своей школы;

Уметь:

-уметь ответить на вопрос: « -Кто такие казаки?»

-сделать проект на выбранную тему;

-сотрудничать с педагогом и товарищами.

Формы подведения итогов:

- анкетирование на тему «Мой край родной»;

- участие в тематических проектах и праздничных мероприятиях;

-выставки творческих работ ( рисунки, поделки, макеты)

 

Методическое обеспечение программы

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы

подведения итогов

1

Я и окружающий мир

коллективная

объяснительно-иллюстративный;

экскурсия

Презентации,

рабочая тетрадь»Доноведение»

2 класс,

Е.Ю. Сухаревская

Компьютер,  мультимедийный проектор, экран

1.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

2. «Моё генеалогическое

древо»

3.Тематическое мини- сочинение.

2

Природа Донского края

работа в малых группах;

парная работа

экскурсия;

проект

Детские журналы:

«Юный натуралист»,

«Костёр», «Мурзилка»

газета «Домовёнок»

Презентации,

рабочая тетрадь «Доноведение»

2 класс,

Е.Ю. Сухаревская

Компьютер,  мультимедийный проектор, экран

1.Тематическая выставка рисунков;

2. Мини- сочинение.

3

Человек и природа

коллективная;

групповая

исследовательская деятельность;

экскурсия

Таблицы, справочники,

Учебная литература «Естествознание»

1-3 кл. !995г.

Н.Я.Дмитриева

Компьютер,  мультимедийный проектор, экран

1.Ролевое театрализованное представление

4

Жизнь на Дону

групповая

командные игры;

театрализованные представления

Презентации,

фотографии, статьи из газет

Компьютер,  мультимедийный проектор, экран

1.Изготовление книжки-малышки

«Мой любимый друг»

Материальное обеспечение программы.

 

1. Столы – …. шт.

2. Стулья – .. шт.

3. Доска магнитная – 1шт.

4. Компьютер с проектором – 1 шт.

5. Экран - 1шт.

6. Таблица «Птицы», «Звери»

7. Фотоаппарат – 1шт., видеокамера -1 шт.

8. Рабочая тетрадь «Доноведение» 2 класс Е.Ю. Сухаревская – …. шт.

( у каждого ребёнка)

9. Диск «Доноведение» -1 шт.

10. Альбомы для рисования – ….. шт. ( у каждого ребёнка)

Литература.

Методическая литература для педагога.

Учебно – методический комплект курса «Доноведение» для 2 класса:

1.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края».

Книга для чтения в начальной школе. Изд. Второе, дополненное. –Ростов-на- Дону:

«БАРО-ПРЕСС», 2006 г.

2.Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г., Ткаченко А.Г.

«Доноведение». Рабочая тетрадь для 2 класса. Ростов –на- Дону.

Изд. «БАРО-ПРЕСС», 2009 г.

3.Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г., Ткаченко А.Г. «Доноведение»

Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классаов.

2 класс. Изд. –Ростов-на- Дону, «БАРО – ПРЕСС», 2008 г.

4.Сухаревская Е.Ю., Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В.

Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности

в курсе «Доноведение» для учителей начальных классов. Изд. Ростов –на Дону. БАРО- ПРЕСС,

2009 г.

 

Методическая литература для детей.

1.Рабочая тетрадь «Доноведение». Сухаревская Е.Ю.

Издательство «БАРО –ПРЕСС», Ростов-на Дону, 2009г.

2.«Естествознание» 1-3 класс, Н.Я. Дмитриева. Изд. – Москва. «Просвещение.»,1995г.

3.Книга для чтения в начальной школе «природа и история родного края»М.П. Астапенко,

Е.Ю. Сухаревская. «Баро – Пресс» 2009г.

Опубликовано


Комментарии (1)

Ботнева Мария Юрьевна, 16.01.17 в 20:34 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте. Я правильно понимаю, что курс входит в школьную программу региона, а не является внеклассным занятием?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.