Кружок для учеников 3 класса «Математика с увлечением»
Учебно-тематическое планирование занятий учебного курса «Математика с увлечением»
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Содержание |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||
|
Вводное занятие «Математика – царица наук» |
1 |
Рассказ-беседа. Игры-соревнования: «Лучший математик», «Гонка за лидером». |
06.10 |
|
|
Как люди научились считать. |
1 |
Беседа «История счёта». Решение примеров |
13.10 |
|
|
Интересные приемы устного счёта. |
1 |
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Десятичная система записи чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. |
20.10 |
|
|
Решение занимательных задач в стихах. |
1 |
Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений. |
10.11 |
|
|
Упражнения с многозначными числами |
1 |
Алгоритмы письменного и устного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. |
17.11 |
|
|
Учимся отгадывать ребусы. |
1 |
Составление математических ребусов. Конкурс на лучший математический ребус |
24.11 |
|
|
Числа-великаны. Коллективный счёт. |
1 |
Решение теста –кроссворда. Проверочный тест. |
01.12 |
|
|
Упражнения с многозначными числами |
1 |
Работа с алгоритмом письменного и устного сложения, вычитания, умножения и деления |
08.12 |
|
|
Решение ребусов и логических задач. |
1 |
Решение и составление ребусов, логических задач. |
15.12 |
|
|
Загадки- смекалки. |
1 |
Составление загадок, требующих математического решения. Конкурс на лучшую загадку-смекалку. |
22.12 |
|
|
Игра «Знай свой разряд». |
1 |
Работа с таблицей разрядов. Тест. |
29.12 |
|
|
Практикум «Подумай и реши». |
1 |
Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами. |
12.12 |
|
|
Задачи с изменением вопроса. |
1 |
Решение арифметических задач разных видов. Игра «Измени вопрос» |
19.12 |
|
|
Решение нестандартных задач. |
1 |
Решение задач на установление причинно-следственных отношений. |
26.12 |
|
|
Решение олимпиадных задач. |
1 |
Решение заданий повышенной трудности. |
||
|
Наглядная алгебра. |
1 |
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. |
02.02 |
|
|
Решение логических задач. |
1 |
Схематическое изображение задач. |
09.02 |
|
|
Игра «У кого какая цифра» |
1 |
Решение задач и примеров с недостающими данными. |
16.02 |
|
|
Знакомьтесь: Архимед! |
1 |
Работа с энциклопедиями и справочной литературой. |
01.03 |
|
|
Знакомьтесь: Пифагор! |
1 |
Сведения из истории математики. Смысл умножения, название компонентов и результата действия при * и :, нахождение неизвестного компонента. |
15.03 |
|
|
Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
Решение арифметических задач разных видов. Способы проверки правильности вычислений. |
05.04 |
|
|
Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
1 |
Составление знаковых систем. |
12.04 |
|
|
Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
Решение арифметических задач разных видов. Способы проверки правильности вычислений. |
19.04 |
|
|
Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» |
1 |
Запись геометрических понятий, решение геометрических заданий. |
26.04 |
|
|
Преобразование фигур на плоскости. |
1 |
Конструирование фигур на плоскости из различного материала. Решение упражнений с квадратами. Игра «Удивительный квадрат». |
03.05 |
|
|
Симметрия фигур. |
1 |
Вычерчивание геометрических фигур. Создание мини-альбома «Узоры геометрии». |
10.05 |
|
|
Математический КВН |
1 |
Решение нестандартных задач |
17.05 |
|
|
Круглый стол «Подведем итоги» |
2 |
Беседа. Игры. Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе |
24.05 |
|
Всего: |
28 |
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 минут.
Паспорт программы
Название программы: Программа «Математика с увлечением» для развития математических способностей учащихся 3 класса и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Основные разработчики программы:
Черкунова М.В., учитель начальных классов
МОУ гимназия №12 г. Волгограда
Срок реализации программы:
2015-2016 учебный год.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 28 занятий.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математических олимпиадах;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы