Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика с увлечением» (4 класс)
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Серебряно-Прудская средняя образовательная школа имени маршала В.И. Чуйкова»
Утверждена
приказом № 299 от 01.09.2017г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности по теме
«Математика с увлечением»
(общеинтеллектуальное направление)
4 В класс
Составитель:
учитель первой кв. категории
Чинарова Елена Владимировна
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению школьным методическим
объединением учителей начальных классов
(28.08.2017, протокол № 1).
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________________
01. 09. 2017 г.
2017 -2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы интегрированного курса «Математика в окружающем мире» 4 класс (авторы - М.В. Бурак, Е.Н. Карышева. – М.: Планета, 2015. – 384 с. - (Учение с увлечением) и на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ « Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова».
Адресность: класс 4 В.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Вид программы: авторская
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Ученик научится
-целостно воспринимать окружающий мир;
- выполнять рефлексивную самооценку, анализировать свои действия и управлять ими;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- формировать математическую компетентность;
- бережно относиться к природе, понимать красоту окружающего мира.
Ученик получит возможность научиться
- развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения;
- приобретать и расширять знания и способы действий, творчески подходить к выполнению заданий;
- развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность суждений, умения преодолевать трудности — весьма важных качеств в практической деятельности любого человека.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Ученик научится:
- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
- находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
- овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
- проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
- выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Ученик получит возможность научиться:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
- самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Ученик научится:
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами; устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
- делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
- проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
- полнее использовать свои творческие возможности;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
- овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- формировать навыки информационно-коммуникационной компетенции;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Ученик научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
- принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии - успешной математической игры, высказывать свою позицию;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Ученик получит возможность научиться:
- умению использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
- готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Ученик научится
- использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладевать основами логического, алгоритмического и пространственного мышления, математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки);
- приобретать начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, рисунками, цепочками; представлять, анализировать данные, выполнять задания логического характера.
Ученик получит возможность научиться
- узнавать тела вращения;
- восстанавливать рисунок на гранях куба, на развертке куба;
- находить видимые и невидимые линии на кубе;
- конструировать из геометрических фигур;
- строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
- анализировать и решать логические задания;
-осуществлять самостоятельный поиск решений;
- последовательно рассуждать, доказывать;
- контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки).
-получит возможность познакомиться с климатическими условиями пустыни и полупустыни, растительным и животным миром пустыни и полупустыни и природоохранными действиями в данной природной зоне.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Для реализации программного содержания используются учебные средства:
Бурак М.В., Карышева Е.Н. Рабочая тетрадь к курсу «Математика с увлечением».3 класс. М: Планета,2016.
Бурак М.В., Карышева Е.Н. Методическое пособие занятий с электронным приложением.
М: Планета,2015.
Содержание программы
Математика (34 часа)
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
Последовательность чисел.
Арифметические действия над числами в пределах 1000.
Сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление многозначных чисел. Нахождение результатов арифметических чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Приёмы рациональных вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Чётные и нечётные числа.
Числа больше 1000. Нумерация.
Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Арифметические действия над числами, которые больше 1000.
Сложение и вычитание чисел, которые дольше 1000. Нахождение результатов арифметических чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Приёмы рациональных вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Чётные и нечётные числа.
Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100, 1000 раз. Заполнение блок-схем.
Величины и их измерение.
Длина. Единицы длины: метр, сантиметр, миллиметр, дециметр, километр. Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, год, век. масса. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и соотношение между ними. Действия с именованными числами. Взаимосвязь между величинами (скорость, время, расстояние).
Текстовые задачи.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, в схеме, в таблице, в графике. в столбчатой диаграмме для ответа на заданные вопросы. Решение простых и составных текстовых задач. Дополнение условия задачи и постановка вопроса к задаче.
Элементы геометрии.
Плоские и объёмные фигуры. Ломаные линии. Обозначение геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей. Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Изменение положения куба. Изменение положения плоских фигур. Видимые и невидимые грани у объёмных фигур. Виды треугольников в зависимости от вида углов; виды треугольников в зависимости от длины сторон. Виды углов: тупые, острые, прямые. Рисование предметов с помощью геометрических фигур. Построение фигур по координатам. Определение координат у вершин многоугольников. Построение треугольника по трём сторонам с помощью линейки и циркуля. Многогранники. Вписанные многогранники. Площадь прямоугольного треугольника. Распознавание геометрических фигур в составе более сложных.
Элементы алгебры.
Высказывания. Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Равенство с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Работа с информацией.
Представление информации в виде таблицы, схемы, диаграммы, графика. Составление конечной последовательности (цепочки) чисел по заданному правилу.
Курс "Математика в окружающем мире" является интегрированным, поэтому задания по математике тесно связаны с темами по окружающему миру. Указанное ниже количество часов распределено по темам занятий.
Окружающий мир
"Пустыни. Полупустыни. Высотная поясность" 34 часа)
Знакомство с территорией пустыни и полупустыни (2ч)
Расположение на карте пустыни и полупустыни. Природные условия пустыни и полупустыни. Климатические условия пустыни и полупустыни. Виды пустынь.
Растительный мир пустыни и полупустыни (3ч)
Травянистые растения. Кустарники. Полукустарники. Деревья.
Животный мир пустыни и полупустыни (3ч)
Насекомые. Паукообразные, Пресмыкающиеся, Птицы. Звери.
Знакомство с высотной поясностью (5ч)
Горные системы России, их расположение на карте. Растительный мир горных систем.
Животный мир горных систем (8ч)
Птицы. Звери.
Охрана природы (6ч)
Богдинско-Баскунчакский государственный природный заповедник; Астраханский
государственный природный биосферный заповедник; Кавказский государственный природный биосферный заповедник; Южно-Уральский государственный природный биосферный заповедник ; Природный парк "Белуха"; Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник
Итоговое занятие (1ч)
Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.
Преобладающей формой организации занятий являются тестовые задания, задания на установление соответствия, задания на выявление общих признаков, логические и проблемные задания.
3.Тематическое планирование
№п/п |
Наименование тем |
Всего часов |
1. |
Числа от 1 до 1000. Нумерация. |
1ч |
2. |
Арифметические действия над числами в пределах 1000. |
2ч |
3. |
Числа больше 1000. Нумерация. |
2ч |
4. |
Арифметические действия над числами, которые больше 1000. |
4ч |
5. |
Величины и их измерение. |
4ч |
6. |
Текстовые задачи. |
5ч |
7. |
Элементы геометрии. |
8ч |
8. |
Элементы алгебры. |
7ч |
9. |
Итоговое повторение. |
1ч |
Итого: |
34ч |
Календарно-тематическое планирование
№п/п |
№ темы |
Раздел, количество часов, тема урока, вид контроля |
Дата проведения урока |
|
план |
факт |
|||
Раздел 1. Числа от 1 до 1000 (1 ч) |
||||
1. |
1 |
Числа от 1 до 1000 Нумерация. Удивительные пески. |
||
Раздел 2. Арифметические действия над числами в пределах 1000 (2ч) |
||||
2. |
1 |
Сложение и вычитание многозначных чисел. Какие бывают пустыни. |
||
3. |
2 |
Умножение и деление многозначных чисел. . Кустарники и полукустарники. |
||
Раздел 3. Числа больше 1000. Нумерация (2ч) |
||||
4. |
1 |
Решение задач. Растения-эфемероиды. Злаки. |
||
5. |
2 |
Координатный угол. Саксаул. Песчаная акация. |
||
Раздел 4. Арифметические действия над числами, которые больше 1000 (4ч) |
||||
6. |
1 |
Построение фигур по координатам. Насекомые пустынь и полупустынь. |
||
7. |
2 |
Числа больше 1000. Нумерация. Паукообразные пустынь и полупустынь. |
||
8. |
3 |
Сравнение многозначных чисел. Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь. Ящерицы. |
||
9. |
4 |
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь. Змеи. |
||
Раздел 5. Величины и их измерение (4ч) |
||||
10. |
1 |
Единицы длины. Птицы пустынь и полупустынь. |
||
11. |
2 |
Единицы площади. Заяц-песчаник. Камышовый кот. |
||
12 |
3 |
Единицы времени. Полосатая гиена. Гепард. |
||
13 |
4 |
Решение задач. Антилопа джейран. |
||
Раздел 6. Текстовые задачи (5ч) |
||||
14. |
1 |
Истинные и ложные высказывания. Бактриан. |
||
15. |
2 |
Многоугольники. Богдинско-Баскунчакский государственный природный заповедник. |
||
16. |
3 |
Выражения с тремя переменными. Астраханский государственный природный биосферный заповедник. |
||
17. |
4 |
Площадь прямоугольного треугольника. Высотная поясность. Горные системы России. |
||
18 |
5 |
Многогранник. Горы Дальнего Востока. |
||
Раздел 7. Элементы геометрии (8 ч) |
||||
19. |
1 |
Порядок действий в числовых выражениях. Уральские горы. |
||
20. |
2 |
Задачи на движение. Горы Южной Сибири. |
||
21. |
3 |
Виды углов. Кавказские горы. |
||
22. |
4 |
Действия с величинами. Птицы горных систем России. |
||
23. |
5 |
Группировка множителей. Хищные птицы гор. |
||
24. |
6 |
Деление многозначных чисел с остатком. Редкие птицы горных систем России. |
||
25. |
7 |
Столбчатые диаграммы. Редкие животные Приморья. |
||
26. |
8 |
Круговые диаграммы. Редкие животные Кавказа. |
||
Раздел 8. Элементы алгебры (7 ч) |
||||
27. |
1 |
Классификация треугольников. Горные кошки. |
||
28. |
2 |
Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Горный баран. Сибирский горный козёл. |
||
29. |
3 |
График. Кабарга. Марал. |
||
30. |
4 |
Арифметические действия с многозначными числами. Кавказский государственный природный биосферный заповедник. |
||
31. |
5 |
Вписанные многоугольники. Южно-Уральский государственный природный заповедник. |
||
32. |
6 |
Построение треугольника по трём сторонам. Природный парк "Белуха". |
||
33 |
7 |
Решение задач. Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник. |
||
Раздел 9. Итоговое повторение(1 ч) |
||||
34. |
1 |
Итоговое занятие. |
Календарно-тематическое планирование
№п/п |
№ темы |
Раздел, количество часов, тема урока, вид контроля |
Дата проведения урока |
|
план |
факт |
|||
Раздел 1. Арифметические действия над числами в пределах 100 (11 ч) |
||||
1. |
1 |
Арифметические действия в пределах 100. Удивительная степь. |
||
2. |
2 |
Решение задач. Растения эфемеры. |
||
3. |
3 |
Обозначение геометрических фигур буквами. Степные растения. |
||
4. |
4 |
Таблицы. Цветочный ковёр степи. |
||
5. |
5 |
Грани куба. Степные насекомые. |
||
6. |
6 |
Ломаная линия. Муравей-жнец степной. Степная дыбка. |
||
7. |
7 |
Чётные и нечётные числа. Земноводные степей. |
||
8. |
8 |
Решение задач. Пресмыкающиеся степей. |
||
9. |
9 |
Тела вращения. Болотная черепаха. |
||
10. |
10 |
Площадь прямоугольника. |
||
11. |
11 |
Развёртка куба. Хищные рыбы степных водоёмов. |
||
Раздел 2. Числа от 1 до 1000. Нумерация(1 ч) |
||||
12. |
1 |
Порядок выполнения действий. Многообразие степных птиц. |
||
Раздел 3. Арифметические действия над числами в пределах 1000 (3 ч) |
||||
13. |
1 |
Умножение на 1 и 0. Деление на 1. Перепел. Стрепет. |
||
14. |
2 |
Единицы времени. Хищные птицы степей. |
||
15. |
3 |
Видимые и невидимые линии. Журавль-красавка. Дрофа. |
||
Раздел 4. Величины и их измерение (2 ч) |
||||
16. |
1 |
Доли. Птицы степей. |
||
17. |
2 |
Внетабличное умножение и деление. Утки степей. |
||
Раздел 5. Текстовые задачи (3 ч) |
||||
18. |
1 |
Симметричные фигуры. Суслик. |
||
19. |
2 |
Умножение двузначных чисел на однозначное. Сурок. |
||
20. |
3 |
Выражения с двумя переменными. Хомяк. |
||
Раздел 6. Элементы геометрии (11 ч) |
||||
21. |
1 |
Деление двузначных чисел на однозначное. Тушканчик. |
||
22. |
2 |
Нахождение неизвестных компонентов. Барсук. |
||
23. |
3 |
Деление с остатком. Ондатра. Степной хорёк. |
||
24. |
4 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Степной ёж. |
||
25. |
5 |
Сравнение трёхзначных чисел. Речной бобр. |
||
26. |
6 |
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.Крот. Цокор. Слепыш. |
||
27. |
7 |
Единицы массы. Степная лисица. |
||
28. |
8 |
Виды треугольников. Манул. |
||
29. |
9 |
Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000. Кулан. |
||
30. |
10 |
Решение задач. Косуля. |
||
31. |
11 |
Деление окружности на равные части. Государственный природный биосферный заповедник «Даурский» |
||
Раздел 7. Элементы алгебры (2 ч) |
||||
32. |
1 |
Перпендикулярность прямых. Государственный природный заповедник «Оренбургский». |
||
33. |
2 |
Параллельность прямых. Государственный природный заповедник «Ростовский». |
||
Раздел 8. Итоговое повторение (1 ч) |
||||
34. |
1 |
Итоговое занятие. |