Урок на тему «Кто что ест?»
Урок с использованием электронной презентации и интерактивной платформы NEARPOD
Программа:УМК «Школа России», 3 класс.
Тема урока. «Кто что ест»
Основная цель: создать условия для овладения учащимися моделировать цепи питания на основе знаний об особенностях питания животных.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать особенности питания разных животных;
уметь выстраивать последовательность звеньев цепи питания конкретно;
Метапредметные:
принимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
классифицировать природные объекты;
моделировать цепи питания;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
осознавать важность связи в живой природе;
осознавать необходимость целостного отношения к природе, на основе понимания роли хищников в природе;
Используемые интернет-источники:
«Открываем законы родного языка, математики и природы»
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e/
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=39240
Рабочая тетрадь "Путешествие в удивительное Царство животных"
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ffe863-dc27-42ee-8221-f8a0cc465b2a/ResFile.PDF
Оборудование урока (для учителя и для учащихся).
Оборудование: компьютер и проектор, изображения из медиатеки ИУМК, схема "Растительноядные, хищные, всеядные животные, мертвоеды"; схемы цепей питания; рабочая тетрадь "Путешествие в удивительное Царство животных", дидактические карточки с заданиями. Учебники по предмету (при необходимости).
Ход урока:
Речь и деятельность учителя. Информация из разных источников |
Речь и деятельность учащихся |
1. Организационный: подготовка учащихся к работе |
|
Наш урок я начну с высказывания русского знатока литературы Д.И. Писарева ««Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы». Как вы понимаете эти строки? Как это поможет нам на уроке? Сегодня мы продолжим узнавать много нового, интересного о животных и растениях. Какие этапы урока вы должны пройти, чтобы открыть новые знания? Давайте начнем урок с повторения. |
Настраиваются на работу на уроке. |
2. Проверка выполнения домашнего задания |
|
Учитель проводит фронтальный опрос по предшествующей теме. - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Докажите, что животные-объекты живой природы.
Какая наука занимается изучением животных? - Назовите, какие группы животных вы знаете. - Приведите примеры животных каждой группы. - Чем млекопитающие отличаются от других животных? - Как различить насекомое и птицу? - Чем рыбы отличаются от других животных? - К какой группе животных относится крот? Обоснуйте свой ответ.
А знаете ли вы, кто такой утконос и к какому классу животных он относится?
А кого называют «Черной вдовой» и почему? Давайте послушаем правильный ответ. - Спасибо ребятам за их познавательные рассказы. Они расширили наши знания о многообразии животных. - Какими источниками информации вы пользовались для подготовки сообщения и презентации? А теперь проверим наши знания. Перед вами таблица «Группы животных» Сейчас вам нужно отгадать загадку, найти изображение слова-отгадки и прикрепить карточку в соответствующую ячейку таблицы. 1.Восемь ног имеет он. Сети он плетет кругом. В уголке сидит и ждет, Кто же в сети попадет!
2. Все стрекочет он в траве, Усики на голове, А заметен - то едва - Весь зеленый, как трава.
3. Неуклюжий, косолапый, Может громко он реветь, Спит в берлоге, лижет лапу - Это бурый наш ...
4.Что за птица? Клюв крючком, Видит ночью, словно днем. Каждый шорох ночью слышит И охотится на мышек.
5. Живёт он в реках и болотах, Зубов так много, что не счесть И у него одна забота- Поймать кого-нибудь и съесть.
6.Ноги - ласты зелены. Пруд - её "избушка". Пища - злые комары... Это же ... !
7. Для себя на дне морском Он клешнями строит дом. Круглый панцирь, десять лап. Догадались? Это...
Давайте проверим правильность выполнения задания. Поставьте себе знак «+», если правильно выполнили задание; знак «?», если допустили 1-2 ошибки; знак «-», несли допустили более 2 ошибок. Давайте оценим свои достижения по лесенке успеха. Я понял тему, могу объяснить, нет ошибок. Понимаю тему, но не могу объяснить друзьям, нет ошибок Понимаю тему, могу объяснить, но допустил 1-2 ошибки. Не до конца понимаю тему, допустил много ошибок в работе. -Поднимите руку, кто доволен своими знаниями. Я радуюсь вместе с вами и горжусь вашими знаниями. Поднимите руку, кто допустил более 2 ошибок. Давайте дадим совет ребятам, кто допустил ошибки в работе. - А теперь пришло время открытия новых знаний.
|
Отвечают на поставленные вопросы.
- "Разнообразие животных". - Рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, оставляют потомство, умирают - Зоология - Звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Учащиеся приводят примеры животных изученных групп, называют отличительные признаки каждой из них. - Крот - млекопитающее. Он вскармливает своих детенышей молоком, у него 4 конечности, его тело покрыто шерстью. Подготовленное сообщения учащихся.
Подготовленное сообщение
Отгадывают загадки и распределяют в таблицу «Многообразие животных»
Паук (паукообразные)
Кузнечик (насекомые)
Медведь (звери)
Сова (птицы)
Крокодил (пресмыкающиеся)
Лягушка (земноводные)
Краб (ракообразные)
Формирующее оценивание
|
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: |
|
А для этого послушаем сказку Н. Сладкова и попробуем отгадать, о каком звере идет речь? Н. Сладков «Загадочный зверь» Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка - мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. И слышу я голосок: - Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв! Я подумал и твёрдо сказал: - Дятел! - Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей! - Ага! Ты птица осоед! - Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок. - Гусениц и личинок любят дрозды. - А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога. - Тогда ты, наверное, лесная мышь. - И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей! - Мышей? Тогда ты, конечно, кошка. - То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал. - Покажись! - крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок. - Покажусь. Только ты признай себя побеждённым. - Рано! - ответил я. - Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу. - Может, ты цапля? - Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца. - Похоже, что ты куница. - Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы. Я рассердился и крикнул: - Скорей всего, ты - свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку! - Сдаёшься? - спросил голосок. Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я... белку! - Запомни! - сказала она. - Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки. - Удалось ли вам сразу отгадать какой зверь разговаривал с автором? Почему? Мы привыкли к тому, что каждое животное питается определенной едой. А животные в разных условиях могут питаться по-разному.
- Как вы считаете, какой теме будет посвящен наш урок? -Что вы хотите узнать? - Поставьте цель! Чему будем учиться на уроке
|
Слушают сказку, высказывают предположения о каком звере говорится рассказе.
Учащиеся формулируют тему урока. Ставят цель урока. На уроке мы должны познакомиться с такими особенностями и узнать, кто и чем питается. |
4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о животных, относящихся к разным группам по способу питания. |
|
- Чтобы успешнее справиться с изучением нового материала, давайте посмотрим на слайд.( На слайде: лось, бобр, бабочка, клест) - Назовите животных на экране. Чем они питаются?
- Эти животные питаются частями растений. Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными.
- Назовите следующих представителей. (волк, сова, лиса, щука)
- Почему они объединены в одну группу? (Чем питаются эти животные?)
- Другое название этой группы животных – хищники. Они питаются другими животными.
- На экране Насекомоядные животные: еж, крот, ласточка, стрекоза и божья коровка. - Назовите животных. (крот, ласточка, стрекоза, божья коровка) - Чем все они питаются?
-Животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. Насекомоядные животные относятся к группе хищные животные.
- Подумайте, почему насекомоядных относят к хищным животным?
- Есть еще одна группа животных по типу питания. Давайте рассмотрим представителей этой группы. Назовите их. (бурый медведь, крыса, утка-кряква, карась)
- Назовите животных. -Назовите, что ест медведь? (ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки) и рыба.
-Подумайте, как называется группа, животные которой едят очень разную пищу.
Вывод на экране: Эти животные, питающиеся и растениями, и другими животными называются всеядными.
-Давайте теперь обобщим наши знания. -Сколько групп животных по типу питания получилось. Предлагаю сейчас вам составить кластер.
Проверим по эталону. (на экране уч-ся читают вывод. На экране: схема "Животные: растительноядные, хищные, всеядные".)
-Для чего нам нужно знать кто как питается? -Оказывается, все в природе связано между собой по способу питания. Чтобы в этом убедиться, давайте посмотрим на следующий слайд.
На экране: Схема с изображениями осины, зайца и волка.
- В лесу растут осины, а их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Так получается цепь питания.
Аналогично проводится работа с другой схемой. На экране: схема с изображениями желудя дуба, лесной мыши и совы.
- Объясните эту схему цепи питания. (Растение, комар, стрекоза)
- Таким образом, между организмами устанавливаются связи по способу питания. Такие связи называют- цепи питания.
- Цепь питания обычно состоит из звеньев. Цепи питания начинаются с растений. Это – первое звено. -Что будет являться вторым звеном? Второе звено цепи – растительноядные животные. -Что будет являться третьим звеном? -Третье звено – хищные животные.
|
Учащиеся рассматривают изображения.
- Лось. Питается травой, ветками. - Бобр. Питается деревьями Бабочка питается нектаром цветов. - Это клест. Он ест семена ели, хвоинки. Учащиеся читают вывод на экране, знакомятся с новым термином.
Учащиеся рассматривают изображения и называют животных.
- Эти животные хищники. Они питаются другими животными.
Читают вывод на экране, знакомятся с названием группы животных. Учащиеся рассматривают изображения, называют представителей. Читают вывод и уточняют представление о группе хищные животные.
Учащиеся высказывают свое мнение.
бурый медведь, крыса, утка-кряква, карась.
Опираясь на имеющиеся представления о животных, учащиеся высказывают свои предположения.
Учащиеся читают вывод на экране. Учащиеся составляют кластер, называют группы животных по типу питания и систематизируют новые знания.
Записывают вывод в тетради.
Учащиеся рассматривают схему и знакомятся со структурой цепи питания. Учащиеся слушают учителя и записывают или зарисовывают звенья цепи питания: растение – растительноядное животное – хищное животное.
Учащиеся слушают учителя и самостоятельно моделируют схему цепи питания.
Слушают описание ситуации, рассматривают изображения.
|
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний. Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний |
|
Давайте теперь составим цепь питания для следующих представителей: заяц и волк
На экране: заяц, веточка осины, волк -Какая цепь у вас получилась?
- Проверьте, в какой последовательности вы расположили природные объекты.
-Где живут заяц и волк? Только что мы моделировали за цепь питания леса. Давайте теперь оправимся в огород и составим цепь питания, которая характерна для этого места.
Работа с интерактивным приложением Nearpod. На планшетах детей появляются изображения: Слизень, медведь бурый, жаба, капуста
Аналогично проводится работа по составлению цепей питания поля (змея, мышь, пшеница, карась); Водоема (щука, заяц, водоросли, карась)
|
Учащиеся самостоятельно моделируют схемы в группах. Объясняют свое мнение. Проверяют последовательность на экране.
- в лесу
Учащиеся с помощью графического редактора составляют цепь питания (огорода, поля, водоема)
Проверка составленных цепей питания проводится с по эталону на экране. |
6. Систематизация и обобщение знаний: Обеспечение усвоения новых знаний |
|
- А сейчас давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Для этого выполните задания в рабочей тетради. №41-42, с.20 – 21 и №47, с.23. Учитель выдает рабочие листы. - Давайте проверим по образцу - Сравните с соседом ваше выполнение. - Давайте проверим, как расставили стрелки. Называйте объекты парами. - Какие цепи питания у вас получились в задании № 47? Объясните составленные схемы цепей питания. Учитель оценивает работу детей.
|
Мотивация деятельности учащихся.
Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради.
Сравнение выполнения заданий и осуществление взаимопроверки. Проговаривают выполненные задания и проверяют правильность расстановки стрелок. Объясняют составленные цепи питания. При необходимости вносят коррективы. |
7. Подведение итогов |
|
- Какую тему мы сегодня на уроке изучали? - Какую цель ставили на уроке? -Добились поставленной цели? - Что нового вы узнали на уроке? - Что запомнилось больше всего? - Оцените свои знания по лесенке успеха. Интерактивное приложение Plickers.
|
Ответы детей |
8. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению |
|
1. Прочитайте текст учебника, рассмотрите выполненные задания в тетради и подготовьте рассказ о пищевых связях в лесу. 2*. Найдите в дополнительной литературе информацию о пищевых связях в природе и проиллюстрируйте их. Задание выполняется по желанию. |
Слушают информацию о домашнем задании и записывают его. |
9. Организационное завершение урока
|
Оформление доски, в том числе и материалы электронной презентации, скриншоты ЭОР и пр.
Приложение.
Чем питаются животные?
41. Рассмотри рисунки. Покажи стрелками, чем питаются животные, нарисованные слева.
Лиса, ястреб и лягушка питаются . Все они называются ____________________________.
42. Покажи стрелками, кто питается гусеницами.
Все эти птицы едят __________________________, поэтому их можно назвать .
47. Покажи стрелками, кто что ест. Используй схему при работе с компьютером для составления пищевых цепей.
Паненкова Ирина Михайловна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Волкова Светлана Ивановна