Куликовская битва
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Эпиграф:
"Туда! За Дон! Настало время!
Надежда наша - бог и меч!
Сразим монголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!"
Класс – 4
Предмет – Окружающий мир
Тема – Куликовская битва
Тип урока – открытие нового знания
Цели урока:
Сформирование представления о подвигах защитников Руси.
Организация продуктивную деятельность обучающихся по созданию представления о личности великого князя Дмитрия Ивановича.
Развитие умения давать оценку исторических событий, явлений.
Выявление роли Русской православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле
Задачи урока:
1. Узнать, когда произошла битва?
2. Познакомиться с планы противоборствующих сторон
Помочь учащимся ощутить дух Куликовской битвы.
Сделать вывод о значении и последствии Куликовской битвы для страны.
Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, карта, мультимедийный проектор, карта, иллюстрации, тест.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Актуализация опорных знаний
Говорят, что нельзя считать культурным человеком того, кто не знает истории своего народа, своей страны. История былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.
Работа в парах. Соотнеси даты, события, людей.
даты | события | люди |
| Крещение Руси | Князь Владимир |
1237г. | Нашествие монголо-татар на Русь | |
15 июля 1240г. | | Князь Александр Невский |
| Ледовое побоище | Князь Александр Невский |
| | |
Верные ответы
даты | события | люди |
988г. | Крещение Руси | Князь Владимир |
1237г. | Нашествие монголо-татар на Русь | Хан Батый |
15 июля 1240г. | Невская битва | Князь Александр Невский |
5 апреля 1242г. | Ледовое побоище | Князь Александр Невский |
1380г. | Куликовская битва | Князь Дмитрий Донской |
У.: Ребята, у вас одна строчка осталось незаполненной. Отгадайте ребус и впишите это событие в пустые клетки.
III. Самоопределение к деятельности
Работа с ребусом
М=В
Кулик+Омск+АЯ+ битва
Тема нашего урока «Куликовская битва».
IV. Открытие нового знания
У.: Давайте попробуем ответить на вопрос: Почему произошла битва? (чтение текста в учебнике на с. 47 1 и 2 абзац). Ответы детей.
Рассказ учителя
(Рассказ сопровождается показом слайдов.)
На прошлом уроке вы узнали, что при Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские набеги. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович.
Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Бросив открытый вызов – перестал платить ненавистную дань.
- Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (примерные ответы: Мамай пришёл в ярость, и решил нагнать на русских страху, чтобы навсегда отбить волю противиться воле хана.)
- Как вы думаете, что ожидал каждый из участников предстоящего сражения?
Соотносят цели и заполняют таблицу. Работа в парах. Проверка на слайде.
Планы сторон.
1. Повторить поход Батыя. 2. Расчленить Русь. 3. Посадить своих наместников. 4. Русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул. | 1. Отстоять самостоятельность Москвы в открытой схватке с монголо – татарами. 2. защитить Русь от нового нашествия. |
Началась подготовка к сражению. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов.
- Как вы думаете, как должны быть одеты дружинники. Игра одень русского воина.
Главные дружинники явились во всеоружии. Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: панцири, кольчуги — рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчуг, употреблялись еще кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата с нашитыми на них маленькими железными или медными пластинками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий вооружался по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина.
Подготовка к сражению. Изучение сравнительной таблицы.
Линии сравнения | Москва | Орда |
Цели Куликовской битвы | Освобождение от ордынского ига и обязательной выплаты дани. Защита интересов православия | Покорение Руси и возобновление выплаты ордынской дани. Разгром основных центров силы Русской земли |
Союзники | Русские князья. Литовские князья Ольгердовичи. | Рязанский князь Олег Литовский князь Ягайло. |
Количество войск | 40 – 70 тысяч | 90 – 150 тысяч |
Собрав дружину и ополчение, князь Дмитрий отправился за советом к Сергию Радонежскому. Недалеко от Москвы, среди дремучих лесов, появился Троицкий монастырь.
Его основал монах Сергий Радонежский. Он призывал людей забыть ссоры и обиды. Смягчить свои сердца и проявить милость друг к другу.
Н езадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. По преданию Радонежский благословил князя на битву с врагом и предсказал: «Врагов Руси ждёт погибель, а тебя помощь и слава от Господа! Иди же и не бойся! Ты победишь!
Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов - Пересвета и Ослябю.
Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг - навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон.
V. Первичное закрепление
Работа с картой учебник с. 48
Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войсками к месту сражения (красная стрелочка). Найдите этот знак на карте. Из какого города двинулась русская рать?
Каким условным знаком обозначен поход Мамая на Москву? (коричнева стрелочка) Из какого ханства двинулся Мамай (Астраханское). Найдите на карте место сражения и как оно обозначено (скрещенные мечи).
Князь сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. - Как вы думаете, какими качествами должны были обладать воины в ту пору? (Воины должны были быть смелыми, отважными, любить свою Родину.)
VI. Физкультминутка
Аты-баты
Шли солдаты!
Для разминки из-за парт
Поднимается на старт!
Шаг на месте.
Ну-ка вместе.
Аты-баты веселей!
Влево-вправо повороты
И за парты поскорей!
Наступило утро 8 сентября 1380 г. Когда рассеялся утренний туман, русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища. Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска.
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей.
- Как вы думаете, что такое поединок?
По понятием тех времён поединок – это не просто сражение двух воинов. В поединке решалась судьба, а судьба – это суд бога.
Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая - Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.
Просмотр видеофрагмента мультфильма поединок Пересвета и Челубея.
И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы сыпались дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой стали теснить русских ратников. И тогда из засады вылетела русская конница. Растерялись враги и пустились в бегство. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.
С победой у русского народа появилась крепкая надежда на освобождение от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского - так народ в память о победе на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали столкновения с Русью в больших сражениях. Таким образом, Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к ее диким завоевателям. Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. На Москву устремились взоры со всех концов Русской земли: от Москвы народ стал ожидать защиты от всех своих сильных врагов. Спустя сто лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монгольского ига.
VII. Работа по новой теме
Заполнение последней строчки на листах для групповой работы. Отображение на слайде. Работа с интерактивным заданием в виде теста по теме.
VIII. Подведение итогов урока
Что нового узнали на уроке?
Кто запомнил, когда произошла Куликовская битва?
О чем заставил задуматься этот урок?
IX. Рефлексия
Самооценка, что удалось и над чем ещё надо поработать.
В результате урока «Куликовская битва» запишите на листочке и приклейте на доску.
МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:
Три самых важных имени:
Три самых важных события:
Три самых важных чувства:
Три самых важных качества:
Домашнее задание
По тексту учебника (с.47-50) составить пересказ о Куликовской битве.
Нарисуйте один из эпизодов Куликовской битвы.