Культурные памятники России. Заочная экскурсия по Петергофу

3
0
Материал опубликован 5 February 2016

Культурные памятники России. Заочная экскурсия по Петергофу.

Петергоф как бы родился из пены морской,
как бы вызван к жизни велением могучего царя.

Александр Бенуа

Экскурсовод:

- “Жемчужное ожерелье” - именно так за неповторимое великолепие называют пригороды Петербурга. Одним из них является “столица фонтанов” – Петергоф. Сегодня наша экскурсия будет проходить в дворцово-парковый музей-заповедник Петродворец или Петергоф. Вот уже  300 лет Петергоф восхищает своих гостей игрой хрустальных струй фонтанов, позолотой скульптур, изяществом дворцов и павильонов, разнообразием видов, среди которых один из самых прекрасных - с Морского канала на Большой каскад, над которым раскинул свои крылья-галереи Большой дворец. Архитектурно-художественный ансамбль Петродворца (до 1944 года – Петергоф) относится к числу памятников, принесших русскому искусству мировую славу.

Дворцово-парковый комплекс, состоящий из 10 парков, расположен на площади около 1500 гектаров. Наибольшую историко-художественную ценность представляет ансамбль, созданный в начале XYIII века как своеобразный триумфальный монумент в честь освобождения берегов Балтики и победоносного завершения Северной войны (1700 - 1721 г.г.) Торжество России, утверждение её морского могущества воплощены в архитектуре дворцов, планировке парадных парков, сверкающих потоках мощных фонтанов и каскадов, золочёных статуях богов и античных героев.

Петергоф – яркий пример органического единства искусства и природы, синтеза архитектуры, скульптуры, ландшафтного и инженерного искусства. Идея создания парков на берегу залива принадлежит Петру I.

Историк:

- Впервые это место упоминается в "Походном журнале" Петра Великого 13 сентября 1705 года, но только в 1714 году у него возник замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю. Надо сказать, что Петергоф можно было бы в буквальном смысле называть "Петра твореньем". До наших дней сохранились собственноручные рисунки императора, чертежи с его пометками и исправлениями, прочие документы, подтверждающие, что Петр не только занимался общей планировкой петергофского ансамбля, но и разрабатывал отдельные детали архитектурных сооружений и фонтанов. Строительство загородной царской резиденции началось в 1714 году.

Темпы возведения загородной резиденции Петра Великого поражали: уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа. Петергоф в переводе с голландского – «Двор Петра». Приморская резиденция императора Петра восхищала Европу не меньше, чем новая столица – Петербург. К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды. Большой каскад и Марлинский ещё не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший. Шестнадцать мощных фонтанов, – таких как Большие и Минажерные, «Пирамида» «Сноп», водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерейного пруда. На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные, статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочеталось с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.
Петр не случайно выбрал именно эту местность для строительства фонтанов: здесь были обнаружены несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Именно эти источники используются для фонтанов и сейчас. В течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, здесь были устроены небольшие по высоте фонтаны. Иное дело - Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах Нижнего парка Петергофа. Найденные еще Петром I принципы водоснабжения действуют, и поныне свидетельствуя о таланте основателя Петергофа.

Искусствовед- Основу Петергофского ансамбля составляют Верхний сад и Нижний парк, композиция которых искусно сочетается с рельефом местности. На верхней террасе естественной гряды между южным фасадом Большого дворца и Санкт-Петербургским шоссе расположен Верхний сад. В петровские времена он не случайно назывался Огородом - здесь выращивали овощи, зелень, лечебные травы, а в трех прудах, служивших резервуарами воды для фонтанов Большого каскада, разводили рыбу.

В середине XVIII в., с расширением Большого дворца и возведением пятиглавой церкви  Святых Петра и Павла и Корпуса под Гербом, парадный вход в резиденцию был устроен со стороны дороги на Петербург. Ф.-Б. Растрелли украшает его монументальными пилонами. Огород принимает черты регулярного, сада: грядки и кусты уступают место аллеям искусно подстриженных деревьев, трельяжным беседкам, статуям.

Сразу же за пилонами главных ворот находится круглый бассейн с четырьмя изогнувшимися фигурами дельфинов и фантастическим морским, чудищем в центре. Из пастей дельфинов бьют струи воды. Название этого фонтана - «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульптурного декора сооружения.

Первоначально в бассейне фонтана «Нептун» была установлена группа «Нептунова телега», выполненная в 1723 г. К.-Б. Растрелли. В 1799 г. ее заменили на скульптурную группу "Нептун" работы Нюрнбергских мастеров середины XVII в. X. Ритгера и Г. Швайгера. Ее приобрел великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I, во время своего путешествия по Европе. На южной стороне бассейна фонтана еще в 1730-е гг. был сооружен небольшой каскад в три ступени. В начале XIX в. его украсила бронзовая копия статуи Аполлона Бельведерского. Среди мраморной скульптуры сада привлекают внимание фигуры античных богов и богинь - Зефира. Флоры, Вертумна и Помоны - вблизи фонтана «Дубовый» 46 .

- Прекрасная панорама открывается на Петергоф с моря. На краю естественной 16-ти метровой террасы располагается Большой дворец, перед которым сверкает золотом Большой каскад. Перед каскадом взмывает вверх самая мощная струя фонтана "Самсон, разрывающий пасть льва". От Большого каскада к морю ведет Морской канал. Канал делит Нижний парк на две части - "Западную" и "Восточную". В Восточной части находятся: дворец Монплезир, каскад "Шахматная Гора", "Римские фонтаны", фонтаны-шутихи. В западной части расположены павильон Эрмитаж и дворец Марли, каскад "Золотая гора", "Менажерные" фонтаны.

От подножия гряды до Финского залива простирается нижний парк. Между ними, на краю террасы возвышается Большой дворец – центральное сооружение ансамбля. В августе 1723 г. состоялось торжественное открытие «приморского парадиза».

Нижний парк принадлежит к лучшим образцам регулярного стиля, для которого характерны строго геометрическая планировка, фигурная стрижка деревьев и кустарников, обилие архитектурно-декоративных композиций: павильонов, цветников, скульптур, фонтанов и водоёмов. Три аллеи, ведущие от центра ансамбля к морю, к дворцу Монплезир и павильону Эрмитаж, пересекаются аллеями, отходящими от дворца Марли у западной границы парка. Своеобразие планировки позволяет увидеть богатейшую систему его декоративного убранства, в которую входят 3 каскада, 147 фонтанов (четвёртый каскад – «Львиный» находится в стадии восстановления), многочисленные парковые па­вильоны, большая коллекция садово-парковой и фонтанной скульптуры XVIII - XIX веков.

На центральной аллее парка - Марлинской расположены фонтаны «Адам» и «Ева", являющиеся композиционными центрами прилегающих к ним участков. Фонтаны украшены мраморными статуями, выполненными в 1718 году по заказу Петра I венецианским скульптором Д. Бонацца.

Искусствовед: - Большой дворец построен в 1714 - 1725 годах архитекторами Ж.-Б. Леблоном, И. Браунштейном, H. Микетти. B 1747 - 1755 годах здание перестроено архитекто­ром Ф.-Б. Растрелли. Во дворце исторически сложились интерьеры нескольких эпох, ставшие ценнейшими памятниками русского искусства XVIII века: Дубовый кабинет и лестница, сохранившие при перестройке здания отделку петровского времени, анфилада парадных и жилых покоев, созданные Ф.-Б. Растрелли и отличающиеся блеском и роскошью своего барочного убранства; залы, оформленные в торжественно-строгом классическом стиле архитектором Ю. Фельтеном в 70-е годы XVIII века. Каждый российский монарх старался привнести что-то новое в облик парадной резиденции, привлекая к работам лучших мастеров своего времени.

Общий замысел Большого дворца принадлежал самому создателю Петергофа, а его возведение шло в 1714-1723 гг. под руководством арх. И.-Ф. Браунштейна, Ж.-Б. Леблона, Н. Микетти. Поначалу он был гораздо скромнее нынешнего и имел другое название - Верхние, или Нагорные, палаты. Сегодня лишь Дубовый кабинет Петра I и Дубовая лестница напоминают о раннем этапе его истории.

В 1747-1755 гг. гений русского барокко архитектор Ф.-Б. Растрелли перестроил Верхние палаты, укрупнив галереи и завершив здание двумя корпусами - Церковным и Корпусом под Гербом.

Залы и комнаты дворца располагаются по анфиладе, создавая бесконечную перспективу роскошных покоев.

Сегодня, как и при императрице, Елизавете Петровне, гости поднимаются во дворец по Парадной лестнице и оказываются в Танцевальном зале. Это один из самых великолепных залов-галерей Ф.-Б. Растрелли. Огромную роль в убранстве дворца играла живопись: настенные росписи и плафоны, богатейшая коллекция полотен европейских и русских художников, в том числе парадных портретов.

В 1760-е гг. в России утверждается новый архитектурный стиль - классицизм, более строгий и четкий, чем блестящее, динамичное барокко. В 1764 г. арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот изменил оформление Зала, центрального помещения петровских палат. На стенах разместили 368 картин П. Ротари, после чего зал получил название Портретного. Справа и слева от него находятся Западный и Восточный китайские кабинеты - дань увлечению европейцев искусством Востока. Крупные работы были проведены в 1770-е гг. арх. Ю. Фельтеном. По его проектам было решено убранство Белой столовой, Чесменского зала, Куропаточной гостиной, Диванной и Тронного зала - самого большого помещения дворца. Стоящее здесь тронное кресло по преданию было сделано по заказу А.Д. Меншикова специально для приема в его дворцах Петра I.

Последние крупные изменения в архитектуре дворца и оформлении его интерьеров были произведены в середине XIX в. В результате 200-летней истории строительства Большой дворец приобрел значение уникального памятника культуры, который дает цельное представление об основных тенденциях в развитии русского и европейского искусства XVIII-начала XX в. В 1918 г. Большой дворец открыл свои двери как историко-художественный музей.

Экскурсовод: -У подножия дворца на склоне террасы расположен Большой каскад. Большой каскад фонтанов Петергофа - построен в 1714-21 годах, с гротом, водопадными лестницами, многочисленными бронзовыми позолоченными статуями, выполнены скульпторами М. И. Козловским, Ф. Ф. Щедриным, И. П. Мартосом, Ф. И. Шубиным и другими. Большой каскад спускается к бассейну и морскому каналу. Художествeннoе оформление этого грандиозного фонтанного комплекса, подчиненное идее прославления мощи Русского государства, является основным элементом, определяющим торжественно-праздничный, парадный облик ансамбля центральной ча­­сти Нижнего парка. Каскад украшают 64 фонтана и свыше 250 золоченых статуй и декоративных деталей. В центре бассейна — фонтан со скульптурой «Самсон", разрывающий пасть льва» (1802, скульптор М.И. Козлдовский) с высотой струи 21 м. B 1735 годy в честь Полтавской победы воздвигнут этот фонтан. По сторонам «ковша» расположены Большие (Итальянский и Французский) фонтаны и колоннады (1800—1803, архитектор Воронихин); в восточной части парка — «Шахматная гора» и два Римских фонтана, в западной — каскад «Золотая гора» (Марлинский) и 2 больших (Менажерных) фонтана.

Поражающий блеском золота скульптур и разнообразием водометов, Большой каскад является центром грандиозной фонтанной системы Петергофа. Это великолепный памятник искусства барокко, одно из самых крупных исторических фонтанных сооружений мира, каждая деталь которого служит своеобразным памятником славным победам России в Северной войне.

Искусствовед:

Современный облик каскада складывался на протяжении ста лет, но первоначальная идея его композиции принадлежала Петру I. В 1715 г. началась прокладка Морского канала, соединившего каскад с Финским заливом, чуть позже - строительство столь модных в XVIII в. Нижнего и  Верхнего гротов. Нижний грот - центр Большого каскада. В начале 1720-х гг. по приказу царя в нем установили «стол с брызганьем» - фонтан-шутиху, выход из грота закрыли водяными завесами, а стены отделали туфом и раковинами. На их фоне таинственно мерцали позолоченные скульптуры.

В августе 1723 г. Большой каскад начал действовать, однако работы по его оформлению продолжались. Водопадные лестницы, ограничивающие композицию каскада, были украшены статуями античных богов и богинь, мифологических героев, каждая из которых в аллегорической форме выражала идею процветания России, ее превращения в ведущую морскую державу Европы. Так, древнегреческий герой Персей, победивший смертоносную для всего живого горгону Медузу, олицетворял победу России над Швецией. В 1735 г. в центре ковша установили фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» работы К.-Б. Растрелли - самый мощный водомет Нижнего парка. Максимальная высота его струи составляет 21 м.

Серьезная реконструкция каскада была проведена на рубеже ХVIII-ХIХ вв. тогда обновили обветшавшие детали, первоначальную свинцовую скульптуру заменили бронзовой, выполненной лучшими мастерами того времени: Ф. Щедриным, Ф. Шубиным, И. Прокофьевым. М. Козловский создал новую композицию «Самсона», в которой героическая сила зазвучала с особой силой. Эта скульптура была утрачена в годы войны и восстановлена в 1947 г. В. Симоновым.

Экскурсовод:

- Морской канал, обрамленный аллеей из 22 однотипных фонтанов, соединяет Большой каскад с морем и делит Нижний парк на западную и восточную части. Наиболее интересным сооружением восточной части является дворец Петра 1 Монплезир, построенный в 1714 -1723 годах, у самой кромки Финского залива архитекторами И. Браунштейном, Ж.-Б. Леблоном и H. Микетти. Искусствовед: При простоте и лаконичности решения фасада, гармонично сочетающегося с приморским пейзажем, интерьеры дворца отличаются изяществом и разнообразием использованных декоративных средств: роспись, лепка, резное дерево, изразцы, лаковые панно. Большая коллекция живописных произведений западноевропейских художников XYII – XYIII веков, использованная в убранстве Монплезира, была первой в России картинной галереей. Monplaisir в переводе с французского означает «мое удовольствие». Именно так Петр I назвал небольшой дворец с примыкающим к нему участком в восточной части Нижнего парка. Царь лично выбрал место для палат на самом берегу залива, начертил план садика перед южным фасадом здания и дал указания, как засадить цветники и устроить фонтаны.

Дворец, имеющий сходство с небольшими жилищами голландских бюргеров, был построен к 1723 г. Зал, центральное помещение Монплезира, предназначался для приема гостей. Из его убранства выделяются росписи куполообразного четырехгранного перекрытия работы Ф. Пильмана и 5 картин А. Сило, изображающие корабли на рейде. По преданию, по этим полотнам Петр I принимал экзамены у учеников Морской академии.

Ансамбль Монплезира в основном сложился к середине XVIII в. Главную роль среди его фонтанов играет фонтан «Сноп», расположенный в центре сада. Из высокой тумбы, по конфигурации напоминающей связку колосьев, взмывает мощная струя воды. Ее окружают еще два яруса из 24-х наклонных струй. По сторонам от "Снопа" располагались четыре фонтана-колокола, копии с античных скульптур "Аполлино" и "Ганимед", а также работы Дж. Россо - "Фавн" и Я. Сансовино - "Вакх", установленные на пьедесталах в виде перевернутых чаш, с которых стекала вода. В 1817 году старые свинцовые статуи были заменены на новые из бронзы, отлитые по моделям И. Мартоса. Хотя фигура "Психеи" сменила скульптуру "Ганимеда", все остальные модели повторили прежние.

Знаменитые петровские шутихи окатывают водой зазевавшихся гостей.

В 1740-е гг. Ф.-Б. Растрелли пристроил к западному флигелю дворца каменный дом для Елизаветы Петровны. Он получил название Екатерининского корпуса, так как именно отсюда 28 июня 1762 г. будущая Екатерина II выехала в столицу, чтобы занять российский престол. В Жёлтом зале оформленном в классическом стиле, можно полюбоваться Гурьевским, или Русским, фарфоровым сервизом. Каждый из почти 5000 предметов сервиза украшают изображения народов России или виды Петербурга и Москвы.

Экскурсовод:

- Семейство фонтанов Петергофа обширно и многообразно. Прямая аллея соединяет Монплезирский ансамбль с «Шахматной горой» - каскадом восточной части парка. Причудлив и изыскан каскад "Шахматная гора" ("Каскад драконов"), машинный фонтан «Солнце». Фонтан "Пирамида", похожий формой на обелиск, - памятник победам русских войск над шведами. Двухъярусные "Римские фонтаны" созданы по образцу каменных фонтанов, установленных в Риме перед собором Святого Петра. а вот оригинальные фонтаны-шутихи «Диванчик», "Зонтик", "Дубок" и "Елочка" явно предназначены для того, чтобы поднимать настроение у посетителей, которые не боятся промокнуть.

Искусствовед: - Симметрично Монплезиру в западной части на берегу залива расположен Эрмитаж. Первый российский Эрмитаж расположен в глубине аллеи, идущей от Больших партеров на северо-запад, на самом берегу залива. Идея его возведения принадлежала Петру I, который во время своих путешествий по Европе неоднократно видел подобные павильоны, бывшие тогда в моде. Эрмитаж («место уединения» по-французски) предназначался для камерных встреч хозяина с самыми близкими лицами. Вот почему павильон, построенный в 1721-1725 гг. архитектором И.-Ф. Браунш-тейном, находится в укромном уголке Нижнего парка. Здание стоит на стилобате и окружено глубоким рвом, через который перекинут легкий подъемный мостик. Хотя возведение Эрмитажа завершилось уже после кончины Петра, все было сделано по его замыслу: подъемные механизмы, два дубовых балкона, стол на 14 персон.

Если первый этаж здания занимали хозяйственные помещения, то весь второй этаж представляет собой один-единственный зал. Высокий потолок, окна-двери, выходящие на четыре стороны света, картины, сплошным ковром покрывающие стены, придавали ему атмосферу особой просторности и торжественности. В центре Зала стоит большой овальный стол. Во время приемов его средняя часть с полной сервировкой подавалась через специальную шахту снизу, из кухни.

Главное убранство Зала - 124 полотна французских, голландских, немецких и итальянских мастеров XVII - начала XVIII века. И лишь одна картина - «Полтавская баталия» - принадлежит кисти неизвестного русского художника.

Экскурсовод:

Центр Монплезирского ансамбля – дворец Марли, построенный по проекту архитектора И. Браунштейна в 1721 – 1723 годах, расположен в западной части Нижнего парка. К нему примыкают система прудов, группа фонтанов с каскадом «Золотая гора» и фруктовый сад на берегу моря.

Нижний парк имеет площадь и 102,5 и напоминает в плане треугольник. Его протяженность с запада на восток - 2,5 км, а с севера на юг - 500 м. Парк состоит из трех частей: центральной, западной и восточной. Пять аллей радиусами расходятся от Большого каскада к морю, к павильону «Эрмитаж» и фонтану "Ева" в западной части, к Монплезиру и фонтану "Адам" в восточной части. Старейшими фонтанами Петергофа являются симметрично расположенные «Адам» и Ева», заказанные Петром I итальянскому скульптору Бонацца в 1717 г. специально для Петергофа. Эти аллеи пересекает трезубец сквозных перспектив, проложенных от дворца Марли к восточным границам парка. Морская аллея ведет от Марли к Монплезиру, Березовая протянулась до площади у каскада "Шахматная гора", Марлинская завершается у нижних ворот, границы с парком Александрия. Разбитый при Петре I в регулярном стиле, во второй половине XVIII столетия Нижний парк приобрел вид пейзажного парка, однако в нем сохранились или были восстановлены многие черты регулярных садов, например симметричность фонтанов и павильонов центральной части относительно Большого дворца с каскадом и канала.

Фонтанное убранство Нижнего парка создавалось на протяжении десятилетий, и его водометы отличаются удивительным разнообразием. При этом большая часть из них несет смысловую нагрузку и, как и композиции Большого каскада, выражает идею прославления России. Так, фонтан "Пирамида", будто спрятавшийся в кущах деревьев в восточной части парка, напоминает об античных обелисках, которые римляне воздвигали на отвоеванных у врагов землях. А вот «Нимфа» и "Данаида" в углах Больших цветников появились в парке в середине XIX в.

Каждому дворцу Нижнего парка соответствует свой каскад: Большому дворцу - Большой каскад, Марли - «Золотая гора», Эрмитажу - Львиный каскад (это единственный каскад Петергофа, расположенный не на склоне, а на горизонтальной поверхности), Монплезиру - «Шахматная гора». Площадь у «Шахматной горы» украшают парные Римские фонтаны, напоминающие фонтаны у собора Святого Петра в Риме и едва ли не самые красивые в Нижнем парке. Рядом с аллеей, ведущей от площади к Монплезиру, на круглом пьедестале в центре большого водоема стоит фонтан "Солнце". Его струи-лучи вырываются из золоченых дисков, венчающих вращающийся столб. Особенностью Нижнего парка является большое число сохранившихся фонтанов-шутих, непременных атрибутов парков XVIII в.

В состав территории петергофского архитектурно-художественного заповедника, помимо Верхнего сада и нижнего парка, включён также дворцово-парковый ансамбль Александрия, созданный в 1826 – 1829 годах по проекту архитектора А. Менеласа, наиболее значительным архитектурным сооружением которого является дворец Коттедж. Художественное оформление интерьеров, произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, представленные в нём, являются примером русской и западноевропейской неоготики второй половины XIX века.

Искусствовед:

Коттедж (1826-1829) - главное здание Александрии. Небольшой, уютный, будто игрушечный дворец (в переводе с английского cottage означает сельский домик) - творение арх. А. Менеласа. Зодчий выбрал для его архитектуры и оформления стиль неоготики, подражающий готике средневековой Европы, что соответствовало воззрениям эпохи романтизма первой трети XIX в. К оформлению и отделке интерьеров Коттеджа были привлечены лучшие русские и европейские мастера того времени. Центральная комната первого этажа - Гостиная. Ее огромные окна-эркеры и застекленные балконные двери связывают интерьер с окружающей природой, а гирлянды вьющихся растений, цветы на окнах и в вазах создают иллюзию сельской жизни. Стены Гостиной украшены живописными полотнами, в том числе несколькими ранними картинами И. Айвазовского.

В 1842 г. архитектор А. Штакеншнейдер пристроил к восточному фасаду Коттеджа специальный "столовый зал", соединенный со старой частью здания легкой стрельчатой аркой. На обеденном столе в центре Столовой выставлен большой парадный Собственный сервиз, каждый предмет которого украшен гербом Александрии. Этот герб - меч в венке из белых роз на синем щите - был придуман В.А. Жуковским, обучавшим императрицу русской словесности и литературе, а позже ставшим воспитателем наследника, будущего Александра П. Кстати, императрицу Александру Федоровну, прусскую принцессу Шарлотту, в детстве называли Белой розой.

Последний по времени создания дворец императорского Петергофа - Нижняя дача - также располагался в Александрии. На берегу залива в 1880-1890-е гг. архитектор А. Томишко возвел нарядный летний дворец для семьи Николая II. Именно здесь родились дочери Николая, Мария и Анастасия, а в 1904 г. - долгожданный цесаревич Алексей.

В конце XVIII — XIX веке был создан ряд пейзажных парков с дворцами и павильонами: Английский с Английским дворцом (1779—1794 гг., арх. Дж. Кваренги, классицизм); парк «Александрия» (1826—1829 гг., арх. А. А. Менелас) с постройками в псевдоготическом стиле (Коттедж, 1829 г., арх. Менелас), в середине XIX века — парки Александрийский, Колонистский, Луговой с эклектическими павильонами, дворцом «Бельведер» (1853—1856 гг., арх. А. И. Штакеншнейдер).

Историк:

С 1762 года Петергоф — город, с 1848 года — центр Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии. В годы Первой мировой войны в Петергофе находились 1-я, 2-я и 3-я школы прапорщиков (в 1917 г. их юнкера охраняли Зимний дворец и Временное правительство).В 1918  дворцы превращены в музеи.

Великая Отечественная война была для Петергофских ансамблей временем тяжёлых испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трёх дневных боёв захватили город. Перед их приходом удалось эвакуировать свыше восьми тысяч предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Оккупация длилась почти три года, Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они расхитили и уничтожили художественные ценности Петергофа. Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильон, мосты. Самый большой урон был нанесён Нижнему парку и верхнему сад. Противотанковые завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая проволока, мины сделали территорию во многих местах почти не проходимой. Большой дворец оккупанты взорвали и сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса. Миной замедленного действия был взорван дворец Марли. Большие разрушения были нанесены Монплезиру, Эрмитажу, каскадам «Большому», «Золотая гора» и «Шахматная гора». Из строя были выведены подземные водоводные магистрали. Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных ценностей.
После войны началось восстановление Петергофа, которое продолжается до сих пор. Благодаря работе сапёров и тысяч Ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, позволили 17 июня 1945 года открыть Нижний парк для прогулок, а 25 августа 1946 года ввести в действие 38 водомётов центральной части парка..
Историческим моментом в истории Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла своё место золочёная бронзовая группа «Самсон", раздирающий пасть льва». Восставший из пепла Петергоф восхищает синтезом архитектуры, скульптур и движущейся воды, гармонией творений искусства и природы. В 1945 открыт Нижний парк, в 1946 году — пущены фонтаны, в 1947 — воссоздан украденный гитлеровцами «Самсон». В 1952 году началось восстановление Большого дворца. 17 мая 1964  для широкой публики были открыты первые музейные залы. Возрождённый архитекторами и скульпторами дворцово-парковый ансамбль Петродворца, вновь получивший мировое признание, приобрёл новое значение. Это не только памятник истории и культуры прошлого нашей страны, но и символ творческого созидательного труда человека.

Экскурсовод:

Дворцы и парки Петергофа в настоящее время входят в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника "Петергоф".

В Петергофе ежегодно празднуются два события: праздник открытия фонтанов и праздник закрытия фонтанов.

Подошла к концу наша экскурсия, но мы увидели лишь часть культурного наследия, которая находится в Петродворце. Бесспорно, это один из самых красивых архитектурных памятников нашей страны. Он по-прежнему прекрасен. И вы убедитесь в этом, если побываете здесь.

Комментарии
Комментариев пока нет.