Исследовательская работа «Кумулятивная сказка как эффективное средство для развития связной речи младших дошкольников с использованием элементов нейрогимнастики»

1
0
Материал опубликован 26 September 2022





Методическая разработка







«Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Тема: «Кумулятивная сказка как эффективное средство для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием на занятиях элементов нейрогимнастики».







Выполнила:

Учитель-логопед

Белякова Светлана Сергеевна











Москва 2022

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1 Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста в современное время 5

1.2. Особенности кумулятивной сказки и возможность ее использования как средство речевого развития детей 6

ГЛАВА II СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУМУЛЯТИВНОЙ СКАЗКИ И ЭЛЕМЕНТОВ НЕЙРОГИМНАСТИКИ 12

2.1.Изучение особенностей речевого развития контрольной и экспериментальной группы детей 12

2.2. Этапы работы по развитию речи дошкольников младшего возраста при использовании кумулятивной сказки 16

2.3. Методы и приемы, применяемые на занятиях 17

2.4. Введение элементов нейрогимнастики в процессе развития речи у детей 19

2.5. Примеры систематизации работы в течение месяца (4 недели) 20

2.5.1. Неделя первая 20

2.5.2. Неделя вторая 22

2.5.3. Неделя третья 23

2.5.4. Неделя четвертая 25

2.6. Сравнительный анализ полученных результатов 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

Приложение Б - уровень речевого развития экспериментальной группы детей (констатирующий эксперимент) 34

Приложение В - уровень речевого развития контрольной группы детей (констатирующий эксперимент) 35

Приложение Г - план-конспект по чтению художественной литературы по сказке «Колобок» 36

Приложение Д - уровень речевого развития экспериментальной группы детей (контрольный этап исследования) 39

Приложение Е - уровень речевого развития контрольной группы детей (контрольный этап исследования) 40

Приложение Ж – Упражнения с элементами нейрогимнастики 41



ВВЕДЕНИЕ

Младший дошкольный возраст является важным возрастным этапом развития ребенка. В это время особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, оно становится важнейшей предпосылкой становления речевых форм коммуникации.

На сегодняшний день проблема развития речи детей является актуальной, поэтому важно с самого раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждать речевые нарушения. Необходимо вовремя замечать и корректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, и способствовать полноценному развитию ребенка.

Несмотря на многочисленные исследования в области речевого развития, в современное время отмечается не так много методических разработок, помогающих педагогу более эффективно осуществлять деятельность по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Фактическая значимость решения данной проблемы определили выбор темы Методическая разработка: «Кумулятивная сказка как эффективное средство для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием на занятиях элементов нейрогимнастики».

Цель методической разработки: Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Определить особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста;

2. Рассмотреть возможности кумулятивной сказки как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста;

3. Внедрить систему мероприятий, направленных на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с кумулятивной сказкой;

4.Включить в план занятий нейрогимнастику как элемент, способствующий развитию речи.

Теоретическая значимость разработки заключается в систематизации материала по использованию кумулятивной сказки с элементами нейрогимнастики на занятиях для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в составлении системы заданий и мероприятий по развитию речи в процессе использования кумулятивной сказки и найрогимнастики в младшем дошкольном возрасте.

Структура работы:

Методическая разработка содержит Введение, 2 главы основного содержания методической работы, Заключение, 7 Приложений, библиографический список литературы.



ГЛАВА I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста в современное время

Речь – это сложный и хорошо организованный вид психической деятельности. Она принимает активное участие в процессах развития и является основой человеческого поведения. Владение родным языком как средством и способом и познания-это значимый процесс в развитии ребенка дошкольного возраста.

Психологами, педагогами, лингвистами постоянно проводятся исследования, которые изучают различные аспекты речевой деятельности детей.

Но для появления и становления речи природа отводит очень мало времени – ранний и дошкольный период. Это самый благоприятный возраст, где создаются все условия развития речи, формируется фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего языкового и речевого развития ребенка. Трудно переоценить роль развития речи в дошкольном возрасте. Речь ребенка формируется под воздействием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинается с первых дней жизни малыша. Младший дошкольный возраст – момент, который характеризуется быстрым формированием речи. Связь между действием, словами и предметами, формируется в несколько раз быстрее, чем в конце первого года жизни.

На втором году жизни ребенок запоминает имена взрослых и детей, с которыми общается ежедневно, а также родственников (мама, папа, бабушка). Он начинает понимать простые человеческие чувства, обозначаемые словами «жалеет», «радуется», «сердится», «испугался». В речи начинают появляться оценочные суждения в речи: «он плохой», «ты хороший», «я красивый». Общение с взрослыми начинает носить деловой, объектно-направленный характер. Так же закрепляется и углубляется сотрудничество с взрослыми, и возрастает потребность общения с ними по самым разным поводам. Ребенок постепенно переходит от языка мимики и жестов к выразительным звукосочетаниям к выражению своих просьб и желаний, с помощью слов и коротких фраз. Речь постепенно становится основным средством общения со взрослым. Иногда дети в этом возрасте охотно говорят только с близкими им людям. Если родители играют и разговаривают с ребенком, то активно продолжает развиваться понимание речи, осваиваются названия окружающих предметов. Они с желанием выполняют словесные просьбы близких ему взрослых. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Дети двух лет способны поддерживать диалог –воспоминают со взрослыми о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом. Активный словарь увеличивается и развивается на протяжении всего года, в нем появляются глаголы и существительные, встречаются простые прилагательные, а также предлоги, но могут применяться упрощенные слова (ту–ту, ав–ав). Наблюдается быстрое развитие разных сторон речи и ее функций, но темп развития понимания речи окружающих все еще опережает умение говорить. На третьем году жизни у ребенка появляются попытки улучшить свое произношение, он активно повторяет слова за взрослыми. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в речи используют практически все части речи, быстро развивается активная речь детей. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. На третьем году жизни совершенствуются слуховые ориентировки. Ребенок начинает различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие и фонематический слух. Дети воспринимают все звуки родного языка, но в речи произносят их с большими искажениями.

Таким образом, речь как средство общения, позволяет ребенку свободно владеть языком в различных жизненных ситуациях, помогает контактировать в социуме со взрослыми и детьми. Для успешного овладения речью, малышу необходимы целенаправленные занятия, и педагогам надо использовать соответствующие методики и программы развития.

1.2. Особенности кумулятивной сказки и возможность ее использования как средство речевого развития детей

Кумулятивной (рекурсивной) или цепевидной сказкой называют такую, в которой диалоги и все действия повторяются и происходят по ходу сюжета. Такие повествования чаще всего основаны на характерной рифме. Многие из таких сказок – это исторические ,древние произведения фольклора. Независимо от места происхождения все кумулятивные сказки – это истории, имеющие похожую структуру.

Российский фольклорист Пропп В.Я., собирал и описывал самобытность кумулятивной сказки. Он первый в своих работах решил описать индивидуальное построение историй с последовательным, повторяющимся сюжетом.

Действие таких сказок, которые целиком основаны на обрисованном принципе действий называют − кумулятивными. Независимо от формы пересказа и описания, постановка кумулятивных сказок очень проста, и состоит из трех частей: из экспозиции, кумуляции и финала. Экспозиция – небольшое событие или обычная жизненная ситуация: бабка печет колобок, дед сажает репку и. т. д. Завязкой такое начало не может быть названо, так как действие развивается извне, а не изнутри, и во многом совершенно неожиданно и случайно. В этой неожиданности и заключается главный художественный эффектов кумулятивных сказок.

Принципы построения кумулятивной сказки очень разнообразны. Иногда композиция выстраивается в последовательном появлении разных гостей. Есть замечательные сказки, где действует


целый ряд обменов. В основе всех действий лежат разные по своему виду и сути диалоги. Повторение , по которой идет закручивание сюжета, бывает весьма разной. Подобная сказка «Петушок подавился», опять можно заметить целый ряд повторений. В самом начале курица торопится за водой к реке. Туда ее послал Петушок. Затем, Река посылает курочку к липе за листочком. Далее, дерево - за нитками к девке, а та ее – за молоком к корове, и т.д. Понять принцип какие персонажи и за какими предметами отправят курочку дальше совершенно неизвестно, и логику в сказке никто не ищет, и не требует. Цепь действий кумулятивных сказок может быть построена на ряде обменов.

Такое может происходить от худшего к лучшему, а в некоторых, напротив, от лучшего к худшему. Например, история «За курочку уточку», в которой ведется рассказ о том, что лиса потребовала за пропавшую курочку (она ее съела сама) гусочку. Затем лиса постоянно менялась , и так дошла до лошади.

Такой закрученный сюжет сказок, который построен на появлении друг за другом героев или гостей, относиться к кумулятивным. Например , к бабе с мужиком просится в сани заяц, а затем и лиса,и волк. Последний нежеланный гость – медведь. Он разваливает сани. Далее описывается , как приставучую и хитрую козу, которая стала жить в избушке маленького зайчика, выгоняли волк, кабан, бык и медведь. А получилось это у комара, пчелы и ежа.

Особый вид кумулятивных сказок -это такие, где построены цепочки из людей или животных. Например, серые волки залезают пирамидой для того, чтобы съесть портного, который сидит на дереве.

Хитрый портной грозит, что нижнему волку от него достанется более всего.

Зверь испугался и убежал, а все стоящие на нем волки упали. Имеется ввиду группа кумулятивных сказок, где есть цепочка людей, огорчающихся впустую. Здесь герои кумулятивных сказок начинают совершать нелепые поступки. Например, рвут книги или звонят в колокола и т.д.

Кумулятивными сказками принято считать и такие, в действиях которых лежат бесконечные диалоги. В сказке «Хорошо да худо» говорится о том, что плохо от того, что уродился горох очень редкий. При этом хвалятся, какой он и т.д. Связи особой между повествованиями здесь не наблюдается. Сюжетные картинки в таких повествованиях однотипные и как правило соединяются друг с другом. Смысл подобных сказок вовсе не в ее композиции, а в удивительном контрасте причин и их следствий, а также в причудливости зависимости и связях. Ироническими нотки слышны во всех монологах. Такой незатейливый замысел сказки подчеркивает складная речь. Фразы героев очень короткие. Так, в сказке «Заяц, лиса и петух» лиса выгоняет зайчика из избушки. Ему готовы помочь все герои сказки. Звери, каждый спрашивают, о чем же плачет зайчик. Он отвечает одинаковыми фразами для всех. Звери по сюжету поочерёдно подходят к избушке и пытаются выгнать лису, и каждый из этих зверей произносит одну и ту же фразу. Они требуют: «Поди, лисица, вон!». На что лиса им отвечает так же одинаково: «Полетят клочки по закоулочкам…» Повтор сюжетных действий сопровождается присоединением новых подробностей.

Кумулятивные сказки, где действующие лица животные, несут в себе очень много движений, энергии, действия. Все это очень положительно воспринимается детьми. Стремительно и быстро в сказках о животных развивается сюжет, при этом их содержание заставляет ощущать у ребенка чувство реально происходящих событий . Действия сказки веселят детей, активизирует их душевную суть. В кумулятивных сказках есть и грусть и печаль. Такие переходы в них довольно контрастны. Каждый зверь в кумулятивных сказках характеризуется каким-нибудь метким словом или характерным прозвищем, обычно в рифму: мышка-норушка, мушечка-тютюрушечка, ящерка-шерошерочка, лягушка-квакушка и т.д. Для детей эти сказки становятся любимым развлечением. Они начинают вводить в свою речь новые, острые и яркие словечки, скороговорки и т.д.

По своей форме исполнения есть две разновидности сказок. Первые читаются спокойно и медленно. Вторые сказки можно назвать формульными, в них применяется формула, схема, которая четко делит текст на оформленные одинаково повторяющиеся синтаксические звенья.

В них предложения очень коротки и однотипные. Необыкновенные истории для детей младшего дошкольного возраста рассказываются спокойно и медленно. При нарастании событий наблюдается одновременно с нагромождением слов и повтором всех предыдущих фраз. В таком повторении и есть неповторимость и непосредственность рекурсивной сказки. Ведь смысл рассказывания скрывается в красочном художественном мастерстве рассказчика. Поэтому кумулятивный закрученный сюжет в сказках оформлен нередко стихами и рифмой. Такие сказки знакомят детей с обычаями, укладом русской жизни, родной природой, и таким образом воспитывается любовь к Родине.

Полноценное и своевременное формирование речи у дошкольника – одно из главных условий нормального развития ребенка. Стимуляцией к звукоподражанию как раз и служит кумулятивная сказка. Стимулирует своей простотой, повторением упрощенных звуков, а потом и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу.

Роли кумулятивной сказки в умственном и речевом развитии детей многогранны. Начиная от развития фантазии и заканчивая развитием правильной речи. На доступном, простом языке сказка учит детей жизни, рассказывает о победе добра над злом. Знакомя с кумулятивной сказкой, мы закладываем основы развития речевой деятельности и развиваем внутренний мир ребёнка, а также, способность понимания окружающего мира и действительности. Те дети, которые испытывают некоторые трудности в понимании обращенной речи, оказываются тоже способными воспринимать простой сюжет кумулятивной сказки. Повторение помогает ребенку снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути героя к его завершению. Процесс игры в сказку – способствует активизации всех сторон речи детей: и словаря, и совершенствованию звуковой стороны речи, и грамматического строя, а также, диалогической и монологической речи. Расширение словаря кумулятивная сказка стимулирует за счет повторяющихся слов, а также, за счет слов, обозначающих предметы (имена существительные: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.), действия (глаголы: съесть, стряпать, поймать и т.д.) признаки (имена прилагательные: круглый, румяный, злой, хитрый, добрый). Количественный рост словаря выражается в поэтапном усвоении новых слов, так как язык сказки образный, яркий, легко запоминающийся. Во всех в них встречается много ласкательных слов, повторов.

Выводы по главе I

«Речевое развитие» согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования - это владение речью как средством общения и культуры; Это и развитие речевого творчества; и развитие звуковой и интонационной культуры речи, и фонематического слуха; Так же знакомство с детской литературой, книжной культурой, и понимание на слух текстов разных жанров детской литературы. Все это является как предпосылками обучения грамоте, обогащением активного словаря. Способствует развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи.

У ребенка, процесс становление речи – это сложный и достаточно длительный процесс, в ходе которого ребенок, с одной стороны, учится самостоятельно воспроизводить нужные звуки, а потом объединять их в слоги и слова, добиваясь понимания своей речи со стороны окружающих, а с другой стороны самостоятельно понимать обращенную к нему речь окружающих.

Речь в младшем дошкольном возрастном периоде характеризуется интенсивностью развития. Уникальность периода состоит в том, что маленький ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне – именно поэтому дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития речи.

Можно сделать вывод, что младший дошкольный возраст –это период с особой восприимчивостью к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к интонационным характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.

ГЛАВА II СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУМУЛЯТИВНОЙ СКАЗКИ И ЭЛЕМЕНТОВ НЕЙРОГИМНАСТИКИ 2.1.Изучение особенностей речевого развития контрольной и экспериментальной группы детей

Для выделения структуры речевого развития дошкольников необходимо было провести мониторинг, как необходимую процедуру, позволяющую проанализировать реальное состояние речевого развития детей, оценить его качество и эффективность, а также отследить динамику речевого развития. Полученные в ходе мониторинга результаты необходимо было проанализировать, и затем спроектировать дальнейшую деятельность по решению задач речевого развития детей с учетом их возможностей, потребностей, интересов.

Исследование проводилось январе-феврале 2022 года в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В исследовании принимали участие 32 ребенка из группы №21 ГБОУ Школа №1290 Дк-2 в возрасте 3 – 4 лет, по 16 человек в каждой группе. Мониторинг проводился в условиях группы, во время самостоятельной деятельности детей в привычной для них обстановке, доброжелательно и непринужденно в форме игры. Условия проведения мониторинга соответствовали требованиям ФГОС ДО №1155 от 17.10.2013, нормам СанПиНа от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" и содержанию программы «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования.» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2019). Для определения уровня развития речи была выбрана «Методика выявления развития речи дошкольников» Сохина Ф.А. и Ушаковой О.С. В данной методике подобраны материалы по педагогическому мониторингу, направлены на выявление речевых умений и навыков [1].

Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком, беседа не превышала 15 минут. Все задания давались детям в интересной, интонационно выразительной форме. При правильном ответе показывалось при помощи мимики и жестов одобрение, оказывалась всяческая поддержка; в случае затруднения не показывалось ребенку, что он не справился, а просто самостоятельно давался ответ, но в протоколе отмечали как невыполнение задания.

Детям задавался вопрос при рассматривании знакомых игрушек или предметов, а если применялись задания без наглядности, то их значение было ранее известно детям. Все вопросы задавались в логической последовательности, этим объясняется неполнота формулировки в некоторых случаях.

Оценка всех заданий выражается в количественном количестве в бальной системе. Такая условность количественных оценок из-за высказывания разной полноты и правильности, но помогает выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III – (низкий).

За правильный ответ данный ребенком самостоятельно оценивался в 3 балла, 2 балла получал ребенок, который допустил незначительную неточность. Если ребенок отвечал по наводящим вопросам и уточнениям взрослого, повторял за ним слова, показывал непонимание задания, ставился 1 балл.

При анализе результатов мониторинга выявлено, что на констатирующем этапе исследования дети экспериментальной группы имеют следующие результаты: показатели высокого уровня речевого развития отмечены у 4 детей, что составляет 25% от числа детей экспериментальной группы. Для данных детей характерно использование в речи простых распространенных и сложных предложений, всех частей речи, развернутая фразовая речь, наличие правильно грамматически оформленных предложений.

Показатели среднего уровня речевого развития - 5 детей, это составляет 31,25% от числа детей экспериментальной группы. Дети используют при ответах развернутую фразовую речь, предложения простые, но затрудняются строить простые и сложные предложения. Предложения строятся на уровне перечисления предметов и действий, наблюдается ограниченность словаря действий и признаков.

Показатели низкого уровня речевого развития - 7 детей, что соответствует 43,75% от числа детей экспериментальной группы. Эти дети понимают речь, но испытывают затруднения в простом построении предложений, стараются помогать себе жестами и словами-заменителями. В общение по собственной инициативе не вступают, стараются строить простые конструкции предложений из 2 – 3 слов, все высказывания остаются на уровне перечисления предметов и действий. Эти дети, как правило, не дают названия геометрических форм размеров, основных цветов, частей предметов (Рис. 1). Уровень речевого развития экспериментальной группы детей (констатирующий этап исследования) представлен в Таблице Б.1 (Приложение Б).

t1664203144aa.gif

Рис.1 - Уровень речевого развития экспериментальной группы (констатирующий этап)

На констатирующем этапе исследования дети из контрольной группы показали следующие результаты:

Показатели высокого уровня речевого развития - 3 ребенка, что составляет 18,75% от числа контрольной группы детей. Эти дети правильно употребляют простые грамматические формы, при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже. Все звуки произносят четко, не сокращают и не упрощают слоговую структуру, нет замещений. Проявляют активность в общении, понимают инструкцию с первого раза.

Показатели среднего уровня речевого развития - 6 детей, что составляет 37,5% от числа контрольной группы детей. Они правильно употребляют простые грамматические формы при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже, но пропускают и заменяют предлоги. Если звук в разных словах произносится по-разному дети, то, как правило, заменяют такие звуки более простыми по артикуляции. Ребенок хорошо идет на контакт со взрослым, так как им необходима помощь в виде подсказок, они практически не пользуются невербальными средствами общения.

Низкий уровень речевого развития констатировался у 7 детей, что соответствует 43,75% от числа контрольной группы детей. Для данной группы характерно отсутствие навыка словообразования и словотворчества.

Отмечаются многочисленные замены и смешения звуков, нарушение произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих. Дети не проявляют активности и инициативности в общении со взрослыми и сверстниками, речь невыразительная. Уровень речевого развития контрольной группы детей (констатирующий этап исследования) представлен в Таблице В.1 (Приложение В).

t1664203144ab.gif

Рис.2 - Уровень речевого развития контрольной группы детей

(констатирующий этап)

Таким образом, больше половины детей младшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы показали низкий и средний уровень речевого развития, что свидетельствует о необходимости создания для детей данной группы специальных психолого-педагогических условий, способствующих речевому развитию.

2.2. Этапы работы по развитию речи дошкольников младшего возраста при использовании кумулятивной сказки

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что работа по профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений, является основополагающей. Как выше было сказано, наиболее эффективным средством для речевого развития в младшем дошкольном возрасте является кумулятивная сказка. Для детей младших возрастных групп необходим комплекс мероприятий, направленный на речевое развитие в процессе ознакомления их с кумулятивной сказкой.

На первом этапе работы для занятий необходимо провести отбор литературного материала.

Для отбора кумулятивных сказок необходимо учитывать следующие критерии: доступность понимания сказки детям данной возрастной группы, разнообразие сюжетов, особенности структуры и содержания кумулятивных сказок, лексическая выразительность. Под данные критерии отбора для работы с детьми подходят следующие сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Петушок подавился», «Заюшкина избушка» и т.д.

На втором этапе необходимо провести анализ развивающей предметно-пространственной среды группы, так как от ее наполняемости зависит правильное развитие ребенка дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда способствует максимальному развитию индивидуальности ребенка, с учетом его интересов, уровня активности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает полноценную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.

В «Уголке книг» необходимо представить любимые детские кумулятивные сказки и иллюстративный материал. Организовывая предметно-развивающую среду, необходимо учитывать возможность установления контакта детей с сверстниками и с педагогом, необходимо создать условия в соответствии с желаниями, настроениями, возможностями детей, которые будут позволять детям свободно играть одновременно не мешая друг другу.

Наиболее эффективное воспитательное воздействие несет правильная организация предметно-развивающей среды. Она стимулирует познавательную, речевую, двигательную и иной активности детей. Так как у детей младшего дошкольного возраста внимание неустойчивое, а память непроизвольная, то для удержания внимания необходимо использовать всевозможные формы работы и применять разные методы и приемы.

Третий этап - непосредственно занятия.

2.3. Методы и приемы, применяемые на занятиях

В ходе занятий можно активно использовать следующие методы и приемы:

наглядный метод - это

рассматривание иллюстраций; простые инсценировки;

просмотр видео; оформление выставки рисунков и поделок;

словесный метод - это

чтение произведений;

вопросы, обращенные к детям по содержанию;

пересказ;

заучивание;

прослушивание аудиозаписей;

игровой метод - это

инсценировка;

дидактические игры;

театральные игры;

использование пальчикового театра.

метод нейрогимнастики - это система специальных упражнений (гимнастика мозга помогает выявлять скрытые способности ребенка и помогает расширить границы возможности его деятельности).

В работе с детьми при ознакомлении с кумулятивной сказкой применяются такие приемы, которые должны помогать детям понять и лучше усвоить текст, тем самым знакомить и обогащать их речь новыми словами, которые дают новые знания об окружающем их мире;

вводим новые слова – этических оценок поступков героев;

объясняем непонятные детям слова, которые услышали в тексте;

повторяем многократно текст в игровой форме;

используем разнообразные формы работы с детьми

динамически акцентируем на фрагментах текста;

используем наглядные пособия.



Принципы работы со сказкой:

Принцип осознания. Довести до детей осознание причинно-следственных связей; понимание детьми роли каждого персонажа. Необходимо показать детям причинно-следственную связь, показать, как одно событие плавно вытекает из другого.

Принцип множественности. Необходимо понимание того, что одно и тоже событие, действие могут иметь несколько значений и смыслов. Для этого необходимо показать одну и ту же ситуацию из сказки с разных сторон.

Принцип связи с реальностью. Каждая ситуация из сказки доводит до детей перед определенный жизненный урок. Для соблюдения данного принципа необходимо проработать ситуацию из сказки с позиции того, как сказочный урок будет использован детьми в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. Дети, знакомясь с кумулятивными сказками, закрепляют знания через различные формы взаимодействия.

2.4. Введение элементов нейрогимнастики в процессе развития речи у детей

Самым главным и волнующим вопросом для меня стал: «Как же ускорить процесс становления и развития речи детей?».

Это побудило к поиску дополнительных методик решения проблемы. В итоге я решила остановиться на методике образовательной кинезиологии – нейрогимнастики (гимнастики для мозга).

Метод гимнастики для мозга подходит для развития высших психических функций и у нормотипичных детей, у детей с ОВЗ, а также у одаренных детей. При помощи специально подобранных упражнений организм ребенка начинает координировать работу правого и левого полушарий и развивать взаимодействие тела и интеллекта. Каждое такое упражнение возбуждает отдельный участок мозга и способствует включению механизма объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием гимнастики мозга в организме начинаются положительные структурные изменения. Пластичность нервных процессов, сила, равновесие, подвижность, происходит на более высоком уровне. Усовершенствуется восстанавливающая и координирующая роль нервной системы.

Гимнастика мозга помогает выявлять скрытые способности ребенка и помогает расширить границы возможности его деятельности. Нейрогимнастика — это система упражнений, которая подходит любому возрасту. Особенно актуально применение таких упражнений у детей с проблемами в развитии речи.

Цели:

Развитие комиссур (межполушарных связей);

Развитие мелкой моторики;

Развитие скрытых способностей;

Развитие памяти, внимания, мышления и речи.

Очень важно точно выполнять элементы упражнений, поэтому необходимо обучить каждого ребенка. Постоянные занятия помогут улучшить ряд физических показателей, например, выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, ловкость рук и кистей. Дети учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также, подобные упражнения улучшают эмоциональное настроение, делают ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, выявляют его творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности.

В своей работе я использовала комплекс упражнений для гимнастики мозга , каждое из которых имеет свою конкретную цель,

Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж);

Упражнения, позволяющие улучшать возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга);

Упражнения, позволяющие улучшать контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

2.5. Примеры систематизации работы в течение месяца (4 недели) 2.5.1. Неделя первая

Работа с детьми по развитию связной речи в процессе ознакомления с кумулятивной сказкой «Колобок».

Цели занятия:

Развивать умение правильно использовать средства интонационной;

выразительной стороной речи;

Обогащать словарный запас детей прилагательными: добрый, веселый, смелый, круглый, румяный, непослушный, серенький, пушистый, большой, неуклюжий, косолапый, страшный, серый, злой, хитрая, рыжая, игривая, ласковая;

Стимулировать проявления речевой активности при решении трудных ситуаций;

Развивать умение у детей правильно использовать средства интонационной выразительности речи.

В Таблице 2.1 описаны методические рекомендации по проведению различных видов деятельности с использованием нейрогимнастики на первой неделе.



Таблица 2.1 - Методические рекомендации по проведению различных видов деятельности с использованием нейрогимнастики на первой неделе

В течение недели для достижения поставленных задач в разнообразных видах деятельности дети знакомятся с героями сказки, рассматривают иллюстрации, проигрывают и проговаривают содержание сказки «Колобок».

Понедельник

Рассматривание иллюстрации по сказке рассматривание, знакомство с персонажами

Используем «дыхательные» и «глазодвигательные» упражнения

Вторник

Игры с героями сказки «Колобок»

Рисование двумя руками:

1. круг (колобок)

2. волнистая линия (дорога по лесу)

Среда

Чтение кумулятивной

сказки «Колобок»

1.Дыхательные упражнения

2.Упражнения отстукивание ритма

Четверг

Беседа по сказке «Колобок»

Рассматриваем «наложенные или зашумленные изображения героев сказки»

Пятница

Хоровое проговаривание загадок, скороговорок о героях (персонажах)

Упражнение «Память»

Для развития слухо-речевой памяти. Взрослый посылает ребенка, например, в магазин и просит запомнить все предметы что надо купить. Начинают игру с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество.



2.5.2. Неделя вторая

Работа с детьми по развитию связной речи в процессе ознакомления с кумулятивной сказкой «Репка».

Цели занятия:

Развивать за счет звукоподражаний словарный запас ребенка, а также, изучать имена существительные (кошка, собака, указательные слова, местоимения и служебные части речи (вот, это, тут, там, где, да, нет);

Побуждать к самостоятельному использованию ребенком в речи усвоенных слов;

Развивать речевое общения не только со взрослым, но и со сверстниками и использовать первичные средства общения (жесты, мимика, действие и пр.);

Обучать детей употреблению существительные в именительном падеже в единственном и множественном числе, и употребление предлогов (за, впереди, над, под).

В Таблице 2.2 описаны методические рекомендации по проведению различных видов деятельности с использованием нейрогимнастики на второй неделе.



Таблица 2.2 - Методические рекомендации по проведению различных видов деятельности с использованием нейрогимнастики на второй неделе

В течение недели для достижения поставленных задач в разнообразных видах деятельности дети знакомятся с героями сказки, рассматривают иллюстрации, проигрывают и проговаривают содержание сказки «Репка».

Понедельник

рассматривание репки,

беседа по содержанию

Используем «дыхательные» и

«глазодвигательные» упражнения

Вторник

Рассматривание иллюстрации к сказке «Репка»

Рисование двумя руками

1. овал (лист репки)

2. круги разных размеров на убывание (герои)

Среда

Чтение

кумулятивной сказки

«Репка»

Упражнения отстукивание ритма:

(1-1.1)

(1-1.1.-1.1.1) как приходят герои и т.д.

Четверг

Обыгрывание сказки «Репка» с коллективным проговариванием

Рассматриваем «наложенные или зашумленные изображения героев сказки»

Пятница

Индивидуальная работа по заучиванию сказки «Репка»

1. Упражнение «память»

2.Упражнение «части тела» (показ вслепую на себе, затем открыв глаза –показ на педагоге)


2.5.3. Неделя третья

Работа с детьми по развитию связной речи в процессе ознакомления с кумулятивной сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

Цели занятия:

Развивать у ребенка умения вслушиваться в речь взрослого;

Расширять и обогащать словарный запас за счет глаголов имен существительных;

Развивать слуховое внимание, фонематический слух и зрительное внимание (включить занятия по рассматриванию иллюстраций и узнаванию изображенных героев);

Развивать умение вслушиваться в речь взрослого.

В Таблице 2.3 описаны методические рекомендации по проведению различных видов деятельности с использованием нейрогимнастики на третьей неделе.

Таблица 2.3 - Методические рекомендации по проведению различных видов деятельности с использованием нейрогимнастики на третьей неделе

В течение недели для достижения поставленных задач в разнообразных видах деятельности дети знакомятся с героями сказки, рассматривают иллюстрации, проигрывают и проговаривают содержание сказки. «Петушок и бобовое зернышко».

Понедельник

Беседа «Знакомство с домашними животными. (уделить внимание героям сказки), их значение»

Используем «дыхательные» и

«глазодвигательные» упражнения

Вторник

Рассматривание иллюстрации к сказке «Петушок и бобовое зернышко»

Рисование двумя руками

1. Овал (бобовое зернышко)

2. Дорожка (как бежали)

Среда

Среда – дидактическая игра «Покажи сказочного персонажа»

Рассматриваем наложенные или зашумленные изображения героев сказки

Четверг

Чтение кумулятивной сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Упражнение «Отстукивание ритма»

Пятница

индивидуальная работа -

заучивание текста по ролям сказки Репка»

Упражнение «Право-лево»

Дети взрослый стоят напротив друг друга. Дети повторяют за взрослым его движения. Например, правой рукой за правое ухо, левую руку положить на плечо, ногу вперед и т.д.


2.5.4. Неделя четвертая

Работа с детьми по развитию связной речи в процессе ознакомления с кумулятивной сказкой «Теремок».

Цели занятия:

1.Необходимо развивать умение описывать животных и называть их характерные признаки;

2.Необходимо научить употреблять окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным:

лягушка – (что сделала?) прискакала, а зайчик – (что сделал?) прискакал,

лисичка - (что сделала?) прибежала, а волк – (что сделал?) прибежал;

3. Научить строить ролевой диалог, согласовывать действия ребенка с другими героями сказки.

В Таблице 2.4 описаны методические рекомендации по проведению различных видов деятельности с использованием нейрогимнастики на четвертой неделе.

Таблица 2.4 - Методические рекомендации по проведению различных видов деятельности с использованием нейрогимнастики на четвертой неделе

В течение недели для достижения поставленных задач в разнообразных видах деятельности дети знакомятся с героями сказки, рассматривают иллюстрации, проигрывают и проговаривают содержание сказки «Теремок».

Понедельник

Рассматривание иллюстрации. Играем в игры, лото «изобрази животное», «покажи животное»

Используем «дыхательные» и

«глазодвигательные» упражнения

Вторник

Рассматривание, знакомство, игры героями сказки «Теремок»

1.Рисование в воздухе двумя руками сверху-вниз - зигзаг

2.Рисование снизу-вверх

-Руки впереди широко расставлены и сходятся наверх (как треугольник)

Среда

Чтение кумулятивной сказки

«Теремок»

Используем «дыхательные» и

«глазодвигательные» упражнения

Четверг

Беседа по сказке «Теремок»

Упражнения «Право-лево»

Пятница

Дидактическая игра «Опиши героя сказки»

Рассматриваем наложенные или зашумленные изображения героев сказки


Перед проведением работы, составлялся план занятий и учитывалось, что необходимая и правильная учебная нагрузка для детей младшей дошкольной группе 15 минут (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"); учитывались индивидуальные особенности и темперамент каждого ребенка, их увлечения, чтобы найти подход к каждому и заинтересовать процессом; учитывалось, то что для детей данного возраста планируемая деятельность должна быть замотивирована (использовались музыкальные и игровые приемы, появление сюрпризов, посылок), а также необходимо было включить моменты, которые способствовал эмоциональной разрядке (нейрогимнастика, релаксация, музыка). Вся организованная деятельность проводилась в игровой форме, что бы дети максимально хорошо реагировали на разработанный комплекс мероприятий, сами проявляли инициативу, задавали вопросы по теме, с интересом изучали иллюстрации, внимательно слушали сказки.

Примерный план-конспект по чтению художественной литературы по сказке «Колобок» представлен в Приложении Г.

Итак, при в процессе проведения систематической работы в процессе ознакомления с кумулятивной сказкой с применением нейрогимнастики происходило речевое развитие всех сторон речи. Данное направление работы способствовало речевому развитию детей младшего дошкольного возраста. Благодаря особенностям кумулятивных сказок и применение методов нейрогимнастики, а также, благодаря применению разнообразных педагогических приемов, дети обогащали словарь прилагательными, глаголами, существительными, местоимениями и служебными частями речи, так же развивали фонематический слух и память.

2.6. Сравнительный анализ полученных результатов

Для контрольного (повторного) изучения речевого развития детей младшей группы дошкольного отделения после окончания опытно-экспериментальной работы с детьми экспериментальной и контрольной группы был проведен повторный мониторинг уровня речевого развития. Во время работы использовались те же методики, которые применялись в начале исследования.

Анализируя результаты мониторинга экспериментальной группы, можно констатировать, что показатель высокого уровня развития речи у 6 детей, что составляет 37,5%, от числа экспериментальной группы детей, 7 человек показали средний уровень, то есть 43,75% от числа экспериментальной группы детей. Низкий уровень развития речи - у 3 детей, что соответствует 18,75% от числа экспериментальной группы. Результаты мониторинга уровня речевого развития экспериментальной группы детей представлены на Рисунке 3.

Уровень речевого развития экспериментальной группы детей (контрольный этап исследования) представлен в Таблице Д.1 (Приложение Д).

t1664203144ac.gif

Рис. 3 - Уровень речевого развития экспериментальной группы

(контрольный этап исследования)

По результатам контрольной группы было выявлено, что показатели высокого уровня речевого развития у 4 детей, что составляет 25% от числа контрольной группы детей, показали среднего уровня - 6 человек детей, что составляет, 37,5% от числа контрольной группы детей. Шесть человек показали низкий уровня речевого развития составляет 7,5% от числа контрольной группы.

Результаты мониторинга уровня речевого развития контрольной группы детей представлены на Рисунке 4.

Уровень речевого развития контрольной группы детей (контрольный этап исследования) представлен в Таблице Е.1 (Приложении Е).

t1664203144ad.gif

Рис. 4 - Уровень речевого развития контрольной группы детей (Контрольный этап)

При проведении сравнительного анализа данных на констатирующем и контрольном этапах в экспериментальной группе выяснилось, что количество детей с показателями высокого, среднего и низкого уровня изменилось. Так, количество детей с показателями низкого уровня было 25% на констатирующем этапе исследования, а на контрольном этапе исследования стало 18,75% детей. Количество с показателями среднего уровня на констатирующем этапе было зафиксировано 31,25% детей, на контрольном этапе исследования – 43,75%. С показателями высокого уровня было 25% на констатирующем этапе исследования, а на контрольном этапе исследования стало 37,5% детей.

У детей наблюдаются незначительные положительные изменения в формировании фонематического восприятия, словарного запаса, связной, монологической речи. Остались проблемы в формировании звукопроизношения и грамматически правильном построении предложений. Результаты сравнительного анализа речевого развития экспериментальной группы представлены на Рисунке 5.

t1664203144ae.png

Рис.5 - Сравнительный анализ речевого развития экспериментальной группы

При сравнительном анализе результатов на констатирующем и контрольном этапе в контрольной группе незначительно изменилось количество детей с высокого и низкого уровня, а показатели среднего уровня не изменились. Так, количество детей с показателями низкого уровня было 43,75% на констатирующем этапе исследования, на контрольном этапе исследования стало 37,5% детей. С показателями высокого уровня на констатирующем этапе было 18,75% детей, на контрольном этапе исследования стало 25%.

Таким образом, можно констатировать то, что в контрольной группе практически не наблюдается положительной динамики, так как только у 2 детей изменились показатели речевого развития. Один ребенок стал соответствовать среднему уровню речевого развития (был низкий), а другой стал соответствовать высокому уровню (был средний). Все остальные показатели речевого развития детей остались без изменений.

Сравнительный анализ речевого развития детей контрольной группы представлен на Рисунке 6.

t1664203144af.png

Рис.6 - Сравнительный анализ речевого развития детей контрольной группы

В результате проведенной работы, исследований и диагностики, можно сделать вывод о том, что разработанный комплекс занятий с использованием кумулятивных сказок и введение на занятиях элементов нейрогимнастики способствует речевому развитию детей младшего дошкольного возраста. У детей данной группы наблюдаются незначительные изменения в формировании фонематического слуха, незначительное увеличение словарного запаса, связной речи, но к сожалению, остаются проблемы в формировании звукопроизношения. Дети стали активнее интересоваться книгами, иллюстрациями в них, внимательно слушать художественные тексты. Так же отмечается более четкая речь детей, увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи. Детям еще трудно выполнять задания, направленные на развитие связной речи и звукопроизношения, что связано с их возрастными особенностями. Причина малых положительных показателей является то, что работа велась непродолжительное время, но, несмотря на кратковременную работу, данные исследования свидетельствуют об эффективности проведенной индивидуальной и групповой работы.

Выводы по главе II

Анализ проведенной работы позволяет сделать вывод, что особенности кумулятивной сказки с элементами нейрогимнастики могут использоваться в качестве средства для речевого развития детей. На констатирующем этапе исследования для определения уровня развития речи была выбрана и применена «Методика выявления развития речи дошкольников» Сохина Ф.А. и Ушаковой О.С. В данной методике представлены материалы по педагогическому мониторингу, который направлен на выявление речевых умений и навыков. Проведенный мониторинг показал, что у детей младшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы низкий уровень речевого развития, что свидетельствует о необходимости создания в группе дошкольного отделения ГБОУ Школа №1290 специальных психолого-педагогических условий, которые будут способствовать речевому развитию детей младшего дошкольного возраста. Для детей экспериментальной группы был применен комплекс мероприятий, направленный на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с кумулятивной сказкой применением элементов нейрогимнастики. Данный комплекс мероприятий проводился в течении 4 недель. В процессе работы ставились речевые задачи, которые решались посредством использования кумулятивной сказки, были подобраны различные формы, методы и приемы, а также упражнения «Гимнастики мозга» адаптированные для детей данного возраста. Комплекс проводился в свободное время от образовательной деятельности, дети с интересом изучали героев сказки, рассматривали картинки, рисунки, беседовали, слушали сказку, проговаривали чистоговорки и обыгрывали запоминающиеся, повторяющиеся места в сказке. Для повторного изучения речевого развития детей младшего дошкольного развития после окончания опытно-экспериментальной работы был проведен повторный мониторинг. Использовались те же методики, которые применялись в начале исследования. Проведенный комплекс мероприятий способствовал незначительным изменениям в формировании фонематического восприятия, словарного запаса, связной, монологической речи. Остались проблемы в формировании звукопроизношения, в грамматически правильном построении предложений и самостоятельному составлению сказок. Так же отмечается увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи. Дети лучше усваивают лексические и грамматические формы, но им еще трудно выполнять задания, направленные на развитие связной речи и звукопроизношения, что связано с их возрастными особенностями.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что работа с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений, является основополагающей.

Развитие речи в младшем дошкольном возрасте оказывает на ребенка огромное значение на всю его последующую жизнь, поэтому его речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни, так как речь - это их важнейшее средство в развития личности ребенка в целом. А также правильное пользование речевыми навыками является одним из главных условий становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития. В данном исследовании было выяснено, что использование в работе с детьми особенностей кумулятивной сказки помогает ребенку в игровой форме овладевать звуковой культурой речи, грамматическим и лексическим ее строем, структурой связного высказывания. Для детей младшей группы был разработан и использован комплекс мероприятий, направленный на речевое развитие в процессе ознакомления их с кумулятивной сказкой. В работе использовалась нейрогимнастика, адаптированная для детей данного возраста. Данные проведенного исследования свидетельствуют о результативности занятий. Использование особенностей структуры и содержания кумулятивной сказки и нейрогимнастики в процессе различных форм взаимодействия с детьми будет способствовать их речевому развитию, экспериментально доказана. Причиной незначительных изменений является, то что работа велась непродолжительное время.



Приложение Б - уровень речевого развития экспериментальной группы детей (констатирующий эксперимент)

В Таблице Б.1 представлен уровень речевого развития экспериментальной группы детей (констатирующий эксперимент)

Таблица Б.1 - уровень речевого развития экспериментальной группы детей (констатирующий эксперимент)

Имя

Баллы

Уровень речевого развития

1

Полина Б.

28

Низкий

2

Софья Б.

33

Средний

3

Михаил Б.

56

Высокий

4

Анастасия Б.

51

Высокий

5

Андрей Б.

27

Низкий

6

Виктория Г.

35

Средний

7

Валерия Г.

29

Низкий

8

Роман Г.

26

Низкий

9

Камилла Ж.

55

Высокий

10

Дмитрий И.

44

Средний

11

Тимур К.

35

Средний

12

Евгений К.

30

Низкий

13

Артем К.

25

Низкий

14

Ярослав Л.

55

Высокий

15

Ольга М.

35

Средний

16

Злата М.

30

Низкий



Приложение В - уровень речевого развития контрольной группы детей (констатирующий эксперимент)

В Таблице В.1 представлен уровень речевого развития контрольной группы детей (констатирующий эксперимент)

Таблица В.1 - уровень речевого развития контрольной группы детей (констатирующий эксперимент)

Имя

баллы

Уровень речевого развития

1

Анна М.

29

Низкий

2

Полина М.

53

Высокий

3

Артем М.

41

средний

4

Алиса П.

32

Низкий

5

Елизавета П.

34

Низкий

6

Иван С.

33

средний

7

Валерия С.

31

Низкий

8

Алиса С.

35

Средний

9

Александр Т.

30

Низкий

10

Михаил У.

56

Высокий

11

Семен У.

42

Средний

12

Павел Ш.

40

Средний

13

София Щ.

32

низкий

14

Лев Я.

45

Средний

15

Антонина Я.

50

Высокий

16

Захар Я.

33

Низкий




Приложение Г - план-конспект по чтению художественной литературы по сказке «Колобок»

Тема: Речевое развитие

Цель: Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством кумулятивной сказки «Колобок» с использованием на занятии элементов нейрогимнастики.

Задачи:

Развитие интонационной выразительности в речи.

Обогащение словарного запаса детей.

Воспитание интереса к художественной литературе и к книгам в целом.

Словарная работа:

обогащение словаря детей прилагательными: круглый, румяный, непослушный хитрый, веселый, смелый, пушистый, длинноухий, косолапый, серый, злой, хитрая, ласковая.

В Таблице Г.1 представлен план-конспект по чтению художественной литературы по сказке «Колобок».

Таблица Г.1 - план-конспект по чтению художественной литературы по сказке «Колобок»

Часть занятия

Педагог

Дети

Вводная часть

1.Создание атмосферы эмоционально-эстетического восприятия

Звучит музыка «Песенка Колобка» В: «Что за мелодия? Как вы думаете, из какой она сказки? Колобок-это кто?

Выслушиваются ответы детей, обобщаются высказывания.

Слушают песенку, отвечают на вопросы.

«Замесила тесто на сметане, скатала колобок»

Давайте покажем, как бабка колобок месила. (круговые движение руками)

круговые движения руками


В: «Колобок какой формы? (круглый)

Давайте найдем в нашей группе предметы круглой формы.


«Круглый»


Дети ходят по группе, находят мячи разного цвета. Каждый берет по 1 мячику

У каждого из вас мячик, какой он формы? (Круглые как Колобок)

«Круглые как Колобок»

Давайте покажем, как бабка колобок скатала. (катание мячик между ладонями)

Потом Бабка изжарила Колобок в масле и положила на окошко остудить. Значит Колобок какой был? (горячий)

Что бы он остыл, надо подуть, давайте покажем, как мы можем сильно дуть.

делают движения в соответствии с показом

Основная часть

1.Чтение сказки «Колобок»

В: Посмотрите, что это за книга? Как выдумаете, для чего она? Как надо слушать сказку?

Давайте я вам прочитаю сказку «Колобок», и мы узнаем, что с ним произошло. (надо читать с выражением так, чтобы дети радовались, когда колобок убегал, огорчались, когда лиса его перехитрила.

Отвечают


слушают сказку





выражают эмоции

Дает время для обмена эмоциями и впечатлениями.



Уточняет, что говорили Колобку герои (заяц, волк, медведь) при встрече с ним.

«Колобок, Колобок! Я тебя съем!»

«А что сказала лиса, когда увидела Колобка?»




Отвечают на вопросы

«Колобок! Какой ты румяненький и пригоженький!» - похвалила его. А Колобок не понял лисьей хитрости. Как закончилась их встреча? («А лиса его –ам!-и съела»)

Давайте покажем, какая лиса.

Отвечают на вопросы

Выполняют движения в соответствии с показом

Физкультминутка (зрительная гимнастика)

Ходит рыжая лиса

Щурит хитрые глаза.

Смотрит хитрая лисица,

Ищет, чем бы поживиться.

Пошла лиса на базар,

Посмотрела весь товар.

Захотела колобка,

Побежала в лес она.

Выполняют движения в соответствии с показом

Заключительная

часть

Завершая занятие, педагог показывает детям картинки и рисунки к сказке «Колобок». Показывает книги про Колобка, просит внимательно их рассмотреть их, показать рисунок, который понравился больше всего и рассказать почему.

Отвечают




Приложение Д - уровень речевого развития экспериментальной группы детей (контрольный этап исследования)

В Таблице Д.1 показан уровень речевого развития экспериментальной группы детей (контрольный этап исследования).

Таблица Д.1 - уровень речевого развития экспериментальной группы детей (контрольный этап исследования)

Имя

Общее кол-во баллов

Уровень речевого развития

1

Полина Б.

30

Низкий

2

Софья Б.

56

Высокий

3

Михаил Б.

58

Высокий

4

Анастасия Б.

56

Высокий

5

Андрей Б.

36

Средний

6

Виктория Г.

45

средний

7

Валерия Г.

30

Низкий

8

Роман Г.

45

средний

9

Камилла Ж.

55

Высокий

10

Дмитрий И.

48

средний

11

Тимур К.

52

Высокий

12

Евгений К.

30

Низкий

13

Артем К.

28

средний

14

Ярослав Л.

55

Высокий

15

Ольга М.

35

средний

16

Злата М.

44

Средний




Приложение Е - уровень речевого развития контрольной группы детей (контрольный этап исследования)

В Таблице Е.1 представлен уровень речевого развития контрольной группы детей (контрольный этап исследования).

Таблица Е.1 - уровень речевого развития контрольной группы детей (контрольный этап исследования)


Имя

Общее кол-во баллов

Уровень р.р.

1

Анна М.

30

Низкий

2

Полина М.

52

Высокий

3

Артем М.

42

средний

4

Алиса П.

32

Низкий

5

Елизавета П.

40

средний

6

Иван С.

33

средний

7

Валерия С.

31

Низкий

8

Алиса С.

35

средний

9

Александр Т.

30

Низкий

10

Михаил У.

55

Высокий

11

Семен У.

43

средний

12

Павел Ш.

40

средний

13

София Щ.

32

Низкий

14

Лев Я.

49

Высокий

15

Антонина Я.

50

Высокий

16

Захар Я.

33

Низкий





Приложение Ж – Упражнения с элементами нейрогимнастики

В Таблице Ж.1 представлены рекомендованные упражнения с элементами нейрогимнастики (дыхательные, глазодвигательные, самомассаж).

Таблица Ж.1 - рекомендованные упражнения с элементами нейрогимнастики (дыхательные, глазодвигательные, самомассаж)

Разминка –упражнения прыжки на месте с поворотом на 90° по сигналу: хлопок –прыжок. Прыжки выполняем сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Дыхательные упражнения

(улучшают ритмы организма, развивают самоконтроль и произвольность. Развивают умение контролировать дыхание

Развивают самоконтроль над поведением)

«Травинка на ветру» сидя на полу

Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Взрослый поясняет: «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется к земле (вдыхая, наклонить туловище вперёд, Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться к исходному положению, потянуться вверх)».

«Тянемся к солнышку»
Ребёнку предлагают встать у стены, касаясь её пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Сделать вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание. Представить, что он кончиками пальцев рук пытается дотронуться до солнышка. При этом необходимо тянуться вверх телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. На начальном этапе освоения упражнения взрослый должен дать почувствовать ребёнку ощущение от вертикальной растяжки тела, слегка потянув его вверх за руки.

«Цветок»

Из положения стоя с опущенными руками легким движением поднимать руки в стороны и вверх. поднимаясь на мысочках (вырос цветок) -глубокий вдох носом. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки («распустился цветок») -выход ртом как будто через трубочку.

сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Задержать дыхание. Выдохнуть с сильным, открытым звуком, а-а-а (чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о)

самомассаж

Пассивный массаж можно сделать с помощью разнообразных контрастных средств (щеточки, мягкие шарики, ткани различной фактуры)

Пальчиком можно чертить круговые линии, вертикальные, горизонтальные (по показу) далее растираем каждый пальчик начиная с мизинца. Это упражнение хорошо сочетать с потешкой типа «Сорока-белобока»

На последнем этапе можно применять механическую гимнастику для рук прибегая к помощи маленьких твердых шариков с шипами в сочетании с игровой ситуацией по сказке

«Массаж ушных раковин» Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками

Глазодвигательные упражнения

(Расширяют поле зрения, улучшают восприятие.

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения.

Стимулируется работа головного мозга)

Глаза смотрят прямо пред собой. Начинается отработка движений глаз по четырём основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); к себе (сведение глаз к центру) и от себя.

В начале освоения этих упражнений ребёнок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребёнка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырём основным направлениям (вправо-влево-вверх-вниз) Можно постепенно подключать движения языка (глаза и язык вправо и т.д.).

Взрослый «рисует в воздухе» перед ребенком различные вертикальные, горизонтальные и кривые линии, фигуры –ребенок должен постараться повторить и нарисовать (можно вместе с педагогом или самостоятельно)

Упражнения общего комплекса:

Упражнение «Память-1»

Для развития слухо-речевой памяти. Взрослый посылает ребенка, например, в магазин и просит запомнить все предметы что надо купить. Начинают игру с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно меняться ролями: взрослый отправляется в магазин. а ребенок перечисляет что надо купить.

Упражнение «Память-2»

Педагог показывает несколько движений,дети должны повторить эти движения как можно точнее и в той же последовательности.

Упражнение «Кто лишний?»

Предложить ребенку выделить слово или героя в ряду. Например:

- Косолапый, коричневый, большой, длинноухий.

- Колобок, бабка, дед, внучка



Упражнение «Летели две птички»

Педагог поет песенку: «Летели две птички, птички невелички. пролетали мимо. почесали спины. Летели, летели, на (головку) сели». Птички садятся на разные части тела. Педагог называет части тела правильно, а показывает их неправильно. Например, «На головку сели», а показывает плечо. Дети должны выполнить упражнение правильно, так как говорит педагог.

Упражнение «Запретное движение»

Педагог показывает детям различные движения. Дети их повторяют, но по по предварительной договоренности одно движение делать нельзя. Дети должны его пропустить. (например, прыгать).

Рисование

Дайте ребенку в руку карандаш (или фломастер):

1.Предложите нарисовать круг на середине листа одной рукой.

2. Предложите нарисовать круг на середине листа другой рукой.

3. Предложите нарисовать круг на середине листа двумя руками.

*Можно предложить нарисовать овал, волнистую линию.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации