12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия125
6

Использование технологии сторителлинг как эффективное средство развития связной речи у старших дошкольников с ЗПР.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР


КУПРИЯНОВА Ю.А.

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида»

г.Муром


Современный мир предъявляет к человеку высокие требования, которым он должен соответствовать для достижения положения в обществе и определенного социального статуса. Поэтому даже маленькому ребенку в дошкольный период необходимо научиться многому. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, описывая портрет выпускника детского сада, одним из важных качеств, которое должно быть сформировано у ребенка к школе, считает «овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется речевому развитию. Особое место в этой работе отводится развитию связной речи, которая является источником полноценного познания окружающего мира.

Недостаточный уровень развития связной речи в дошкольном возрасте приводит к тому, что ребенок не может практически применить накопленный им языковой материал (словарный запас, грамматический строй речи), то есть полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. 

Особенно актуальной эта проблема становится для детей с задержкой психического развития, поскольку формирование данной стороны речи у них осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Для них является более доступной, простой диалогическая речь и сложной - монологическая. Это связано с особенностями развития психических процессов (память, внимание, воображение).

Организация коррекционного обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. 

С этой целью в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР может быть использована такая технология, как сторителлинг. Автор ее – Дэвид Армстронг. Слово storytelling переводится с английского как «рассказ историй».  В оригинале истории придумываются с опорой на ключевые слова. Для детей же с ЗПР необходима зрительная опора, поэтому для них предлагаются кубики с картинками на гранях.

Такая игра помогает детям научиться умственному восприятию и переработке информации, развивает красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивает воображение, способствует раскрытию талантов и самовыражению.

Вариантов игры может быть несколько: начиная от составления предложения до придумывания необычных историй.

Для того, чтобы организовать игру понадобится только набор кубиков, которые очень просто изготовить самостоятельно из картона или обклеив готовые пластмассовые.

Игра «Составь предложение».

В основе игры кубики, на гранях которых изображены:

1 кубик – существительные;

2 кубик – изображения действий;

3 кубик – цифры;

4 кубик – цвета;

5 кубик – геометрические фигуры.

Игра начинается с броска двух первых кубиков. Ребенок отвечает на вопросы «Что это? Что делает?», объединяя в простое предложение выпавшие картинки, уточняя, бывает ли такое. Затем постепенно добавляются в процесс игры остальные кубики, позволяющие дать характеристику предмета (цвет, форма и количество) и распространить составленное предложение.

Либо ребенок может остановиться на этапе словосочетаний, составляя их в разных вариациях: предмет + цвет, предмет + количество, фигура + цвет, фигура + количество, предмет + действие, предмет + форма; предмет + количество + форма, предмет + цвет + форма, форма + цвет + количество.

После освоения данного варианта можно переходить к более сложному.

Игра «Придумай историю».

Суть игры в том, что бросив кубики на стол, ребенок начинает историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., собирая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек его внимание. 

Количество кубиков не ограничено. Игрок может бросить сразу все кубики или доставать их по одному.

В игре могут принимать участие и несколько игроков. При этом первый участник круга историй (из всех, кто участвует в сочинении сказки) бросает первый кубик, чтобы по выпавшему рисунку определить сцену, на фоне которой будут происходить события. Затем другой участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так далее, пока сказка не будет окончена.

Одним из вариантов игры является «Сказка за 5 ходов», в которой участник должен успеть придумать как можно более развернутый сюжет, используя только 5 ключевых моментов.

Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия с детьми с задержкой психического развития. Данная технология позволяет найти подход и заинтересовать любого ребенка.

Дети охотно участвуют в придумывании историй. При этом если на начальном этапе им требуется направляющая помощь педагога, то в дальнейшем они переходят к самостоятельной игре. Причем, часто дети начинают использовать кубики и в свободной деятельности, устраивая целые соревнования.

Коррекционно-развивающая работа, сочетающая в себе традиционные методы и средства обучения с нетрадиционными инновационными, такими как технология сторителлинга, позволяет сделать процесс формирования у дошкольников с ЗПР связной речи более эффективным.


Используемая литература


Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2002 г. – 144с. 

Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. – СПб, 1992 г.

Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1990 г., - №6.

Минченок Н.М. Сторителлинг - новый метод в детском саду - Статус доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/12/17


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.