Кураторский час.
Типы, формы, тематика и организация.
Касаясь такого понятия как кураторский час, прежде всего, необходимо дать обобщенное понятие.
Кураторский час (час куратора учебной группы) – это форма воспитательной работы куратора в учебной группе, при которой студенты принимают активное участие в специально организованной деятельности, которая формирует у них систему отношений к окружающему миру.
Мы, преподаватели ССУЗов, являющиеся кураторами, проводим такую работу как внеаудиторную. И наши кураторские часы – наиболее распространенная форма организации фронтальной или интерактивной воспитательной работы. Мы специально организовываем это ценностно-ориентированную деятельность, так как она продолжает формировать у студентов систему отношений к окружающему миру.
Наши кураторские часы – замечательное время для общения куратора со студентами учебной группы. Можно использовать разнообразные приемы, средства и способы взаимодействия.
Кураторские часы выполняют много функций:
просветительскую – у студентов расширяется круг знаний, которые не нашли отражение в учебных программах; это может быть разнообразная информация, например, о межличностных отношениях, культуре общения, здоровом образе жизни, важности двигательной деятельности и т.д. – объектом обсуждения может стать любое явление или событие.
ориентирующую – у студентов продолжают формироваться ценностные ориентации, отношение к окружающему миру, событиям в нем; продолжается становление иерархии материальных и духовных ценностей; такая функция помогает молодым людям оценивать явления, происходящие в жизни;
направляющую - происходит переход теоретических знаний в область практики; возможно направить студентов на реальные практические дела;
формирующую – у студентов продолжают развиваться навыки осмысления и оценки своих поступков, самих себя; молодые люди продолжают развивать умения вести диалоги, строить выказывания, аргументировать свое мнение; за счет разнообразия деятельности укрепляются отношения в студенческой учебном коллективе.
Чаще всего кураторский час одновременно выполняет все четыре функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует студентов. Когда мы определяем цели наших кураторских часов, целесообразно отразить эти функции.
Что качается типологизации кураторских часов, то в дидактической литературе мы можем встретить следующую классификацию:
Типы кураторских часов:
информационный;
тематический;
интеллектуально-познавательнй;
нравственный.
В информационном кураторском часе целью может являться формирование у студентов сопричастности к событиям и явлениям общественной жизни, жизни своего города, населенного пункта; студенты могут применить свое знания по истории, обществознанию, у них формируется отношение к происходящему, развиваются исследовательские умения.
Тематический кураторский час обычно развивает кругозор студентов, способствует духовному развитию, формированию интересов и духовный потребностей.
Интеллектуально-познавательный кураторский час способствует именно развитию познавательных интересов студентов, позволяет развивать умения осмыслить свои индивидуальные возможности, пробудить стремление к самосовершенствованию.
Нравственный кураторский час просвещает студентов с целью выработки у них собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; происходит изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений, критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и однокурсников; продолжается развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку и уважать чужую, и др.);
Формы кураторского часа.
Формой является внешнее выражение какого-либо содержания. Формы кураторского часа многообразны:
собрание (в том числе экстренное);
беседа (нравственная, этическая);
диспут;
встреча с интересными людьми;
викторина по различным областям знаний;
КВН;
игра-путешествие;
сюжетно-ролевая игра;
экскурсия;
конкурс;
тематическая лекция;
музыкальная гостиная;
квест
заочное путешествие;
праздник;
акция;
читательская конференция
В моей педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения кураторских часов:
1) дискуссия (диспут) – студенты вовлекаются в обсуждение поставленной проблемы, вырабатываются умения анализировать факты и явления, отстаивать свою точку зрения с аргументами, слушать и понимать иное мнение, позицию;
2) сюжетно-ролевая игра — форма коллективной творческой деятельности, позволяющая студентам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры; варианты проведения ролевых игр: инсценированный суд, пресс-конференция, спрашивали — отвечаем, инсценировка литературного произведения и т.д.;
3) устный журнал — форма расширения и углубления знаний студентов об истории, культуре, жизни людей и т.д.; заранее определяются количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами студентов;
4) социально-культурный проект — это самостоятельное исследование студентов различных социально-значимых проблем и создание социально-значимого продукта; в ходе кураторского часа могут использоваться элементы проектной деятельности;
5) музыкальная гостиная – в учебных группах очень много творческих студентов, которые готовы поделиться с ребятами своим творчеством, рассказать о своих увлечениях.
В нашем колледже кураторские часы проводятся примерно один раз в две недели. Каждый кураторский час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы. Однако традиционная структура кураторского часа включает:
вступительную часть
основную часть
заключение
Такая структура позволяет проследить логику проведения кураторского часа. Во вступлении преподаватель формулирует проблему. Но проблема может быть также определена и самими студентами на основе актуализации их личностного опыта – заданий, активизирующих воспоминания, воображение, интуицию. В основной части происходит обсуждение, а в заключении - принятие решения.
Организация кураторского часа начинается с психологической подготовки студентов к серьезному разговору. Важную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Аудитория, в которой будет проводиться кураторский час, должна быть чисто убрана, проветрена. Можно написать тему на интерактивной доске вместе с вопросами для обсуждения. Но можно создать интригу, подвести студентов к самостоятельной формулировке темы.
Посадка студентов может быть различной:
традиционный способ размещения;
Если принимать во внимание возможности организации коллективного взаимодействия студентов в процессе кураторского часа, легко заметить, что вместо того, чтобы высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, студент автоматически налаживает визуальный и речевой контакт с куратором и адресует свою речь только ему. Такое расположение студентов в учебной аудитории имеет многовековую историю и тесно связано с методической стороной учебной работы, традиционно осуществляемой в условиях классно-урочной системы. Эта схема жестко закрепляет главенствующее положение преподавателя. Каждый студент направлен на него и ограничен в возможностях взаимодействия с другими студентами учебной группы. Возможность видеть лишь затылки, а не лица друг друга, существенно сдерживает возможности взаимного участия каждого из студентов в равноправном диалоге. Результаты воспитательной деятельности могут оказаться скромными.
нетрадиционные способы размещения:
семинар – куратор стремится разнообразить характер совместной деятельности студентов и прибегает к числу университетских изобретений: расположение парт напоминает университетские семинары; такой способ действенен для коллективного обсуждения, происходит эффект новизны, повышается уровень взаимодействия студентов, ощутимо возрастает их активность – механизм социального взаимодействия работает очень интенсивно;
Один из вариантов посадки «семинар»:
И опять легко заметить, что такая организация пространства значительно более демократична. Каждый участник видит всех или почте всех, может общаться со всеми, все видят его и могут общаться с ним. Каждый может высказаться и быть услышанным не только преподавателем, но и всеми участниками кураторского часа. Однако, место педагога здесь по-прежнему выделено особо. Уже способ размещения указывает на то, что педагог здесь – глава, он ведет коллективное обсуждение. Следовательно, сама организация пространства подчеркивает его особую, доминирующую роль. Поскольку большинство студентов сидят к преподавателю боком, они чувствуют себя явно более раскованно, чем при традиционном размещении.
семинар-1 – способ посадки, сходный, но не идентичный предыдущему – педагоги (студент-спикер) уже не доминирует, он здесь не «главный», а «равный среди равных»; при желании роль ведущего или арбитра может быть им сыграна, но она не подчеркивается самой организацией пространства.
Такой вариант размещения студентов очень результативен в смысле эффективной организации совместной деятельности. При коллективном обсуждении проблемы такой вариант размещения студентов на кураторском часе создает максимально благоприятные условия для взаимодействия. Студенты уже не ощущают псевдозащищенности от того, что сидят боком к преподавателю, возникает большая дисциплинированность и ответственность каждого.
Вариант способа посадки «семинар-1»:
Если в течение кураторского часа предполагается работа в паре, то возможные следующие способы расположения:
работа в паре
Стулья студентов, поставленные строго напротив друг друга, в процессе взаимодействия непременно смещаются относительно центральной линии (один вправо, другой влево). В итоге оказывается, что подростки непроизвольно садятся не напротив друг друга, а со смещением. Видимо, в размещении напротив завуалировано присутствует направленность на некоторую агрессию, которая не требуется в ситуациях взаимного обучения, но может прорываться в дискуссиях. Когда паре ставится задача на кооперацию (выполнение совместной работы), студентам, как оказалось, комфортнее сидеть рядом, а не напротив, пусть даже со смещением.
Для работы в небольшой группе (три-четыре студента) действуют те же закономерности, что проявляются при взаимодействии в паре. Все зависит от того, какую совместную деятельность выстраивает преподаватель: идет ли речь о кооперации или о конкуренции.
учебный турнир
Если предполагается конкурентное взаимодействие, то один из самых продуктивных способов – деление учебной группы на две равные по количеству студентов подгруппы. Для этого разрабатывается особая организация и методика проведения. В таком случае моделируется ситуация группового состязания, которое интересно и эффективно – у каждого участника есть собственное мнение по обсуждаемой проблеме. Обычно преподаватель выясняет, кто какой точки зрения придерживается и объединяет по данному принципу студентов. Педагог может быть спикером, либо уступить эту роль одному из студентов, которого другие участники группы будут, как правило, воспринимать как лидера, вне зависимости от его социального ранга в коллективе. В ходе таких коллективных дискуссий в каждой из двух групп непременно выявляются свои лидеры, что естественно. Любопытно, что при данном размещении студентов лидеру группы вообще не требуется специально отведенное место. Он вынужден постоянно перемещаться за спинами товарищей, чтобы вести консультации с каждым и иметь возможность управлять действиями группы.
размещение для работы в небольшой группе;
Такой вариант взаимодействия студентов также потребует своего способа организации пространства. Возможные варианты:
- деление студенческой группы на 5-6 человек – у всех одинаковая информация, но для работы каждому студенту дается только определенная часть общей темы;
- группа садится за один стол (несколько составленных вместе столов);
- студент знакомит других членов группы с тем, что он изучил, со своим собственным опытом, знаниями - чтобы усвоить всё, члены группы должны послушать каждого.
Варианты кооперации студентов во время кураторского часа:
1) совместно-индивидуальная: студенты вначале действуют обособленно, индивидуально, и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общего продукта; при таком варианте кооперации важен план – его может предложить преподаватель, а может разработать группа в начале кураторского часа;
2) совместно-последовательная: результат, полученный одним участником становится предметом деятельности второго, затем третьего, четвертого и далее.
3) совместно-взаимодействующая: согласование действий студентов на всех этапах деятельности: от планирования и проектирования до завершения (получения окончательного продукта).
Взаимодействие может быть организовано:
- в парах;
- в небольших группах (три-четыре человека);
- в группах по пять-шесть человек;
- в относительно крупных группах (вся учебная студенческая группа).
Опытный куратор старается не затягивать кураторский час, закончить его до того, как студенты почувствуют сильную усталость, но обычно такие мероприятия могут длиться и более часа, если рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого студента.
Эффективный кураторский час всегда будет включать в себя следующие компоненты:
целевой;
содержательный;
организационно-деятельный;
оценочно-аналитический;
В рамках целевого компонента студенты могут усваивать принятые ценности, нормы, образцы поведения. В содержательном компоненте тему определяет либо педагог, либо студенты.
Содержательный компонент может быть определен и подготовлен как преподавателем, так и студентами курируемой им группы. При выборе содержания кураторского часа внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации.
В организационно-деятельном компоненте часто единственным организатором деятельности и общения выступает куратор, взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал преподаватель. Но в то же время, организационно-деятельный компонент может предполагать то, что студенты являются полноправными организаторами кураторского часа – происходит участие и заинтересованность каждого студента учебной группы, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический подразумевает оценку результативности кураторского часа обогащение жизненного опыта студента, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Подготовка кураторского часа.
У каждого куратора есть свои «секреты» успешности кураторского часа, однако важную роль играет подготовительный этап. Подготовка данного мероприятия может строиться по следующему плану:
определение темы разговора со студентами.
Час общения — это совместное творчество куратора и курируемых. Для того чтобы студенты ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении кураторского часа, но и в определении тем часов общения. Обсудить с ребятами круг интересующих их вопросов, «собрать корзину проблем» и с учетом пожеланий сформулировать тематику кураторских часов.
формулировка целей, задач кураторского часа.
Необходимо составить план (сценарий), совместно со студентами подобрать необходимый материал, наглядные пособия, музыкальное сопровождение, возможна презентация по теме; дать конкретные задания студентам для предварительной подготовки (если это предусмотрено сценарием); определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, студентов других курсов.
проведение кураторского часа;
анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Тематика кураторских часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах кураторов. К планированию целесообразно привлечь студентов и их родителей.
Типичные ошибки при проведении кураторского часа:
Дублирование начала занятия, затянутость по времени.
Чтобы избежать такой ошибки и эффективно переключить студентов на внеучебную деятельность, можно использовать сюрпризность в организационном моменте. Очень хорошо в этом качестве «работают» загадки, проблемные вопросы, игровые моменты, звукозаписи. Положительно сказывается изменение организации студентов (расположение студентов, кооперация/конкуренция), переход в другое помещение, (музей колледжа, библиотеку, музыкальный зал).
Активность педагога при частичной или полной пассивности студентов.
Однообразие методов – только беседа или рассказ. 3.
Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения.
Создание учебной атмосферы занятия.
Назидательность.
Интересно, что воспитательный эффект выше, если студенты максимально активны в течение кураторского часа. В их активизации первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от обычного учебного занятия. Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!»
Игнорирование заключительной части.
Часто она сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?». Рекомендуется использовать задания тестового характера в привлекательной для студентов форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов. Куратор рекомендует студентам применять приобретенного опыта в их личной жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых студенты могут применить полученные на кураторском часе умения или информацию. Студенты могут давать советы, рекомендации своим близким.
Анализ кураторского часа:
совместный анализ преподавателя с воспитанниками (рефлексия);
педагогический анализ:
Почему? Зачем? - потребности, особенности, интересы.
Что? – цель.
Как? – методы, формы работы.
Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние студентов.
Удачи, трудности.
И что мы с этого имеем? - результат, продолжение работы.
Советы по проведению классного часа (от предметной информации к оценке информации; от общих оценок к развернутым суждениям).
Внимание к выступлениям студентов, акцент на важных моментах, размышления вместе с воспитанниками, совместный поиск решений проблемы.
Учет психологических особенностей восприятия материала студентами.
Притча «Лавка возможностей» «Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов. И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: - Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
Кураторский час играет большую роль в жизни студентов. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение куратора группы со студентами учебной группы с целью содействия формированию, развитию студенческого коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Горбачёва Марина Юрьевна
Калягина Ирина Владимировна
Галина Владимировна
Калягина Ирина Владимировна
Панов Егор Игоревич
Калягина Ирина Владимировна