Статья «Формы и приемы организации сотрудничества в обучении»
Клычева Елена Николаевна
Учитель начальных классов МБОУ «Школа№16»г.Рязани
Формы и приемы организации и сотрудничества в обучении
Душевное здоровье и эмоциональное благополучие является необходимым условием успешности любой деятельности. Чаще неблагополучие возникает у детей в сфере общения, поэтому так важно научить сотрудничеству.
С первых моментов формирования культуры общения надо учить слушать говорящего доброжелательно и отзывчиво. Лучше начинать с работы в малых группах, которая помогает воспитанию в детях самоуважения, снимает чувство тревожности у неуверенных в себе детях.
В классе, когда идет обсуждение в группах, не будет абсолютной тишины, но дети должны уметь работать, чтобы не мешать друг другу, уметь останавливать свои разговоры, когда учителю необходимо что-то сказать для всего класса. Для тренинга в подчинении сигналам « тишина», «обсуждение в полголоса» можно провести игру «Пчелы». Один звонок - опасность, все замолкают, два звонка – все спокойно, пчелы тихо жужжат и собирают нектар, три звонка - летит трутень, пчелы громко жужжат, прогоняют его.
Важно с первых уроков показать ребятам, что учитель ждет от них не пассивного слушания и копирования его действий, а критичности и способности делать по-своему. В качестве тренинга используется прием «ловушки» - нерешаемые или некорректно составленные задачи, сознательные ошибки учителя.
Во время работы в группах может возникнуть спор участников. Чтобы он не перерастал в конфликт, вводятся правила: выслушивать каждого, не перебивая, высказывать свое согласие или несогласие в доброжелательной форме, приводить аргументы. Во время фронтальной работы постоянно использовать эти правила, тренировать детей, спрашивать «Кто согласен?» «Кто думает по-другому?» «Почему не согласен?» «Как можешь это доказать?»
Сильнейшим стимулом собственной деятельности может стать обучение другого. Коллективная работа строится на работе в парах сменного состава. Ученик после знакомства с новой информацией сразу передает свои знания другим, закрепляя это новое знание или умение.
Изучение табличного умножения и деления.
Составляются учителем (а могут это сделать и ученики) карточки с примерами. Каждый работает со своей карточкой, решают и проверяют друг друга в паре. Потом поочередно работают в паре с другими и добиваются безошибочных и быстрых ответов.
Взаимные диктанты.
Переходя к работе в другой паре, ученик берет карточку своего соседа и диктует новому партнеру диктант, который сам писал.
Работа с вопросниками.
Учитель определяет тему, ученики читают правила и формулируют вопросы. Лучшие отбираются и записываются. Составляется вопросник, по которому дети готовятся и проверяют друг друга.
Решение задач.
Учитель дает образец работы с задачей в паре. Алгоритм, вопросы выносятся на доску. Каждый решает свою задачу. После проверки учителем находит партнера. Если кто-то не может решить задачу даже с помощью наводящих вопросов партнера, то он записывает готовое решение, воспроизводя объяснение проверяющего. Слабому ученику иногда нужны образцы решения, чтобы потом уметь это делать самому.
В живом учебном процессе индивидуальная, групповая и коллективная работа постоянно чередуются.
Например, в парах проверяют знание правила, стихотворения, пересказ текста перед написанием изложения, взаимопроверка тетрадей по образцу на доске или образцу учителя, составление плана.
Пример работы в малых группах на уроках изобразительного искусства.
Тема «Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы»
Практическая работа - изображение русской деревни в природной среде.
1. Группы по 4 человека создают в технике аппликации образы избы, в техники бумагопластики колодец, забор, скамейки.
2. Отдельная группа на ватмане гуашью изображает пейзаж.
3. Составляется изображение деревни.
Тема: «Образ русских городов»
Практическая работа - выполнение объемных построек из бумаги по технологическим картам.
Группы по 4 человека. Каждая группа выполняет одну поделку, потом все постройки собираются в единую композицию.
Тема: «Народные праздники»
1.Дети в группах по 4 человека рисуют гуашью героев одного сюжета (на катке, у елки, на горке, взятие снежного городка, снежная баба) и вырезают фигуры людей.
2. Группе выделяется часть большого листа (такие работы удобно делать на обоях), и она её оформляет, наклеивая фигуры и прорисовывая гуашью фон.
На уроках внеклассного чтения ребята работают в группах по вопросам, составленным дома.
На уроке русского языка при обобщении знаний о правописании глаголов дети в группах должны вспомнить теоретический материал по своему заданию и составить на листе опорную схему и защитить ее перед классом.
Задания для групп:
· Не с глаголами
· Написание суффикса перед Л в глаголах прош.вр.
· -тся-, -ться-
· 1 и 2 спряжение
· Безударные личные окончания глаголов
· Неопределенная форма глагола
Тема: «Родной и иностранные языки».
Каждая группа получает таблицу с названием стран и карточки с названием языков. Надо распределить карточки. Результаты сравниваются и исправляются ошибки.
Выполнение упражнения по русскому языку.
Пиши глагол с «о», называя буквы, из которых выбираешь правильную. Выполняй все действия таблицы, вписывай личное окончание и отмечай орфограмму. Дети в группах поочередно работают с каждым словом, остальные слушают и записывают.
Пример групповой работы на уроках окружающего мира.
Тема: «Как образуются пещеры»
Каждая группа прорабатывает статью, разделив ее части между членами группы.
· Сталактиты
· Сталагмиты
· Образование пещер
· Чем удивительны пещеры
· Обитатели пещер
После индивидуальной работы каждый ученик выступает со своим вопросом перед группой. На этапе защиты работы к доске выходит представитель от группы. Учитель дает каждому один из вопросов статьи. Члены групп отвечают, тем самым показывают результативность работы группы.
Другой вариант.
Тема: «Ранимая тундра»
Задание для группы: прочитать указанные страницы и составить опорную схему, таблицу или конспект по указанной теме.
· Климат
· Особенности растений
· Составить цепи питания
· Жизнь людей в тундре. Заповедники.
Каждая группа выступает перед классом.
Пример использования коллективной работы (пары сменного состава)
Окружающий мир.
Темы: «Какие преобразования произошли в Советском Союзе. Годы священной войны»
1 урок. Распределение тем, инструктаж, индивидуальная работа.
Темы:
Что изменилось в хозяйстве страны.
Как жилось людям в Советском Союзе
Как началась Великая Отечественная война
Как была освобождена наша Родина
Как весь народ помогал одержать победу
Задание: прочитать статью, составить план по абзацам, к каждому абзацу придумать вопрос, выучить тему.
2 урок. Работа в парах ( каждый делает по две встречи: сосед рядом и впереди или сзади сидящий)
Задание: рассказать друг другу по плану свою тему, задать слушателю придуманные вопросы для контроля восприятия, переписать план, прочитать услышанную тему)
Подведение итогов: напротив каждой из трех тем в тетради поставить знак
+ (я знаю)
? (сомневаюсь)
- (не знаю, не помню)
Те ребята, которые хорошо объяснили свою тему другому, получают «5»
3 урок. Аналогично второму.
4 урок. Письменный контроль по всем темам.
Сегодня все актуальней становится проектная деятельность, в процессе которой развиваются самостоятельность и творческие способности.
В основе метода проекта направленность учебно -познавательной деятельности на результат, получаемый при решении практически или теоретически значимой задачи. Проектная деятельность наполняет смыслом деятельность детей.
В начальной школе по окружающему миру предлагается выполнить целый ряд проектов (Мой город. Моя семья. Красная книга родного края. Профессия моих родителей.) Результат оформляется в виде презентации или сборника.
Большие возможности для проектной деятельности во внеурочной работе. Для создания стенгазет ребята делятся на группы. Распределяются задания (сбор информации, подбор иллюстраций, оформление фона). Например: «Они были первыми» (День космонавтики), «Новый год в разных странах», ко дню Победы «Животные на войне», «Город-герой», «Дети и война», «Боевая техника», «120 –лет со дня рождения М.Лермонтова».
Проект «Космический город мечты». Целью было создание макета космического города, а это предполагало большую поисковую, исследовательскую и творческую деятельность.
Индивидуальные проекты «Экологические проблемы», «Их именами названы улицы нашего города. Герои Советского Союза», «Знаменитые рязанцы». Результатом работы были презентации.
Долгосрочные проекты творческого характера, цель которых выступление перед другими классами с просветительской задачей: Праздник Белых журавлей, литературно-музыкальная постановка к 120- летию со дня рождения М.Лермонтова. Организовывались группы: танцоров, чтецов, декораторов, исполнителей песен, сценаристов (собирали материал).
На уроках чтения проектная деятельность может быть использована при инсценировке художественных произведений. Например.
Социально-значимая задача: постановка пьесы Е.Шварца» Красная шапочка»
Планирование: распределение ролей, изготовление декораций и костюмов.
Реализация: репетиция в группах на уроках чтения, изготовление костюмов и декораций дома.
Результат: выступление перед классами в параллели.
Использование групповой и коллективной работы, проектной деятельности формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся, развивает общеучебные умения и навыки, формирует компетенции.
Людмила
Елена Клычева
Харитонова Ольга Петровна
Елена Клычева