Разработка занятия «Курение и алкоголь - свобода или зависимость»
Тема занятия: "Курение и алкоголь - свобода или зависимость"
Цель: Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным привычкам.
Задачи:
Расширение знаний о вреде курения и употребления спиртных напитков.
Воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье.
Формирование активной жизненной позиции.
Возрастная категория: учащиеся 5-6 классов.
Продолжительность мероприятия: 45 минут.
Оборудование: резиновая кукла, резиновая груша, стеклянная трубочка, кусок ваты, сигарета с фильтром, спички для опыта; карточки с изображением розы и сорной травы.
Оформление: плакаты и рисунки детей по теме.
Форма проведения: Беседа с элементами игры и выступлением учащихся.
Подготовительный этап: к классному часу учащиеся готовят рисунки, плакаты о вреде курения и распития спиртных напитков.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Классный руководитель: Здравствуйте, ребята. Желаю вам всем крепкого здоровья. Ведь здоровье – это главная ценность в жизни каждого человека. Его нельзя купить ни на какие деньги и богатства. Давно уже доказано, что здоровье нужно беречь с самого первого дня появления на свет.
Определение темы и целеполагание
- А что нужно для того, чтобы люди были здоровыми? (Люди должны заниматься спортом, правильно питаться, гулять на свежем воздухе …)
- Какие вредные привычки ухудшают наше здоровье? (Курение, алкоголь, наркотики)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего классного часа? Назовите цели и задачи. (Ответы учащихся)
Беседа по теме с элементом игры
- Классный час хотела бы начать со слов Л.Н. Толстого: «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.
- Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого?
- К чему призывает писатель?
- Какой же вред человеку приносят сигареты, вино и наркотики? (Ответы учащихся)
- Предлагаю послушать сообщение о вреде курения и употребления спиртных напитков.
Подготовленный ученик 1:
Курение – это зависимость от наркотика, имя которому никотин. По своей ядовитости никотин равен синильной кислоте – смертельному яду. Ученые подсчитали, что курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет. Все органы человеческого тела страдают от табака. В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Научно доказано, что курение вызывает 25 заболеваний. У курильщиков плохая память, плохое физическое здоровье, неустойчивая психика; они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы. От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, становясь пассивными курильщиками.
Для борьбы с курением принят закон «Об ограничении курения табака» в 2001 году.
Подготовленный ученик 2:
Алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни людей.
Порядка 20 % выпитого алкоголя поглощает желудок, все остальное отправляется в кишечник. Из желудка и кишечника алкоголь кровотоком распределяется по всему организму. Алкоголь очень вредный особенно для мозга и печени. Выводя продукты распада алкоголя, клетки печени серьезно страдают. Токсичные вещества запускают воспалительные процессы, вызывают рубцевание органа. Употребление спиртного приводит к повреждению стенок кишечника, из него болезнетворные микроорганизмы попадают в печень и поражают ее. Все эти негативные процессы «работают» на один общий результат – цирроз печени.
Спиртное крайне вредно для человеческого мозга. За счет большого количества кровеносных сосудов отравление этого органа происходит в 16 раз быстрее всех остальных частей тела. Поэтому после употребления так сильно болит голова. Сам механизм воздействия алкоголя на мозг пугает своей незамысловатостью: этиловый спирт вызывает гипоксию, клетки погибают и человек пьянеет. (clinichelp.ru)
Опыт «Курящая кукла»
- Ребята, предлагаю провести опыт.
Описание опыта: Кусочек ваты помещается в стеклянную трубочку. С одной стороны трубочки укрепляется резиновая груша, с другой – тлеющая сигарета. С помощью груши продувается воздух.
«Выкурив» таким образом сигарету, обращаем внимание детей на то, что вата изменила цвет, а концы трубочки стали коричневыми. Извлекаем вату, обращаем внимание детей, что осевшие на вате («лёгких» куклы) вещества – те самые токсины и яды, которые оседают в лёгких человека, приводя к тяжелым последствиям. Проходим по рядам и даем понюхать вату детям для усиления воздействия на учащихся.
- Итак, мы прослушали сообщения учащихся о вреде курения и употребления алкоголя, просмотрели опыт с «курящей куклой» и, думаю, поняли, что курение, распитие спиртного вредит нашему здоровью. А давайте разберемся в причинах, почему среди людей распространяется это зло? Почему некоторые подростки, зная, что все это опасно для их молодого организма, начинают пить и курить?
Возможные ответы учащихся:
-из любопытства;
-за компанию;
- стремление показать себя взрослым;
- слабая воля;
- нечем занять свой досуг;
- «покурю и смогу бросить»;
- наличие карманных денег и т.д.
- В молодости по глупости просто решили попробовать, но страшно, что всё это в будущем может перерасти в привычку – вредную привычку, от которого очень трудно будет избавиться.
Предлагаю вспомнить сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. На планете у Маленького принца были зловредные семена- семена баобабов, которые могли захватить всю планету. Каждое утро Маленький принц боролся с ними: выпалывал их, чтоб они не мешали расти розе.
- Можно ли баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек каждый день побеждает в себе? (Ответы учащихся)
- Вы правы, конечно, можно. И алкоголь, курение, а также наркотики – это наиболее опасные привычки человека. Даже один раз попробовав что-то, человек может попасть в зависимость, которая может обернуться большой бедой. Ни одна вредная привычка не вырабатывается так быстро, как дружба с дурманом.
Игра –упражнение «Сорняки и розы» (выполняется в микрогруппах по 4-5 человек)
Задание: на картинках с изображением розы написать полезные привычки, на картинках с сорной травой написать вредные привычки.
- Вывод: все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелегкое, нужно много трудиться над собой, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки могут сделать из своего хозяина настоящего человека.
Подведение итогов
- Итак, подведем итоги. Что мы изучали на сегодняшнем классном часе? Что мы поняли?
Сформулируем вместе главные выводы:
Алкоголь, курение, а также наркотики разрушают наш организм.
Все перечисленные вредные привычки приводят к неизлечимым болезням.
Они забирают свободу, человек становится их рабом.
Снижается физическая активность, раньше времени «уходит» красота и молодость.
Рефлексия
- Продолжите предложения:
1. Самым интересным на занятии для меня было……
2. Самым не интересным на занятии для меня было…
3. Мне не понравилось…..
4. Я был бы рад….