12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павкина Галина Геннадьевна1736
Работаю в МБОУ Школе №42 уже 24 года, до этого работала инженером-технологом на предприятии легкой промышленности. Люблю заниматься творчеством, создаю эксклюзивные вещи для себя и членов своей семьи.
Россия, Самарская обл., Самара
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»
3

Исследовательская работа учащегося Бризинова Михаила «Интернет–зависимость… Миф или реальность?»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 42

с углубленным изучением отдельных предметов»

городского округа Самара

Предмет: Психология, Информатика

П Р О Е К Т

на тему: Интернет–зависимость…

Миф или реальность?

Выполнил:

ученик 8 «Н» класса

Бризинов Михаил

Руководитель проекта:

Учитель технологии

Павкина Г.Г.

Самара

 2017 г. 


 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение. Описание проблемной ситуации 3

План работы. Цели, задачи проектирования 3

Исследование по проблеме 4–5

Влияние интернет–зависимости на здоровье подростков 6–8

Результаты социологического опроса 8–11

Обобщение информации по результатам исследований. 11–14

Оценка проекта 14

Заключение 14

Информационные источники 15

Приложения 16

Описание проблемной ситуации.

Безопасен ли компьютер для здоровья людей? Очень сложно сегодня представить свою жизнь без компьютера. Компьютеры применяются везде, где только возможно. Так ли безопасен компьютер для здоровья человека? Необходимо выяснить с помощью различных методик ситуацию с компьютерной зависимостью в нашей школе среди учащихся и учителей, и определить насколько сложна ситуация в этом вопросе.

План работы.

Цель проекта: Разработать рекомендации по определению у себя признаков интернет – зависимости и представить информацию в виде буклета.

Гипотеза:

Если проводить много времени в  Интернете, то можно утратить способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

Задачи:

Выяснить при помощи маркетингового исследования ситуацию с компьютерной зависимостью в нашей школе.

Составить анкету для изучения ситуации с компьютерной зависимостью.

Провести опрос на большом количестве подростков и взрослых.

Проанализировать результаты опроса и сделать выводы.

Изучить признаки, по которым определяется компьютерная зависимость у человека.

Найти информацию по изучению ситуации с компьютерной зависимостью.

Сопоставить результаты анкетирования и имеющуюся информацию и сделать выводы по результатам исследования.

Создать презентацию и буклет с рекомендациями для подростков и учителей, по отвыканию от современных гаджетов, и дозирование времени по их использованию.

Создать презентацию в Power Point представления работы.

Создать буклет в Publisher 2013 для раздачи участникам Дня проектов.

Исследование по проблеме

 

Наше поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Почему интернет–зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности? В своей работе я пытался определить наличие проблемы интернет–зависимости среди учеников нашей школы, основываясь на анкетированном опросе и социологических исследованиях.

Об интернет–зависимости впервые заговорили на Западе еще в середине девяностых годов прошлого века. Под интернет–зависимостью понимают непреодолимую тягу к нахождению во всемирной сети Интернет, характеризующуюся навязчивыми желаниями подключиться, и затем не выходить из нее.

Первыми признаками интернет–зависимости являются многочасовые ”общения” в чатах, ICQ, форумах, ”Одноклассниках” и ”Контактах”, азартные онлайн–игры и бесконечное ”изучение” всевозможных ”познавательных” интернет–сайтов.

По оценкам специалистов, интернет–зависимостью страдают приблизительно 5-10% пользователей глобальной сети. Учитывая, что возраст подавляющего большинства пользователей составляет 10 – 35 лет, проблема интернет–зависимости становится в один ряд с другими социальными проблемами молодежи.

Я выбрал эту тему, потому что эта проблема сейчас актуальна среди подростков. Любые виды зависимости у детей появляются очень быстро, в том числе — зависимость от телевидения, Интернета и компьютерных игр.

Все мы в своей жизни от чего-то или от кого-то зависим. Поскольку живем в обществе себе подобных и ежедневно поддерживаем свою жизнедеятельность всякими «внешними» продуктами, эмоциями, смыслами. Чем же нормальное обеспечение себя всякими нужными и полезными вещами — такими, как отношения с людьми, еда, питье, Интернет, — отличается от патологии зависимости?

Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен "зависимости от Интернета", или Интернет–аддикции.

Слово «зависимость» означает — навязчивую потребность, ощущаемую человеком и подвигающую его к определенной деятельности; нехимическая зависимость — аддикция, где объектом зависимости становится поведенческий стиль, или психологическая зависимость.

Интернет–зависимость — психическое расстройство: навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

Игровая зависимость — предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.

Поведенчески Интернет–зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off–line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on–line".

Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web–сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт).

Влияние интернет–зависимости на здоровье подростков

При работе на компьютере человек длительное время находиться без движения. Но если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок играющий на компьютере, проводит несколько часов, а то и весь день без движения. Такой режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка тем более.

Позвоночник и кости взрослого человека уже выработали определенное нормальное состояние – осанку, тогда как организм ребенка еще достаточно гибок и только начинает вырабатывать осанку. Отсутствие движения приводит к атрофированию мышц спины, брюшной полости, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, искривление грудной клетки, горбатость, а также различные заболевания позвоночника (грыжы, смещение дисков). Помимо этого, отсутствие движения при работе на компьютере влечет за собой – плохое кровообращение и ожирение сердца. Как результат – инсульты, инфаркты и одышка.

Также компьютер пагубно влияет не только на здоровье опорно–двигательной и сердечно-сосудистой систем, но и на зрительную систему человека, а тем более ребенка.

Компьютерные игры могут причинить и физический и психологический вред. Физический — нарушение сна и питания, ухудшение зрения. Психологический — отрыв от реальной жизни. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени — это опасно.

Молодой растущий организм особенно сильно подвержен негативному воздействию зрительных, а также нервно-эмоциональных нагрузок. Именно поэтому длительное сиденье за компьютером ведет не только к чрезмерному переутомлению детского организма, но в будущем может спровоцировать серьезные заболевания. Если вечером ребенок излишне возбужден, раздражителен и даже агрессивен, если он плохо засыпает и часто просыпается ночью, – это верный признак того, что его общение с компьютером необходимо строго ограничить.

Вообще, специалисты до сих пор однозначно не определились, сколько времени ребенок может проводить за компьютером. Обычно врачи рекомендуют ограничиться 1 часом в день.

Когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными.

Компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. (Кстати, многие из этих угроз связаны не только с компьютерами, но и с видеоиграми). Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отметим несколько факторов риска.

Сюда относятся:

проблемы провокации эпилептических приступов;

проблемы, связанные с электромагнитным излучением;

проблемы зрения;

проблемы, связанные с мышцами и суставами.

В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.

В детском возрасте игровая зависимость обычно развивается в отношении компьютерных игр. При этом такая полезная и необходимая вещь, как компьютер, таит в себе еще одну опасность — зависимость от него самого.

Специалисты в области интернет–зависимости особо выделяют увлечение общением on–line с друзьями по сети. Это опасно, поскольку может повлечь за собой желание заменить реальную жизнь, семью, друзей виртуальной жизнью, удовлетворяющей практически любым критериям.

Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.

Результаты социологического опроса.

Среди учащихся 5–11 классов был проведен опрос с целью определения зависимости учеников нашей школы от интернета по вопросам, представленным в Приложении №1: На основании проведенных исследований проведем анализ результатов анкетирования и полученные данные представим в виде диаграмм. В опросе участвовало 100 учащихся и учителей, 65 – женского и 35 – мужского пола. Большинство опрашиваемых были возрасте от 12 до 15 лет, что составило 65%, 24% – от 16 до 20 лет, и всего 9 учителей участвовали в социологическом опросе.

На вопрос: Сколько времени в день Вы тратите на посещение сайтов Интернета – получились следующие данные:

Вопрос о посещении сайтов выглядит на диаграмме таким образом:

Цели нахождения на сайтах у всех разные:

На вопрос о длительности отсутствия в сети, опрашиваемые ответили так:

О том, что интернет–зависимость существует, знает 97% реципиентов и только 3% не знают об этом факторе. А о своей зависимости от интернета ответили так:

Обобщение информации по результатам исследований.

В ходе обобщения информации о социологическом опросе мною были сделаны следующие выводы:

В целом интернетом пользуются все, большее количество до 4 часов в день.

Более 50% опрашиваемых используют интернет для общения в соцсетях.

Исходя из последних представленных диаграмм, мы можем сделать вывод о том, что большинство не считают себя зависимыми, хотя не могут не заходить на сайт или в интернет каждый день.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать факт того, что любому человеку сложно адекватно оценить свое поведение и поэтому многие, имея некую, даже не очень высокую интернет–зависимость, не могут признать этот факт. Поэтому я смело могу сказать, что моя гипотеза в ходе опроса подтвердилась и скорее всего если проводить много времени в  Интернете, то можно утратить способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

Далее я провел анализ информации о проводимых исследованиях по различным методикам. По этим данным большая часть Интернет–зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет–зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети.

Самым пагубным является то, что уходя от обычных межличностных отношений, человек замыкается в себе и может воспринимать окружающий мир как угрозу собственной безопасности. Поэтому нужно знать признаки интернет зависимости, чтобы понять, есть ли опасность стать таким.

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет–зависимости:

1. Навязчивое желание проверить e–mail.

2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Исследователи отмечают, что большая часть Интернет–зависимых (91%) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

Интернет–зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет–зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Но вот вопрос: чем отличается общение вживую от общения по Интернету? Нет ничего плохого в том, что человек знакомится в Сети, подбирая новых друзей по общим интересам. Точно так же нельзя назвать зависимым человека, сидящего за монитором с приятелем или девушкой, с которыми приятно проводит время и вне компьютера. Даже не каждый геймер, вопреки распространенному мнению, зависим. Если подросток режется в игрушки с друзьями, а потом идет играть с ними же в баскетбол – это вполне здоровый человек. Так что в основе интернет–зависимости почти всегда лежит одиночество, отсутствие других вариантов времяпрепровождения.

Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет–зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% зависимых приобрели, зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% – в течение второго полугодия, а 17% – вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня.

Согласно результатам исследований психологов, чаще всего интернет-зависимые проводят время в чатах, форумах и дневниках (37%), режутся в он–лайн игры (28%), участвуют в телеконференциях (15%), проверяют почту (13%). И совсем небольшой процент людей пользуется Сетью по прямому назначению – для выуживания необходимых справок и новостей.

Другая симптоматика интернет–зависимости:

Симптомы отмены, такие как депрессия и капризность;

Использование, которое влияет на работу и учебу;

Ложь об использовании Интернета;

Использование Интернета для ухода от проблем;

Пренебрежение сном, чтобы оставаться в сети.

IAD (Internet addiction disorder)

Игры

Социальная сеть

Покупка

Азартные игры

Общий серфинг

Обследования взрослых выявили:

13,7% затруднились в автономном режиме в течение нескольких дней;

12,3% считают необходимым сократить использование Интернета;

8,7% пытались скрыть свое использование Интернета от семьи, друзей и работодателей;

5,9% считают, что их отношения пострадали из-за их использования в Интернете.

Я сомневался в том, что интернет–зависимость вообще существует, и зависимые люди могут быть рядом с нами, но подтверждением этого факта является то, что мой одноклассник уже в течение нескольких лет является таковым. Все симптомы интернет–зависимости, которые перечислены выше относятся к его поведенческому типу. Теперь, после изучения этой проблемы я понят всю тяжесть этой болезненной зависимости и постараюсь сам не попасть в сети интернет–зависимости.

Оценка проекта.

Работая над проектом, я почерпнул очень много нового, что было для меня откровением. Я общался с учащимися школы при проведении опроса и понял, что ребята с желанием отвечали на вопросы анкеты, думаю, что все отвечали честно. Мне понравилось проводить опрос. А ведь действительно, кто из нас задумывается о своем будущем каждый час или минуту? Чаще это за нас делают наши близкие и родные. Факт существования интернет–зависимости оспаривать никто не станет, главное не попасть под сильное влияние интернета и современных гаджетов.

Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась, согласно словам: «Под влиянием техники наше общество и мировосприятие теряют человечность» (Burszta W. J.). Многие могут действительно утратить способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

Выводы.

В ходе работы над проектом я научился проводить анкетный опрос и обрабатывать информацию по проводимому опросу; собирать и систематизировать информацию из интернета, проводить анализ собранной информации и делать выводы. Для оформления текстовой части проекта мне помогли знания Microsoft Word, а для построения диаграмм – Microsoft Excel, полученные на уроках информатики. Я освоил самостоятельно приложение Microsoft Publisher, в котором выполнил буклет по выбранной мною теме проектирования. Для защиты проекта мною была подготовлена мультимедийная презентация в Power Point.

Информационные источники.

Давиденко Н.В. Программа психологической коррекции Интернет-зависимого поведения с использованием методов когнитивной психоотерапии / Н.В. Давиденко, М.М. Акопова. // Актуальные проблемы психол. знания. – 2010. – № 3,с. 62–66.

Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств / Лоскутова В.А. , Новосибирск, 2004.

Психология зависимости : хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Минск : Харвест, 2007. – 592 с.

http://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.vrednye.ru/drugie-zavisimosti/internet-zavisimost.html

http://medbooking.com/

Приложение №1

Анкета

Ваш пол: Женский Мужской

Ваш возраст: 12–15 лет 16–20 лет старше 21 года


 

Сколько времени в день Вы тратите на посещения сайтов интернета?

1. До 2ч.

2. От 2 ч. До 4 ч.

3. Более 4 ч.

Какой сайт Вы посещаете чаще всего?

1. Одноклассники

2. Вконтакте

3. Майл

4. Онлайн игры

5. Другое

С какой целью Вы находитесь на сайте?

1. Общения

2. Знакомства

3. Игры

4. Поиска информации

5. Другое

Как долго Вы можете не заходить на сайт?

1. Не более 1 дня

2. От 2 дней до 7 дней

3. Более 7 дней

Считаете ли Вы себя зависимым от сайта?

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

Слышали ли вы что–либо о компьютерной зависимости?

1. Да

2. Нет

Считаете ли вы себя зависимым от интернета?

1. Да

2. Нет

Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.