Материал на проверке

Рабочая программа к курсу «Учимся работать с информацией» для обучающихся 5–8 классов

4
0
Материал опубликован 22 September 2015 в группе

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Учимся работать с информацией» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей обучающихся 5 - 8 классов Н.А. Криволаповой.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 5 классов. Программа пятого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом  

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования.

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов  организации деятельности обучающихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

 

Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся, интеллектуальных умений  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

1) развитие интеллектуальных умений обучающихся 5 классов;

2) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

3) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия;

4) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

5) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

6) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

7) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

8) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

 

Описание ценностных ориентиров содержания  курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. 

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

 

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 - 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для школьников данного возраста.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.     В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них.

Приоритетным направлением обучения в основной  школе является развитие мышления. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   в 5-м классе является развитие следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

                      

Метапредметными результатами изучения курса в 5-м классе являются развитие следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  •  Учиться работать по предложенному плану.
  • Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать,  пересказывать, интерпретировать текст.

  • Совместно договариваться о правилах работы в группе.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения курса в 5-м классе являются развитие следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии. 

 

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торой, немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

 

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:
  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

 

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

    

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Человек и его интеллект

1

 

2

Диагностирующее тестирование

1

 

3-6

Обобщение и ограничение понятий

4

 

7-8

Выделение существенных признаков

2

 

9

Обобщение понятий при построении определений

1

 

10

Отношения между понятиями

1

 

11-12

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

2

 

13

Сравнение понятий. Отношения противоположности

1

 

14-15

Установление причинно-следственных связей

2

 

16-17

Логические задачи

2

 

18-20

Классификация понятий

3

 

21-22

Сравнение понятий. Аналогия.

2

 

23-28

Поиск закономерностей

5

 

29

Выделение существенных признаков предметов

1

 

31-32

Контекстное значение понятий

2

 

33

Итоговое тестирование

1

 

 

Итого

33

 

Комментарии

Предлагаю Вашему вниманию буклет для родителей дошкольников по сохранению и укреплению семейных ценностей "Проведите вечер с ребёнком...". В нём даны практические рекомендации о том, как ненавязчиво и доступно можно ознакомить ребенка с историей своей семьи и рода, привить любовь к своим близким.

10 February 2018

Добрый вечер, Лариса Александровна. Конкурсную работу необходимо оформить в качестве материала и на 5 шаге прикрепить к конкурсу. Работы, оформленные в виде комментария, в конкурсах не участвуют. Вот инструкция по работе с сайтом: https://урок.рф/faq.html С уважением, Айгуль.

12 February 2018

Здравствуйте. Я поняла, что буклет нужно поместить в методические разработки, но в какой из разделов? Может, в родительские собрания? Или советы детям? Вроде бы, никуда не подходит. С уважением, Светлана.

23 February 2018

Добрый день, Светлана Викторовна. Если нет точной формулировки в каталоге, можно указать что-то общее. Например, Учебно-методические материалы, а далее справочный материал. С уважением, Айгуль.

26 February 2018

Добрый день! Подскажите пожалуйста, в пункте 2. работа должна содержать фотографию буклета (размер не менее 1920 × 1080 пикселей). Не могу понять как прикреплять фотографию.

21 March 2018
Ответ для

Добрый день, Надежда Николаевна. Инструкция по работе с сайтом: https://урок.рф/faq.html Пункт 4. Как вставить изображение в текст публикации? С уважением, Айгуль.

21 March 2018

Здравствуйте! Не получается загрузить вордовских фал (формат doc. - все как в инструкции), также я не вижу куда загрузить изображение (в инструкции не совсем понятно куда это нужно сделать..."Нажмите на ссылку «Вставить изображение» в меню «Форматирование»." нет такого!!!!) Помогите!

21 March 2018

Добрый день, Дарья Владимировна. При загрузке материала в «3 шаг. Текст» загружаете материал одним из двух предложенных способов. После загрузки текста справа появляется новый блок: Форматирование И разные возможности для работы с текстом: Полужирный Список Нумерованный список Цитата Отменить действие Очистить формат Равнение по левому краю Равнение по центру Равнение по правому краю Вставить изображение Вставить файл Вставить презентацию Вставить ссылку Вставить видео Выбираете «Вставить изображение» и действуете по инструкции. С уважением, Айгуль.

22 March 2018

ПРИЗЫ ОТ СПОНСОРА ПОЛУЧАЮТ: 1. Елена — Буклет с советами психологов: «Сохраняйте понимание в семье!» 2. Кулькова Анна Олеговна — Буклет «Что значит любить своего ребёнка?» Поздравляем призёров с заслуженной победой. С уважением, администрация.

25 April 2018