Курс внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»

5
0
Материал опубликован 25 March 2020


t1585111990aa.png






Информационная карта



Наименование программы

«Художественная обработка древесины»

Направление

Декоративно-прикладное творчество

Классификация

Специальная; массовая; разновозрастная.

Составитель программы

Мошев Николай Юрьевич

Название учреждения

МБОУ «КСОШ №2»

Целевая группа

Учащиеся основной школы от 10 до 12 лет

Наполняемость

5 «а», 5 «б», 5 «в».

Цель программы

Формирование знаний, первоначальных умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества



Задачи программы



дать основы теоретических и практических навыков и умений по работе с древесиной;

разработать проект;

реализовать проект;

защитить проект.


Сроки реализации

2019-2020 учебный год


Режим занятий

5 «а» - 2 часа в неделю (58 часов);

5 «б» - 2 часа в неделю (58 часов);

5 «в» - 2 часа в неделю (58 часов).


Ожидаемые результаты

Улучшение знаний, умений и навыков в сфере декоративно-прикладного творчества.






Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Художественная обработка древесины» составлена на основе следующих нормативных документов:

Закон РФ от 29 12. 2012 г. «Об образовании РФ» №273-ФЗ, вступающий в силу с 01.09.2013 г.;

учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд».

Источник «Сборник нормативных документов. Технология. Примерные программы по технологии», составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, Москва, «Дрофа», 2007 год.

Направленность дополнительной образовательной программы – по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению — досуговой и учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — годичной.

Данная программа ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".

Целью обучения по курсу " Художественная обработка древесины " является формирование знаний, первоначальных умений и навыков.

Обучение предполагает решение следующих задач:

дать основы теоретических и практических навыков и умений по работе с древесиной;

разработать проект;

реализовать проект;

защитить проект.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.

Занимаясь выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает фукциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.

В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.

Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.

Продолжительность изучения курса - 58 часов. Курс будет проведен в трех классах 5 «а», 5 «б» и 5 «в». Всего 174 часа в год.

Требования к освоению учебного материала

Воспитанники должны

Знать:

принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

способы разметки по шаблону и чертежу;

принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

иметь понятие о конструировании и моделировании;

способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Формы организации учебной деятельности:

Индивидуальная и коллективная (звеньевая).





Тематический план

работы кружка «Художественная обработка древесины»

п/п

Тема

Количество часов

Примечания

1 четверть

1

Разработка программы «Художественная обработка древесины»

2


2

Анкетирование обучающихся

2


3

Формирование групп (3 группы)

2


Всего за первую четверть 6 часов (18 часов в трех классах)

2 четверть

4

Введение в курс «Художественная обработка древесины»

2

Презентация курса

5

Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

2


6

Разработка проекта «Ёлка - сувенир на Новый год»

2

Эскиз продукта

7

Реализация проекта ««Ёлка - сувенир на Новый год»

8

Изготовление продукта

8

Защита проекта «Ёлка- сувенир на Новый год»

2

Выставка

Всего за первую четверть 16 часов (48 часов в трех классах)

3 четверть

9

Введение в тему проекта «Дом мечты»

2

Презентация проекта

10

Разработка проекта «Дом мечты»

6

Эскиз продукта

11

Реализация проекта «Дом мечты»

10

Изготовление продукта

12

Защита проекта «Дом мечты»

2

Выставка

Всего за первую четверть 20 часов (60 часов в трех классах)

13

Введение в тему проекта «Оружие Великой Отечественной войны»

2

Презентация проекта

14

Разработка проекта «»Оружие Великой Отечественной войны

4

Эскиз продукта

15

Реализация проекта «Оружие Великой Отечественной войны»

8

Изготовление продукта

16

Защита проекта «Оружие Великой Отечественной войны»

2

Выставка

Всего за первую четверть 16 часов (48 часов в трех классах)



В программе использован «Метод проектной деятельности». В ходе реализации программы дополнительного образования предполагается реализовать 3 проекта: «Ёлка - сувенир на Новый год», «Дом мечты» и «Оружие Великой Отечественной войны». Материалы (которые необходимы для создания продукта) обучающиеся выбирают на этапе разработки проекта. Этапы реализации планируется прописать во время реализации проекта. Положение о проектах будет разработано отдельно. В результате проектной деятельности, предполагается организовать выставки художественного творчества: «Ёлка - сувенир на Новый год», «Дом мечты» и «Оружие Великой Отечественной войны»




5 «а» класс

5 «б» класс

5 «в» класс

Всего часов

1 четверть

6

6

6

18

2 четверть

16

16

16

48

3 четверть

20

20

20

60

4 четверть

16

16

16

48

Всего

174 часа



























Учебно-методические средства обучения

Литература используемая учителем:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.

2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.

3. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.

4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

5. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.

6. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.

7. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.

8. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.

9. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.

10. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

11. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

12. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.



Цифровые образовательные ресурсы:


http://www.lobzik.pri.ee/

http://www.reznoe.ru/

http://handworld.ru/

http://sdelai-sam.pp.ua/


8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.