Курс внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение» 9 класс
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Курской области
Комитет образования города Курска
МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза В.А.Горишнего»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«СОШ №1 имени
Героя Советского Союза
В.А.Горишнего»
________________________
Е.В. Кривцова
Приказ №_180_
от «__» _мая _2025 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Компьютерная графика, черчение»
предметной области «Труд (технология)»
9 класс
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Содержание учебного предмета «Компьютерная графика. Черчение» | 5 |
Планируемые результаты | 5 |
Личностные результаты | 5 |
Метапредметные результаты | 6 |
Предметные результаты | 8 |
Тематическое планирование | 10 |
Поурочное планирование | 12 |
Учебно-методическое обеспечение курса | 14 |
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение» 9 класс создана на основе Рабочей программы учебного предмета «Труд (технология)»
/ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ) (для 5–9 классов образовательных организаций) с изменениями в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Москва – 2024)/ с учетом Методических рекомендаций к «Реализации инвариантного модуля «Компьютерная графика. Черчение» учебного предмета «Труд (технология)» основного общего образования (Москва — 2024).
Черчение является основой инженерной и конструкторской деятельности. Его изучение служит фундаментом для дальнейшего профессионального образования, обеспечивает базу для формирования пространственного мышления и технической грамотности при современном ускоренном технологическом развитии.
В рамках освоения курса внеурочной деятельности, составленной на основе модуля «Компьютерная графика. Черчение» обучающиеся знакомятся с основными видами и областями применения графической информации, с различными типами графических изображений и их элементами, учатся применять чертежные инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их помощью тексты и изображения, знакомятся с видами конструкторской документации и графических моделей, овладевают навыками чтения, выполнения и оформления сборочных чертежей, ручными и автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и технических рисунков деталей, осуществления расчетов по чертежам.
Приобретаемые в процессе изучения курса внеурочной деятельности знания и умения необходимы для создания и освоения новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на решение задачи укрепления кадрового потенциала российского производства.
Основной целью курса внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение» является формирование у обучающихся на углубленном уровне графической грамотности и графической культуры. Графическая грамотность раскрывается через понимание и интерпретацию разнообразной графической информации, а также овладение элементами, способами, технологиями отображения предметного мира с помощью графических средств.
Содержание курса внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение» раскрывается во взаимосвязи с учебным предметом «Труд (технология)» и учебными предметами физико-математической направленности, а также как предпрофильная подготовка для вступления в инженерные классы, где обучающиеся в процессе выполнения практических и проектных работ выполняют эскизы, чертежи, схемы, разрабатывают конструкторскую и проектную документацию.
Методические особенности преподавания курса внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение»:
1. программа осваивается во взаимосвязи с модулем «Компьютерная графика. Черчение», являясь логически связанной как с точки зрения общего понятийного ряда (модель, чертеж, эскиз, технологическая карта, САПР и пр.), так и с точки зрения использования (анализа, обработки, применения) графической информации при изготовлении изделий или выполнении проектных работ.
2. Одной из задач программы является раскрытие мира графики и применения графической информации в разных сферах деятельности, для решения разных производственно-технологических задач: проектных, конструкторских, технологических, управленческих, художественно-творческих (дизайнерских) и пр.
3. Учебный курс становится неотъемлемой частью углубленного освоения модуля «Компьютерная графика. Черчение» и направлен на закрепление умений и навыков создания изображений двухмерных и трехмерных моделей вручную с помощью чертежных инструментов, так и с помощью специальных компьютерных программ (графических редакторов, САПР).
4. Особенностью реализации практических работ в данной программе является соблюдение методической последовательности: анализ (формы, чертежа, графической информации) – выбор инструментов и способов работы – выполнение конкретных практических и проектных работ – оценка (анализ) качества работы.
5. Практические работы позволяют освоить базовые приемы и инструменты компьютерной графики и черчения, выполнить несложные виды конструкторской и проектной документации (схема, эскиз, чертеж и пр.), чтобы в дальнейшем развивать графические умения и навыки при выполнении практических и проектных работ в других модулях учебного предмета «Труд (технология)».
Учебный курс внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение», 9 класс в большей мере направлена на закрепление умений и навыков создания изображений двухмерных и трехмерных моделей вручную с помощью чертежных инструментов, и освоения базовых принципов работы специальных компьютерных программ (графических редакторов, САПР).
Учебная программа курса внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение» предлагается для изучения обучающимися 9 класса общим объемом 34 часа – по 1 часу в неделю.
Содержание учебного предмета «Компьютерная графика. Черчение»
Раздел 1. Объекты и конструкторские документы./5 ч./
Изделия и моделирование объектов Компас-3D LT. Размеры в формообразующих эскизах. Определение геометрических характеристик модели.
Раздел 2. Ассоциативные чертежи. /5 ч./
Вставка ассоциативного чертежа. Доработка ассоциативного вида. Свойства ассоциативного чертежа. Управление расположением видов.
Раздел 3. Изображения на чертежах /8 ч./
Виды на чертежах Создание вида. Применение разрезов на чертеже. Построение разреза на ассоциативном виде. Сечения на чертеже.
Раздел 4. Сложные операции формообразования в Компас-3DLT. /9 ч./
Обзор операций формообразования. Формообразующая операция Вращение. Кинематическая операция формообразования. Операция формообразования По сечениям. Импорт детали из файла. Массивы элементов. Создание ребер жесткости детали.
Раздел 5. Сборочные чертежи./6 ч./
Соединения деталей. Элементы резьбовых соединений. Сборочные чертежи резьбовых соединений. Сварные соединения. Чтение сборочного чертежа. Сборочные чертежи в проекте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
учебного курса «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. ЧЕРЧЕНИЕ»
Так как курс внеурочной деятельности является частью и логическим продолжением модуля «Компьютерная графика. Черчение» учебного предмета «Труд (технология)», то планируемые результаты освоения соответствуют федеральной рабочей программе основного общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и ученых;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвертой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе;
4) ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз;
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учетом личных и общественных интересов, потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые проектные действия:
выявлять проблемы, связанные с ними цели, задачи деятельности;
осуществлять планирование проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проектный замысел и оформлять его в форме «продукта»;
осуществлять самооценку процесса и результата проектной деятельности, взаимооценку.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путем изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближенными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учетом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс ее достижения.
Умение принятия себя и других:
признавать свое право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обязательные предметные результаты:
организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;
грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Компьютерная графика. Черчение»:
называть виды и области применения графической информации;
называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертеж, схема, карта, пиктограмма и др.);
называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки);
называть и применять чертежные инструменты;
читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров);
знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертежных инструментов;
знать и использовать для выполнения чертежей инструменты графического редактора;
понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты;
создавать тексты, рисунки в графическом редакторе;
называть виды конструкторской документации;
называть и характеризовать виды графических моделей;
выполнять и оформлять сборочный чертеж;
владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей;
владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков;
уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчеты по чертежам;
использовать программное обеспечение для создания проектной документации;
создавать различные виды документов;
владеть способами создания, редактирования и трансформации графических объектов;
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертежных инструментов и приспособлений и (или) с использованием программного обеспечения;
создавать и редактировать сложные 3D-модели и сборочные чертежи;
характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной графикой, их востребованность на рынке труда.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Объекты и конструкторские документы | |||||
1.1 | Изделия и моделирование объектов Компас-3D LT | 1 | | | «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D. |
1.2 | Размеры в формообразующих эскизах | 2 | | 1 | |
1.3 | Определение геометрических характеристик модели | 2 | | 1 | |
Итого по разделу | 5 | | |||
Раздел 2. Ассоциативные чертежи | |||||
2.1 | Вставка ассоциативного чертежа | 1 | | | «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D. |
2.2 | Доработка ассоциативного вида | 1 | | | |
2.3 | Свойства ассоциативного чертежа | 2 | | 1 | |
2.4 | Управление расположением видов | 1 | | | |
Итого по разделу | 5 | | |||
Раздел 3. Изображения на чертежах | |||||
3.1 | Виды на чертежах Создание вида. | 1 | | | «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D. |
3.2 | Применение разрезов на чертеже | 3 | | 2 | |
3.3 | Построение разреза на ассоциативном виде. | 2 | | 1 | |
3.4 | Сечения на чертеже | 2 | | 1 | |
Итого по разделу | 8 | | |||
Раздел 4. Сложные операции формообразования в Компас-3DLT. | |||||
4.1 | Обзор операций формообразования | 1 | | | «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D. |
4.2 | Формообразующая операция Вращение | 1 | | | |
4.3 | Кинематическая операция формообразования | 1 | | | |
4.4 | Операция формообразования По сечениям | 2 | | 1 | |
4.5 | Импорт детали из файла | 1 | | | |
4.6 | Массивы элементов | 1 | | | |
4.7 | Создание ребер жесткости детали | 2 | | 1 | |
Итого по разделу | 9 | | |||
Раздел 5. Сборочные чертежи | |||||
5.1 | Соединения деталей | 1 | | | «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D. |
5.2 | Элементы резьбовых соединений | 1 | | | |
5.3 | Сборочные чертежи резьбовых соединений | 1 | | | |
5.4 | Сварные соединения | 1 | | | |
5.5 | Чтение сборочного чертежа | 1 | | | |
5.6 | Сборочные чертежи в проекте | 2 | | 2 | |
Итого по разделу | 6 | | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 13 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Изделия и моделирование объектов Компас-3D LT | 1 | | | |
2 | Размеры в формообразующих эскизах | 1 | | | |
3 | Размеры в формообразующих эскизах | 1 | | 1 | |
4 | Определение геометрических характеристик модели | 1 | | | |
5 | Определение геометрических характеристик модели | 1 | | 1 | |
6 | Вставка ассоциативного чертежа | 1 | | | |
7 | Доработка ассоциативного вида | 1 | | | |
8 | Свойства ассоциативного чертежа | 1 | | | |
9 | Свойства ассоциативного чертежа | 1 | | 1 | |
10 | Управление расположением видов | 1 | | | |
11 | Виды на чертежах Создание вида. | 1 | | | |
12 | Применение разрезов на чертеже | 1 | | | |
13 | Применение разрезов на чертеже | 1 | | 1 | |
14 | Применение разрезов на чертеже | 1 | | 1 | |
15 | Построение разреза на ассоциативном виде. | 1 | | | |
16 | Построение разреза на ассоциативном виде. | 1 | | 1 | |
17 | Сечения на чертеже | 1 | | | |
18 | Сечения на чертеже | 1 | | 1 | |
19 | Обзор операций формообразования | 1 | | | |
20 | Формообразующая операция Вращение | 1 | | | |
21 | Кинематическая операция формообразования | 1 | | | |
22 | Операция формообразования По сечениям | 1 | | | |
23 | Операция формообразования По сечениям | 1 | | 1 | |
24 | Импорт детали из файла | 1 | | | |
25 | Массивы элементов | 1 | | | |
26 | Создание ребер жесткости детали | 1 | | | |
27 | Создание ребер жесткости детали | 1 | | 1 | |
28 | Соединения деталей | 1 | | 1 | |
29 | Элементы резьбовых соединений | 1 | | | |
30 | Сборочные чертежи резьбовых соединений | 1 | | 1 | |
31 | Сварные соединения | 1 | | | |
32 | Чтение сборочного чертежа | 1 | | | |
33 | Сборочные чертежи в проекте | 1 | | 1 | |
34 | Сборочные чертежи в проекте | 1 | | 1 | |
| Итого | 34 | 0 | 13 | |
Учебно-методическое обеспечение курса
1. «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D. https://kompas.ru/source/info_materials/2021/%D0%90%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%9F%D0%90%D0%A1-3D.pdf?ysclid=mbsdr91ako282074334
2. Технология. Компьютерная графика, черчение. 9 класс : учебник / В.А. Уханёва, Е.Б. Животова. – Москва : Просвещение, 2021. – 160 с.: ил.
3. Система трехмерного моделирования. https://kompas.ru/?ysclid=mbsdw0xm8t770228793