Курс внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение» 9 класс

0
0
Материал опубликован 17 July

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Курской области

Комитет образования города Курска

МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза В.А.Горишнего»




УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«СОШ №1 имени

Героя Советского Союза

В.А.Горишнего»

________________________

Е.В. Кривцова

Приказ №_180_

от «__» _мая _2025 г.






Рабочая программа



курса внеурочной деятельности

«Компьютерная графика, черчение»

предметной области «Труд (технология)»

9 класс



















СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

3

Содержание учебного предмета «Компьютерная графика. Черчение»

5

Планируемые результаты

5

Личностные результаты

5

Метапредметные результаты

6

Предметные результаты

8

Тематическое планирование

10

Поурочное планирование

12

Учебно-методическое обеспечение курса

14























Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение» 9 класс создана на основе Рабочей программы учебного предмета «Труд (технология)»

/ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ) (для 5–9 классов образовательных организаций) с изменениями в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Москва – 2024)/ с учетом Методических рекомендаций к «Реализации инвариантного модуля «Компьютерная графика. Черчение» учебного предмета «Труд (технология)» основного общего образования (Москва — 2024).

Черчение является основой инженерной и конструкторской деятельности. Его изучение служит фундаментом для дальнейшего профессионального образования, обеспечивает базу для формирования пространственного мышления и технической грамотности при современном ускоренном технологическом развитии.

В рамках освоения курса внеурочной деятельности, составленной на основе модуля «Компьютерная графика. Черчение» обучающиеся знакомятся с основными видами и областями применения графической информации, с различными типами графических изображений и их элементами, учатся применять чертежные инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их помощью тексты и изображения, знакомятся с видами конструкторской документации и графических моделей, овладевают навыками чтения, выполнения и оформления сборочных чертежей, ручными и автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и технических рисунков деталей, осуществления расчетов по чертежам.

Приобретаемые в процессе изучения курса внеурочной деятельности знания и умения необходимы для создания и освоения новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на решение задачи укрепления кадрового потенциала российского производства.

Основной целью курса внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение» является формирование у обучающихся на углубленном уровне графической грамотности и графической культуры. Графическая грамотность раскрывается через понимание и интерпретацию разнообразной графической информации, а также овладение элементами, способами, технологиями отображения предметного мира с помощью графических средств.

Содержание курса внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение» раскрывается во взаимосвязи с учебным предметом «Труд (технология)» и учебными предметами физико-математической направленности, а также как предпрофильная подготовка для вступления в инженерные классы, где обучающиеся в процессе выполнения практических и проектных работ выполняют эскизы, чертежи, схемы, разрабатывают конструкторскую и проектную документацию.

Методические особенности преподавания курса внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение»:

1. программа осваивается во взаимосвязи с модулем «Компьютерная графика. Черчение», являясь логически связанной как с точки зрения общего понятийного ряда (модель, чертеж, эскиз, технологическая карта, САПР и пр.), так и с точки зрения использования (анализа, обработки, применения) графической информации при изготовлении изделий или выполнении проектных работ.

2. Одной из задач программы является раскрытие мира графики и применения графической информации в разных сферах деятельности, для решения разных производственно-технологических задач: проектных, конструкторских, технологических, управленческих, художественно-творческих (дизайнерских) и пр.

3. Учебный курс становится неотъемлемой частью углубленного освоения модуля «Компьютерная графика. Черчение» и направлен на закрепление умений и навыков создания изображений двухмерных и трехмерных моделей вручную с помощью чертежных инструментов, так и с помощью специальных компьютерных программ (графических редакторов, САПР).

4. Особенностью реализации практических работ в данной программе является соблюдение методической последовательности: анализ (формы, чертежа, графической информации) – выбор инструментов и способов работы – выполнение конкретных практических и проектных работ – оценка (анализ) качества работы.

5. Практические работы позволяют освоить базовые приемы и инструменты компьютерной графики и черчения, выполнить несложные виды конструкторской и проектной документации (схема, эскиз, чертеж и пр.), чтобы в дальнейшем развивать графические умения и навыки при выполнении практических и проектных работ в других модулях учебного предмета «Труд (технология)».


Учебный курс внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение», 9 класс в большей мере направлена на закрепление умений и навыков создания изображений двухмерных и трехмерных моделей вручную с помощью чертежных инструментов, и освоения базовых принципов работы специальных компьютерных программ (графических редакторов, САПР).


Учебная программа курса внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Черчение» предлагается для изучения обучающимися 9 класса общим объемом 34 часа – по 1 часу в неделю.


Содержание учебного предмета «Компьютерная графика. Черчение»

Раздел 1. Объекты и конструкторские документы./5 ч./

Изделия и моделирование объектов Компас-3D LT. Размеры в формообразующих эскизах. Определение геометрических характеристик модели.

Раздел 2. Ассоциативные чертежи. /5 ч./

Вставка ассоциативного чертежа. Доработка ассоциативного вида. Свойства ассоциативного чертежа. Управление расположением видов.

Раздел 3. Изображения на чертежах /8 ч./

Виды на чертежах Создание вида. Применение разрезов на чертеже. Построение разреза на ассоциативном виде. Сечения на чертеже.

Раздел 4. Сложные операции формообразования в Компас-3DLT. /9 ч./

Обзор операций формообразования. Формообразующая операция Вращение. Кинематическая операция формообразования. Операция формообразования По сечениям. Импорт детали из файла. Массивы элементов. Создание ребер жесткости детали.

Раздел 5. Сборочные чертежи./6 ч./

Соединения деталей. Элементы резьбовых соединений. Сборочные чертежи резьбовых соединений. Сварные соединения. Чтение сборочного чертежа. Сборочные чертежи в проекте.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

учебного курса «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. ЧЕРЧЕНИЕ»


Так как курс внеурочной деятельности является частью и логическим продолжением модуля «Компьютерная графика. Черчение» учебного предмета «Труд (технология)», то планируемые результаты освоения соответствуют федеральной рабочей программе основного общего образования.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения программы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:

1) патриотического воспитания:

проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;

ценностное отношение к достижениям российских инженеров и ученых;

2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:

готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвертой промышленной революции;

осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;

освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

3) эстетического воспитания:

восприятие эстетических качеств предметов труда;

умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;

осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе;

4) ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий;

развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки;

5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;

умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз;

6) трудового воспитания:

уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);

ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;

готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

умение ориентироваться в мире современных профессий;

умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учетом личных и общественных интересов, потребностей;

ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

7) экологического воспитания:

воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;

осознание пределов преобразовательной деятельности человека.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения программы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;

устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;

выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;

самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.

Базовые проектные действия:

выявлять проблемы, связанные с ними цели, задачи деятельности;

осуществлять планирование проектной деятельности;

разрабатывать и реализовывать проектный замысел и оформлять его в форме «продукта»;

осуществлять самооценку процесса и результата проектной деятельности, взаимооценку.

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;

оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;

опытным путем изучать свойства различных материалов;

овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближенными величинами;

строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;

уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учетом синергетических эффектов.

Работа с информацией:

выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;

понимать различие между данными, информацией и знаниями;

владеть начальными навыками работы с «большими данными»;

владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;

вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;

оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс ее достижения.

Умение принятия себя и других:

признавать свое право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;

в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;

в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;

в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;

понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;

уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;

владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;

уметь распознавать некорректную аргументацию.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Обязательные предметные результаты:

организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;

соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;

грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией.

Предметные результаты освоения содержания модуля «Компьютерная графика. Черчение»:

называть виды и области применения графической информации;

называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертеж, схема, карта, пиктограмма и др.);

называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки);

называть и применять чертежные инструменты;

читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров);

знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертежных инструментов;

знать и использовать для выполнения чертежей инструменты графического редактора;

понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты;

создавать тексты, рисунки в графическом редакторе;

называть виды конструкторской документации;

называть и характеризовать виды графических моделей;

выполнять и оформлять сборочный чертеж;

владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей;

владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков;

уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчеты по чертежам;

использовать программное обеспечение для создания проектной документации;

создавать различные виды документов;

владеть способами создания, редактирования и трансформации графических объектов;

выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертежных инструментов и приспособлений и (или) с использованием программного обеспечения;

создавать и редактировать сложные 3D-модели и сборочные чертежи;

характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной графикой, их востребованность на рынке труда.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Объекты и конструкторские документы

1.1

Изделия и моделирование объектов Компас-3D LT

1



«Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D.

1.2

Размеры в формообразующих эскизах

2


1

1.3

Определение геометрических характеристик модели

2


1

Итого по разделу

5


Раздел 2. Ассоциативные чертежи

2.1

Вставка ассоциативного чертежа

1



«Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D.

2.2

Доработка ассоциативного вида

1



2.3

Свойства ассоциативного чертежа

2


1

2.4

Управление расположением видов

1



Итого по разделу

5


Раздел 3. Изображения на чертежах

3.1

Виды на чертежах Создание вида.

1



«Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D.

3.2

Применение разрезов на чертеже

3


2

3.3

Построение разреза на ассоциативном виде.

2


1

3.4

Сечения на чертеже

2


1

Итого по разделу

8


Раздел 4. Сложные операции формообразования в Компас-3DLT.

4.1

Обзор операций формообразования

1



«Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D.

4.2

Формообразующая операция Вращение

1



4.3

Кинематическая операция формообразования

1



4.4

Операция формообразования По сечениям

2


1

4.5

Импорт детали из файла

1



4.6

Массивы элементов

1



4.7

Создание ребер жесткости детали

2


1

Итого по разделу

9


Раздел 5. Сборочные чертежи

5.1

Соединения деталей

1



«Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D.

5.2

Элементы резьбовых соединений

1



5.3

Сборочные чертежи резьбовых соединений

1



5.4

Сварные соединения

1



5.5

Чтение сборочного чертежа

1



5.6

Сборочные чертежи в проекте

2


2

Итого по разделу

6


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

13








ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС

п/п

Тема урока


Количество часов

Дата изучения

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Изделия и моделирование объектов Компас-3D LT

1




2

Размеры в формообразующих эскизах

1




3

Размеры в формообразующих эскизах

1


1


4

Определение геометрических характеристик модели

1




5

Определение геометрических характеристик модели

1


1


6

Вставка ассоциативного чертежа

1




7

Доработка ассоциативного вида

1




8

Свойства ассоциативного чертежа

1




9

Свойства ассоциативного чертежа

1


1


10

Управление расположением видов

1




11

Виды на чертежах Создание вида.

1




12

Применение разрезов на чертеже

1




13

Применение разрезов на чертеже

1


1


14

Применение разрезов на чертеже

1


1


15

Построение разреза на ассоциативном виде.

1




16

Построение разреза на ассоциативном виде.

1


1


17

Сечения на чертеже

1




18

Сечения на чертеже

1


1


19

Обзор операций формообразования

1




20

Формообразующая операция Вращение

1




21

Кинематическая операция формообразования

1




22

Операция формообразования По сечениям

1




23

Операция формообразования По сечениям

1


1


24

Импорт детали из файла

1




25

Массивы элементов

1




26

Создание ребер жесткости детали

1




27

Создание ребер жесткости детали

1


1


28

Соединения деталей

1


1


29

Элементы резьбовых соединений

1




30

Сборочные чертежи резьбовых соединений

1


1


31

Сварные соединения

1




32

Чтение сборочного чертежа

1




33

Сборочные чертежи в проекте

1


1


34

Сборочные чертежи в проекте

1


1



Итого

34

0

13






Учебно-методическое обеспечение курса





1. «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D. https://kompas.ru/source/info_materials/2021/%D0%90%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%9F%D0%90%D0%A1-3D.pdf?ysclid=mbsdr91ako282074334



2. Технология. Компьютерная графика, черчение. 9 класс : учебник / В.А. Уханёва, Е.Б. Животова. – Москва : Просвещение, 2021. – 160 с.: ил.

3. Система трехмерного моделирования. https://kompas.ru/?ysclid=mbsdw0xm8t770228793



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.