Рабочая программа внеурочной деятельности «Компьютерная мультимедиа графика» 5 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа №2» города Бахчисарай Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО Подпись______ Л. П. Лисавкина Протокол №____________ от «24» августа 2016 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Подпись_________ В. Е. Петрова
«25» августа 2016 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор Подпись _____З. Э. Сейдаметова Приказ №_____ от «31» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5-А, 5-Б КЛАССЫ
«КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЛЬТИМЕДИА ГРАФИКА»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
НА 2016/ 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
КЛАСС 5-А, 5-Б
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34
УЧИТЕЛЬ Усеинова Эльмаз Наримановна
КАТЕГОРИЯ
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO) на основе авторской программы курса информатики для 5-6 классов Л.Л.Босовой
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Компьютерная мультимедиа графика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO) на основе авторской программы курса информатики для 5-6 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Дополнительное образование по информатике «КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЛЬТИМЕДИА ГРАФИКА» основной школы является частью организационного продолжения курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность данного курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая графические возможности средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Данный курс рассматривается как дополнительный в процессе развития ИКТ-компетентности учащихся средней школы, и закладывает основы естественнонаучного и культурного мировоззрения.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для развития творческих способностей обучающихся, формирование информационной компетенции и культуры , формирование представления о графических возможностях компьютера, развитие информационно-коммуникационных компетенций.
Данная цель достигается решениями следующих задач:
Задачи:
развивать основные навыки и умения использования прикладных компьютерных программ;
научить детей самостоятельно подходить к творческой работе;
формировать у обучающихся представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Правила поведения в кабинете информатики и техника безопасности при работе с компьютерной техникой, электробезопасность. Требования к организации рабочего места. Санитарно-гигиенические нормы при работе за компьютером
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА (2 ч)
Задачи, цели курса. Растровая и векторная графика, способы организации. Пиксель, разрешение изображения, графические примитивы, чувствительность к масштабированию. Форматы графических файлов. Графические редакторы: многообразие, возможности, область применения. Сохранение графического файла.
СОЗДАНИЕ РАСТРОВЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ (14 ч)
Графический редактор Paint: знакомство с интерфейсом программы, инструментами создания графических изображений, использование различных эффектов – добавление цветов в палитру, обращение цветов, изменение размера и местоположения рисунка, настройка атрибутов рисунка, создание медкого изображения с помощью сетки пикселей. Создание и редактирование графических изображений: букета в вазе, дома «моей мечты», геометрического и растительного орнамента, новогодней и Рождественской открытки.
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ (15 ч)
Мир мультимедиа. Виды презентаций. редактор электронных презентаций MS Power Point. Интерфейс программы, структура окна. Знакомство с интсрументами создания объектов на слайде, правил работы в среде редактора электронных презентаций. Вставка графики, текста, звука. Преобразование графических объектов и создание на их основе новых объектов с использованием возможностей меню группировка-разгруппировка. анимирование объектов на слайдах и организация переходов слайдов с использованием различных эффектов их анимации. Создание управляющих кнопок и гиперссылок. Пути перемещения объектов.
ПОВТОРЕНИЕ (2 ч)
Растровая графика. Векторная графика. Мультимедийные презентации.
Творческие работы: самопрезентация, «Моя семья», «Морское дно», слайд-фильм с эффектами мультипликации, открытка-поздравление, презентация-поздравление
Планируемые результаты освоения курса
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование раздела |
Общее количество часов |
1. |
Введение |
1 |
2. |
Компьютерная графика |
2 |
3. |
Создание растровых изображений |
13 |
4. |
Мультимедийные презентации |
15 |
5. |
Повторение |
3 |
Итого |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(УУД: личностные (Л), регулятивные (Р), познавательные (П), коммуникативные (К))
№ урока |
Коррекция № урока |
Проведение урока по плану |
Проведение урока по факту |
Наименования разделов и тем уроков |
Форма проведения обязательного вида работы |
Элементы содержания |
УУД |
Примечание |
Введение (1ч) |
||||||||
|
Введение |
Правила поведения в кабинете информатики и техника безопасности при работе с компьютерной техникой, электробезопасность. Требования к организации рабочего места. Санитарно-гигиенические нормы при работе за компьютером |
Нравственно-этическая ориентация (Л). Целеполагание, саморегуляция (Р). Постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
|||||
Компьютерная графика (2 ч) |
||||||||
|
Виды компьютерной графики |
Задачи, цели курса. Растровая и векторная графика, способы организации. Пиксель, разрешение изображения, графические примитивы, чувствительность к масштабированию |
Уметь слушать и вступать в диалог. Способность участвовать в речевом общении (К). Коррекция знаний (Р). Структурирование (П). Смыслообразование (Л) |
|||||
|
Форматы графических файлов |
Форматы графических файлов. Графические редакторы: многообразие, возможности, область применения. Сохранение графического файла |
Уметь слушать и вступать в диалог. Способность участвовать в речевом общении (К). Коррекция знаний (П) |
|||||
Создание растровых графических изображений (13 ч) |
||||||||
|
Букет в вазе |
Практическая работа |
Изображение букета в вазе средствами растровой графики в среде растрового графического редактора |
Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий. (Л) Быть внимательными, извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний (П). Прогнозирование результата (Р)Освоение диалоговой формы общения (К) |
||||
|
Букет в вазе |
Практическая работа |
Открытие изображения. Редактирование рисунка |
Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий. (Л) Быть внимательными, извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний (П). Самооценка результата (Р). Освоение диалоговой формы общения при защите работы (К) |
||||
|
Дом моей мечты |
Практическая работа |
Создание графического изображения дома средствами растровой графики в среде растрового графического редактора |
Целеполагание, планирование, прогнозирование (Р). Поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритма выполнения работы (П). |
||||
|
Дом моей мечты |
Практическая работа |
Открытие изображения. Редактирование рисунка |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) |
||||
|
Геометрический орнамент |
Практическая работа |
История появления геометрического орнамента. Способы его изображения, назначение. Выбор орнамента. Создание орнамента по периметру квадрата с произвольной стороной |
Целеполагание, планирование, прогнозирование (Р). Поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритма выполнения работы (П). |
||||
|
Геометрический орнамент |
Практическая работа |
Редактирование орнамента |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) |
||||
|
Растительный орнамент |
Практическая работа |
История появления растительного орнамента. Способы его изображения, назначение. Выбор орнамента. Создание орнамента по периметру квадрата с произвольной стороной |
Целеполагание, планирование, прогнозирование (Р). Поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритма выполнения работы (П). |
||||
|
Растительный орнамент |
Практическая работа |
Редактирование орнамента |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) |
||||
|
Ввод текста |
Практическая работа |
Инструмент для ввода текстовой информации в растровом графическом редакторе. Способы редактирования и форматирования текста. Создание текстовой надписи |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П). Постановка вопросов (Л) Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К) |
||||
|
Рождественская открытка |
Практическая работа |
История появления Рождественской открытки. Способы создания изображения |
Целеполагание, планирование, прогнозирование (Р). Поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритма выполнения работы (П). |
||||
|
Рождественская открытка |
Практическая работа |
Редактирование изображения. Вставка текстового фрагмента |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) |
||||
|
Новогодняя открытка |
Практическая работа |
История появления новогодней открытки, ее отличие от Рождественской. Способы создания изображения |
Целеполагание, планирование, прогнозирование (Р). Поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритма выполнения работы (П). |
||||
|
Новогодняя открытка |
Практическая работа |
Редактирование изображения. Вставка текстового фрагмента |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка результата (Р) |
||||
Мультимедийные презентации (15 ч) |
||||||||
|
Мир мультимедиа |
Мультимедийные программы и средства создания мультимедиа. Возможности воспроизведения мультимедиа. Векторная графика. Анимация |
Уметь слушать и вступать в диалог. Способность участвовать в речевом общении (К). Коррекция знаний (П) |
|||||
|
Редактор электронных презентаций |
Практическая работа |
Возможности редактора электронных презентаций. Интерфейс программы. Создание макета презентации. Дизайн презентации. Выбор фона. Копирование и удаление слайдов |
Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий. (Л) Быть внимательными, извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний (П). Прогнозирование результата (Р)Освоение диалоговой формы общения при работе в группе(К) |
||||
|
Вставка текста, графики, звука |
Практическая работа |
Реализация возможностей Меню Вставка. Форматирование текста. Панель WordArt, способы преобразования надписей |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выбор эффективных способов решения (П). |
||||
|
Анимация объектов. Смена слайдов |
Практическая работа |
Овладение навыками работы по анимированию объектов на слайде, организация анимированной смены слайдов |
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Прогнозирование результата (Р). Осмысление мотивов своих действий при выполнении задания (Л). Предварительный отбор материала (П). Освоение диалоговой формы общения с учителем и сверстниками (К) |
||||
|
Управляющие кнопки. Гиперссылки |
Практическая работа |
Создание управляющих кнопок. Организация гиперсвязей внутри документа, с внешними документами |
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Самооценка результата (Р). Осмысление мотивов своих действий при выполнении задания (Л) |
||||
|
Создание движущихся объектов |
Практическая работа |
Способы организации движения объектов. Эффекты появления, изменения размера, исчезновения объекта, создание пути движения. Создание слайда с анимированными объектами "Морское дно", вставка растрового изображения как фона и векторных изображений. |
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Прогнозирование результата (Р). Осмысление мотивов своих действий при выполнении задания (Л). Предварительный отбор материала (П). Освоение диалоговой формы общения с одноклассниками и учителем (К) |
||||
|
Организация движения на слайде |
Практическая работа |
Способы организации движения объектов. Эффекты появления, изменения размера, исчезновения объекта, создание пути движения. Создание слайда с анимированными объектами "Морское дно", вставка растрового изображения как фона и векторных изображений. |
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Самооценка результата (Р) |
||||
|
Создание слайд-фильма |
Практическая работа |
Применение освоенных навыков вставки графических объектов при создании слайд-фильма "На прогулке". Создание векторного изображения путем преобразования векторных графических объектов |
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Прогнозирование результата (Р). осмысление мотивов своих действий при выполнении задания (Л). Предварительный отбор материала (П). Освоение диалоговой формы общения (К). |
||||
|
Создание слайд-фильма |
Практическая работа |
Применение освоенных навыков анимации графических объектов при создании слайд-фильма "На прогулке". Редактирование векторного изображения путем преобразования векторных графических объектов |
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Самооценка результата (Р). Развитие диалоговой формы общения, умения отстаивать свое мнение (К) |
||||
|
Творческая работа по созданию слайд-фильма |
Практическая работа |
Выбор темы, подбор материала, создание вспомогательных графических объектов. Создание макета презентации |
Моделирование. Преобразование модели. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П). Инициативное сотрудничество (К). Самоопределение (Л). Целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция(Р). |
||||
|
Творческая работа по созданию слайд-фильма |
Практическая работа |
Редактирование макета презентации. Вставка графических объектов |
Выбор наиболее эффективных форм работы (П). Коррекция, оценка, саморегуляция (Р). Смыслообразование (Л) |
||||
|
Творческая работа по созданию слайд-фильма |
Практическая работа |
Подбор и вставка звуковых эффектов в презентацию. Редактирование графических объектов |
Выбор наиболее эффективных форм работы (П). Коррекция, оценка, саморегуляция (Р). |
||||
|
Творческая работа по созданию слайд-фильма |
Практическая работа |
Анимирование графических объектов. Организация непрерывной демонстрации презентации до нажатия клавиши ESC. |
Выбор наиболее эффективных форм работы (П). Коррекция, оценка, саморегуляция (Р). Смыслообразование (Л) |
||||
|
Творческая работа по созданию слайд-фильма |
Практическая работа |
Отладка презентации |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К) |
||||
|
Защита творческой работы |
Обсуждение соответствия прогнозированного результата и действительного |
Диалоговая форма общения, отстаивание своего мнения (К). Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
|||||
Повторение (3ч) |
||||||||
|
Растровая графика |
Практическая работа |
Создание открытки-поздравления в среде растрового графического редактора |
Моделирование. Преобразование модели. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П). Инициативное сотрудничество (К). Самоопределение (Л). Целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция(Р). |
Словесная, практическая работа |
|||
|
Векторная графика |
Практическая работа |
Векторные графические изображения. Графические примитивы. Векторный графический редактор. Преобразование векторных изображений и создание на их основе новых графических объектов |
Выбор наиболее эффективных форм работы (П). Коррекция, оценка, саморегуляция (Р). Смыслообразование (Л) |
Словесная, практическая работа |
|||
|
Мир мультимедиа |
Практическая работа |
Мультимедийные возможности компьютера. Технические средства мультимедиа |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К) |
Словесная, практическая работа |
Учебно-методическое обеспечение
наличие специальной методической литературы по информационным технологиям, педагогике, психологии;
использование собственных методических и дидактических материалов;
кабинет, оборудованный компьютерами, столами, стульями, общим освещением, классной доской, мультимедийным оборудованием (проектор, экран, акустические системы);
электронные образовательные ресурсы;
прикладные программные продукты: растровый графический редактор Paint, векторный графический редактор, встроенный в MS Office редактор электронных презентаций MS Power Point;
доступ в сеть Интернет.
Список литературы
Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Информатика. 5-5 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
Афанасьева Е. Презентации в Power Point. Шпаргалка. /Издательство: НТ Пресс, 2006г - 160с
Интернет ресурсы.
http://www.edu.ru
http://www.encyclopedia.ru
http://www.kpolyakov.ru