12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фролова Елена Николаевна21423
Педагог-психолог
Россия, Камчатский край, Ключи-1

МБОУ "Средняя школа №5 п.Ключи-1"

« Конфликты в нашей жизни»

Составитель: Фролова Елена Николаевна педагог-психолог, классный руководитель.

 

 

 

 

 


 

2018-2019 уч.г.


 

Актуальность.

Проблема конфликта всегда актуальна. Ведь с конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным. Иногда конфликты улучшают результаты работы и отношения благодаря новой информации, учету противоположных интересов, появлению креативных решений. Но если энергия сторон конфликта обращена друг против друга, конфликты могут стать разрушительными как для самих участников, так и для организации в целом. Общение - сложное искусство. Там, где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты. Источники конфликтов могут быть самые разные. Необходимо знать, как люди ведут себя в конфликтных ситуациях и есть ли эффективные способы решения конфликтов.

Образовательная цель: сформировать понятие «конфликт», разъяснить причины возникновения, конфликтов, рассмотреть виды конфликтов в обществе и способы их разрешения.

Задачи:

Развитие различных сторон общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции;

Вовлечение подростков в зону социального творчества.

Оборудование: проектор, цветные стикеры, ноутбук, бланки ответов для команд, мультфильм "Мост", черновики и ручки(по кол-ву человек), карточки с ребусами, карточки "качества человека", ватман, карточки с названиями эмоций, бланки ответов.

Возрастная группа: 10-12 лет

Продолжительность :40-60 мин.

Характеристика квеста.

Тип: линейный квест.

По длительности: кратковременный.

По предметному содержанию: межпредметный.

По типу заданий: самопознание- направлено на исследование аспектов личности; творческое задание; аналитическая задача- предполагает поиск и систематизацию информации.

Правила квеста.

1 В квесте принимают участие 3 команды по 4-5 человек.

2 Участники придумывает название команды и выбирают капитана.

3 На этапах прохождения квеста команды сопровождают помощники, которые могут

координировать действия в процессе игры, для более успешного выполнения заданий.

4 По окончанию игры подводятся итоги и выбираются команды, занявшие I, II и III

места. Команды-победительницы награждаются Грамотами.

Ход мероприятия

Здравствуйте! Мы- школьные медиаторы, нас зовут..

Медиатор 1- Сегодня у нас с вами не обычная встреча, а "квест". Кто может объяснить, что это такое? (Ответы детей).

Медиатор 2- Сейчас вам предстоит разделиться на 3 команды, опустите рука вниз, под сидушкой стула приклеены цветные стикеры, покажите нам их! А теперь, разделитесь на команды по цветовому признаку. Команды, займите места за столами.

Вам необходимо выбрать капитана и придумать названия своим командам.

1. Представление команд.

Медиатор 1- Переходим к следующему заданию.

Сейчас вам раздадут карточки с ребусом, расшифруйте его и выведите тему первого этапа квеста.

Медиатор 2- Команда выполнившая задание сдает карточку жюри. За правильный ответ команда получает 1 бал.

1.Разгадывание ребуса, формулировка темы.(Приложение №1)

Ведущий- И так, первый этап называется "КОНФЛИКТЫ". Внимание на экран. (Демонстрация мультфильма "Мост" https://www.youtube.com/watch ?v=TZCWPB-zoZc)

Обсуждение мультфильма.

Медиатор 1- Давайте немного поиграем. Представьте, что мы звёздочки. Звёзды могут объединятся в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно объединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладоням.

3. Игровой тренинг "Созвездия"

Медиатор 1- Как сейчас мы объединялись в созвездия, так и все люди живут в разных группах. У каждого есть семья со своими семейными традициями, укладом, ценностями. Да и любой человек неповторим, у него есть свой темперамент, характер.

Медиатор 2- Капитаны, подойдите к столу и возьмите конверт с заданием. В течении 4 минут, вам необходимо распределить написанные на карточках качества на две категории "способствуют общению" , качества которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми и "мешают общению", качества которые мешают человеку жить, делая его несчастным.

За правильный ответ команда получает 1 балл.

4. Игра "Качества человека".(Приложение №2)

Ведущий- Тема нашего следующего этапа называется "Эмоции". Как вы понимаете, что такое эмоции, какие эмоции вы знаете?. Молодцы! Ну что ж, давайте немного разомнемся. Нас ждет эстафета! Приглашаем вас выйти в школьный коридор. Участники команд становятся друг за другом. Сейчас Вам будет предложен мешочек с карточками (медиаторы демонстрируют мешочки), на них описаны эмоции, которые нужно нарисовать в кружочках изображенных на ватмане. Каждый член команды берет 1карточку, подбегает к ватману, рисует эмоцию, возвращается к команде и передает маркер следующему игроку.

Команда, быстрее и правильно выполнившая задание получает 3 балла, следующая команда - 2 балла, последняя команда -1 балл.

5. Эстафета "Нарисуй Эмоцию" (Приложение №3)

Ведущий- Молодцы! Мы продолжаем. Капитаны, прошу Вас подойти ко мне, сложив пазл, вы узнаете, где новый пункт сбора. (Приложение №4) Смена кабинета. Команды, займите место в кабинете за столами.

Медиатор 1 -Разум позволяет человечеству решать многие проблемы выживания. Однако в отношениях с другими людьми мы чаще слушаем эмоции, чем разум. Наши чувства и эмоции — это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать природа наделила его способностью эти чувства выражать. Мимика- это способ выражения чувств и эмоций. Независимо от своей культурной и национальной принадлежности смех на лице другого человека дети начинают различать еще до 3лет, боль — только в 5–6 лет, гнев — с 7 лет, страх и ужас — с 9–10, удивление — в 11 лет. Презрение начинают узнавать к 14 годам.

Медиатор 2 Не только люди выражают свои эмоции с помощью мимики. Известно, что дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Почему? Львы живут прайдами, то есть семьями. Они постоянно общаются со своими сородичами. Поэтому их эмоции написаны у них на морде. Медведь живет один. Общаться ему не с кем. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме.

Медиатор 1- Команды, посовещайтесь и выберите человека, который будет выполнять следующее задание.

Медиатор 2- Следующее задание называется "Угадай эмоцию". Представителям команд будут выданы карточки на которых написаны названия пяти эмоций. Ребята должны изобразить эти эмоции, а остальные угадать, что было задано. Команде, чей игрок смог показать больше отгаданных "эмоций", присуждается 3 балла, команде, чей игрок смог выразить меньше эмоций-2 балла, команде, чей игрок показал наименьшее количество угаданных эмоций-1 балл.

6. Конкурс- пантомима"Угадай эмоцию" (Приложение №5)

Ведущий- Молодцы! Капитаны команд, подойдите пожалуйста к жюри и получите следующее задание.

Медиатор 1- В конвертах новое задание. Расшифруйте кодовую фразу и вы узнаете тему нового этапа. Запишите ее на бланке ответов и сдайте жюри.

Медиатор 2-Команда,быстрее остальных и правильно выполнившая задание получает 1 балл.

7. Конкурс "Шифровка"(Приложение №6)

Медиатор 1- Тема нового этапа "Поведение при конфликте". Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из пяти стратегий поведения: избегание или уход; приспособление; соперничество или конкуренция; компромисс; сотрудничество.

Выбор часто происходит на основе прошлого опыта. Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.

Медиатор 2-Давайте проведем тест, и узнаем, как именно вы поступаете в конфликтной ситуации? Внимание на экран. Перед вами вопросы, прочитайте и решите, свойственно ли Вам то или иное поведение и проставьте баллы в табличку: часто – 3, от случая к случаю – 2, редко – 1. (детям раздаются бланки ответов) (Приложение №7)

Обсуждение результатов.

Ведущий- Представьте себе, что прозвенел звонок с урока, вы выходите из кабинета и....Вас сбивают с ног. Как вы поступите? Разыграйте эту ситуацию с позиций выхода из конфликта(избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соперничество), а какая именно стратегия- определит жребий! (жеребьевка). Жюри определит то, как точно, согласно стратегии, вы вышли из ситуации. Команды получат по 3, 2 и1 баллу.

8. Кейс- ситуации "Выход из конфликта".

Обсуждение. Как вы считаете, какой выход из конфликтной ситуации, самый действенный? А почему?

Медиатор1- Мне хочется отметить, что не один из представленных стилей не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из неё приходится комбинировать различные варианты.

Медиатор2- Уважаемое жюри, подсчитайте баллы и назовите победителя нашей сегодняшней игры.

Подсчет баллов, награждение победителей.

Ведущий- Всего Вам доброго до свидания!

Приложение №1

 

(конфликт)


 

Приложение №2

Гнев

Доброта

Зависть

Великодушие

Жадность

Щедрость

Обидчивость

Способность прощать

Подозрительность

Доверчивость

Тщеславие

Скромность


 


 

Приложение №3


 

Нарисуйте в кружочках лица, выражающие эмоции

радость

обида

гнев

удивление

страх


 

Приложение №4

Разрезать на части(пазл)

 

 


 

 

Приложение №5

Зависть

Любопытство

Обида

Смущение

Гнев

Восторг

Отвращение

Страх

Стыд

Удивление

Гордость

Радость

Равнодушие

Влюбленность

Печаль


 


 

Приложение №6


 

ДЕШИФРАТОР


 

Приложение №7

 Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации, во время ссоры?

Инструкция: Прочитайте и решите, свойственно ли Вам то или иное поведение и проставьте баллы в табличку: часто – 3, от случая к случаю – 2, редко – 1.


1. Угрожаю и дерусь…
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, с чем – категорически не согласен (это может снизить площадь конфликта).
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Ною и канючу, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь все обратить в шутку.

Бланк ответов

А

B

C

D

E

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

10-

11-

12-

13-

14-

15-

         

Сложите баллы по колонкам. Самый высокий показатель и есть ваш стиль поведения.

Колонка «А» -«соперничество» .Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, в которой, по Вашему мнению, нет и не может быть изъянов и ошибок. Тип человека, который всегда прав.

Колонка «В» - «сотрудничество» .Вы придерживаетесь позиции, что всегда можно договориться, «две головы лучше, чем одна». Во время спора Вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворяют обе стороны.
«С» - «компромиссный», сразу согласны на компромисс.
«Д» - «приспособление». Своего противника Вы уничтожаете добротой, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.
«Е» - «избегание», Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводите конфликт до открытого столкновения.


 


 


 

БЛАНКИ ОТВЕТОВ ДЛЯ КОМАНД.

БЛАНК ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ №

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________

____________________________________

ОТВЕТ_____________________________

БЛАНК ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ №

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________

____________________________________

ОТВЕТ_____________________________

БЛАНК ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ №

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________

____________________________________

ОТВЕТ_____________________________

БЛАНК ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ №

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________

____________________________________

ОТВЕТ_____________________________

БЛАНК ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ №

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________

____________________________________

ОТВЕТ_____________________________

БЛАНК ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ №

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________

____________________________________

ОТВЕТ_____________________________


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Колышкина Елена Владимировна, 10.08.23 в 09:06 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный и актуальный материал, Елена Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.