Квест-игра «Безопасность в Интернете»
Предистория открытого мероприятия
«Квест-игра «Безопасность в Интернете»
Квест-игра проводится после прохождения обучающимися веб-квеста «Школа интернет-супергероя» https://sites.google.com/view/web-quest-3v/1
Дети взаимодействуют в командах во внеучебное время.
В основу веб-квеста положила игрофикацию. Захватывающая история, описанная во вступлении (На Главной странице), является мотивационным моментом, побуждающим их к активным действиям, желанию посмотреть, что будет дальше, пройти игру до конца, одержав победу над различными заданиями. При работе с таким интернет – ресурсом у учащихся развивается способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, управлению своей познавательной деятельностью.
Фиксация результатов производилась через гугл форму в таблицу, которая у нас называлась «Дневник веб-квеста». Обучающиеся в любой момент могли посмотреть свои результаты, сравнить с результатами других команд, также могли самостоятельно оценить свою деятельность.
Участие в веб-квесте позволило каждому игроку проявить свои знания, умения, креативность, фантазию, поисковую активность, индивидуальные способности. Элемент непредсказуемости и соревновательный аспект позволили проявить аналитические способности, стремиться к самосовершенствованию.
Эта форма внеурочной деятельности предоставила возможность в значительно мере расширить границы образовательного пространства.
Создавая данный квест, я придерживалась следующих принципов:
• Доступность (изучив небольшой теоретический материал, обучающиеся успешно выполняли задания)
• Системность (этапы прохождения игры имеют логическую связь)
• Эмоциональная насыщенность (задания детей увлекали, захватывали, вызывали желание изучить материал и правильно выполнить задания)
• Временные рамки (материал разбит на этапы, которые ребята проходили в определённый день и небольшие по объёму – здоровьесберегающий аспект)
• Разнообразность (обучающиеся были вовлечены в разнообразные виды деятельности)
• Безопасность (сайт веб-квеста и сторонние сайты с качественным образовательным контентом без реклам, посторонних окон, заставок; тесты и упражнения созданы в Гугл-формах и LearningApps - эти ресурсы полностью безопасные для жизни, психического и физического здоровья ребёнка)
• Соответствие возрасту
• Наличие ощутимого конечного результата и рефлексии.
Данный квест позволил эффективно взаимодействовать с одноклассниками, друзьями из других классов и школ, братьями и сестрами, и даже родителями. Они активно включились прохождение квеста и оставляли только положительные отзывы. В процессе работы с веб-квестом обучающиеся отрабатывали смысловое чтение – перерабатывали и извлекали необходимую информацию из прочитанных текстов различных жанров. Такая форма проведения образовательных мероприятий следующие современные компетенции: познавательную, коммуникативную, информационную, саморазвития и рефлексии, здоровьесбережения.
Реальное размещение веб-квеста в сети позволило значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Финальным мероприятием у нас прошёл квест – игра «Безопасность в Интернете». Это было открытое мероприятие и получило высокую оценку.
Открытое занятие «Квест-игра «Безопасность в Интернете
Цель: формирование активной жизненной позиции в отношении проблем личной безопасности школьников в сети Интернет в процессе игровой деятельности. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в сети, понимание того, что культура Всемирной сети напрямую зависит от личной культуры каждого человека.
- Добрый день, дорогие мои Интернет-супергерои! Поприветствуйте, пожалуйста, наших уважаемых гостей. (….)
- Ребята, вы прошли недельный web-квест, который называется …(?) «Школа интернет-супергероев». Вы прошли спецподготовку – экспресс курсы в школе профессора Инета – доктора компьютерных наук, состоящие из трёх туров обучения и итогового экспресс-зачёта. Вы обучались в командах, в которых объединили не только своих одноклассников, но и друзей из других классов нашей школы, ребят из других школ нашего посёлка, а также ваших родителей. Каждая команда имела название, эмблему, правильно выполнила много спецзаданий и открыла в себе сверхспособности настоящего пользователя сети Интернет. Какие вы открыли сверхспособности? (…)
- Сегодня мы поставим финальную точку в вашей спецподготовке в экспересс-курсе «Школа Интернет-супергероев». Вы продемонстрируете, чему научились.
Интернет-супергерои! Первое, что мы сделаем – это поменяем рассадку, т.к. одна из сверхспособностей настоящего Интернет-супергероя – это умение работать в любых условиях в команде с незнакомыми людьми. Поможет нам ClassDojo - наша любимая коммуникационная платформа. Итак, объединяемся в новые ГРУППЫ по 4-5 человек.
(1 команда - …., 2 к - …, 3 к - …, 4 к - …., 5 к - …)
- Работать будем во вновь сформированных группах. Продекламируйте нам девиз для плодотворной совместной работы: (…)
«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
- Спасибо! Вижу, что группы готовы. Но… в этот раз мы с вами не будем назначать командира, т.к. все вы, ребята, освоили наш экспресс-курс на достаточно высоком уровне. Начинаем!
- Вам предстоит выполнить по несколько заданий, правильность которого будет оценена буквой – ключом. Букву помещаете на доску. В итоге должна получиться фраза - главная цель вашей многодневной работы.
- Внимание! На столах лежат пронумерованные конверты. Всего 20 заданий, по 4 на каждую группу. Читаете задание, дружно и спокойно обсуждаете. Возьмите конверт № 1. Ставлю таймер на … минуты. Начали!
(Выполнение заданий с последующей проверкой и выдачей буквы - ключа)
1 задание одинаковое – загадки (отвечают все вместе)
2 задание – Соедините термины и их определения (по 3 на каждую группу)
(Другой вариант – наклейте)
3 задание –Ситуации (представитель от команды выходит и рассказывает, что делать в той или иной ситуации)
4 задание – Викторина (по очереди) по теме «Правила поведения в сети Интернет»
(На доске сложилась фраза «Интернет безопасность». Учитель показывает карточку разделитель *, на обороте которой написано «Ребята! Вы молодцы! Сюрприз вас ожидает возле ваших «Портфолио»»)
- Дорогие ребята, вы сейчас успешно подтвердили своё звание Интернет-супергероя! Поздравляю вас! Я уверена, что Вы получили навыки, необходимые для обеспечения Вашей безопасной и корректной работы в сети Интернет. Но для того, чтобы Всемирная паутина вас не поглотила, нужно постоянно помнить о правилах безопасного поведения в Интернете. Главное – помните: если не знаете, что делать – посоветуйтесь с родителями и учителями.
Большое спасибо за активное участие и желаю всем удачи!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание № 1 «Загадки»
Прочитайте загадки, запишите отгадки
1. Что за чудо-агрегат Может делать все подряд - Петь, играть, читать, считать, Самым лучшим другом стать? _________________
|
2. На столе он перед нами, на него направлен взор, подчиняется программе, носит имя _________________
|
3. Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь и курсором управляешь. Ты – компьютерная …. _________________
|
4. Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть! Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть. Очень тонкая натура. Имя ей …. _________________
|
5. Сохраняет все секреты «ящик» справа, возле ног, и слегка шумит при этом. Что за «зверь?»… _________________________
|
6. Есть такая сеть на свете Ею рыбу не поймать. В неё входят даже дети, Чтоб общаться иль играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Как же сеть ту называют? Ну, конечно ж, … _________________________
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание № 2 «Соедините термины и их определения»
Ребята, вам нужно в таблицу напротив термина приклеить его определение.
Интернет
|
Всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе тысячи сетей. |
Гиперссылка
|
Графическое изображение или текст на сайте, в письме электронной почты или в каком-либо электронном документе, выделяется, синим цветом и подчеркиванием. |
Поисковые системы |
Это сервисы, предназначенные для поиска информации в мировой сети Интернет. В базе данных поисковых систем находится информация, практически по любой теме. |
Электронная почта |
Технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений |
Браузер |
Средство просмотра веб-страниц. |
Детский браузер |
Гогуль |
Сетевой этикет |
Нравственные правила поведения в компьютерных сетях. |
Компьютерный вирус |
Разновидность компьютерных программ или вредоносный код, отличительной особенностью которых является способность к размножению. |
Антивирусная программа
|
Любая программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных программ и восстановления зараженных такими программами файлов. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание № 3 «Ситуации»
Команда 1
Ребята, сейчас вам нужно очень внимательно прочесть ситуацию, которая может произойти с каждым пользователем сети Интернет.
Посоветуйтесь в группе, какие будут ваши действия в данной ситуации.
Вы получили электронное письмо.
«Дорогой друг! Мне нравятся твои комментарии. Видно, что ты умный и добрый человек. У меня к тебе есть интересное предложение. Давай встретимся сегодня в парке в 5 часов вечера. У меня в руках будет игрушечный медвежонок. До встречи! Никому не сообщай о встрече! Это наш маленький секрет»
Как вы поступите?
Команда 2
Ребята, сейчас вам нужно очень внимательно прочесть ситуацию, которая может произойти с каждым пользователем сети Интернет.
Посоветуйтесь в группе, какие будут ваши действия в данной ситуации.
«Ваш друг зашёл на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные сообщения. Что вы посоветуете предпринять вашему другу?»
Команда 3
Ребята, сейчас вам нужно очень внимательно прочесть ситуацию, которая может произойти с каждым пользователем сети Интернет.
Посоветуйтесь в группе, какие будут ваши действия в данной ситуации.
Дима создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить Диме?
Команда 4
Ребята, сейчас вам нужно очень внимательно прочесть ситуацию, которая может произойти с каждым пользователем сети Интернет.
Посоветуйтесь в группе, какие будут ваши действия в данной ситуации.
Новый друг Васи, с которым он познакомился вчера в Интернете, попросил срочно сообщить такую информацию: номер телефона, домашний адрес, кем работают родители Васи. Что должен сделать Вася в этом случае?
Команда 5
Ребята, сейчас вам нужно очень внимательно прочесть ситуацию, которая может произойти с каждым пользователем сети Интернет.
Посоветуйтесь в группе, какие будут ваши действия в данной ситуации.
В социальной сети в группе размещена реклама о продаже смартфона с очень большой скидкой. Но для покупки телефона необходимо отправить деньги администратору группы. Как вы поступите?
Фраза, которая должна получиться из букв - «Интернет*безопасность»
На доске это выглядело так:
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
И Н Т Е Р Н Е Т * Б Е З О П А С Н О С Т Ь
На оборотной стороне карточки «* - звёздочка» написать, где лежит сюрприз. У нас были грамоты за прохождение веб-квеста. Образцы представлены ниже.
И |
Н |
Т |
Е |
Р |
Н |
Е |
Т |
* |
Б |
Е |
З |
О |
П |
А |
С |
Н |
О |
С |
Т |
Ь |
|
Дарья
Сафонова Елена Валерьевна
Мячкова Алла Анатольевна