12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Бондарь Ирина Владимировна33
Материал размещён в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки»

Авторы:

Бондарь Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 29» Краснобродского городского округа

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему:

«На что тратятся деньги в семье?»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Кемерово 2018 г.

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему: «На что тратятся деньги в семье?»

Модуль: учебно-тематический курс «Финансовая грамотность»

Место занятия в системе образования: внеурочное занятие для учащихся 2-3 классов.

Форма проведения занятия: квест-игра.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуально-групповая.

Основные понятия и термины: семейный бюджет, обязательные и необязательные покупки, основные расходы, сбережения.


 

Цели:

Формирование представления у учащихся о деньгах, операциях с ними, о бюджете семьи как основной категории домашней экономики.

Задачи:

помочь осознать, на что распределяются доходы семьи;

расширить представление детей о необходимости рационального использования денег и их накоплении;

рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;

при помощи игровых ситуаций закрепить полученные знания;

развивать навыки коммуникативных компетенций;

содействовать общему развитию учащихся, развивать мышление;

закрепить у учащихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы.



 

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- осознание себя как члена семьи, общества и государства;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;.

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

- воспитание доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета;

- воспитание нравственных качеств, чувства взаимопомощи.

познавательные

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

регулятивные:

-понимание цели своих действий;

-проявление познавательной и творческой инициативы;

-оценка правильности выполнения действий;

-адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;

коммуникативные:

-совместное составление кластера;

-умение слушать собеседника и вести диалог;

-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;

-понимание и правильное использование экономических терминов;

-представление о роли денег в семье;

- иметь представления о доходах и расходах семьи, семейном бюджете;

-проведение элементарных финансовых расчётов;

-определить возможные ресурсы семьи на основе моделирования различных ситуаций;

-расширить представление детей о необходимости рационального использования денег.

Методы:

проблемный;

исследовательский

игровой.

Тип: применение знаний.

Ведущий: учитель.

Участники: учащиеся 2-3 классов, родители.

Спонсоры игры «Супермаркет идей»: родители

Время проведения квест-игры: 60 мин

Оборудование: раздаточный материал, компьютеры, проектор, буклет, шоколадные монеты, деньги (бутафория), ноутбуки.

Технологическая карта

На предыдущих уроках учащиеся познакомились со следующими понятиями: деньги, виды современных денег, возможные источники и виды доходов семьи, семейный бюджет; научились определять очередность расходования денежных средств на нужды семьи.

п/п

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя и родителей

Деятельность учащихся

Время

(мин)

1

Организационный момент

Психологическая и эмоциональная подготовка к восприятию материала

Учитель приветствует учеников, активизирует внимание учащихся: демонстрирует слайд с изображением Фиксиков (СЛАЙД 1) и сообщает, что сегодня на занятии они будут нашими помощниками. Симка предлагает посмотреть фрагмент мультипликационного фильма «Фиксики» (СЛАЙД 2)..

Приветствуют учителя. Смотрят фрагмент мультипликационного фильма «Фиксики» (СЛАЙД 3).

5 мин

2

Подготовительный этап

1. Проблемный диалог

2 Постановка основной задачи

3. Распределение на группы методом жеребьевки.

4. Раздача необходимых материалов для квеста.

5. Объяснение правил квест-игры «Супермаркет идей».

1. Вопросы по увиденному фрагменту (СЛАЙД 4):

О чем говорят герои мультфильма?

Как Вы объясните фразу Нолика: «Зря тратить деньги»?

А что делает Дим Димыч!? (копит деньги)

У всех разные траты.

Возникла проблема: «На что рационально тратить деньги в семье и как их накопить?»

Вопрос Нолика (СЛАЙД 5):

А разберемся мы в этом вопросе вместе с Фиксиками (СЛАЙД 6).

3. Учитель раскладывает карточки с изображением монет разного номинала обратной стороной (жеребьевка, деление на команды) (Приложение 7).

4. Учитель раздает:

- маршрутные листы, которые являются частями пазла с изображением свиньи-копилки (Приложение 5,6);

- деньги (бутафория).

5. Учитель разъясняет правила игры (СЛАЙД 7-12):

- Вы сегодня с Фиксиками идете в «Супермаркет идей» покупаете и продаете свои знания по теме нашей квест-игры. Ваше путешествие будет проходить по станциям, продавцами на которых будут ваши родители. У них вы получите задания по маршрутному листу.

Вы будете отвечать на вопросы продавцов, если ответите верно, то заработаете деньги для Дим Димыча, а если ответ будет неверный, то вы лишите его части финансов.

В течении всей игры вы должны составить информационный стенд об обязательных и необязательных расходах (СЛАЙД 8)

Помните о том, что вы - команда, семья, поэтому вы можете помогать друг другу правильно отвечать на вопросы или обращаются за помощью к Фиксикам. (СЛАЙД 13).

Выберите главного в вашей семье, который будет следить за вашими расходами. После каждой станции карточки с ответами вы должны поместить в информационный стенд

По окончании игры маршрутный лист прикрепите на доску.

1. Отвечают на вопросы:

- о тратах и накоплениях

- ответы детей

2. Предполагаемые ответы детей

3. Вытягивают карточку. с монетой, создают группы.

4. Получают необходимые материалы для квеста.

5. Слушают правила

10 мин

3

Игра «Супермаркет идей»

1 зал «Бюджет»

Родитель предоставляет каждому ребенку список основных расходов семьи Дим Димыча на месяц. Выполнить задание продавца (Приложение 1).

Индивидуально каждый участник группы подсчитывает бюджет семьи Дим Димыча на месяц.

Дети совещаются и делают взаимопроверку (при затруднении обращаются к Папусу). Зарабатывают или тратят монеты.

10 мин

2 зал «Покупки»

Родитель предоставляет список обязательных покупок для семьи Дим Димыча

(Приложение 2).

Определяют значимость покупок, составляют «кластер» (при затруднении обращаются к Масе). Зарабатывают или тратят монеты.

10 мин

3 зал «Расходы»

Родители предлагают детям изучить текст Нолика об обязательных и необязательных расходах (Приложение 3)

Групповая работа. Изучают текст. Дают определение понятиям «обязательные» и «необязательные» расходы и выполняют задание второго продавца. Итогом работы является рисунок-плакат «Моё хобби». Зарабатывают или тратят монеты.

10 мин

4 зал «Сбережения»

Родитель показывает фрагмента мультипликационного фильма «Фиксики», где Симка рассказывает о способах хранения денег (Приложение 8).

Игра «Верю - не верю» (Приложение 4).

Смотрят фрагмент мультипликационного фильма «Фиксики». Играют в игру. Зарабатывают или тратят монеты.

5 мин

4

Рефлексия

Итог

Анализ результатов (критерий результативности работы каждой команды – количество накопленных денег). Обсуждение причин успеха/неудачи команд.

Учитель говорит: «Игра подошла к концу, мы создали информационный стенд, который поможет нам в будущем правильно тратить деньги (СЛАЙД 15).

Вы обратили внимание, что маршрутные листы не совсем обычные.

Посмотрите на доску, что они вам напоминают? (пазлы)

Соберем пазлы из наших маршрутных листов и узнаем о том, что там изображено. (свинья-копилка).

Вернемся к началу игры и вспомним, что делал Дим Димыч с деньгами? (складывал в копилку)

Для чего он это делал? (для собственных накоплений на хобби и любимые занятия);

Ответьте на главный вопрос нашей игры «На что тратятся деньги в семье?

Наш информационный стенд и копилка связанны между собой?»

Подсчитайте, потраченные и заработанные, средства вашей командой, и мы узнаем сколько денег может положить Дим Димыч в свою копилку, и чья команда заработала больше всех (выявление команды – победителя) (СЛАЙД 15).

Заработанные вами деньги вы можете обменять на сладкие призы».

Награждение и раздача буклетов для семьи (Приложение 9).

Рефлексия «Ладошки» (Кто узнал новое? Кому хочется поучаствовать в игре еще раз, покажите мне ладошки)

Подсчет накопленных командой денег.

Выявление команды – победителя.

Составление пазла с изображением свиньи – копилки.

Вывод детей.

Обмен заработанных монет (бутафории) на шоколадные монеты.

Рефлексия «Ладошки»

10 мин

ИТГО:

60 минут

Список используемых источников

https://finedu.stappler.org/lecture/712

http://scicenter.online/osnovy-menedjmenta-scicenter/neobyazatelnyie-rashodyi-29644.html

http://xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/finansy-na-kazhdyy-den/domashnyaya-bukhgalteriya/raskhody-obyazatelnye-postoyannye-peremennye-sluchaynye-i-prochie/

https://www.irk.ru/news/blogs/novitsky/871/

file:///C:/Users/Слушатель/Desktop/Финансовая%20грамотность/Методические%20материалы%20по%20финансовой%20грамотности%20для%20общеобразовательных%20организаций/2-4%20класс/Учебная%20програма%20.pdf

Приложение 1

1 зал «Бюджет»

- Посчитай, на какие товары, продукты и услуги тратит деньги семья Дим Димыча за месяц. Слайд

Кол-во членов семьи - 3 человека

Расход на продукты питания 3 000 рублей

Расход на одежду 2 000 рублей

Расход на хозяйственные товары 1 000 рублей

Расход на оплату коммунальных услуг 4 000 рублей

Оплата кружка «Умелые ручки» 500 рублей

Расход на транспорт 200 рублей

Расход: __________ рублей

Если вы испытываете затруднение, то у Папуса имеется алгоритм решения (обращайтесь к продавцу).

Приложение 2

2 зал «Покупки»

- При посещении магазина, в целях экономии бюджета семьи Дим Димыча, вы должны выбрать только необходимые товары. Соедини стрелками понятие и наименование.

хлеб

сахар

Необходимые товары

минеральная вода

масло сливочное

кукурузные хлопья

рыба

овощи

сухофрукты

мясо

финики сушеные

соль

кондитерские изделия

газированные напитки

молоко

яйцо

майонез

картофель

конфеты

чипсы

Если вы испытываете затруднение, поможет вам в этом Мася. У неё имеется предупреждающий текст о правилах посещения супермаркета. Изучи и выбери нужное.

Приложение 3

Обязательные и необязательные расходы

Обязательные расходы – это то, за что платить необходимо (пример: плата за коммунальные услуги и/или аренду жилья, кредиты и плата за детский сад и т. п.)

Всем нужно что-то есть, на еду уходит примерно каждый четвертый потраченный рубль. Необходимо одеваться, пользоваться транспортом и услугами связи. Некоторым приходится постоянно покупать лекарства. Свести эти расходы к нулю невозможно, но их размер все же зависит от нас: мы можем выбирать еду и одежду, менять виды транспорта, тарифы и операторов связи.

Следующая группа расходов – необязательные. К необязательным можно отнести развлечения (кино, кафе/аттракционы), не входящие в необходимый набор, продукты и напитки, одежда, купленная потому, что понравилась, а не потому что нужна. В общем, все те покупки, без которых вполне можно обойтись.

Самое важное для ребенка – это его любимое занятие, его хобби. На него тоже часто не хватает денег. Можно скопить средства из карманных денег, подарков родителей, бабушек и дедушек.

Задание:

Нарисуй то, чем ты увлекаешься, на что тебе не жалко потратить накопленные деньги

Приложение 4

4 зал «Сбережения»

Игра «Верю - не верю».

-Где лучше хранить деньги?

1. Лучше хранить в сейфе.

2. Лучше хранить деньги в банке из-под кофе.

3. Лучше хранить деньги в копилке.

4. Лучше хранить деньги, зарыв в землю.

5. Лучше хранить на банковской карте.


 

Приложение 5

Пазл «Свинья – копилка»

Приложение 6

Маршрутный лист

 

1 «Бюджет»

5 монет

2 «Покупки»

5 монет

3 «Расходы»

5 монет

4 «Сбережения»

5 монет

Итого

__ монет


 

1 «Бюджет»

5 монет

2 «Покупки»

5 монет

3 «Расходы»

5 монет

4 «Сбережения»

5 монет

Итого

__ монет


 

1 «Бюджет»

5 монет

2 «Покупки»

5 монет

3 «Расходы»

5 монет

4 «Сбережения»

5 монет

Итого

__ монет


 

1 «Бюджет»

5 монет

2 «Покупки»

5 монет

3 «Расходы»

5 монет

4 «Сбережения»

5 монет

Итого

__ монет


 

Приложение 7

Деньги для жеребьевки

Опубликовано в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.