Методическая разработка урока по финансовой грамотности на тему «Деньги – что это такое»
Технологическая карта урока "Деньги - что это такое"
DOCX / 42.04 Мб
презентация к уроку "Деньги - что это такое"
PPTX / 6.86 Мб
Приложение 4 к уроку "Деньги-что это такое" (буклет)
PDF / 7.23 Мб
Пояснительная записка
Автор: Мазанова О.Ю., к.п.н., учитель информатики УКП «РДБ» ГОУ РК «РЦО»
Формат: Microsoft Office PowerPoint (.pptx)
Документ Microsoft Word (.docx)
Назначение: Методическая разработка урока по финансовой грамотности на тему «Деньги – что это такое» (технологическая карта урока, презентация к уроку, приложения для подготовки раздаточного материала)
Целевая аудитория: 5 класс.
Описание
В последнее время в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны и, следовательно, повышения качества жизни населения. С усложнением финансовых процессов, происходящих в современной экономике (существование инвестиционных фондов, расширение проникновения банковских продуктов, системы страхования, реформирование пенсионной системы и др.), вопрос о финансовом образовании и внедрении его в образовательный процесс всех уровней является обязательным и повсеместным.
Современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями, то есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
С 2016 года во многих российских школах введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников, а также аспекты из курса по финансовой грамотности реализуются в рамках таких предметов, как обществознание, математика, ОБЖ, география, история.
Предложена разработка урока на тему «Деньги – что это такое», которая является первой в модуле «Доходы и расходы семьи» УМК Липсица И.В., Вигдорчика Е.А. «Финансовая грамотность 5-7» и раскрывает общие знания экономики, некоторые основные термины и мотивирует учащихся на изучение финансовой арифметики. В то же время данная разработка может использоваться как на уроках истории или обществознания, так и использоваться на внеурочных занятиях по основам финансовой грамотности (в рамках «Недели финансовой грамотности», «Предметной недели по экономике», «Дня экономических знаний»), на классных часах.
Цель урока: удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование представлений о видах денег, способах распознавания фальшивых банкнот, правил поведения при выявлении фальшивых банкнот, формирования активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности.
Формы, методы, используемые педтехнологии:
Формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы:
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.
Педтехнологии: кроссинг, создание проблемной ситуации, игровая технология, ИКТ-технология
Межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
Планируемые результаты обучения:
Предметные
• владение базовыми предметными понятиями: бартер, товарные деньги, символические деньги, ликвидность, купюра, монета, покупательная способность, номинал, платежеспособная купюра;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли и видах денег; умение объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения, а также функции Центрального банка Российской Федерации в управлении денежной системой страны;
• умение объяснять, какие современные разновидности денег существуют;
• использование приёмов работы с простой финансовой информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Личностные:
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях,
проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах;
выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах.
Регулятивные
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи,
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание).
Материально-техническое обеспечение содержания урока
компьютер, проектор, пособие для учащихся, раздаточный материал (5 копеек медных, 3 копейки советского периода, 1 копейка, бумажные ассигнации), карточки для физминутки (Приложения 1, 2, 3), буклет (Приложение 4), презентация (Приложение 5), жетоны (Приложение 6).