Квест-игра «Сказы Павла Петровича Бажова»

1
0
Материал опубликован 4 February

Павлова Надежда Вячеславовна, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

Конспект урока обобщения и систематизации знаний по

литературному чтению Квест-игра «Сказы Павла Петровича Бажова», 4 класс

Тема: Сказы П.П. Бажова

Тип: урок обобщения и систематизации знаний

Цель: обобщить и систематизировать знания о прочитанных сказах Бажова.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

учащиеся получат возможность учиться выделять характерные черты произведений писателя, путем установления причинно-следственных связей;

формировать умение выделять произведения по жанрам, по определённым признакам;

получат возможность ставить и задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

отрабатывать умение осознанно выразительно читать.

будут учиться формулировать учебную задачу, оценивать свои достижения;

будут получать возможность развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунок, таблица),


работать над формированием умения проявлять самостоятельность и ответственность за свою деятельность;

будут учиться давать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

будут работать над формированием уважительного отношения к Отечеству, языку, культуре, истории своего государства.

Межпредметные связи: окружающий мир, история, изобразительное искусство, русский язык.

Ресурсы урока: книги П.П. Бажова, камни-самоцветы, физическая карта России, презентация.





Ход урока


Мотивация познавательной деятельности.


- Здравствуйте! Начинаем наш урок литературного чтения. А вы любите приключения, тайны и загадки? (Да) Тогда я предлагаю прости квест-игру и назвать его «Сокровища малахитовой шкатулки».

-Ребята, попробуйте объяснить значение слова «квест». (Квест – это поиск, приключение, как правило, игровое, в ходе которого участники должны выполнить ряд заданий, чтобы достичь цели.)


Актуализация необходимых знаний.


- «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Горный мастер», «Серебряное копытце». Имя какого автора у вас возникает в памяти, когда вы слышите эти слова? (Бажов)

- А что вы знаете об этом писателе? (Родина П. П. Бажова - Уральский край.

Уральская земля богата поделочными камнями, самоцветами и сказами Бажова.) Покажите на карте, где находятся Уральские горы.

- Выскажите свои предположения над какой целью урока мы будем работать.

-Что объединяет произведения Бажова? (Он рассказывает о тяжелой, подневольной жизни рудничных рабочих, добывающих железо и медь, малахит и драгоценные камни, о вдохновенном труде крепостных мастеров, сумевших вдохнуть жизнь в мертвый камень.)

- Первой удивительной книгой была «Малахитовая шкатулка». Она переведена на 100 языков мира.


Организация познавательной деятельности.


- Ребята, послушайте описание и скажите, о ком идет речь.


«Девка небольшого росту, из себя ладная...»


«А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь‑ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.»


«И платье на ней – на Хозяйке‑то – меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает.» 


В класс заходит хозяйка медной горы.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы узнали меня. Посмотрите, что у меня есть. Верно, это шкатулка. Она сделана нашими умельцами из уральского камня – змеевика. Давайте посмотрим, что в ней. Пусто. Ой, как жаль. А мне так хотелось порадовать вас самоцветами. Что же делать? (Нужно отыскать сокровища.) Вы мне должны помочь. Вам нужно пройти квест-игру, и тогда самоцветы вновь вернутся в шкатулку.


- Кто знает, что такое квест?

(Квест – это поиск, приключение, как правило, игровое, в ходе которого участники должны выполнить ряд заданий, чтобы достичь цели.

Сегодня в квесте участвует 2 команды. (На партах у детей лежат номерки.)


- Ребята, давайте вспомним правила работы в группе.

(Игроки в своей команде выполняют задания по очереди. Подсказывать другой команде и выкрикивать свой ответ нельзя.)


-За каждый правильный ответ или выполненное задание команда будет получать камень-самоцвет.

-Прошу команды занять свои места и выбрать капитанов.


4. Обобщение полученных знаний.

- Рассмотрите маршрутный лист квеста.



Станция

Результат

1.Разминка. Найди отличия.


2. Фотозагадки.


3. Так всё начиналось.


4. Главные герои.


5. Конкурс капитанов.


6. Путаница.



Станция №1. Разминка. Найди отличия.

- П.П. Бажов ввел новый литературный жанр – сказ. Давайте вспомним отличие сказа от сказки. Команда №1 находит признаки сказки, а команда №2 - признаки сказа.


Сказка

Сказ

Есть традиционный зачин

Зачина нет

Нет образа рассказчика

Есть образ рассказчика

Волшебные герои или добрые, или злые

Нет деления на добрых и злых героев

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание

Волшебная сила присуща героям изначально

Не имеют реальной основы

Имеют реальную основу

Станция №2. Фотозагадки.

- Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды и драгоценные камни, но и изготавливали из самоцветов различные изделия.

Посмотрите на фотографии и вспомните из какого камня они сделаны.


Станция №3. Так всё начиналось.


- Я буду читать начало сказа, а вы говорите его название. (По очереди зачитываю отрывки каждой команде.

«Жил в нашем заводе старик один. Семьи у него не осталось, он и придумал взять в дети сиротку…» («Серебряное копытце»)

«Росли в нашем заводе два парнишечка, по близкому соседству: Ланко Пужанко да Лейко Шапочка.

Кто и за что им такие прозвания придумал, это сказать не умею. Меж собой эти ребята дружно жили. Под стать подобрались. Умишком вровень, силенкой вровень, ростом и годами тоже. И в житье большой различки не было.» («Голубая змейка»)

«Сидели раз старатели вкруг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко, лет так восьми, не больше. Давно всем спать пора, да разговор занятный пришёлся…» («Огневушка-поскакушка»).

«Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. День праздничный был, и жарко — страсть…» («Медной горы хозяйка»)

Станция №4. Главные герои.


- На уроке мы читали сказ «Серебряное копытце». Назовите главных героев сказа. (Старик Кокованя, девочка Даренка, кошка, козлик.) А сейчас каждый игрок команды составит синквейн, выбрав одного героя. Кто забыл, как его составлять, для вас подсказка на слайде.

t1738692465aa.jpg

Станция №5. Конкурс капитанов.


- А у капитанов команд другое задание. Они будут разгадывать кроссворд.

t1738692465ab.png


По горизонтали:

1. Серебряное копытце это…      

4. Зимой, собираясь в лес, старик уложил охотничий припас на ручные...         

6. Фамилия девочки.   

8. Девочка называла старика…   

10. Зелёный камень. 


По вертикали:

2.У покосных ложков с очагом и окошечком поставлен хороший зимний       

3.Это Дарёнка взяла с собой в лес, чтобы поймать Серебряное копытце            5. Козлик ножкой выбивал дорогие…            

7. Летом старик пески промывает, добывает…   

 9. Прозвище старика.

    

Станция №6. Путаница.


- Ребята, сказы Павла Петровича Бажова ночью перепутались, и я сегодня их обнаружила вот в таком виде: … (не зачитывать)

Огневушка змейка;

Голубая шкатулка;

Малахитовая веточка;

Таюткино копытце;


Синюшкин волос;

Хрупкая Поскакушка;

Золотой колодец;

Серебряное зеркальце.


Итог урока.


Хозяйка медной горы.


- Ребята, все станции квеста вами успешно пройдены. Молодцы! Вы показали свои знания, умения помогать друг другу и работать в команде.


- Давайте подсчитаем самоцветы. (Дети считают.) Победителем стала команда №…, давайте поприветствует ее. II место заняла команда №…


- Спасибо вам, ребята, вы помогли вернуть все мои сокровища. Давайте сложим их в шкатулку. А за ваши старания, умения и знания я дарю вам свою шкатулку. Пусть она напоминает вам о нашей встрече и об уральских сказах П.П.Бажова. До свидания, ребята.


Рефлексия.t1738692465ac.gif


- Наш урок подошел к концу, а сказов у Павла Петровича Бажова еще много. «Мы ведь что! Сверху поковыряли маленько, а копни-ка поглубже…» Как глубокий Синюшкин колодец еще ждет добытчиков, так и книги со сказами Бажова будут ждать своих читателей, чтобы рассказать новые интересные истории о земле Уральской.

- У вас на партах лежат смайлики. Поднимите тот, который соответствует вашей оценке на уроке. (Поднимают.)


t1738692465ad.jpg


- Всем спасибо за урок! До скорой встречи, ребята!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.