Квест-игра «Сказы Павла Петровича Бажова»
Павлова Надежда Вячеславовна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Конспект урока обобщения и систематизации знаний по
литературному чтению Квест-игра «Сказы Павла Петровича Бажова», 4 класс
Тема: Сказы П.П. Бажова | Тип: урок обобщения и систематизации знаний | ||
Цель: обобщить и систематизировать знания о прочитанных сказах Бажова. | |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
учащиеся получат возможность учиться выделять характерные черты произведений писателя, путем установления причинно-следственных связей; формировать умение выделять произведения по жанрам, по определённым признакам; получат возможность ставить и задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; отрабатывать умение осознанно выразительно читать. | будут учиться формулировать учебную задачу, оценивать свои достижения; будут получать возможность развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунок, таблица), | работать над формированием умения проявлять самостоятельность и ответственность за свою деятельность; будут учиться давать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; будут работать над формированием уважительного отношения к Отечеству, языку, культуре, истории своего государства. | |
Межпредметные связи: окружающий мир, история, изобразительное искусство, русский язык. | |||
Ресурсы урока: книги П.П. Бажова, камни-самоцветы, физическая карта России, презентация. |
Ход урока
Мотивация познавательной деятельности.
- Здравствуйте! Начинаем наш урок литературного чтения. А вы любите приключения, тайны и загадки? (Да) Тогда я предлагаю прости квест-игру и назвать его «Сокровища малахитовой шкатулки».
-Ребята, попробуйте объяснить значение слова «квест». (Квест – это поиск, приключение, как правило, игровое, в ходе которого участники должны выполнить ряд заданий, чтобы достичь цели.)
Актуализация необходимых знаний.
- «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Горный мастер», «Серебряное копытце». Имя какого автора у вас возникает в памяти, когда вы слышите эти слова? (Бажов)
- А что вы знаете об этом писателе? (Родина П. П. Бажова - Уральский край.
Уральская земля богата поделочными камнями, самоцветами и сказами Бажова.) Покажите на карте, где находятся Уральские горы.
- Выскажите свои предположения над какой целью урока мы будем работать.
-Что объединяет произведения Бажова? (Он рассказывает о тяжелой, подневольной жизни рудничных рабочих, добывающих железо и медь, малахит и драгоценные камни, о вдохновенном труде крепостных мастеров, сумевших вдохнуть жизнь в мертвый камень.)
- Первой удивительной книгой была «Малахитовая шкатулка». Она переведена на 100 языков мира.
Организация познавательной деятельности.
- Ребята, послушайте описание и скажите, о ком идет речь.
«Девка небольшого росту, из себя ладная...»
«А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь‑ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.»
«И платье на ней – на Хозяйке‑то – меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает.»
В класс заходит хозяйка медной горы.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы узнали меня. Посмотрите, что у меня есть. Верно, это шкатулка. Она сделана нашими умельцами из уральского камня – змеевика. Давайте посмотрим, что в ней. Пусто. Ой, как жаль. А мне так хотелось порадовать вас самоцветами. Что же делать? (Нужно отыскать сокровища.) Вы мне должны помочь. Вам нужно пройти квест-игру, и тогда самоцветы вновь вернутся в шкатулку.
- Кто знает, что такое квест?
(Квест – это поиск, приключение, как правило, игровое, в ходе которого участники должны выполнить ряд заданий, чтобы достичь цели.
Сегодня в квесте участвует 2 команды. (На партах у детей лежат номерки.)
- Ребята, давайте вспомним правила работы в группе.
(Игроки в своей команде выполняют задания по очереди. Подсказывать другой команде и выкрикивать свой ответ нельзя.)
-За каждый правильный ответ или выполненное задание команда будет получать камень-самоцвет.
-Прошу команды занять свои места и выбрать капитанов.
4. Обобщение полученных знаний.
- Рассмотрите маршрутный лист квеста.
Станция | Результат |
1.Разминка. Найди отличия. | |
2. Фотозагадки. | |
3. Так всё начиналось. | |
4. Главные герои. | |
5. Конкурс капитанов. | |
6. Путаница. |
Станция №1. Разминка. Найди отличия.
- П.П. Бажов ввел новый литературный жанр – сказ. Давайте вспомним отличие сказа от сказки. Команда №1 находит признаки сказки, а команда №2 - признаки сказа.
Сказка | Сказ |
Есть традиционный зачин | Зачина нет |
Нет образа рассказчика | Есть образ рассказчика |
Волшебные герои или добрые, или злые | Нет деления на добрых и злых героев |
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание | Волшебная сила присуща героям изначально |
Не имеют реальной основы | Имеют реальную основу |
Станция №2. Фотозагадки.
- Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды и драгоценные камни, но и изготавливали из самоцветов различные изделия.
Посмотрите на фотографии и вспомните из какого камня они сделаны.
Станция №3. Так всё начиналось.
- Я буду читать начало сказа, а вы говорите его название. (По очереди зачитываю отрывки каждой команде.
«Жил в нашем заводе старик один. Семьи у него не осталось, он и придумал взять в дети сиротку…» («Серебряное копытце»)
«Росли в нашем заводе два парнишечка, по близкому соседству: Ланко Пужанко да Лейко Шапочка.
Кто и за что им такие прозвания придумал, это сказать не умею. Меж собой эти ребята дружно жили. Под стать подобрались. Умишком вровень, силенкой вровень, ростом и годами тоже. И в житье большой различки не было.» («Голубая змейка»)
«Сидели раз старатели вкруг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко, лет так восьми, не больше. Давно всем спать пора, да разговор занятный пришёлся…» («Огневушка-поскакушка»).
«Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. День праздничный был, и жарко — страсть…» («Медной горы хозяйка»)
Станция №4. Главные герои.
- На уроке мы читали сказ «Серебряное копытце». Назовите главных героев сказа. (Старик Кокованя, девочка Даренка, кошка, козлик.) А сейчас каждый игрок команды составит синквейн, выбрав одного героя. Кто забыл, как его составлять, для вас подсказка на слайде.
Станция №5. Конкурс капитанов.
- А у капитанов команд другое задание. Они будут разгадывать кроссворд.
По горизонтали:
1. Серебряное копытце это…
4. Зимой, собираясь в лес, старик уложил охотничий припас на ручные...
6. Фамилия девочки.
8. Девочка называла старика…
10. Зелёный камень.
По вертикали:
2.У покосных ложков с очагом и окошечком поставлен хороший зимний
3.Это Дарёнка взяла с собой в лес, чтобы поймать Серебряное копытце 5. Козлик ножкой выбивал дорогие…
7. Летом старик пески промывает, добывает…
9. Прозвище старика.
Станция №6. Путаница.
- Ребята, сказы Павла Петровича Бажова ночью перепутались, и я сегодня их обнаружила вот в таком виде: … (не зачитывать)
Огневушка змейка; Голубая шкатулка; Малахитовая веточка; Таюткино копытце; | Синюшкин волос; Хрупкая Поскакушка; Золотой колодец; Серебряное зеркальце. |
Итог урока.
Хозяйка медной горы.
- Ребята, все станции квеста вами успешно пройдены. Молодцы! Вы показали свои знания, умения помогать друг другу и работать в команде.
- Давайте подсчитаем самоцветы. (Дети считают.) Победителем стала команда №…, давайте поприветствует ее. II место заняла команда №…
- Спасибо вам, ребята, вы помогли вернуть все мои сокровища. Давайте сложим их в шкатулку. А за ваши старания, умения и знания я дарю вам свою шкатулку. Пусть она напоминает вам о нашей встрече и об уральских сказах П.П.Бажова. До свидания, ребята.
Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу, а сказов у Павла Петровича Бажова еще много. «Мы ведь что! Сверху поковыряли маленько, а копни-ка поглубже…» Как глубокий Синюшкин колодец еще ждет добытчиков, так и книги со сказами Бажова будут ждать своих читателей, чтобы рассказать новые интересные истории о земле Уральской.
- У вас на партах лежат смайлики. Поднимите тот, который соответствует вашей оценке на уроке. (Поднимают.)
- Всем спасибо за урок! До скорой встречи, ребята!