Лабораторная работа «Управляемые мосты» для студентов СПО «Автомеханик»

3
0
Материал опубликован 9 November 2018 в группе

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Седельниковский агропромышленный техникум»


 

Лабораторная работа

«Управляемые мосты»

МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик



 

Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения


 

Седельниково, Омской области, 2017


 

Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»

Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля 1999 N 16-52-58 ин/16-13 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования", требованиями ФГОС СПО, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.

МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Тема: Несущая система, подвеска, колеса.

Тема занятия: лабораторная работа «Управляемые мосты».

Время: 2 часа.

Цели работы: изучить устройство и работу передних управля­емых неразрезных и разрезных мостов; приобрести навыки в разборке и сборке мостов.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ с изучением устройства и работы передних управля­емых неразрезных и разрезных мостов; приобрести навыки в разборке и сборке мостов.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ передних управля­емых неразрезных и разрезных мостов.


 

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением устройства и работы передних управля­емых неразрезных и разрезных мостов.


 

Требования к результатам усвоения учебного материала.

Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы должен:

иметь практический опыт:

- снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля.

уметь:

- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.

знать:

- устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

- назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Литература:

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования /Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб.пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

Оборудование: передние неразрезные и разрезные управляе­мые мосты в сборе; приспособления для разборки и сборки меха­низмов; параллельные тиски; наборы рожковых, накидных и тор­цовых ключей; выколотки.

Содержание работы: по плакатам и с помощью учебника изу­чить устройство мостов, последовательность их разборки и сборки.

Передние оси могут быть как разрезными, так и неразрезными. Неразрезные передние оси устанавливаются на грузовых автомобилях, а разрезные на легковых.

Основной деталью неразрезной передней оси является балка 20 (рис. 1) двутаврового сечения. На концах балки с обеих сторон имеются проушины для присоединения к ним с помощью шквор­ней 9 поворотных кулаков (цапф) 11. Для уменьшения изнашива­ния проушин поворотных кулаков в них запрессовываются втул­ки 10. Между проушинами поворотного кулака и балки вставля­ется регулировочная прокладка 13, а под балкой между проуши­нами для облегчения поворота колеса вставляется опорный шари­ковый подшипник, закрытый защитным колпаком 23. Смазывают­ся шкворень и втулки посредством пресс-масленки 24, заправлен­ной консистентной смазкой. На двух разнесенных роликовых конических подшипниках, напрессованных на поворотный кулак, вращается ступица 3 переднего колеса. На фланце ступицы за­креплены шпильки для крепления колеса. На этом же фланце внутри болтами крепится тормозной диск 4. По обе стороны тор­мозного диска установлены тормозные колодки 6. Для торможе­ния передних колес имеется корпус тормозной скобы 8, внутри которой устроен цилиндр гидравлического привода тормозных механизмов с поршнем 7. Рабочая жидкость в цилиндры подво­дится с помощью шлангов через штуцеры. На поворотом кула­ке имеется поворотный рычаг 15 рулевого управления. На нем закреплены пальцы 14 и 16 рулевых тяг. К шаровому пальцу 14 присоединяется наконечник поперечной 19 рулевой тяги, а к ша­ровому пальцу 16продольная 18 рулевая тяга.

 

Рис. 1. Передняя ось:

I - гайка; 2шайба; 3 — ступица; 4 — тормозной диск; 5 основание тор­мозной скобы; 6 тормозные колодки; 7 — поршень; 8 — корпус тормозной скобы; 9 — шкворень; 10 — втулка шкворня; 11 поворотный кулак; 12 уплотнительное кольцо; 13 — регулировочная прокладка; 14 и 16 — пальцы рулевых тяг; 15 — поворотный рычаг; 17 — сошка; 18 продольная рулевая тяга; 19 поперечная рулевая тяга; 20 балка; 21 хомут; 22стопорный штифт; 23 — защитный колпак; 24 — пресс-масленка; 25 щит; 26колпак колеса; 27колпак ступицы

Затяжка конических роликоподшипников поворотного кулака производится регулировочной гайкой 1, под которой устанавлива­ется шайба 2. После окончания регулировки гайка шплинтуется и закрывается резьбовым колпаком 27 ступицы.

Передние оси автомобилей повышенной проходимости с ко­лесной формулой 4x4 или 6x6 одновременно ведущие и управля­емые. Они представляют собой кожух, в центральной части кото­рого смонтированы главная передача и дифференциал. Полуоси и а таких автомобилях для обеспечения поворота делаются разрез­ными. Ведущая и ведомая части полуоси для обеспечения поворо­та управляемых колес соединяются карданами.

Шариковые карданы равных скоростей состоят из ведущего 5 (рис. 2) и ведомого 8 кулаков. В них выполнены канавки специ­ального профиля, в которые помещено четыре ведущих шарика. Пятый шар центрирующий, расположен в гнезде в центре ку­лаков.

Рис. 2. Привод к передним колесам автомобиля с колесной формулой 4x4:

1 — ведущая муфта; 2 и 4 гайки подшипников; 3 — стопорная шайба; 5 — ведущий кулак; 6 — шкворень; 7 — цапфа; 8 — ведомый кулак; 9 — колесо; 10 пружина; 11— стопор; 12 колпак.

Ведущая полуось соединяется шлицами с полуосевым зуб­чатым колесом дифференциала. Ось ведомого кулака с помощью шлицевой ведущей муфты 1 соединяется со ступицей колеса. Сту­пица вращается на двух конических роликоподшипниках на пово­ротной цапфе 7. Затяжка подшипников осуществляется регулировочной гайкой 4. От свободного вращения эта гайка удерживает­ся стопорной шайбой 3 и контргайкой 2. Шариковый кардан рас­полагается в полусферической оконечности полуосевого рукава кожуха ведущего моста. В эту полусферическую оконечность зап­рессованы два шкворня 6, и на них на конических роликопод­шипниках закреплены болтами наружная и внутренняя получашки. К внутренней получашке болтами прикреплена поворотная цапфа. Для предотвращения загрязнения кардана и вытекания масла наружная получашка имеет уплотнительную муфту. К фланцу ступицы прикреплены шпильки для установки и крепления с помощью гаек колеса 9.

На автомобилях семейства «ГАЗель» с колесной формулой 4x4 передняя ось состоит из переднего картера, выполненного как единое целое с фланец-вилкой. В верхнюю проушину фланец-вилки запрессовывается шкворень. Нижняя нроушина выполнена в виде вилки, в нее также запрессовывается шкворень. Оба шквор­ня запрессовываются в проушины после установки на место по­луоси и поворотной цапфы в сборе с фланцем и тормозным щи­том. С помощью клиновых стопорных штифтов шкворни фикси­руются в определенном положении. Поворотная цапфа поворачи­вается на шкворнях на конических роликоподшипниках. Между средней проушиной картера переднего моста и проушиной пово­ротной цапфы укладывается упорный шариковый подшипник, уп­лотненный кольцом. Смазываются подшипники шкворней с помо­щью масленок. Для контроля качества подачи смазочного матери­ала к подшипникам шкворней служат специальные отверстия с пробками. Верхний шкворень закрывается крышкой, выполнен­ной как одно целое с поворотным рычагом. Фланец поворотной цапфы также изготовляется с рычагом, к которому с помощью ша­рового пальца присоединяется поперечная рулевая тяга. Ограни­чение угла поворота управляемых колес достигается регулировоч­ным болтом с контргайкой.

Ступица колеса вращается на поворотной цапфе на двух кони­ческих роликоподшипниках. Место их установки определено двумя кольцевыми буртиками на внутренней поверхности ступицы. Легко­вые автомобили имеют независимую подвеску передних колес, т. е. передняя ось разрезная. Состоит она из балки, закрепленной на подрамнике автомобиля, двух верхних рычагов, двух нижних рыча­гов и соединяющей их стойки. Верхние и нижние рычаги шарнир­но соединяются с балкой. На соединяющей их стойке имеется две проушины для шкворня, с помощью которого к стойке присоединя­ется поворотная цапфа. На ней на двух конических роликоподшип­никах вращается ступица колеса. Подшипники регулируются раз­резной гайкой. Гайка шплинтуется. На нижних рычагах закреплена чашка пружинной рессоры. Внутри пружины установлен гидравли­ческий амортизатор двустороннего действия.

Порядок снятия ступицы колеса:

отвернуть гайки крепления полуоси и снять пружинные шайбы и разжимные втулки;

освободить контргайку болта для разборки полуоси и, заво­рачивая болт, снять полуось;

отвернуть винты крепления барабана и снять его со ступицы;

отвернуть контргайку, снять стопорную шайбу и отвернуть ипутреннюю гайку со штифтом;

снять ступицу в сборе с подшипниками и уплотпительными манжетами.

Порядок установки ступицы колеса:

установить ступицу с тормозным барабаном на чулок карте­ра заднего моста;

вставить внутреннее кольцо с роликами наружного подшип­ника в отверстие ступицы;

навернуть гайку со штифтом, установить стопорную шайбу и завернуть контргайку до отказа;

установить полуось.

Порядок разборки передней оси:

отвернуть и снять колпак ступицы;

расшплинтовать и отвернуть гайку крепления ступицы, снять шайбу;

снять ступицу с наружным подшипником и тормозным ба­рабаном;

расшплинтовать и отвернуть гайки крепления тормозного диска к фланцу поворотной цапфы, вынуть болты;

снять тормозной диск с цапфы поворотного кулака;

отвернуть масленку и гайку стопора, выбить стопор шкворня;

вынуть шкворень и отсоединить от балки поворотную цап­фу с упорным шариковым подшипником;

спрессовать с шейки поворотной цапфы внутренний кони­ческий роликоподшипник и снять маслоотражатель с уплотни­тельной манжетой.

Разборка другой стороны передней оси производится анало­гично.

Порядок сборки передней оси:

установить балку передней оси фрезерованными площадка­ми под рессоры вверх;

установить поворотные кулаки на балку передней оси: с правой стороны правый поворотный кулак, с левой сторо­ны левый (рычагами рулевой трапеции вниз) так, чтобы от­верстия балки, кулака и шайб совпали; перед постановкой пово­ротных кулаков поставить комплект регулировочных шайб на верхний торец бобышки балки для обеспечения зазора между балкой и торцом большого прилива поворотного кулака не более 15 мм;

установить шкворень в отверстия верхнего прилива кулака, шайб и балки так, чтобы он не выходил из отверстия балки, пред­варительно надев на шкворень с одной стороны уплотнительное кольцо;

поставить упорный подшипник между балкой и малым при­ливом поворотного кулака защитным колпаком вверх;

закрепить шкворни стопорными штифтами с правой и левой стороны, надеть шайбы и завернуть гайки;

надеть на цапфу правого поворотного кулака правый тормоз­ной механизм, на цапфу левого поворотного кулака — левый тор­мозной механизм. При правильной установке длинная лента ферадо колодок тормозных механизмов должна быть направлена вперед;

надеть маслоотражатели на цапфы поворотных кулаков;

вставить в отверстия маслоотражателя тормозного механиз­ма и фланца поворотного кулака по шесть болтов с правой и ле­вой стороны оси, при этом тормозной цилиндр должен быть на­правлен вверх, а козырек маслоотражателя — вниз;

завернуть гайки и зашплинтовать;

смазать внутренние кольца подшипников с роликами и се­параторами в сборе так, чтобы промежутки между роликами и се­параторами были тщательно заполнены смазочным материалом;

поставить в ступицу внутреннее кольцо подшипника с се­паратором в сборе;

запрессовать в ступицу уплотнительную манжету и набить полость ступицы смазочным материалом (уплотнительная манже­та не должна выступать из ступицы более чем на 11 мм);

надеть на правую и левую цапфы поворотного кулака под­собранные ступицы с барабанами;

надеть на цапфы поворотных кулаков внутренние кольца наружных подшипников с роликами и сепараторами в сборе, предварительно протерев обойму;

надеть на цапфы поворотных кулаков упорные шайбы и за­вернуть гайки;

поворачивая тормозной барабан со ступицей, завернуть и затянуть гайку крепления ступицы (поворачивать необходимо для обеспечения правильного положения роликов в подшипниках);

отпустить гайку цапфы поворотного кулака не более чем на 1 / 2 оборота и проверить, насколько свободно вращается тормоз­ной барабан (от толчка рукой), если тормозной барабан не враща­ется свободно, задевает за колодки, нужно устранить причину;

затянуть гайку цапфы поворотного кулака ключом усилием руки до торможения тормозного барабана подшипниками, при затягивании гайки тормозной барабан поворачивать;

отпустить гайку, повернув ее на 3 - 4 прорези коронки до совпадения одной из прорезей с отверстием для шплинта в цап­фе, зашплинтовать гайку;

завернуть колпак в ступицу, предварительно положив в него смазочный материал.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Опишите устройство и работу переднего ведущего моста авто­мобиля.

Каково общее устройство неразрезного переднего управляе­мого моста?

Каково общее устройство разрезного переднего управляемо­го моста?

Опишите назначение и принцип действия управляемого мос­та.

Почему задние колеса автомобилей не имеют сход и развал?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.