Ладошки
Государственное общеобразовательное учреждение
Тульской области «Ефремовский областной центр образования»
Конспект организации и проведения
дидактической игры для детей с лёгкой степенью умственной отсталости
младшего школьного возраста
учителя-логопеда
Гребенкиной Е.И.
Ефремов 2024
Тема | «Тактильные ладошки» | |
Форма организации | Индивидуальная | |
Образовательные области | Игровая деятельность | |
В интеграции: социально-коммуникативное развитие Социализация, развитие общения; познавательное развитие - развитие у детей тактильного восприятия, памяти, мышления, внимания; речевое развитие развитие связной речи, активизация словаря; физическое развитие: - общее моторное развитие. | ||
Цель: | Способствовать развитию связной речи, а также словаря свойств, качеств, признаков. | |
Задачи: | ||
1.Образовательные (навыки, умения) по приоритетной образовательной области | -учить ребёнка различию свойств, качеств и признаков предметов. | |
2. Образовательные задачи, решаемые в интеграции образовательных областей | - учить восприятию пространства и ориентировки в нём; - развивать тактильные, слуховые ощущения, зрительное внимание; - развивать у детей различение цветов. | |
3. Развивающие задачи | - формирование тактильно-двигательного выбора через восприятии пространственного расположения. | |
4. Воспитательные задачи | - воспитывать умение слушать учителя и выполнять задание; - формировать положительные эмоции. | |
Оборудование: | Тактильные ладошки –5 пар, коробка для их хранения. Основа пособия - фанера размером 14х19.7см. Первая пара ладошек вырезана из фетра синего цвета (Рис.1). Вторая пара из гофрированного картона жёлтого цвета (Рис.2). Третья пара вырезана из фольгированной бумаги зелёного и синего цвета (Рис.3). Четвёртая из наждачной бумаги (Рис.4). Пятая пара ладошек из искусственного меха салатового цвета (Рис.5). Шестая пара ладошек сделана из бархатной бумаги красного и жёлтого цвета (Рис.6). | |
Учебно-методический комплект: | Программа, дополнительная литература: 1.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: 2.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 208 с. |
Ход деятельности:
Этап деятельности | Содержание организованной образовательной деятельности | |||
Реализуемые задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей | Примечание | |
1. Организационный мотивационный этап | Коммуникативные, Развивающие и двигательные | Учитель: -Здравствуй, Миша! Какое у тебя настроение? Хочешь со мной поиграть? Раз ,два, три, четыре – Топаем ногами, Раз, два, три, четыре – Хлопаем руками. Руки вытянуть пошире - выполнять соответствующие движения, Раз, два, три, четыре, проговаривая текст хором. Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку. Ребёнок вместе с педагогом выполняет движения. Учитель: Как мне понравилось! Ты старался быть внимательным! А теперь посмотрим- какое задание я приготовила сегодня для тебя. | Ответы на вопросы Выполнение движений | |
2. Содержательный, деятельностный этап | Закрепление умения различать предметы по свойствам, качествам и признакам. | Учитель раскладывает перед ребёнком ладошки. Детям предлагается обследовать текстуру «ладошки» с помощью пальчиков и всей ладони. Различный материал используемый для изготовления «ладошек», позволяет детям охарактеризовать их свойства. Поверхность «ладошки» из наждачной бумаги может вызывать ассоциацию с дорогой, кирпичом, песком, ржавой трубой и т.д. Поверхность из фланелевой ткани помогает представить на ощупь фетровую шляпу, пальто, полотенце. Поверхность из гофрированного картона ассоциируется с щёткой, ребристой доской, карандашами, струнным инструментом, макаронами, грядками и т.д. Поверхность из фольгированной бумаги помогает вызывать ассоциацию с зеркалом, катком, утюгом, водой, стеклом, диском. Поверхность из пробкового материала вызывает ассоциацию с деревом и т.д. Поверхность с мехом: шуба, меховая шапка, ковёр, кошка и т.д.Ощупывая поверхность «ладошки» , привлекая творческое воображение и фантазию, ребёнок называет одно существительное и как можно больше прилагательных к нему. Например: «ладошка» из наждачной бумаги – это дорога. Прилагательные к этому существительному слову: широкая. узкая, ровная, извилистая, оживлённа, безлюдная, длинная, песчаная и т.д. Можно усложнять задачу и составлять предложения по ассоциациям. Например, «ладошка» из гофрированной бумаги – это макароны: «Я сегодня на обед ел вкусные макароны» и т.д. Далее можно выстраивать целые рассказы по ассоциациям. | Игровая, двигательная, ответы на вопросы – коммуникативная | |
3. Рефлексивный этап | | Учитель: какой ты молодец! Прекрасно справился с заданием. Большое спасибо! | | |