Лексическая тема «Космос. Планета Земля»
Родителям рекомендуется: объяснить ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп. Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.
- Какой праздник отмечают 12 апреля? (12 апреля отмечают День космонавтики).
- Что такое космос? (Космос – это то, что окружает землю и другие планеты).
-Что люди запускают в космос? (Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции).
- Как называют человека, который летит на ракете в космос? (Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом).
- Кто был первым космонавтом? (Первым космонавтом был Юрий Гагарин).
- Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? (Это место называется космодром).
- Что надевает космонавт для полёта в космос? (Космонавт надевает космический скафандр).
- Как называется планета, на которой мы живём? (Наша планета называется Земля).
- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? (Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп).
1. Игра «Исправь ошибки Марсианина».
Цель: работа с деформированным предложением.
- Руки моют Вову.
- Рыба ловит лису.
- Башня строит Ваню.
- Цветок рисует девочку.
- Чай пьет Аню.
-Гриб нашёл ёжика.
2. Упражнение «Помоги астроному всё сосчитать».
Цель: согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
Пример: Одна летающая тарелка, две летающих тарелки….и т.д. (блестящий скафандр, большая звезда, яркое созвездие)
3. Игра «Расскажи, как Белка и Стрелка летали в космос».
Цель: употребление в речи приставочных глаголов к слову «летели».
Белка и Стрелка с космодрома…. (вылетели);
Белка и Стрелка в космос…..(полетели);
Белка и Стрелка к луне …..(подлетели);
Белка и Стрелка вокруг луны…..(облетели);
Белка и Стрелка через звезды ….. (пролетели);
Белка и Стрелка на Землю ……(прилетели).
4. Упражнение «Скажи наоборот».
Цель: употребление слов-антонимов.
В солнечный день очень светло, в космосе___(темно)
Летом на солнце очень жарко, а в космосе___
На земле люди совершают движения быстро, а в космосе___
На Земле работать легко, а в космосе___
Космическая станция бывает высокая, а бывает ___
На Земле воздух грязный, а в космосе___
5. Игра «4 лишний».
Цель: учить анализировать, находить родственные слова и исключать слова с другим значением.
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Космос, косматый, космонавт, космический.
Планета, план, планетный, планетарий.
6. Развитие связной речи.
- Послушай рассказ, перескажи, его по картинкам.
"Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, и стоит на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе девять планет. На небе видны созвездия, можно найти Большую Медведицу и Малую Медведицу. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка. Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин».
7. Ответь на вопросы:
- Назови профессию человека, который летает в космос?
- Назови имя и фамилию первого космонавта Земли?
- Назови клички собак, которые первыми полетели в космос?
- Расскажи, как древние люди представляли себе нашу планету?
- Ответь, как называется спутник Земли, который мы можем наблюдать каждую ночь?
- Ответь, вокруг чего вращаются все планеты Солнечной системы?
- Ответь, почему нашу Землю называют так: голубая планета?
8. Упражнение «Раскрась правильно».
Цель: развитие логического мышления, внимания.
Раскрась те ракеты, которые летят направо, - красным цветом, налево - синим, вверх - жёлтым, вниз - зелёным.
9. Упражнение «Обведи по образцу».
Цель: развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики.
-
Отметь звёзды на карте, как показано на образце.
10. Найди инопланетянина
Найди инопланетянина на планете». - Раскрась каждый фрагмент нужным цветом: 1-красным;2- оранжевым; 3- желтым; 4-зелёным; 5- синим.