Лексический материал по теме «Овощи, фрукты»
Тема: «ОВОЩИ. ФРУКТЫ. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ, В ОГОРОДАХ И САДАХ».
(подготовительная к школе группа)
1. Словарь и словообразование
1. Предметный словарь: овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка; фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.
2. Глагольный словарь: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть; расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.
3. Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый; румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.
4. Словарь наречий: рано, поздно, мелко, крупно; вкусно, кисло, сладко, много, мало.
5. Антонимы: крупный - мелкий, рано - поздно, кислый - сладкий, гладкий
- шершавый, сажать – собирать; крупный - мелкий, большой - маленький, зрелый - зеленый, сладкий - кислый, гладкий - шероховатый.
6. Словообразование:
1) приставочных глаголов (выкопать, перекопать...);
2) относительных прилагательных:
пюре из картофеля - картофельное;
суп из овощей – овощной;
салат из капусты – капустный;
сок из фруктов – фруктовый;
компот из груши – грушевый;
сок из яблок – яблочный;
икра из кабачков – кабачковая;
салат из огурцов – огуречный;
салат из моркови – морковный;
салат из свеклы – свекольный;
3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
горох – горошек;
огурец – огурчик;
абрикос – абрикосик;
яблоко – яблочко;
морковь – морковочка;
капуста - капусточка;
лук – лучок;
чеснок – чесночок;
перец – перчик;
картошка – картошечка;
4) сложных слов (овощерезка, картофелечистка);
5) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать);
6) сложных слов (садовод).
7. Подбор родственных слов: овощи, огород; яблоко, сад.
8. Многозначность: салат, лук; косточка, кисть.
2. Грамматический строй
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование прилагательных с существительными:
лук – горький;
яблоко – ароматное.
2. Образование множественного числа существительных.
кабачок – кабачки;
яблоко – яблоки;
баклажан – баклажаны;
помидор – помидоры;
огурец – огурцы;
груша – груши;
свекла – свёклы;
абрикос – абрикосы;
слива – сливы;
фрукт – фрукты;
овощ – овощи;
3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка. Один гранат, мое яблоко, много груш.
4. Предложно-падежное управление.
(Родительный, Творительный, Предложный падежи.)
— Мешок чего?
— Из чего сделан салат? (предлог «из»).
— Корзинка с чем? (предлог «с», «со»)
— Куда сложим урожай? (предлог «в»)
— «Угощайся» - съешь ломтик яблока, груши...
— Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).
— Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем...).
— У меня есть, у меня нет...» (работа с картинками).
— Предлоги; «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками...).
3. Развитие психических функций
1. Загадки.
2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
3. Классификация: зеленые овощи, красные, круглые, треугольные; крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие - маленькие.
4. Игры на восприятие цвета, формы, размера:
— Узнай изображения по контуру.
— Что похоже на мышку? На мячик?
— Чудесный мешочек.
— Узнай на вкус.
— Что изменилось?
— Раскрась овощи.
— Узнай изображения по трафарету.
— Что внутри? (Косточки, семечки).
— Чудесный мешочек.
— Узнай на вкус.
—Чего не стало?
— Раскрась фрукты.
5. Проблемные вопросы:
— Как надолго сохранить овощи?
— Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка?
— Как надолго сохранить фрукты?
— Почему так называют: садовод, сухофрукты?
6. 4-й лишний:
— овощи-фрукты;
— зеленые овощи - красные;
— овальные овощи - треугольные;
— едят сырыми – готовят;
— фрукты - овощи;
— фрукты - продукты;
— сладкие фрукты - кислые фрукты;
— тропические фрукты - фрукты нашей страны.
7. Объясни значение выражений:
— всякому овощу свое время.
4. Связная речь
1. Загадки-описания, сравнительно - описательные рассказы.
2. Описательные рассказы.
3. Рассказы по темам:
— Что можно приготовить из овощей?
— Путь картошки от посадки до кастрюли.
— Сказка о любимом овоще.
— Если бы я был помидором...
— Кто и как ухаживает за садом?
— Птицы - друзья сада.
— Путь яблочного семечка до яблока.
— Рассказ о приготовлении варенья из яблок.
— Чем полезны фрукты?
— Сказка о любимом фрукте.
— Если бы я был яблоком...
5. Развитие графических навыков
Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам и т.д.
Стихи
Приходите в огород Посмотреть, как все растет, Как играют в прятки Огурцы на грядке. Как подсолнухи в картошке Тянут к солнышку ладошки, Как от утренней росы У бобов блестят усы. | Как краснеют у забора Великаны-помидоры. Все растет, все цветет, Никому не тесно. Приходите в огород — Очень интересно. Е. Благинина |
ДЕДУШКА РОХ Дедушка Рох Посеял горох. Землю пахал — Тяжко вздыхал. Когда убирал, Пот утирал. Когда молотил — По пальцу хватил. Зато когда ел, Язык проглотил — До того было вкусно. Польская песенка | КУПИТЕ ЛУК Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку! Купите нашу девочку, Шалунью и плутовку! Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка, Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка! Шотландская песенка |
В САДУ Называют лето красным... Я проснулся утром ясным. Вся в росе, блестит трава. Пышет золотом листва. Обняла меня прохлада. Я открыл калитку сада. Как румян осенний сад! Всюду яблоки висят. Краснобоки, краснощеки, | На ветвях своих высоких Точно солнышки горят, «С добрым утром!» — говорят. Вижу: яблоко упало, На тропинке запылало... Вижу: красную рябинку Дрозд роняет на тропинку... Я скажу наоборот: Осень красная идет! |
САД Я нарисовала Яблоневый сад. Там такие спелые Яблоки висят. Там трава желтеет, Ива у ручья. У забора будка. Знаешь, это чья? В ней живет огромный Пес сторожевой. Он хоть нарисованный, Но совсем живой. Если злой мальчишка В мой полезет сад, Сразу пса увидит, Струсит и назад. С. Капутикян | ПЕРСИК Мы с дедушкой Персик сажали в саду. Три года он рос У нас на виду. Когда же плоды? Не дождусь я никак... И вот наконец — Каждый персик с кулак. Глажу мохнатую кожуру, Белую, Чистую Миску беру. Первые, спелые, Красные, сладкие Персики Дедушке отнесу. |
Загадки
Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? (Картофель) | В огороде вырастаю, А когда созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. (Помидор) |
Скинули с Егорушки Золотые перышки. Заставил Егорушка Плакать без горюшка. (Лук) | Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи — Меня в них ищи. (Капуста) |
Я и черный, я и белый, Я и ловкий, я и смелый, Я без лестниц, без ступеньки На любую влезу стенку. Ус зелененький завью, | В грозди солнышко налью И ребятам-малышам Все до капельки отдам. (Виноград) К. Тангрыкулиев |
Было зеленое платье атласное. Нет, не понравилось, выбрала красное, | Но надоело платье и это, Платье надела синего цвета. (Слива) |
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» У бабушки на грядке выросли загадки: | |
Там и тут, там и тут Сорвала я стручок, Что за зонтики растут? Наша внучка морщит лоб. Это, милая... (укроп) | Пушистый и зеленый хвост На грядках горделиво рос. Ухватился Ваня ловко: — Вылезай на свет... (морковка). |
Круглолица, белолица, Любит вдоволь пить водицы. У нее листочки с хрустом, А зовут ее... (капуста). | Верите — не верите, Мы родом из Америки. В сказке мы синьоры, На грядке...(помидоры). |
А на этой грядке Разыгрались в прятки Зеленые хитрецы, Молодые... (огурцы). | Надавила на бочок. Он раскрылся. Ах! Ох! Покатился...(горох) |
Он из тыквенной родни, На боку лежит все дни, Как зеленый чурбачок Под названьем... (кабачок). |
Текст для пересказа
Давно скосили и убрали луга и поля. Поля опустели, и над ними ходят низкие осенние облака.
Уже выкопали в поле картошку. На огородах собрали красную морковку и желтую сладкую репу. Всех позже срезают капусту — тяжелые светло-зеленые кочаны.
По И. Соколову-Микитову
КАК ЯБЛОКИ СОБИРАЮТ ...
Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тетя. Она доставала яблоки и давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую кучу яблок. Там сидели две тети и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки, повертят, повертят и складывают в корзинки. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без пятнышка — это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят.
Б. Житков
Скороговорка
Груша, девочка мала,
Грушу-дерево трясла.
С груши груши градом,
Груша грушам рада.
С. Погореловский
Пальчиковая гимнастика
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин.
(Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.)
Много нас,
(Показывают 10 пальцев.)
А он один.
(Показывают 1 палец.)
Эта долька — для ежа.
(Загибают большой палец левой руки.)
Эта долька — для стрижа.
(Загибают указательный палец.)
Эта долька — для утят.
(Загибают средний палец.)
Эта долька — для котят.
(Загибают безымянный палец.)
Эта долька — для бобра.
(Загибают мизинец.)
А для волка — кожура.
(Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас — Беда!!!
(Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)
Разбегайтесь — Кто куда!
(«Бегут» пальцами по столу.)
Народная считалка
Игры и упражнения «САДОВНИК»
Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов: «сажать», «белить», «чинить»
Мы вчера в саду гуляли,
(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Мы смородину сажали.
(Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)
Яблони белили мы
Известью, белилами.
(Движение правой рукой вверх-вниз.)
Починили мы забор,
(Имитируют удары молотком.)
Завели мы разговор:
— Ты скажи,
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
(Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)
- Дам в награду
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок,
(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
Г. Сатир
Игры и упражнения
«КАПУСТА»
Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи
Взрослый. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Взрослый. Давайте, заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
(Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Перетерли,
(Хватательные движения обеими руками.)
Посолили
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
И набили плотно в кадку.
(Удары обеими руками по столу.)
Все теперь у нас в порядке.
(Отряхивают руки.)
Источники:
Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М. Граб. — М. : «Издательство Гном и Д», 2005. — 56 с.
Нищева Н.В, Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETCТВО ПРЕСС, 2004.- 528 с.