12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Акимова Юлия Александровна16

Комплект дидактических картинок «Фрукты-овощи»

Актуальность:

Работая с детьми младшего школьного возраста, часто сталкиваюсь с проблемой незнания элементарных предметов окружающего мира. Часто работу по обогащению словарного запаса детей начинаю именно с темы «Фрукты и овощи». Довольно часто дети (а особенно, дети с особыми потребностями обучения) не знают названия даже самых распространенных фруктов и овощей. Данный комплект карточек можно использовать в различных амплуа, примеры использования приведены ниже.

Дисциплина:

Логопедия, дефектология, психология, дошкольники, начальные классы.

Тема:

Фрукты и овощи

Рекомендуемый возраст:

3-9 лет

Цели и задачи:

- Развитие импрессивной речи (пассивного словарного запаса);

- Развитие экспрессивной речи (активного словарного запаса);

- Автоматизация звуков;

- Развитие грамматического строя речи;

- Развитие оптико-пространственных представлений;

- Развитие наглядных и словесных форм мышления;

- Формирование разносторонних представлений о предметах, формах, цветах.

Рекомендуемый тип занятия:

Коррекционное (адаптировать для детей с ОВЗ); познавательное/развивающее.

Требуемые для работы знания и умения ребёнка:

- Знание понятий овощи-фрукты;

- Знание цветов;

- Знание пространственных отношений;

Варианты использования карточек.

1) Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Объяснить, что такое фрукты и что такое овощи, в чём их главное отличие. Назвать изображенные на карточках фрукты и овощи, указывая на их цвета, форму, место выращивания, употребление.

Повторение ребенком всей информации.

Время занятия– 20 минут.

Подходит для детей с ОВЗ (ЗПР, УО, ТНР и т.д.) дошкольного и школьного возраста.

2) Автоматизация звуков.

А) Педагог отбирает картинки овощей и фруктов, в названии которых есть звук, недавно скорректированный в речи ребенка. Показывает картинки ребенку, акцентируя внимание на звуке, ребенок называет картинку, проговаривая звук. Постепенно ускорять показ картинок, автоматизируя тем самым необходимый звук в речи.

Б) Ребёнок сам ищет картинки, в названии которых есть недавно поставленный звук, называет их, правильно проговаривая звуки.

3) Развитие грамматического строя речи.

Когда названия фруктов знакомы, пространственная ориентация не составляет проблемы, геометрические фигуры и цвета предметов давно усвоены, можно приступать к развитию грамматического строя речи: образование имени прилагательного от имени существительного (груша – грушевый, огурец – огуречный), множественного числа от единственного числа (яблоко – яблоки, много яблок; картофель – картофель, много картофеля), склонение имени существительного по падежам (персик, персика, персику, персик, персиком, о персике), образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме (арбуз – арбузик, малина – малинка), согласование существительных с числительными (одна клубника, две клубники, пять клубник) и т.д.

4) Развитие оптико-пространственных представлений.

Формирование и совершенствование понятий «сверху», «снизу», «слева», «справа», «выше», «ниже», «левее», «правее» путем раскладывания картинок и задавая вопросы, что и где находится.

Например, «Найди банан, где он лежит? А что находится левее банана? Что находится ниже банана? Где по отношению к банану находится лимон? А груша? Что изображено в центре? Какие фрукты находятся по краям?» и т.д.

5) Развитие наглядных и словесных форм мышления

Подходит для детей младшего дошкольного возраста или для детей с ЗПР и УО школьного возраста.

А) Педагог называет фрукт или овощ, ребенок его показывает на картинке, ребенок его описывает (круглый, кислый, желтый и т.д.), если необходимо, педагог задает вопросы.

Б) Педагог описывает фрукт или овощ (сладкий, красный, растет на дереве), ребенок угадывает и находит нужное изображение.

В) Педагог выкладывает перед ребенком несколько картинок, одна из которых отличается по одному или нескольку признаков. Ребенок доложен выяснить, какая из картинок лишняя и объяснить почему.

Г) Педагог выкладывает 10-12 картинок, ребенок должен дифференцировать их на несколько групп по заданным признакам (цвет, форма, размер, место выращивания, вкус).

 

Возможный результат работы с дидактическими карточками:

- развитие пассивного и активного словаря ребенка;

- развитие оптико-пространственных представлений;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие наглядных и словесных форм мышления;

- эффективная автоматизация звуков;

- развитие ВПФ и моторики и другие.

Примечание: дидактические карточки можно использовать как сгруппированными, так и разрезанными по одному изображению.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.