Комплект дидактических карточек «Фрукты-овощи»
Комплект дидактических картинок «Фрукты-овощи»
Актуальность:
Работая с детьми младшего школьного возраста, часто сталкиваюсь с проблемой незнания элементарных предметов окружающего мира. Часто работу по обогащению словарного запаса детей начинаю именно с темы «Фрукты и овощи». Довольно часто дети (а особенно, дети с особыми потребностями обучения) не знают названия даже самых распространенных фруктов и овощей. Данный комплект карточек можно использовать в различных амплуа, примеры использования приведены ниже.
Дисциплина:
Логопедия, дефектология, психология, дошкольники, начальные классы.
Тема:
Фрукты и овощи
Рекомендуемый возраст:
3-9 лет
Цели и задачи:
- Развитие импрессивной речи (пассивного словарного запаса);
- Развитие экспрессивной речи (активного словарного запаса);
- Автоматизация звуков;
- Развитие грамматического строя речи;
- Развитие оптико-пространственных представлений;
- Развитие наглядных и словесных форм мышления;
- Формирование разносторонних представлений о предметах, формах, цветах.
Рекомендуемый тип занятия:
Коррекционное (адаптировать для детей с ОВЗ); познавательное/развивающее.
Требуемые для работы знания и умения ребёнка:
- Знание понятий овощи-фрукты;
- Знание цветов;
- Знание пространственных отношений;
Варианты использования карточек.
1) Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Объяснить, что такое фрукты и что такое овощи, в чём их главное отличие. Назвать изображенные на карточках фрукты и овощи, указывая на их цвета, форму, место выращивания, употребление.
Повторение ребенком всей информации.
Время занятия– 20 минут.
Подходит для детей с ОВЗ (ЗПР, УО, ТНР и т.д.) дошкольного и школьного возраста.
2) Автоматизация звуков.
А) Педагог отбирает картинки овощей и фруктов, в названии которых есть звук, недавно скорректированный в речи ребенка. Показывает картинки ребенку, акцентируя внимание на звуке, ребенок называет картинку, проговаривая звук. Постепенно ускорять показ картинок, автоматизируя тем самым необходимый звук в речи.
Б) Ребёнок сам ищет картинки, в названии которых есть недавно поставленный звук, называет их, правильно проговаривая звуки.
3) Развитие грамматического строя речи.
Когда названия фруктов знакомы, пространственная ориентация не составляет проблемы, геометрические фигуры и цвета предметов давно усвоены, можно приступать к развитию грамматического строя речи: образование имени прилагательного от имени существительного (груша – грушевый, огурец – огуречный), множественного числа от единственного числа (яблоко – яблоки, много яблок; картофель – картофель, много картофеля), склонение имени существительного по падежам (персик, персика, персику, персик, персиком, о персике), образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме (арбуз – арбузик, малина – малинка), согласование существительных с числительными (одна клубника, две клубники, пять клубник) и т.д.
4) Развитие оптико-пространственных представлений.
Формирование и совершенствование понятий «сверху», «снизу», «слева», «справа», «выше», «ниже», «левее», «правее» путем раскладывания картинок и задавая вопросы, что и где находится.
Например, «Найди банан, где он лежит? А что находится левее банана? Что находится ниже банана? Где по отношению к банану находится лимон? А груша? Что изображено в центре? Какие фрукты находятся по краям?» и т.д.
5) Развитие наглядных и словесных форм мышления
Подходит для детей младшего дошкольного возраста или для детей с ЗПР и УО школьного возраста.
А) Педагог называет фрукт или овощ, ребенок его показывает на картинке, ребенок его описывает (круглый, кислый, желтый и т.д.), если необходимо, педагог задает вопросы.
Б) Педагог описывает фрукт или овощ (сладкий, красный, растет на дереве), ребенок угадывает и находит нужное изображение.
В) Педагог выкладывает перед ребенком несколько картинок, одна из которых отличается по одному или нескольку признаков. Ребенок доложен выяснить, какая из картинок лишняя и объяснить почему.
Г) Педагог выкладывает 10-12 картинок, ребенок должен дифференцировать их на несколько групп по заданным признакам (цвет, форма, размер, место выращивания, вкус).
Возможный результат работы с дидактическими карточками:
- развитие пассивного и активного словаря ребенка;
- развитие оптико-пространственных представлений;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие наглядных и словесных форм мышления;
- эффективная автоматизация звуков;
- развитие ВПФ и моторики и другие.
Примечание: дидактические карточки можно использовать как сгруппированными, так и разрезанными по одному изображению.